Частный суд

***

Ча́стный Суд — Суд Божий над душой чело­века, совер­ша­е­мый после его смерти, пред­ва­ря­ю­щий окон­ча­тель­ное опре­де­ле­ние его участи на Страш­ном Суде.

***

Какова была посмерт­ная участь людей во вре­мена Вет­хого Завета?

В дохри­сти­ан­ские вре­мена душа каж­дого умер­шего чело­века неиз­бежно ока­зы­ва­лась в аду. Ад пред­став­лял собой глу­бо­чай­шую замкну­тую про­пасть, рас­по­ло­жен­ную в недрах земли, и вклю­чал в себя мно­же­ство обособ­лен­ных мест (Еф. 4:9). Разным местам пре­ис­под­ней, или разным тем­ни­цам, соот­вет­ство­вали разные уровни гре­хов­но­сти зато­чён­ных там душ. Среди адовых темниц выде­ля­лись более воз­вы­шен­ные и более низ­мен­ные. Послед­ние пред­на­зна­ча­лись для злост­ных нече­стив­цев (Иез. 32:23) (см. подроб­нее: Рай и ад: два места или два состо­я­ния? ).

Эти тем­ницы насе­ля­лись чело­ве­че­скими душами не по лич­ному про­из­волу, а согласно Божьему реше­нию или Суду: «У Меня отмще­ние и воз­да­я­ние» (Втор.32:35).

Так, о греш­ни­ках сооб­ща­лось, что «как овец, заклю­чат их в пре­ис­под­нюю, смерть будет пасти их» (Пс.48:15). А о пра­вед­ни­ках гово­ри­лось: «души пра­вед­ных в руке Божией, и муче­ние не кос­нется их» (Прем.3:1).

В реа­ли­за­ции опре­де­ле­ний Божьего Суда участ­во­вали добрые ангелы и злые духи. Поло­жим, о пра­вед­ном Лазаре сооб­ща­ется: «Умер нищий и отне­сен был Анге­лами на лоно Авра­амово» (Лк. 16:22). А о безум­ном зем­ле­вла­дельце заме­чено: «Бог сказал ему: безум­ный! в сию же ночь душу твою возь­мут у тебя» (Лк. 12:20). «Взять» и похи­тить чело­ве­че­скую душу — харак­терно для демо­нов. «Гос­поди, Боже мой! — взывал псал­мо­пе­вец… — Да не похи­тит он, как лев, душу мою, когда нет изба­ви­теля и спа­си­теля» (Пс. 7:1–2).

О раз­ли­чии мест посмерт­ного пре­бы­ва­ния пра­вед­ни­ков и без­за­кон­ни­ков рас­ска­зы­ва­ется в притче о бога­том и Лазаре (Лк. 16:22–23). Внут­рен­нее состо­я­ние греш­ни­ков отме­чено там как крайне тяжё­лое и мучи­тель­ное. Кроме того, в притче при­во­дятся слова Авра­ама о невоз­мож­но­сти сво­бод­ного пере­дви­же­ния пра­вед­ни­ков ко греш­ни­кам и наобо­рот: «между нами и вами утвер­ждена вели­кая про­пасть, так что хотя­щие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не пере­хо­дят» (Лк. 16:26).

Что изме­ни­лось с При­ше­ствием Христа?

В резуль­тате Искуп­ле­ния чело­века Сыном Божьим ад пере­стал быть един­ствен­ным, без­аль­тер­на­тив­ным посмерт­ным при­ста­ни­щем душ. Через Подвиг Христа чело­веку открылся вход в Цар­ство Небес­ное. Воз­мож­ность пере­се­ле­ния в Горнее Цар­ство даро­вана всем. Однако реа­ли­зу­е­мость этой воз­мож­но­сти зави­сит от того, насколько жизнь чело­века соот­вет­ствует жизни Христа.

Святые, при­над­ле­жав­шие к ранней Церкви, не имели и тени сомне­ния в том, что душа пра­вед­ного чело­века, по смерти, попа­дает на Небеса. «Ибо знаем, — учил апо­стол Павел — что, когда земной наш дом, эта хижина, раз­ру­шится, мы имеем от Бога жилище на небе­сах, дом неру­ко­тво­рен­ный, вечный» (2Кор. 5:1). Хижина, в этом стихе, озна­чает брен­ное тело, а дом неру­ко­тво­рен­ный и вечный — дом Отца (Ин. 14:2).

О том, что Небес­ных оби­те­лей дости­гает не каждый, известно из слов Иску­пи­теля: «Не всякий, гово­ря­щий Мне: “Гос­поди! Гос­поди!”, войдет в Цар­ство Небес­ное, но испол­ня­ю­щий волю Отца Моего Небес­ного» (Мф. 7:21); «если пра­вед­ность ваша не пре­взой­дет пра­вед­но­сти книж­ни­ков и фари­сеев, то вы не вой­дете в Цар­ство Небес­ное» (Мф. 5:20).

Нече­сти­вые души, отде­лив­шись от тела, попа­дают в геенну, во ад. «И если соблаз­няет тебя рука твоя, — настав­лял Иску­пи­тель, — отсеки ее; лучше тебе увеч­ному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неуга­си­мый»(Мк. 9:43). Он также сви­де­тель­ство­вал: «Кто не пре­бу­дет во Мне, изверг­нется вон, как ветвь, и засох­нет; а такие ветви соби­рают и бро­сают в огонь» (Ин. 15:6).

Как в вет­хо­за­вет­ный, так и в ново­за­вет­ный период посмерт­ное опре­де­ле­ние участи души, в соот­вет­ствии с обе­то­ва­нием — «Я воздам» (Рим.12:19), — про­из­во­дится Божьим Судом: «чело­ве­кам поло­жено одна­жды уме­реть, а потом суд» (Евр.9:27).

Ярким, выра­зи­тель­ным при­ме­ром подоб­ного Суда служат слова Сына Божия, адре­со­ван­ные бла­го­ра­зум­ному раз­бой­нику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Правда, в силу исклю­чи­тель­ных обсто­я­тельств, Божье реше­ние о посмерт­ной судьбе было открыто раз­бой­нику при­жиз­ненно.

Почему Част­ный Суд име­ну­ется Част­ным? 

  1. В отли­чие от буду­щего Страш­ного Суда он совер­ша­ется отно­си­тельно души, а не отно­си­тель­ного цель­ного чело­века.
  2. В отли­чие от Все­об­щего Страш­ного Суда он осу­ществ­ля­ется част­ным обра­зом, при част­ных обсто­я­тель­ствах.
  3. В отли­чие от буду­щего Страш­ного Суда Част­ный Суд не явля­ется окон­ча­тель­ным. Души, при­об­щен­ные к Цар­ству Небес­ному, уже не отпа­дут от Творца; после Страш­ного Суда их бла­жен­ство будет более полным. Что же каса­ется греш­ни­ков, их участь может быть улуч­шена по молит­вам Церкви; на Страш­ном Суде, мило­стью Божьей они могут быть при­чис­лены к Цар­ству святых.

Как про­ис­хо­дит Част­ный Суд?

1) После смерти чело­века отде­лив­ша­яся от тела душа пред­стаёт перед анге­лами: доб­рыми (Лк. 16:22) и злыми (Лк. 12:20). Затем ей над­ле­жит испы­та­ние — про­хож­де­ние мытарств, где особые демоны — лютые и сви­ре­пые мыт­ники, — желая удер­жать вос­хо­дя­щую душу в соб­ствен­ной власти, взыс­ки­вают с неё за все её грехи. На каждом мытар­стве вос­тре­бу­ются опре­де­лен­ные виды грехов, и каждое мытар­ство, в зави­си­мо­сти от сте­пени винов­но­сти души, может слу­жить более или менее дей­ствен­ным пре­пят­ствием для её вос­хож­де­ния на Небо. Добрые ангелы сопро­вож­дают тер­за­е­мую душу, высту­пая в роли заступ­ни­ков и вспо­ми­ная всё доброе. Это про­ис­хо­дит под оком Выс­шего и Непод­куп­ного Судьи. В зави­си­мо­сти от того, насколько испы­ту­е­мая душа ока­зы­ва­ется пра­вед­ной или греш­ной, реша­ется её даль­ней­шая судьба.

Счи­та­ется, что в ряде слу­чаев ангелы бес­пре­пят­ственно воз­но­сят души на Небо. А душу Пре­свя­той Бого­ро­дицы, как сле­дует из Пре­да­ния, вос­при­нял Сам Гос­подь Иисус Хри­стос.

Вопреки голо­слов­ному обви­не­нию, что учение о мытар­ствах — плод жела­ния экзаль­ти­ро­ван­ных про­по­вед­ни­ков выдать меч­та­тель­ное за дей­стви­тель­ное, основу учения о мытар­ствах состав­ляют не вооб­ра­жа­е­мые, а биб­лей­ские тексты. Фор­ми­ро­ва­ние же этого учения про­ис­хо­дило под вли­я­нием откро­ве­ний святым.

Так, сатана прямо назван в Писа­нии князем, гос­под­ству­ю­щим в воз­духе, то есть в той самой обла­сти над­зем­ного про­стран­ства, через кото­рую воз­но­сятся души (Еф. 2:2). О жела­нии демо­нов хва­тать и губить чело­ве­че­ские души сооб­ща­ется через упо­доб­ле­ние ада живому суще­ству, огром­ной рази­ну­той пасти, ищущей кого погло­тить (Ис. 5:13–14). Кроме того, ука­за­нием на уча­стие демо­нов, да и самого диа­вола в улов­ле­нии и истя­за­нии душ, для отцов Церкви слу­жили слова: «под­сте­ре­гает в пота­ен­ном месте, как лев в лого­вище; под­сте­ре­гает в засаде, чтобы схва­тить бед­ного; хва­тает бед­ного, увле­кая в сети свои»(Пс. 9:30). Нако­нец, вспом­ним, что и Сам Гос­подь, чув­ствуя при­бли­же­ние смерт­ного часа, пове­дал уче­ни­кам: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30).

Важ­ней­шим биб­лей­ским сви­де­тель­ством об уча­стии добрых анге­лов в деле посмерт­ного сопро­вож­де­ния душ служит притча о бога­том и Лазаре (Лк.16:22), а также более общие ука­за­ния о помощи анге­лов людям: «Не все ли они суть слу­жеб­ные духи, посы­ла­е­мые на слу­же­ние для тех, кото­рые имеют насле­до­вать спа­се­ние?» (Евр. 1:14).

Сам прин­цип посмерт­ного испы­та­ния души соот­вет­ствует духу Еван­гель­ского Бла­го­ве­стия: «Не обма­ны­вай­тесь: Бог пору­гаем не бывает. Что посеет чело­век, то и пожнет» (Гал. 5:7–8).

2) Иногда под Част­ным Судом под­ра­зу­ме­ва­ется то Боже­ствен­ное реше­ние, кото­рое выно­сится непо­сред­ственно после хож­де­ния души по мытар­ствам. А иногда и само про­хож­де­ние мытарств вклю­ча­ется в объём поня­тия «Част­ный Суд».

Так, свя­ти­тель Кирилл Алек­сан­дрий­ский сви­де­тель­ство­вал, что на мытар­ствах душа обна­ру­жи­вает все свои досто­ин­ства и недо­статки. Опре­де­ле­ние же её участи как раз и фор­ми­ру­ется в про­цессе про­хож­де­ния мытарств. Окон­ча­тель­ное реше­ние этого вопроса явля­ется лишь итогом про­хож­де­ния мытарств (см.: Слово о исходе души и Страш­ном Суде ).

Анто­ний Вели­кий и вовсе созер­цал Част­ный Суд под сим­во­лом духов­ной борьбы. Он видел, как огром­ный вели­кан, высо­той до небес пре­граж­дал путь воз­но­ся­щимся душам руками. Ему помо­гали кры­ла­тые демоны. При этом одни души успешно избе­гали удер­жа­ния, другие же, не сумев его пре­одо­леть, падали вниз, чем вызы­вали радость гиганта (см.: Житие преп. Анто­ния Вели­кого).

Пре­по­доб­ный Мака­рий Алек­сан­дрий­ский, опи­ра­ясь на откро­ве­ние ангела, свя­зы­вал учение о посмерт­ном испы­та­нии душ с посе­ще­нием каждой душой рай­ских садов и адских темниц. По его утвер­жде­нию, отде­лив­шись от тела, душа пер­во­на­чально пре­бы­вает на земле. Затем, на третий день, она воз­во­дится на покло­не­ние Богу. Потом, до девя­того дня ей дано видеть кра­соты Небес­ного Рая, а в девя­тый день она вновь пред­стает перед Вла­ды­кой. После этого, вплоть до соро­ко­вого дня, душа пре­бы­вает в адских глу­би­нах. Затем — Суд (см.: Извле­че­ние из слова об исходе душ пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков).

***

см. МЫТАР­СТВА.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки