Array ( [_gcl_au] => 1.1.668243886.1708941459 [_ga] => GA1.2.2132051535.1708941460 [_ym_uid] => 1708941460621097943 [_ym_d] => 1708941460 [_langs] => c [rmcookie] => S:gNlU0fCE06ggoUCNTTAWGy-RSXoeAgV4ZtKQw7gxD943648BYH7KH65VluYU6RCW8MsLacyFgI9X0wL_sFs06zstHxfnxHYZz7YHO88DUlYea91I_82Qaa3xum872qKVpJzxxj3KoQXphR7s-anDKuUL2eIXlPFIkDZfkIREcCx7pTbXm79WFASeFIul1SXJE_Ss49cooiIDhkFM8eR9FrNk50UEF3w1J68tuxueJFcYysu_Hb5tkCFUz0XnlW2Igec3jamy8o9AcMGj54V_JSl_yYo9gsfoj7ROLJbjpn-DVgPLlI91IWrf3OpkSYgZkMcREEQTRqlenIOpV1s3bACq6hooDVLFXRF3eTy08jXcCjaw9X01IrGI-ES5MVitsZ17WhHx9xsHyxiDpD26OSwQ-rU0ZDjOQjMbEIi2zMapyYp04mRwQrZnedNudjAE9_ao72uZY8NvmLJr7OpwiOekUZ2xf0Xn3SjeGrTojoBVwmDnJRchpyzFPVwGUZnVESuywn1p0OlNa-BmHVzJnXoC-UCAX4lytu7K9NWLQXZ2NJW7DxG7zR3NMVWoczhNM2ZY1wThg7N2N_HnlWfTvof06lqtg8l6vPnZEEmAsvuvlthtt-b2I5zbGQyCwsfq1fAHxXjNNXmydN3mgg== [otrid] => S:J_iO94Ulh3VAtj7JL1RqQElo5mctzupW0ba7_uoVnuti9HZLCGFP7uLKd2zLjoNecwC60dP_EvQgHmH7rfdePuozcIY1sYLO9ARW8mt3JEgMi2Bi0Sf8yEZEY_PUNfJ2rvnlV7eRHDSdurT86OCuLIGUriD9pRcmxrvvXoG0v20aq7PdAJmTxNQ4xWkWEOECoERz46RpnONcd-9Aa06e9GgOS-0ZIRptC14= [_gid] => GA1.2.1868126464.1713897994 [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b )

Правосудие Божие

Литература по теме

Правосу́дие Бо́жие (Пра́вда Бо́жия) – Божественное свойство, раскрывающее Бога как Судию и Мздовоздаятеля созданных Им разумных существ – людей и ангелов.

«Правда Божия составляет такое свойство в Боге, по которому Он, любя Сам верность нравственному закону, желает, чтобы разумные творения также исполняли закон, а потому предписывает им закон и за исполнение его награждает, а за неисполнение наказывает. Таким образом правда Божия является в двух действиях и называется то правдою законодательною, то правдою мздовоздаятельную».

***

архиепископ Филарет (Гумилевский)

Многие обольщают себя ложною надеждою на милосердие Божие. Иной грешит и не кается и только говорит одно: «Бог милостив, Бог милостив!» Что сказать таковому? Да, скажем, что Бог-то, подлинно, милостив, но Он вместе и правосуден, и воздает каждому по делам его.

Святый Василий Великий учит: «Благ ли есть Бог? – спрашивает он, и отвечает, – да, благ, но и правосуден. Праведного Он награждает по заслугам его, а уклоняющихся в развращение поставит Господь с делающими беззаконие. Милостив ли Бог? Да, милостив; но вместе Он есть Праведный Судия, как и сказано: любит Господь милостыню и суд… Так, милость у Него соединена с правосудием. Так, бывает иногда и хорошая погода, а бывают иногда и гром, и молния. Иногда сияет солнце, а иногда и тьма землю покрывает. Господь посылает и дождь, а иногда дождит на землю и огонь. Одно по благости, а другое по правосудию. Потому убоимся и правосудия Божия, чтобы не услыхать нам грозный глас: или о богатстве благости Его и человеколюбия нерадиши не ведый, яко благость Божья на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собиравши себе гнев в день гнева и праведного суда Божия. И неужели же можно спастись не исполняющим заповедей Господних? И неужели же можно остаться без наказания тому, кто презирает повеленное?.. Нет, на суде Божием станет против нас и само слово Божие и скажет: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя.

Итак, правда, что Господь милостив; но, как видите, Он вместе с тем и правосуден и воздает каждому по делам его. И потому пусть грешники и не обольщают себя безнаказанностью и тщетною надеждою на милосердие Божие. Бог милостив только к кающимся и заботящимся о своем исправлении. А не кающихся и бесстрашных гнев Его ожидает. И на суде Его они услышат: отыдите от Мене, все делающие беззаконие! Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный дьяволу и аггелом его. Аминь. («Пролог в поучениях»).

Цитаты о правосудии Божии

«Любовь всем законам и добродетелям не только Евангельским, но и человеческим – гражданским есть основа; следовательно всякое действие, согласное с законом, согласно и с любовью, и всякая оценка действия, сообразная с законом или правосудная, сообразна и с любовью. Но любовь выше и шире закона. Есть действия любви, не определяемые законом положительным, а они ни мало не противозаконны; но действия, определяемые законом и не исполняемые лицом подзаконным, суть беззаконны и любви противны, хотя бы они клонились к благу кого-либо. Особенно это имеет значение в смысле юридическом. Если судья оправдает виновного против закона или наградит недостойного награды, то хотя и доброе, по-видимому, окажет дело виновному и недостойному, но больше сделает зла, чем добра, нарушив любовь к общему благу, власти и правилам.
И основанием и побуждением и целью правосудия должна быть любовь. Не лучше ли всего решает этот спорный вопрос крест Христов? Какая бесконечно великая там любовь, а вместе какое бесконечно великое правосудие!»
свт. Феофан Затворник

«Говорящим, что Бог … не праведен, не милосерден, не премудр, не всеведущ, и подобные хуления произносящим, – анафема».
анафематизм из чина торжества православия Русской Православной Церкви

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka