Основы православного учения об антихристе

Основы православного учения об антихристе

(3 голоса5.0 из 5)

Учение об антихристе в Ветхом и Новом Завете

I. Ветхозаветные прообразы

Вет­хий Завет – неотъ­ем­ле­мая часть Биб­лии. В его про­ро­че­ских кни­гах при­сут­ствуют про­об­разы гря­ду­щих апо­ка­лип­ти­че­ских собы­тий, кото­рые во всей пол­ноте рас­кры­ва­ются в свете ново­за­вет­ного откро­ве­ния. В этих кни­гах нет пря­мого упо­ми­на­ния об анти­хри­сте. Однако в них встре­ча­ется образ­ное упо­ми­на­ние о пад­шем ангеле, воз­же­лав­шем миро­вого гос­под­ства, а также образ чело­века, воз­же­лав­шего пра­вить миром по своей воле. Эти образы пред­вос­хи­щают уче­ние об анти­хри­сте, изоб­ра­жая над­мен­ный харак­тер и, в то же время, жал­кое поло­же­ние конеч­ных твар­ных существ, отверг­нув­ших бла­жен­ное еди­не­ние со своим бес­ко­неч­ным нетвар­ным Создателем.

1. В книге про­рока Исайи встре­ча­ется «побед­ная песнь царя Вави­лон­ского», где изоб­ра­жа­ется могу­ще­ствен­ный зем­ной тиран, воз­меч­тав­ший о миро­вом вла­ды­че­стве. Этот тиран срав­ни­ва­ется с «утрен­ней звез­дой» — самой яркой на небо­склоне. По мне­нию Свя­тых Отцов, в исто­рии о само­зве­ли­чи­ва­нии и паде­нии тирана ино­ска­за­тельно дан образ пад­шего ангела, вос­хо­тев­шего сво­ими огра­ни­чен­ными силами стать рав­ным Созда­телю. Еврей­ский эпи­тет тирана зву­чит как Хилелъ бен Шахар, что бук­вально озна­чает «све­тило» («ден­ница», «сын зари»), в пере­воде Сеп­ту­а­гинты: «све­то­нос­ный», в пере­воде Вуль­гаты: luciier (люци­фер). Эти имена («ден­ница», «люци­фер») стали обо­зна­че­нием пад­шего ангела. Начи­ная со Св. Иппо­лита Рим­ского, этот отры­вок про­ро­че­ства Исайи упо­треб­ля­ется как про­об­раз бого­бор­че­ского цар­ства анти­хри­ста и его жал­кого конца.

Ис.14:3–27 («Побед­ная песнь на царя Вавилонского»).

(3) И будет в тот день: когда Гос­подь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяж­кого раб­ства, кото­рому ты пора­бо­щен был, (4) ты про­из­не­сешь побед­ную песнь на царя Вави­лон­ского и ска­жешь: как не стало мучи­теля, пре­сек­лось гра­би­тель­ство! (5) Сокру­шил Гос­подь жезл нече­сти­вых, ски­петр вла­дык, (6) пора­жав­ший народы в яро­сти уда­рами неот­вра­ти­мыми, во гневе гос­под­ство­вав­ший над пле­ме­нами с неудер­жи­мым пре­сле­до­ва­нием. (7) Вся земля отды­хает, поко­ится, вос­кли­цает от радо­сти; (8) и кипа­рисы раду­ются о тебе, и кедры ливан­ские, [говоря]: «с тех пор, как ты заснул, никто не при­хо­дит рубить нас». (9) Ад пре­ис­под­ней при­шел в дви­же­ние ради тебя, чтобы встре­тить тебя при входе твоем; про­бу­дил для тебя Рефа­и­мов, всех вождей земли; под­нял всех царей язы­че­ских с пре­сто­лов их. (10) Все они будут гово­рить тебе: и ты сде­лался бес­силь­ным, как мы! и ты стал подоб­ным нам! (11) В пре­ис­под­нюю низ­вер­жена гор­дыня твоя со всем шумом твоим; под тобою под­сти­ла­ется червь, и черви — покров твой! (12) Как упал ты с неба, ден­ница, сын зари! раз­бился о землю, попи­рав­ший народы. (13) А гово­рил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих воз­несу пре­стол мой и сяду на горе в сонме [богов], на краю севера; (14) взойду на высоты облач­ные, буду подо­бен Все­выш­нему». (15) Но ты низ­вер­жен в ад, в глу­бины пре­ис­под­ней. (16) Видя­щие тебя всмат­ри­ва­ются в тебя, раз­мыш­ляют о тебе: «тот ли это чело­век, кото­рый коле­бал землю, потря­сал цар­ства, (17) все­лен­ную сде­лал пусты­нею и раз­ру­шал города ее, плен­ни­ков своих не отпус­кал домой?» (18) Все цари наро­дов, все лежат с честью, каж­дый в своей усы­паль­нице; (19) а ты повер­жен вне гроб­ницы своей, как пре­зрен­ная ветвь, как одежда уби­тых, сра­жен­ных мечом, кото­рых опус­кают в камен­ные рвы, — ты, как попи­ра­е­мый труп, (20) не соеди­нишься с ними в могиле; ибо ты разо­рил землю твою, убил народ твой: во веки не помя­нется имя зло­деев. (21) Готовьте закла­ние сыно­вьям его за без­за­ко­ние отца их, чтобы не вос­стали и не завла­дели зем­лею и не напол­нили все­лен­ной непри­я­те­лями. (22) И вос­стану на них, гово­рит Гос­подь Саваоф, и истреблю имя Вави­лона и весь оста­ток, и сына и внука, гово­рит Гос­подь. (23) И сде­лаю его вла­де­нием ежей и боло­том, и вымету его мет­лою истре­би­тель­ною, гово­рит Гос­подь Саваоф. (24) С клят­вою гово­рит Гос­подь Саваоф: как Я помыс­лил, так и будет; как Я опре­де­лил, так и состо­ится, (25) чтобы сокру­шить Ассура в земле Моей и рас­топ­тать его на горах Моих; и спа­дет с них ярмо его, и сни­мется бремя его с рамен их. (26) Таково опре­де­ле­ние, поста­нов­лен­ное о всей земле, и вот рука про­стер­тая на все народы, (27) ибо Гос­подь Саваоф опре­де­лил, и кто может отме­нить это? рука Его про­стерта, — и кто отвра­тит ее?

2. В Книге про­рока Иезе­ки­иля встре­ча­ется виде­ние царя Тира («Слово началь­ству­ю­щему в Тире», «Плач о царе Тир­ском»). В этом виде­нии опи­сы­ва­ется могу­ще­ства царя, воз­же­лав­шего стать рав­ным Богу, и гиб­ну­щего от ужас­ного огня. При этом царь назы­ва­ется «пома­зан­ным херу­ви­мом», «херу­ви­мом осе­ня­ю­щим». Такое наиме­но­ва­ние уни­кально в Биб­лии, поскольку ангель­ское досто­ин­ство при­да­ется язы­че­скому пра­ви­телю. В свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ниях этот отры­вок рас­смат­ри­ва­ется вме­сте с «побед­ной пес­нью на царя Вави­лон­ского» про­рока Исайи. Этот отры­вок мно­гие Свя­тые Отцы отно­сят к пад­шему ангелу, быв­шему в чине херу­вима, но вос­став­шему про­тив Бога и низ­вер­жен­ному с небес. Виде­ния Иезе­ки­иля рас­смат­ри­ва­лось и как про­об­раз воз­вы­ше­ния и паде­ния антихриста.

Иез.28:1–19 («Слово началь­ству­ю­щему в Тире», «Плач о царе Тирском»).

(1) И было ко мне слово Гос­подне: (2) Сын чело­ве­че­ский! Скажи началь­ству­ю­щему в Тире : так гово­рит Гос­подь Бог: за то, что воз­нес­лось сердце твое и ты гово­ришь: «я бог, вос­се­даю на седа­лище божием, в сердце морей », и, будучи чело­ве­ком, а не Богом, ста­вишь ум свой наравне с умом Божиим, — (3) вот, ты пре­муд­рее Дани­ила, нет тайны, сокры­той от тебя; (4) твоею муд­ро­стью и твоим разу­мом ты при­об­рел себе богат­ство и в сокро­вищ­ницы твои собрал золота и серебра; (5) боль­шою муд­ро­стью твоею, посред­ством тор­говли твоей, ты умно­жил богат­ство твое, и ум твой воз­гор­дился богат­ством твоим, — (6) за то так гово­рит Гос­подь Бог: так как ты ум твой ста­вишь наравне с умом Божиим, (7) вот, Я при­веду на тебя ино­зем­цев, лютей­ших из наро­дов, и они обна­жат мечи свои про­тив кра­соты твоей муд­ро­сти и помра­чат блеск твой; (8) низ­ве­дут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смер­тью уби­тых. (9) Ска­жешь ли тогда пред твоим убий­цею: «я бог», тогда как в руке пора­жа­ю­щего тебя ты будешь чело­век, а не бог? (10) Ты умрешь от руки ино­зем­цев смер­тью необ­ре­зан­ных; ибо Я ска­зал это, гово­рит Гос­подь Бог.

(11) И было ко мне слово Гос­подне: (12) Сын чело­ве­че­ский! Плачь о царе Тир­ском и скажи ему: так гово­рит Гос­подь Бог: ты печать совер­шен­ства, пол­нота муд­ро­сти и венец кра­соты. (13) Ты нахо­дился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были укра­шены вся­кими дра­го­цен­ными кам­нями; рубин, топаз и алмаз, хри­зо­лит, оникс, яспис, сап­фир, кар­бун­кул и изу­мруд и золото, все, искусно уса­жен­ное у тебя в гнез­дыш­ках и нани­зан­ное на тебе, при­го­тов­лено было в день сотво­ре­ния тво­его. (14) Ты был пома­зан­ным херу­ви­мом, чтобы осе­нять, и Я поста­вил тебя на то; ты был на свя­той горе Божией, ходил среди огни­стых кам­ней. (15) Ты совер­шен был в путях твоих со дня сотво­ре­ния тво­его, доколе не нашлось в тебе без­за­ко­ния. (16) От обшир­но­сти тор­говли твоей внут­рен­нее твое испол­ни­лось неправды, и ты согре­шил; и Я низ­верг­нул тебя, как нечи­стого, с горы Божией, изгнал тебя, херу­вим осе­ня­ю­щий, из среды огни­стых кам­ней. (17) От кра­соты твоей воз­гор­ди­лось сердце твое, от тще­сла­вия тво­его ты погу­бил муд­рость твою; зато Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. (18) Мно­же­ством без­за­ко­ний твоих в непра­вед­ной тор­говле твоей ты осквер­нил свя­ти­лища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, кото­рый и пожрет тебя : и Я пре­вращу тебя в пепел на земле перед гла­зами всех, видя­щих тебя. (19) Все, знав­шие тебя среди наро­дов, изу­мятся о тебе; ты сде­ла­ешься ужа­сом, и не будет тебя во веки.

3. В книге про­рока Дани­ила содер­жатся про­ро­че­ства о «неболь­шом роге» и «наг­лом царе», про­ти­во­став­ля­ю­щем себя Творцу. Оба образа отно­си­лись хри­сти­ан­скими экзе­ге­тами к анти­хри­сту как царю, создав­шему послед­нее цар­ство перед Страш­ным Судом и высо­ко­мерно про­ти­во­по­ста­вив­шем себя Создателю.

Дан.2:26–45, 7:1–9:2, 9:21–27, 10:20–12:13

II (1) Во вто­рой год цар­ство­ва­ния Наву­хо­до­но­сора сни­лись Наву­хо­до­но­сору сны, и воз­му­тился дух его, и сон уда­лился от него… (26) Царь ска­зал Дани­илу, кото­рый назван был Вал­та­са­ром: можешь ли ты ска­зать мне сон, кото­рый я видел, и зна­че­ние его? (27) Даниил отве­чал царю и ска­зал: тайны, о кото­рых царь спра­ши­вает, не могут открыть царю ни муд­рецы, ни оба­я­тели, ни тай­но­ведцы, ни гада­тели. (28) Но есть на небе­сах Бог, откры­ва­ю­щий тайны; и Он открыл царю Наву­хо­до­но­сору, что будет в послед­ние дни. Сон твой и виде­ния главы твоей на ложе твоем были такие: (29) ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Откры­ва­ю­щий тайны пока­зал тебе, что будет. (30) А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был муд­рее всех живу­щих, но для того, чтобы открыто было царю разу­ме­ние и чтобы ты узнал помыш­ле­ния сердца тво­его. (31) Тебе, царь, было такое виде­ние: вот, какой-то боль­шой исту­кан; огром­ный был этот исту­кан, в чрез­вы­чай­ном блеске стоял он пред тобою, и стра­шен был вид его. (32) У этого исту­кана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его мед­ные, (33) голени его желез­ные, частью гли­ня­ные. (34) Ты видел его, доколе камень не ото­рвался от горы без содей­ствия рук, уда­рил в исту­кана, в желез­ные и гли­ня­ные ноги его, и раз­бил их. (35) Тогда все вме­сте раз­дро­би­лось: железо, глина, медь, серебро и золото сде­ла­лись как прах на лет­них гум­нах, и ветер унес их, и следа не оста­лось от них; а камень, раз­бив­ший исту­кана, сде­лался вели­кою горою и напол­нил всю землю.

(36) Вот сон! Ска­жем пред царем и зна­че­ние его. (37) Ты, царь, царь царей, кото­рому Бог небес­ный даро­вал цар­ство, власть, силу и славу, (38) и всех сынов чело­ве­че­ских, где бы они ни жили, зве­рей зем­ных и птиц небес­ных Он отдал в твои руки и поста­вил тебя вла­ды­кою над всеми ими. Ты —это золо­тая голова! (39) После тебя вос­ста­нет дру­гое цар­ство, ниже тво­его и еще тре­тье цар­ство, мед­ное, кото­рое будет вла­ды­че­ство­вать над всею зем­лею. (40) А чет­вер­тое цар­ство будет крепко как железо; ибо как железо раз­би­вает и раз­дроб­ляет все, так и оно, подобно все­со­кру­ша­ю­щему железу, будет раз­дроб­лять и сокру­шать. (41) А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины гор­шеч­ной, а частью из железа, то будет цар­ство раз­де­лен­ное, и в нем оста­нется несколько кре­по­сти железа, так как ты видел железо, сме­шан­ное с гор­шеч­ною гли­ною. (42) И как пер­сты ног были частью из железа, так и цар­ство будет частью креп­кое, частью хруп­кое. (43) А что ты видел железо, сме­шан­ное с гли­ною гор­шеч­ного, это зна­чит, что они сме­ша­ются чрез семя чело­ве­че­ское, но не сольются одно с дру­гим, как железо не сме­ши­ва­ется с гли­ною. (44) И во дни тех царств Бог небес­ный воз­двиг­нет цар­ство, кото­рое вовеки не раз­ру­шится, и цар­ство это не будет пере­дано дру­гому народу; оно сокру­шит и раз­ру­шит все цар­ства, а само будет сто­ять вечно, (45) так как ты видел, что камень отторг­нут был от горы не руками и раз­дро­бил железо, медь, глину, серебро и золото. Вели­кий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истол­ко­ва­ние его!

VII (1) В пер­вый год Вал­та­сара, царя Вави­лон­ского, Даниил видел сон и про­ро­че­ские виде­ния головы своей на ложе своем. Тогда он запи­сал этот сон, изло­жив сущ­ность дела. (2) Начав речь, Даниил ска­зал: видел я в ноч­ном виде­нии моем, и вот, четыре ветра небес­ных боро­лись на вели­ком море, (3) и четыре боль­ших зверя вышли из моря, непо­хо­жие один на дру­гого. (4) Пер­вый — как лев, но у него кры­лья орли­ные; я смот­рел, доколе не вырваны были у него кры­лья, и он под­нят был от земли и стал на ноги, как чело­век, и сердце чело­ве­че­ское дано было ему. (5) И вот еще зверь, вто­рой, похо­жий на мед­ведя, стоял с одной сто­роны, и три клыка было во рту у него, между зубами его; ему ска­зано так: «встань, ешь мяса много!» (6) Затем видел я: вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре пти­чьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему. (7) После сего видел я в ноч­ных виде­ниях, и вот зверь чет­вер­тый, страш­ный и ужас­ный и весьма силь­ный; у него боль­шие желез­ные зубы; он пожи­рает и сокру­шает, остатки же попи­рает ногами; он отли­чен был от всех преж­них зве­рей, и десять рогов было у него. (8) Я смот­рел на эти рога, и вот, вышел между ними еще неболь­шой рог, и три из преж­них рогов с кор­нем исторг­нуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза чело­ве­че­ские, и уста, гово­ря­щие высокомерно.
(9) Видел я, нако­нец, что постав­лены были пре­столы, и вос­сел Вет­хий днями; оде­я­ние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; пре­стол Его — как пламя огня, колеса Его — пыла­ю­щий огонь. (10) Огнен­ная река выхо­дила и про­хо­дила пред ним; тысячи тысяч слу­жили Ему, и тьмы тем пред­сто­яли пред Ним; судьи сели, и рас­кры­лись книги. (11) Видел я тогда, что за изре­че­ние высо­ко­мер­ных слов, какие гово­рил рог, зверь был убит в гла­зах моих, и тело его сокру­шено и пре­дано на сожже­ние огню. (12) И у про­чих зве­рей отнята власть их, и про­дол­же­ние жизни дано им только на время и на срок. (13) Видел я в ноч­ных виде­ниях, вот, с обла­ками небес­ными шел как бы Сын чело­ве­че­ский, дошел до Вет­хого днями и под­ве­ден был к Нему. (14) И ему дана власть, слава и цар­ство, чтобы все народы, пле­мена и языки слу­жили ему; вла­ды­че­ство его — вла­ды­че­ство веч­ное, кото­рое не прейдет, и цар­ство его не разрушится.

(15) Востре­пе­тал дух мой во мне, Дани­иле, в теле моем, и виде­ния головы моей сму­тили меня. (16) Я подо­шел к одному из пред­сто­я­щих и спро­сил у него об истин­ном зна­че­нии всего этого, и он стал гово­рить со мною и объ­яс­нил мне смысл ска­зан­ного: (17) «эти боль­шие звери, кото­рых четыре, [озна­чают], что четыре царя вос­ста­нут от земли. (18) Потом при­мут цар­ство свя­тые Все­выш­него и будут вла­деть цар­ством вовек и во веки веков».

(19) Тогда поже­лал я точ­ного объ­яс­не­ния о чет­вер­том звере, кото­рый был отли­чен от всех и очень стра­шен, с зубами желез­ными и ког­тями мед­ными, пожи­рал и сокру­шал, а остатки попи­рал ногами, (20) и о десяти рогах, кото­рые были на голове у него, и о дру­гом, ‑вновь вышед­шем, перед кото­рым выпали три, о том самом роге, у кото­рого были глаза и уста, гово­ря­щие высо­ко­мерно, и кото­рый по виду стал больше про­чих. (21) Я видел, как этот рог вел брань со свя­тыми [Все­выш­него] и пре­воз­мо­гал их, (22) доколе не при­шел Вет­хий днями, и суд дан был свя­тым Все­выш­него, и насту­пило время, чтобы цар­ством овла­дели свя­тые. (23) Об этом он ска­зал: зверь чет­вер­тый — чет­вер­тое цар­ство будет на земле, отлич­ное от всех царств, кото­рое будет пожи­рать всю землю, попи­рать и сокру­шать ее. (24) А десять рогов зна­чат, что из этого цар­ства вос­ста­нут десять царей, и после них вос­ста­нет иной, отлич­ный от преж­них, и уни­что­жит трех царей, (25) и про­тив Все­выш­него будут про­из­но­сить слова и угне­тать свя­тых Все­выш­него; даже воз­меч­тает отме­нить у них [празд­нич­ные] вре­мена и Закон, и они пре­даны будут в руку его до вре­мени и вре­мен и полу­вре­мени. (26) Затем вос­ся­дут судьи и отни­мут у него власть губить и истреб­лять до конца. (27) Цар­ство же и власть и вели­чие цар­ствен­ное во всей Под­не­бес­ной дано будет народу свя­тых Все­выш­него (Изра­илю), кото­рого (народа) цар­ство — цар­ство веч­ное, и все вла­сти­тели будут слу­жить и пови­но­ваться ему. (28) Здесь конец слова. Меня, Дани­ила, сильно сму­щали раз­мыш­ле­ния мои, и лице мое изме­ни­лось на мне; но слово я сохра­нил в сердце моем.

VIII (1) В тре­тий год цар­ство­ва­ния Вал­та­сара царя яви­лось мне, Дани­илу, виде­ние после того, кото­рое яви­лось мне прежде. (2) Видел я в виде­нии, и когда видел, я был в Сузах, пре­столь­ном городе в обла­сти Элам­ской, и видел я в виде­нии, — когда я был у реки Улая. (3) Под­нял я глаза мои и уви­дел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высо­кие, но один выше дру­гого, и выс­ший под­нялся после. (4) Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и ника­кой зверь не мог усто­ять про­тив него; он делал что хотел и вели­чался. (5) Я вни­ма­тельно смот­рел на это, и вот с запада шел козел по лицу всей земли, не каса­ясь земли; у этого козла был вид­ный рог между его гла­зами. (6) Он пошел на того овна, име­ю­щего рога, кото­рого я видел сто­я­щим у реки, и бро­сился на него в силь­ной яро­сти своей. (7) И я видел, как он, при­бли­зив­шись к овну, рас­сви­ре­пел на него и пора­зил овна, и сло­мил у него оба рога; и недо­стало силы у овна усто­ять про­тив него, и он поверг его на землю и рас­топ­тал его, и не было никого, кто мог бы спа­сти овна от него. (8) Тогда козел чрез­вы­чайно воз­ве­ли­чился; но когда он уси­лился, то сло­мился боль­шой рог и на место его вышли четыре, обра­щен­ные на четыре ветра небес­ных. (9) От одного из них вышел неболь­шой рог, кото­рый чрез­вы­чайно раз­росся к югу и к востоку и к пре­крас­ной [стране], (10) и воз­несся до воин­ства небес­ного, и низ­ри­нул на землю часть сего воин­ства и звезд, и попрал их. (11) И даже воз­несся на Вождя воин­ства сего, и отнята была у Него еже­днев­ная жертва, и пору­гано было место свя­тыни Его. (12) И воин­ство пре­дано вме­сте с еже­днев­ною жерт­вою за нече­стие, и он, повер­гая истину на землю, дей­ство­вал и успевал.

(13) И услы­шал я одного свя­того гово­ря­щего, и ска­зал этот свя­той кому-то, вопро­шав­шему: «на сколько вре­мени про­сти­ра­ется это виде­ние о еже­днев­ной жертве и об опу­сто­ши­тель­ном нече­стии, когда свя­тыня и воин­ство будут попи­ра­емы?» (14) И ска­зал: «на две тысячи три­ста вече­ров и утр; и тогда свя­ти­лище очистится ».

(15) вот, стал предо мною как облик мужа. (16) И услы­шал я от сере­дины Улая голос чело­ве­че­ский, кото­рый воз­звал и ска­зал: «Гав­риил! Объ­ясни ему это виде­ние!» (17) И он подо­шел к тому месту, где я стоял, и когда он при­шел, я ужас­нулся и пал на лице свое; и ска­зал он мне: «знай, сын чело­ве­че­ский, что виде­ние это отно­сится к концу вре­мени!» (18) И когда он гово­рил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле; но он при­кос­нулся ко мне и поста­вил меня на место мое (19) и ска­зал: «вот, я откры­ваю тебе, что будет в послед­ние [дни] гнева, ибо это отно­сится к концу опре­де­лен­ного вре­мени. (20) Овен, кото­рого ты видел с двумя рогами, это цари Мидий­ский и Пер­сид­ский. (21) А козел кос­ма­тый — царь Гре­ции, а боль­шой рог, кото­рый между гла­зами его, это пер­вый ее царь; (22) он сло­мился, и вме­сто него вышли дру­гие четыре: это четыре цар­ства вос­ста­нут из этого народа, но не с его силою. (23) Под конец же цар­ства их, когда отступ­ники испол­нят меру без­за­ко­ний своих, вос­ста­нет царь наг­лый и искус­ный в ковар­стве; (24) и укре­пится сила его, хотя и не его силою, и он будет про­из­во­дить уди­ви­тель­ные опу­сто­ше­ния и успе­вать и дей­ство­вать и губить силь­ных и народ свя­тых [Все­выш­него], (25) и при уме его и ковар­ство будет иметь успех в руке его, и серд­цем своим он пре­воз­не­сется, и среди мира погу­бит мно­гих, и про­тив Вла­дыки вла­дык вос­ста­нет, но будет сокру­шен — не рукою. (26) Виде­ние же о вечере и утре, о кото­ром ска­зано, истинно; но ты сокрой это виде­ние, ибо оно отно­сится к отда­лен­ным временам».

(27) И я, Даниил, изне­мог и болел несколько дней; потом встал и начал зани­маться цар­скими делами; я изум­лен был виде­нием сим и не пони­мал его.

IX (1) В пер­вый год Дария, сына Ассу­и­рова, из рода Мидий­ского, кото­рый постав­лен был царем над цар­ством Хал­дей­ским, (2) в пер­вый год цар­ство­ва­ния его я, Даниил, сооб­ра­зил по кни­гам [про­ро­ков] число лет, о кото­ром было слово Гос­подне к Иере­мии про­року, что семь­де­сят лет испол­нятся над опу­сто­ше­нием Иерусалима.
В 9:3–20 содер­жится молитва Дани­ила, обра­щен­ная к Богу, с прось­бой открыть буду­щее «народа свя­тых Всевышнего».

(21) Когда я еще про­дол­жал молитву, муж Гав­риил, кото­рого я видел прежде в виде­нии, быстро при­ле­тев, кос­нулся меня около вре­мени вечер­ней жертвы (22) и вра­зум­лял меня, гово­рил со мною и ска­зал: «Даниил! Теперь я исшел, чтобы научить тебя разу­ме­нию. (23) В начале моле­ния тво­его вышло слово, и я при­шел воз­ве­стить [его тебе], ибо ты муж жела­ний; итак вникни в слово и ура­зу­мей виде­ние. (24) Семь­де­сят сед­мин опре­де­лены для народа тво­его и свя­того города тво­его, чтобы покрыто было пре­ступ­ле­ние, запе­ча­таны были грехи и загла­жены без­за­ко­ния, и чтобы при­ве­дена была правда веч­ная, и запе­ча­таны были виде­ние и про­рок, и пома­зан был Свя­тый свя­тых. (25) Итак знай и разу­мей: с того вре­мени, как вый­дет пове­ле­ние о вос­ста­нов­ле­нии Иеру­са­лима, до пома­зан­ного вождя семь сед­мин и шесть­де­сят две сед­мины; и воз­вра­тится народ и обстро­ятся улицы и стены, но в труд­ные вре­мена. (26) И по исте­че­нии шести­де­сяти двух сед­мин возь­мется пома­зан­ник, и не будет. Город же и свя­ти­лище раз­ру­шены будут наро­дом вождя, и в конце [этого нахлы­нет] потоп, и до конца войны будут опу­сто­ше­ния. (27) И утвер­дит завет для мно­гих одна сед­мина, а в поло­вине сед­мины пре­кра­тится жертва и при­но­ше­ние, и на крыле [свя­ти­лища] будет мер­зость запу­сте­ния, и будут про­дол­жаться опре­де­лен­ные истребления».

В 10:1–19 в ответ на ожи­да­ния Дани­ила к нему явля­ется боже­ствен­ный посла­нец с откровением:

X (20) И он (посла­нец) ска­зал: «Зна­ешь ли, для чего я при­шел к тебе? Теперь я воз­вра­щусь, чтобы бороться с кня­зем Пер­сид­ским; а когда я выйду, то вот, при­дет князь Гре­ции. (21) Впро­чем, я воз­вещу тебе, что начер­тано в истин­ном писа­нии; и нет никого, кто под­дер­жи­вал бы меня в том, кроме Миха­ила, князя вашего.

XI (1) Итак, с пер­вого года Дария Мидя­нина стал я ему под­по­рою и под­креп­ле­нием. (2) Теперь воз­вещу тебе истину: вот, еще три царя вос­ста­нут в Пер­сии; потом чет­вер­тый пре­взой­дет всех вели­ким богат­ством, и когда уаглится богат­ством своим, то под­ни­мет всех про­тив цар­ства Гре­че­ского. (3) И вос­ста­нет царь могу­ще­ствен­ный, кото­рый будет вла­ды­че­ство­вать с вели­кой вла­стью и будет дей­ство­вать по своей воле. (4) Но когда он вос­ста­нет, цар­ство его раз­ру­шится и раз­де­лится по четы­рем вет­рам небес­ным, и не к его потом­кам перей­дет, и не с той вла­стью, с какою он вла­ды­че­ство­вал; ибо раз­дро­бится цар­ство его и доста­нется дру­гим, кроме этих.

(5) И уси­лится южный царь, и один из кня­зей его пере­си­лит его и будет вла­ды­че­ство­вать, и велико будет вла­ды­че­ство его. (6) Но через несколько лет они сбли­зятся, и дочь южного царя при­дет к царю север­ному, чтобы уста­но­вить пра­виль­ные отно­ше­ния между ними; но она не удер­жит силы в руках своих, не устоит и род ее, но пре­даны будут как она, так и Сопро­вож­дав­шие ее, и рож­ден­ный ею, и помо­гав­шие ей в те вре­мена. (7) Но вос­ста­нет отрасль от корня ее, при­дет к вой­ску и вой­дет в укреп­ле­ния царя север­ного, и будет дей­ство­вать в них, и уси­лится. (8) Даже и богов их, исту­каны их с дра­го­цен­ными сосу­дами их, сереб­ря­ными и золо­тыми, уве­зет в плен в Еги­пет и на несколько лет будет сто­ять выше царя север­ного. (9) Хотя этот и сде­лает наше­ствие на цар­ство южного царя, но воз­вра­тится в свою землю. (10) Потом воору­жатся сыно­вья его и собе­рут мно­го­чис­лен­ное вой­ско, и один из них быстро пой­дет, навод­нит и прой­дет, и потом, воз­вра­ща­ясь, будет сра­жаться с ним до укреп­ле­ний его.

(11) И раз­дра­жится южный царь, и высту­пит, сра­зится с ним, с царем север­ным, и выста­вит боль­шое вой­ско, и пре­дано будет вой­ско в руки его. (12) И обод­рится вой­ско, и сердце [царя] воз­не­сется; он низ­ло­жит мно­гие тысячи, но от этого не будет силь­нее. (13) Ибо царь север­ный воз­вра­тится и выста­вит вой­ско больше преж­него, и через несколько лет быстро при­дет с огром­ным вой­ском и боль­шим богат­ством. (14) В те вре­мена мно­гие вос­ста­нут про­тив южного царя, и мятеж­ные из сынов тво­его народа под­ни­мутся, чтобы испол­ни­лось виде­ние, и падут. (15) И при­дет царь север­ный, устроит вал и овла­деет укреп­лен­ным горо­дом, и не устоят мышцы юга, ни отбор­ное вой­ско его; недо­ста­нет силы про­ти­во­сто­ять. (16) И кто вый­дет к нему, будет дей­ство­вать по воле его, и никто не устоит перед ним; и на слав­ной земле поста­вит стан свой, и она постра­дает от руки его. (17) И воз­на­ме­рится войти со всеми силами цар­ства сво­его, и пра­вед­ные [иудеи] с ним, и совер­шит это; и дочь жены отдаст ему, на поги­бель его, но этот замы­сел не состо­ится, и ему не будет пользы из того. (18) Потом обра­тит лицо свое к ост­ро­вам и овла­деет мно­гими; но некий вождь пре­кра­тит нане­сен­ный им позор и даже свой позор обра­тит на него. (19) Потом обра­тит лице свое на кре­по­сти своей земли; но спо­ткнется и падет, и не ста­нет его. (20) На место его вос­ста­нет некий, кото­рый пошлет сбор­щика пода­тей пройти по цар­ству славы; но и он после немно­гих дней погиб­нет, и не от воз­му­ще­ния, и не в сра­же­нии. (21) И вос­ста­нет на место его пре­зрен­ный, и не воз­да­дут ему цар­ских поче­стей, но он при­дет без шума и лестью овла­деет цар­ством. (22) И все­по­топ­ля­ю­щие пол­чища будут потоп­лены и сокру­шены им, даже и сам вождь завета. (23) Ибо после того, как он всту­пит в союз с ним, он будет дей­ство­вать обма­ном, и взой­дет, и одер­жит верх с малым наро­дом. (24) Он вой­дет в мир­ные и пло­до­нос­ные страны и совер­шит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награб­лен­ное иму­ще­ство и богат­ство будет рас­то­чать своим и на кре­по­сти будет иметь замыслы свои, но только до вре­мени. (25) Потом воз­бу­дит силы свои и дух свой с мно­го­чис­лен­ным вой­ском про­тив царя южного, и южный царь высту­пит на войну с вели­ким и еще более силь­ным вой­ском, но не устоит, потому что будет про­тив него ковар­ство. (26) Даже участ­ники тра­пезы его погу­бят его, и вой­ско его разо­льется, и падет много уби­тых. (27) У обоих царей сих на сердце будет ковар­ство, и за одним сто­лом будут гово­рить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отло­жен до вре­мени. (28) И отпра­вится он в землю свою с вели­ким богат­ством и враж­деб­ными наме­ре­ни­ями про­тив свя­того Завета, и он испол­нит его и воз­вра­тится в свою землю.

(29) В назна­чен­ное время опять пой­дет на юг; но послед­ний [поход] не такой будет, как преж­ний, (30) ибо в одно время с ним при­дут корабли Кит­тим­ские; и он упа­дет духом, и воз­вра­тится, и озло­бится на свя­той Завет, и испол­нит свое наме­ре­ние, и опять вой­дет в согла­ше­ние с отступ­ни­ками от свя­того Завета. (31) И постав­лена им будет часть вой­ска, кото­рая осквер­нит свя­ти­лище могу­ще­ства, и пре­кра­тит еже­днев­ную жертву, и поста­вит мер­зость запу­сте­ния. (32) Посту­па­ю­щих нече­стиво про­тив завета он при­вле­чет к себе лестью; но люди, чту­щие сво­его Бога, уси­лятся и будут дей­ство­вать. (33) И разум­ные из народа вра­зу­мят мно­гих, хотя будут несколько вре­мени стра­дать от меча и огня, от плена и гра­бежа; (34) и во время стра­да­ния сво­его будут иметь неко­то­рую помощь, и мно­гие при­со­еди­нятся к ним, но при­творно. (35) Постра­дают неко­то­рые и из разум­ных для испы­та­ния их, очи­ще­ния и для убе­ле­ния к послед­нему вре­мени; ибо есть еще время до срока. (36) И будет посту­пать царь тот по сво­ему про­из­волу, и воз­не­сется и воз­ве­ли­чится выше вся­кого боже­ства, и о Боге богов: ста­нет гово­рить хуль­ное, и будет иметь успех, доколе не совер­шится гнев: ибо что пред­опре­де­лено, то испол­нится. (37) Ни о богах отцов своих он не помыс­лит, ни [о богах] люби­мых жен, и ника­кого боже­ства не ува­жит; ибо воз­ве­ли­чит себя выше всех. (38) Но богу кре­по­стей на месте его он будет воз­да­вать честь, и этого бога, кото­рого не знали отцы его, он будет чество­вать золо­том и сереб­ром, и доро­гими кам­нями, и раз­ными дра­го­цен­но­стями, (39) и устроит твер­дую кре­пость с чужим богом : кото­рые при­знают его, тем уве­ли­чит поче­сти и даст власть над мно­гими, и землю раз­даст в награду.

(40) Под конец же вре­мени сра­зится с ним царь южный, и царь север­ный устре­мится как буря на него с колес­ни­цами, всад­ни­ками и мно­го­чис­лен­ными кораб­лями, и напа­дет на обла­сти, и навод­нит их, и прой­дет через них. (41) И вой­дет он в пре­крас­ней­шую из земель, и мно­гие обла­сти постра­дают, и спа­сутся от руки его только Моав и боль­шая часть сынов Аммо­но­вых. (42) И про­стрет руку свою на раз­ные страны; не спа­сется и земля Еги­пет­ская. (43) И завла­деет он сокро­ви­щами золота и серебра и раз­ными дра­го­цен­но­стями Египта; Ливийцы и Эфи­оп­ляне после­дуют за ним. (44) Но слухи с востока и севера встре­во­жат его, и вый­дет он в вели­чай­шей яро­сти, чтобы истреб­лять и губить мно­гих, (45) и рас­ки­нет он шатер-дво­рец свой между морями и горою пре­слав­ного свя­ти­лища; но при­дет к концу сво­ему, и никто не помо­жет ему.

XII (1) И вос­ста­нет в то время Михаил, князь вели­кий, сто­я­щий за сынов народа тво­его; и насту­пит время тяж­кое, какого не бывало с тех пор, как суще­ствуют люди, до сего вре­мени; но спа­сутся в это время из народа тво­его все, кото­рые най­дены будут запи­сан­ными в книге. (2) И мно­гие из спя­щих в прахе земли про­бу­дятся, одни для жизни веч­ной, дру­гие на веч­ное пору­га­ние и посрам­ле­ние. (3) И разум­ные будут сиять, как све­тила на тверди, и обра­тив­шие мно­гих к правде — как звезды, вовеки, навсе­гда. (4) А ты, Даниил, сокрой слова сии и запе­ча­тай книгу сию до послед­него вре­мени; мно­гие про­чи­тают ее, и умно­жится ведение».

(5) Тогда я, Даниил, посмот­рел, и вот, стоят двое дру­гих [анге­лов (?)], один на этом берегу реки, дру­гой на том берегу реки. (6) И [один] ска­зал мужу в льня­ной одежде, кото­рый стоял над водами реки: «когда будет конец этих чуд­ных про­ис­ше­ствий?» (7) И слы­шал я, как муж в льня­ной одежде, нахо­див­шийся над водами реки, под­няв пра­вую и левую руку к небу, клялся Живу­щим вовеки, что к концу вре­мен и вре­мени и полу­вре­мени, и по совер­шен­ном низ­ло­же­нии силы народа свя­того все это совер­шится. (8) Я слы­шал это, но не понял и потому ска­зал? «гос­по­дин мой! что же будет в конце?» (9) И отве­чал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запе­ча­таны слова сии до послед­него вре­мени. (Ю) Мно­гие очи­стятся, убе­ляться и пере­плав­лены будут [в иску­ше­нии]; нече­сти­вые же будут посту­пать нече­стиво, и не ура­зу­меет сего никто из нече­сти­вых, а муд­рые ура­зу­меют. (11) Со вре­мени пре­кра­ще­ния еже­днев­ной жертвы и постав­ле­ния мер­зо­сти запу­сте­ния прой­дет тысяча две­сти девя­но­сто дней. (12) Бла­жен, кто ожи­дает и достиг­нет тысячи трех­сот трид­цати пяти дней. (13) А ты иди к тво­ему концу и упо­ко­ишься, и вос­крес­нешь для полу­че­ния тво­его жре­бия в конце дней».

II. Новозаветное Откровение

В Новом Завете вос­со­зда­ется целост­ная кар­тина эсха­то­ло­ги­че­ских собы­тий, среди кото­рых осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ется образу анти­хри­ста как непри­ми­ри­мому врагу Хри­ста и Церкви. Пред­став­лен­ный в Новом Завете образ есть предо­сте­ре­же­ние пад­шему чело­ве­че­ству, отвер­га­ю­щему Бога и ищу­щего себе вла­сте­лина в согла­сии со сво­ими стра­стями. Таким кажу­щимся вла­сте­ли­ном по попу­ще­нии Божьему может стать чело­век, наде­лен­ный пад­шими анге­лами спо­соб­но­стью к лож­ным чуде­сам и зна­ме­ниям, пред­став­ля­ю­щий собой ору­дие пад­ших духов. Его появ­ле­ние повле­чет объ­еди­не­ние бого­бор­че­ских сил на Земле и уста­нов­ле­ние все­мир­ного анти­хри­сти­ан­ского цар­ства, в кото­ром после­до­ва­тели Хри­ста будут под­вер­гаться пре­сле­до­ва­ниям. Конец крат­ко­вре­мен­ному цар­ству этого чело­века будет поло­жен Самим Иису­сом Хри­стом во время Его Вто­рого при­ше­ствия и Страш­ного суда над бого­бор­че­скими силами мира.

Лжехристы и лжепророки

Ин.5:43

«Я при­шел во имя Отца Моего, и не при­ни­ма­ете Меня; а если иной при­дет во имя свое, его примете».

Мф.7:15–20

VII (15) Бере­ги­тесь лже­про­ро­ков, кото­рые при­хо­дят к вам в ове­чьей шкуре, а внутри суть волки хищ­ные. (16) По пло­дам их узна­ете их. Соби­рают ли с тер­нов­ника вино­град, или с репей­ника смоквы? (17) Так вся­кое дерево доб­рое при­но­сит и плоды доб­рые, а худое дерево при­но­сит и плоды худые. (18) Не может дерево доб­рое при­но­сить плоды худые, ни дерево худое при­но­сить плоды доб­рые. (19) Вся­кое дерево, не при­но­ся­щее плода доб­рого, сру­бают и бро­сают в огонь. (20) Итак по пло­дам их узна­ете их.
При­ве­ден­ное ниже рече­ние вклю­ча­ется в эсха­то­ло­ги­че­скую речь Иисуса, про­из­не­сен­ную на Еле­он­ской горе, кото­рая назы­ва­ется ино­гда «малым Апо­ка­лип­си­сом». Она содер­жится в Еван­ге­лиях от Мат­фея (24:3–51), от Марка (13:3–37) и в несколько сокра­щен­ном виде в Еван­ге­лии от Луки (21:5–36).

Мф.24:24; Мк.13:22

Ибо вос­ста­нут лжехри­сты и лже­про­роки и дадут вели­кие зна­ме­ния и чудеса, чтобы пре­льстить, если воз­можно, и избранных.

2Пет.2:1–3

II (1) Были и лже­про­роки в народе, как и у вас будут лже­учи­тели, кото­рые вве­дут пагуб­ные ереси и, отвер­га­ясь иску­пив­шего их Гос­пода, навле­кут сами на себя ско­рую поги­бель. (2) И мно­гие после­дуют их раз­врату, и через них путь истины будет в поно­ше­нии. (3) И из любо­с­тя­жа­ния будут улов­лять вас льсти­выми сло­вами; суд им давно готов, и поги­бель их не дремлет.

«Человек греха, сын погибели»

2Фес.2:1–12

II (1) Молим вас, бра­тия, о при­ше­ствии Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста и нашем собра­нии к Нему: (2) не спе­шите коле­баться умом, не сму­щай­тесь ни от духа, ни от слова, ни от посла­ния, как бы от нас [послан­ного], будто уже насту­пает день Хри­стов. (3) Да не обо­льстит вас никто никак: [ибо день тот не при­дет], доколе не при­дет прежде отступ­ле­ние и не откро­ется чело­век греха, сын поги­бели, (4) про­ти­вя­щийся и пре­воз­но­ся­щийся выше всего, назы­ва­е­мого Богом или свя­ты­нею, так что в храме Божием сядет он (как Бог), выда­вая себя за Бога. (5) Не помните ли, что я, еще нахо­дясь у вас, гово­рил вам это? (6) И ныне [вы] зна­ете удер­жи­ва­ю­щее, чтобы открыться ему в свое время. (7) Ибо тайна без­за­ко­ния уже в дей­ствии, только [не совер­шится] до тех пор, пока удер­жи­ва­ю­щий ныне не будет [взят] от среды. (8) И тогда откро­ется без­за­кон­ник, кото­рого Гос­подь (Иисус) убьет духом уст Своих и истре­бит явле­нием при­ше­ствия Сво­его. (9) Его же при­ше­ствие будет по дей­ствию Сатаны, со вся­кою силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными, (10) и со вся­ким непра­вед­ным обо­льще­нием поги­ба­ю­щих за то, что они не при­няли любви истины для сво­его спа­се­ния. (11) И за сие пошлет им Бог дей­ствие заблуж­де­ния, так что они будут верить лжи, (12) да будут осуж­дены все, не веро­вав­шие истине, но бла­го­во­лив­шие неправде.

Антихристы

Ин.2:18–23, 4:1–6

II (18) Дети! послед­нее время. И как вы слы­шали, что при­дет Анти­христ, и теперь появи­лось много анти­хри­стов, то мы [и] познаем из того, что послед­нее время. (19) Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то оста­лись бы с нами; но [они вышли, и] через то откры­лось, что не все наши. (20) Впро­чем, вы име­ете пома­за­ние от Свя­того и зна­ете все. (21) Я напи­сал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы зна­ете ее, [равно как] и то, что вся­кая ложь не от истины. (22) Кто лжец, если не тот, кто отвер­гает, что Иисус есть Хри­стос? Это анти­христ, от> вер­га­ю­щий Отца и Сына. (23) Вся­кий, отвер­га­ю­щий Сына, не имеет и Отца; а испо­ве­ду­ю­щий Сына имеет и Отца.
IV (1) Воз­люб­лен­ные! не вся­кому духу верьте, но испы­ты­вайте духов, от Бога ли они, потому что много лже­про­ро­ков появи­лось в мире. (2) Духа Божия [и духа заблуж­де­ния] узна­вайте так: вся­кий дух, кото­рый испо­ве­дует Иисуса Хри­ста, при­шед­шего во плоти, есть от Бога; (3) а вся­кий дух, кото­рый не испо­ве­дует Иисуса (Хри­ста, при­шед­шего во плоти), не есть от Бога, но это [дух] Анти­хри­ста, о кото­ром вы слы­шали, что он при­дет и теперь уже есть в мире. (4) Дети! вы от Бога, и побе­дили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. (5) Они (лже­про­роки) от мира, потому [и] гово­рят по-мир­ски, и мир слу­шает их. (6) Мы от Бога: зна­ю­щий Бога слу­шает нас; кто не от Бога, тот не слу­шает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.

2Ин.1:7

I (7) Ибо мно­гие обо­льсти­тели вошли в мир, не испо­ве­ду­ю­щие Иисуса (Хри­ста), при­шед­шего во плоти: такой [чело­век] есть обо­льсти­тель и антихрист.

Откр.11:1–13, 13:1–18, 14:6–12, 16:1, 10–16, 17:1–18, 19:17–21

XI (1) И дана мне трость, подоб­ная жезлу, и ска­зано: встань и измерь храм Божий и жерт­вен­ник, и покло­ня­ю­щихся в нем. (2) А внеш­ний двор храма исключи и не изме­ряй его, ибо он дан языч­ни­кам: они будут попи­рать свя­той город сорок два месяца. (3) И дам двум сви­де­те­лям Моим (Божиим), и они будут про­ро­че­ство­вать тысячу две­сти шесть­де­сят дней, будучи обле­чены во вре­тище. (4) Это суть две мас­лины и два све­тиль­ника, сто­я­щие пред Богом земли. (5) И если кто захо­чет их оби­деть, то огонь вый­дет из уст их и пожрет вра­гов их; если кто захо­чет их оби­деть, тому над­ле­жит быть убиту. (6) Они имеют власть затво­рить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни про­ро­че­ство­ва­ния их, и имеют власть над водами, пре­вра­щая их в кровь, и пора­жать землю вся­кою язвою, когда только захо­тят. (7) И когда кон­чат они сви­де­тель­ство свое, зверь, выхо­дя­щий из без­дны, сра­зится с ними и побе­дит их, и убьет их, (8) и трупы их оста­вит на улице вели­кого города, кото­рый духовно назы­ва­ется Содом и Еги­пет, и где Гос­подь наш рас­пят. (9) И [мно­гие] из наро­дов и колен, и язы­ков и пле­мен будут смот­реть на трупы их три дня с поло­ви­ною и не поз­во­лят поло­жить трупы их во гробы. (10) И живу­щие на земле будут радо­ваться сему и весе­литься, и пошлют дары друг другу, потому что два про­рока сии мучили живу­щих на земле. (11) Но после трех дней с поло­ви­ною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и вели­кий страх напал на тех, кото­рые смот­рели на них. (12) И услы­шали они с неба гром­кий голос, гово­рив­ший им: взой­дите сюда. И они взо­шли на небо на облаке; и смот­рели на них враги их. (15) И в тот же час про­изо­шло вели­кое зем­ле­тря­се­ние, и деся­тая часть города пала, и погибло при зем­ле­тря­се­нии семь тысяч имен чело­ве­че­ских; и про­чие объ­яты были стра­хом и воз­дали хвалу Богу небесному.

XIII (1) И стал я на песке мор­ском, и уви­дел выхо­дя­щего из моря зверя с семью голо­вами и деся­тью рогами : на рогах его было десять диа­дим, а на голо­вах его имена бого­хуль­ные. (2) Зверь, кото­рого я видел, был подо­бен барсу; ноги у него — как у мед­ведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дра­кон силу свою и пре­стол свой и вели­кую власть. (3) И видел я, что одна из голов его как бы смер­тельно ранена, но эта смер­тель­ная рана исце­лела. И диви­лась вся земля, следя за зве­рем, (4) и покло­ни­лись дра­кону, кото­рый дал власть зверю, и покло­ни­лись зверю, говоря: кто подо­бен зверю сему? и кто может сра­зиться с ним? (5) И даны были ему уста, гово­ря­щие бого­хульно, и дана ему власть дей­ство­вать сорок два месяца.

(6) И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, (и) всех живу­щих на небе. (7) И дано было ему вести войну со свя­тыми и побе­дить их; и дана была ему власть над вся­ким коле­ном и наро­дом, и язы­ком и пле­ме­нем. (8) И покло­нятся ему все живу­щие на земле, кото­рых имена не запи­саны в книге жизни у Агнца, заклан­ного от созда­ния мира. (9) Кто имеет слух, да сль­шшт. (10) Кто ведет в плен, тот сам пой­дет в плен; кто мечом уби­вает, тому самому над­ле­жит быть убиту мечом. Здесь тер­пе­ние и вера святых.

(11) И уви­дел я дру­гого зверя, выхо­дя­щего из земли; он имел два рога, подоб­ные агн­чим, и гово­рил как, дра­кон. (12) Он дей­ствует перед ним со всею вла­стью пер­вого зверя и застав­ляет всю землю и живу­щих на ней покло­няться пер­вому зверю, у кото­рого смер­тель­ная рана исце­лена; (13) и тво­рит вели­кие зна­ме­ния, так что и огонь низ­во­дит с неба на землю перед людьми. (14) И чуде­сами, кото­рые дано было ему тво­рить перед зве­рем, он обо­льщает живу­щих на земле, говоря живу­щим на земле, чтобы они сде­лали образ зверя, кото­рый имеет рану от меча и жив. (15) И дано ему было вло­жить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и гово­рил и дей­ство­вал так, чтобы уби­ваем был вся­кий, кто не будет покло­няться образу зверя. (16) И он сде­лает то, что всем, малым и вели­ким, бога­тым и нищим, сво­бод­ным и рабам, поло­жено будет начер­та­ние на пра­вую руку их или на чело их, (17) и что никому нельзя будет ни поку­пать, ни про­да­вать, кроме того, кто имеет это начер­та­ние, или имя зверя, или число имени его. (18) Здесь муд­рость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число чело­ве­че­ское; число его шесть­сот шесть­де­сят шесть.

XIV (6) И уви­дел я дру­гого ангела, летя­щего по сре­дине неба, кото­рый имел веч­ное Еван­ге­лие, чтобы бла­го­вест­во­вать живу­щим на земле и вся­кому пле­мени и колену, и языку и народу; (7) и гово­рил он гром­ким голо­сом: убой­тесь Бога и воз­дайте Ему славу, ибо насту­пил час суда Его, и покло­ни­тесь Сотво­рив­шему небо и землю, и море и источ­ники вод. (8) И дру­гой ангел сле­до­вал за ним, говоря: пал, пал Вави­лон, (город) вели­кий, ибо вином яро­сти блу­до­де­я­ния сво­его напоил все народы. (9) И тре­тий ангел сле­до­вал за ними, говоря гром­ким голо­сом: кто покло­ня­ется зверю и образу его и при­ни­мает начер­та­ние на чело свое или на руку свою, (10) тот будет пить вино яро­сти Божией, вино цель­ное, при­го­тов­лен­ное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред свя­тыми анге­лами и пред Агн­цем; (11) и дым муче­ния их будет вос­хо­дить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью покло­ня­ю­щи­еся зверю и образу его и при­ни­ма­ю­щие начер­та­ние имени его. (12) Здесь тер­пе­ние свя­тых, соблю­да­ю­щих запо­веди Божии и веру в Иисуса.

XVI (1) И услы­шал я из храма гром­кий голос, гово­ря­щий семи анге­лам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. (10) И пятый (ангел) вылил чашу свою на пре­стол зверя: и сде­ла­лось цар­ство его мрачно, и они кусали языки свои от стра­да­ния, (11) и хулили Бога небес­ного от стра­да­ний своих и язв своих; и не рас­ка­я­лись в делах своих. (12) И шестой (ангел) вылил чашу свою в вели­кую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от вос­хода сол­неч­ного. (13) И видел я [выхо­дя­щих] из уст дра­кона и из уст зверя и из уст лже­про­рока трех духов нечи­стых, подоб­ных жабам: (14) это бесов­ские духи, тво­ря­щие зна­ме­ния; они выхо­дят к царям земли всей все­лен­ной, чтобы собрать их на брань в оный вели­кий день Бога Все­дер­жи­теля. (15) Се, иду как тать ( = как вор): бла­жен бодр­ству­ю­щий и хра­ня­щий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не уви­дели сра­моты его. (16) И он (зверь) собрал их на место, назы­ва­е­мое по-еврей­ски Армагеддон.

XVII (1) И при­шел один из семи анге­лов, име­ю­щих семь чаш, и, говоря со мною, ска­зал (мне): подойди»доскажу тебе суд над вели­кою блуд­ни­цею, сидя­щею на водах мно­гих; (2) с нею блу­до­дей­ство­вали цари зем­ные, и вином ее блу­до­де­я­ния упи­ва­лись живу­щие на земле. (3) И повел меня в духе в пустыню; и я уви­дел жену, сидя­щую на звере баг­ря­ном, пре­ис­пол­нен­ном име­нами бого­хуль­ными, с семью голо­вами и деся­тью рогами. (4) И жена обле­чена была в пор­фиру и баг­ря­ницу, укра­шена золо­том, дра­го­цен­ными кам­нями и жем­чу­гом, и дер­жала золо­тую чашу в руке своей, напол­нен­ную мер­зо­стями и нечи­сто­тами блу­до­дей­ства ее; (5) и на челе ее напи­сано имя: тайна, Вави­лон вели­кий, мать блуд­ни­цам и мер­зо­стям зем­ным. (6) Я видел, что жена упо­ена была кро­вью свя­тых и кро­вью сви­де­те­лей Иису­со­вых, и, видя ее, дивился удив­ле­нием вели­ким. (7) И ска­зал мне ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, нося­щего ее, име­ю­щего семь голов и десять рогов. (8) Зверь, кото­рого ты видел, был, и нет его, и вый­дет из без­дны, и пой­дет в поги­бель; и уди­вятся те из живу­щих на земле, имена кото­рых не напи­саны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. (9) Здесь ум, име­ю­щий муд­рость. Семь голов суть семь гор, на кото­рых сидит жена, (10) и семь царей, из кото­рых пять пали, один есть, а дру­гой еще не при­шел, и когда при­дет, недолго ему быть. (11) И зверь, кото­рый был и кото­рого нет, есть вось­мой и из числа семи, и пой­дет в поги­бель. (12) И десять рогов, кото­рые ты видел, суть десять царей, кото­рые еще не полу­чили цар­ства, но при­мут власть со зве­рем, как цари, на один час. (13) Они имеют одни мысли и пере­да­дут силу и власть свою зверю. (14) Они будут вести брань с Агн­цем, и Агнец побе­дит их; ибо Он есть Гос­подь гос­под­ству­ю­щих и Царь царей, и те, кото­рые с ним, суть зван­ные и избран­ные и вер­ные. (15) И гово­рит мне: воды, кото­рые ты видел, где сидит блуд­ница, суть люди и народы, и пле­мена и языки. (16) И десять рогов, кото­рые ты видел на звере, сии воз­не­на­ви­дят блуд­ницу, и разо­рят ее, и обна­жат, и плоть ее съе­дят, и сожгут ее в огне; (17) потому что Бог поло­жил им на сердце — испол­нить волю Его, испол­нить одну волю, и отдать цар­ство их зверю, доколе не испол­нятся слова Божии. (18) Жена же, кото­рую ты видел, есть вели­кий город, цар­ству­ю­щий над зем­ными царями.

XIX (17) И уви­дел я одного ангела, сто­я­щего на солнце; и он вос­клик­нул гром­ким голо­сом, говоря всем пти­цам, лета­ю­щим посре­дине неба: летите, соби­рай­тесь на вели­кую вечерю Божию, (18) чтобы пожрать трупы царей, трупы силь­ных, трупы тыся­че­на­чаль­ни­ков, трупы коней и сидя­щих на них, трупы всех сво­бод­ных и рабов, и малых и великих.
(19) И уви­дел я зверя и царей зем­ных и воин­ства их, собран­ные, чтобы сра­зиться с Сидя­щим на коне и с воин­ством Его. (20) И схва­чен был зверь и с ним лже­про­рок, про­из­во­див­ший чудеса пред ним, кото­рыми он обо­льстил при­няв­ших начер­та­ние зверя и покло­ня­ю­щихся его изоб­ра­же­нию: оба живые бро­шены в озеро огнен­ное, горя­щее серою; (21) а про­чие убиты мечом Сидя­щего на коне, исхо­дя­щим из уст Его, и все птицы напи­та­лись их трупами.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки