Апо­стол Павел – вели­ко­леп­ный пример для совре­мен­ного мис­си­о­нера

О трудах апо­стола Павла в год празд­но­ва­ния 2000-летия со дня его рож­де­ния раз­мыш­ляет на радио «Град Петров» про­фес­сор Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной ака­де­мии, архи­манд­рит Иан­ну­а­рий (Ивлиев).


Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Здрав­ствуйте, доро­гие братья и сестры! У мик­ро­фона про­то­и­е­рей Алек­сандр Сте­па­нов. В эфире про­грамма «Эккле­сия». Сего­дняш­ний выпуск нашей про­граммы о жизни Церкви мы хотели бы посвя­тить празд­ну­е­мому всем хри­сти­ан­ским миром в 2008 году 2000-лет­нему юбилею со дня рож­де­ния апо­стола Павла. Весь мир отме­тил в 2008 году это собы­тие. Пра­во­слав­ный мир отме­тил его состо­яв­шимся в октябре 2008 года в Кон­стан­ти­но­поле Все­пра­во­слав­ным сове­ща­нием глав пра­во­слав­ных церк­вей под пред­се­да­тель­ством архи­епи­скопа Кон­стан­ти­но­поль­ского и пат­ри­арха Все­лен­ского Вар­фо­ло­мея. В этом сове­ща­нии принял уча­стие и пат­ри­арх Мос­ков­ский и Всея Руси Алек­сий II. Сего­дня мы хотели бы пого­во­рить об апо­столе Павле, о его мис­си­о­нер­ских трудах, о его бого­сло­вии, насле­дии, акту­аль­ном и сего­дня, с извест­ным нашим слу­ша­те­лям спе­ци­а­ли­стом по Новому Завету, про­фес­со­ром Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной ака­де­мии архи­манд­ри­том Иан­ну­а­рием (Ивли­е­вым). Первый вопрос отцу Иан­ну­а­рию мне хоте­лось бы задать по поводу даты. Откуда известно, что апо­стол Павел родился в 8 году? Эта дата условна, или она имеет под собой какие-то реаль­ные исто­ри­че­ские осно­ва­ния?

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Дата рож­де­ния апо­стола Павла совер­шенно услов­ная, гипо­те­ти­че­ская. Исто­рики, зная его био­гра­фию, вывели, что апо­стол Павел мог родиться в Тарсе Кили­кий­ском между 6 и 10 годом I хри­сти­ан­ского сто­ле­тия. Между 6 и 10 – значит, в сред­нем при­мерно в 8 году. То есть это услов­ная дата, поэтому условно в 2008 году весь мир отме­чает 2000 лет со дня рож­де­ния апо­стола Павла.

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Отец Иан­ну­а­рий, обри­суйте мис­си­о­нер­скую дея­тель­ность апо­стола Павла.

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Очень коротко скажу об этом, потому что любой гра­мот­ный хри­сти­а­нин читал книгу Деяний святых апо­сто­лов, кото­рая напо­ло­вину состоит из опи­са­ния путе­ше­ствия апо­стола Павла и его мис­си­о­нер­ской жизни. Апо­стол Павел совер­шает несколько мис­си­о­нер­ских путе­ше­ствий. Первое – это остров Кипр и юг Малой Азии. Во втором, более дли­тель­ном путе­ше­ствии апо­стол Павел посе­щает прак­ти­че­ски всю Малую Азию (сего­дняш­нюю Турцию), осно­вав там несколько церк­вей, таких как Гала­тий­ская цер­ковь, цер­ковь Ефесян. Затем он впер­вые пере­прав­ля­ется на евро­пей­ский берег и осно­вы­вает церкви в Фес­са­ло­нике, в Филип­пах, в Коринфе. Можно ска­зать, что Павел был первым чело­ве­ком, осно­вав­шим евро­пей­ские церкви. Третье путе­ше­ствие апо­стол Павел совер­шает опять в Малую Азию, и довольно дли­тель­ное время, почти 3 года, живет в круп­ном городе Ефес. После этого он снова пере­прав­ля­ется в Грецию, оттуда в Иеру­са­лим. А вот уже дальше апо­стол Павел совер­шил путе­ше­ствие отнюдь не по соб­ствен­ной воле. Он был, как аре­сто­ван­ный, пере­прав­лен на корабле в Рим для импер­ского суда над ним. Суще­ствует пред­по­ло­же­ние, что было и чет­вер­тое мис­си­о­нер­ское путе­ше­ствие после того, как апо­стол Павел был оправ­дан на своем первом суде в Риме, но эта гипо­теза не нахо­дит себе под­твер­жде­ния ни в мест­ных пре­да­ниях, ни в какой-то другой лите­ра­туре, кроме апо­кри­фи­че­ской.

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Апо­стол Павел сыграл исклю­чи­тель­ную роль в про­по­веди хри­сти­ан­ства на тер­ри­то­рии Рим­ской импе­рии, а это в то время и был весь циви­ли­зо­ван­ный мир. Какие пред­по­сылки, как Вам кажется, сыг­рали основ­ную роль в том, что именно Павел ока­зался самым ярким про­по­вед­ни­ком Слова Божия?

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Основ­ная пред­по­сылка, как я считаю – это при­зва­ние апо­стола Павла самим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом. Его дея­тель­ность самим Духом Святым вдох­но­венна. Это основ­ная, мисти­че­ская часть его успеха в язы­че­ской миссии. Этому также во многом спо­соб­ство­вало все его обра­зо­ва­ние. Апо­стол Павел родился и провел отро­че­ство и раннюю юность в Тарсе Кили­кий­ском. Это очень боль­шой для тех времен элли­ни­сти­че­ский город, в кото­ром была боль­шая иудей­ская коло­ния. Павел полу­чил там бле­стя­щее началь­ное, иудей­ское обра­зо­ва­ние. «Я фари­сей из фари­сеев», – как он пишет. Также он полу­чил язы­че­ское, элли­ни­сти­че­ское обра­зо­ва­ние.

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: А где он его полу­чил, неиз­вестно?

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Мы только можем пред­по­ла­гать. Поскольку он вырос в довольно состо­я­тель­ном семей­стве и был рим­ским граж­да­ни­ном, (веро­ят­нее всего, рим­скими граж­да­нами были уже его роди­тели), то в обес­пе­чен­ном доме гра­мот­ного иудея, конечно, могла содер­жаться биб­лио­тека, могли быть какие-то учи­теля, он мог посе­щать какие-то школы. Апо­стол Павел, без­условно, был очень обра­зо­ван­ным чело­ве­ком. Это мы видим хотя бы по тому факту, что в его посла­ниях посто­янно встре­ча­ются цитаты из древ­не­гре­че­ских авто­ров. Это один из тех момен­тов, кото­рые спо­соб­ство­вали тому, что он стал апо­сто­лом среди языч­ни­ков. В Рим­ской импе­рии того вре­мени был меж­ду­на­род­ный, объ­еди­ня­ю­щий все 70 разных наро­дов, вхо­див­ших в нее, язык. Это не латин­ский язык как, каза­лось бы, должно было быть, а язык гре­че­ский, потому что и Рим был сильно элли­ни­зи­ро­ван в то время. Павел и гово­рил, и писал по-гре­че­ски. Другое дело, что мыслил он кате­го­ри­ями биб­лей­скими, иудей­скими, но гово­рил и выра­жал их на гре­че­ском языке. Цити­рует он всегда Сеп­ту­а­гинту, гре­че­скую Библию. Эта Библия, по-види­мому, сопро­вож­дала его с дет­ства, хотя, конечно, он читал и знал и еврей­скую Библию. Это выде­ляет его среди прочих апо­сто­лов, ибо ни апо­стол Петр, ни Иаков или Иоанн, ни прочие апо­столы не вла­дели элли­ни­сти­че­ской куль­ту­рой в такой сте­пени. Поэтому было есте­ственно, что он был послан и отпра­вился именно к языч­ни­кам. Тем более, что свои первые хри­сти­ан­ские годы он провел вне Пале­стины. В Иеру­са­лим он лишь иногда наве­ды­вался, а в основ­ном его дея­тель­ность про­хо­дила за пре­де­лами Иудеи: в Дамаске, Аравии, Антио­хии.

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Как Вам кажется, сыг­рали ли зна­чи­тель­ную роль личные каче­ства апо­стола Павла? Какие бы из них Вы выде­лили?

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Несмотря на, как утвер­ждали его про­тив­ники, внеш­нюю сла­бость, немощь, апо­стол Павел был очень силь­ным, очень энер­гич­ным чело­ве­ком. Мы видим эту энер­гию, про­яв­ляв­шу­юся сна­чала в его иудей­стве, в книге Деяний. Он «пылает рев­но­стью о Боге», когда он пре­сле­до­вал Цер­ковь из каких-то искрен­них иудей­ских и фари­сей­ских сооб­ра­же­ний. С боль­шой энер­гией он «гнал Цер­ковь», потом с такой же, а может быть, с еще боль­шей энер­гией он начи­нает осно­вы­вать церкви и ста­но­вится вели­ким бла­го­вест­ни­ком Хри­сто­вым в язы­че­ских стра­нах. И потом – его глу­бо­кий интел­лек­ту­а­лизм, необ­хо­ди­мый для того, чтобы гово­рить с людьми чуждой куль­туры. Пред­ставьте себе: Иудея с ее вели­кими вет­хо­за­вет­ными тра­ди­ци­ями и ее в целом рели­ги­оз­ным, а вместе с тем отча­сти и куль­тур­ным изо­ля­ци­о­низ­мом, и огром­ный рас­сти­ла­ю­щийся океан языч­ни­ков, многие страны со своими древними куль­ту­рами и вели­кими тра­ди­ци­ями, такими как, напри­мер, афин­ские фило­соф­ские тра­ди­ции. Апо­столу Павлу все это было близко. Он, как гово­рили наши рели­ги­оз­ные фило­софы, соеди­няет в себе Афины и Иеру­са­лим, он несет в себе все это. Никто другой из апо­сто­лов не был к этому, по всей види­мо­сти, пред­рас­по­ло­жен. Бог избрал для этой миссии именно его.

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Здесь, наверно, еще личная сме­лость. Ведь он шел в такие места, где его гнали, столько раз его изби­вали и заклю­чали в тем­ницы, и это ничуть его не оста­нав­ли­вало.

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Он пере­чис­ляет все свои стран­ствия и опас­но­сти, тюрем­ные заклю­че­ния и побои. Он силь­ный чело­век. Помните, он пишет о том, как он потер­пел кораб­ле­кру­ше­ние и плавал в море целые сутки. Все выдер­жал. Пере­ходы через горные пере­валы, леса, тро­пинки, какие-то раз­бой­ники, было страшно, но выдер­жал. Да, вели­кий мис­си­о­нер, конечно.

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Суще­ствует довольно устой­чи­вая ико­но­гра­фи­че­ская тра­ди­ция изоб­ра­же­ния Павла. Что-то можно ска­зать о его внеш­но­сти? Понятно, что в Свя­щен­ном Писа­нии это никак не отме­чено. А в цер­ков­ном пре­да­нии что-то до нас дошло? Откуда сло­жился икон­ный образ?

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Я думаю, что ико­но­пис­ное изоб­ра­же­ние появи­лось довольно поздно. То, что апо­стол Павел изоб­ра­жа­ется с мечом – это чистая сим­во­лика, потому что не при­хо­дило ему в голову бегать с мечом по городу. Меч – это Слово Божие. Что каса­ется его внеш­но­сти…

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Он обычно изоб­ра­жа­ется лысым, в отли­чие от апо­стола Петра, кото­рый изоб­ра­жа­ется тоже с боро­дой, но с бога­той шеве­лю­рой.

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Воз­можно, какие-то вос­по­ми­на­ния о нем сохра­ни­лись. Неко­то­рые апо­кри­фи­че­ские ска­за­ния гово­рят о нем как о чело­веке внешне нека­зи­стом. Да и сам он пишет о своей внеш­но­сти, что он не слиш­ком-то может при­вле­кать к себе вни­ма­ние, он немо­щен. Само имя Павел по-латин­ски звучит как Paulus. Мы не знаем его имени. Как рим­ский граж­да­нин он был обязан иметь 3 имени, как каждый из нас имеет имя, отче­ство, фами­лию. Мы можем только стро­ить гипо­тезы отно­си­тельно его имени, но имени Паулюс просто не суще­ство­вало в рим­ской тра­ди­ции. Там всего было 10 – 15 имен, не больше. Паулюс – это про­звище. Каждый рим­ля­нин имел имя личное, имя родо­вое и про­звище. Напри­мер, Публий Ови­диус Назон. Публий – это личное имя, Ови­диус – это фами­лия, родо­вое имя, а Назон – значит, носа­тый, это про­звище, давав­ше­еся, как пра­вило, с дет­ства. Паулюс – про­звище, озна­ча­ю­щее малютка, малыш. Он, навер­ное, был невы­со­кого роста. Един­ствен­ное, что мы можем ска­зать почти точно – это то, что на лице у него было что-то с гла­зами. В посла­нии к Гала­там он гово­рит, что у него плохое зрение. По всей види­мо­сти, эта болезнь глаз была заметна с пер­вого взгляда, потому что он пишет, что вы, когда уви­дели меня, не сплю­нули, но готовы были вырвать соб­ствен­ные глаза и отдать их мне. А почему «сплю­нули»? Потому что люди, когда встре­чали боль­ные глаза, «сглаз», они спле­вы­вали через плечо, чтобы эта болезнь не пере­шла на них. Это един­ствен­ное, что мы можем ска­зать точно о его внеш­но­сти.

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Писа­ния Павла с чисто фило­ло­ги­че­ской точки зрения тоже очень при­ме­ча­тельны. Напри­мер, с точки зрения логики текста, удо­бо­по­нят­но­сти. Мы даже у апо­стола Петра встре­чаем неко­то­рые заме­ча­ния по поводу того, что и он не всегда точно может понять, что же апо­стол Павел гово­рит. Бла­го­даря Вам, отец Иан­ну­а­рий, наши слу­ша­тели рас­кры­вают для себя посла­ния апо­стола Павла, их глу­бин­ный смысл. Но дей­стви­тельно, они не очень чита­е­мые, если срав­нить эти тексты с дру­гими тек­стами того вре­мени с точки зрения логики, стиля апо­стола Павла. Как будто его пере­пол­няют мысли, энер­гия, они не вме­ща­ются в словах. Все это довольно необычно. Что об этом можно ска­зать?

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Изу­чать апо­стола Павла необы­чайно инте­ресно и необы­чайно трудно. Дей­стви­тельно, понять на слух его подчас почти невоз­можно. Иногда все понятно и про­зрачно, иногда все пре­красно, напри­мер, когда он гово­рит сти­хами. Он часто гово­рит сти­хами, он же очень талант­лив, он про­яв­ляет свои рито­ри­че­ские спо­соб­но­сти, часто его посла­ния можно читать, как гимны. Неда­ром же многие отрывки исполь­зу­ются в наших духов­ных пес­но­пе­ниях, в духов­ных кон­цер­тах. Напри­мер, зна­ме­ни­тый текст: «Кто мя отлу­чит от любви Божией», или гимн любви из Пер­вого посла­ния к Корин­фя­нам. Но почему иногда трудно пони­мать? Первая при­чина в том, что апо­стол Павел, как и все древ­ние люди его вре­мени не писал, как мы берем шари­ко­вую ручку и пишем, или как в древ­нее время тро­сти­ноч­ками на папи­русе. Апо­стол Павел не писал, он был сво­бод­ным чело­ве­ком, не рабом. А писа­ние счи­та­лось ручной рабо­той. Сво­бод­ный рим­ля­нин, как пра­вило, не рабо­тал руками, и писа­ние счи­та­лось зазор­ным заня­тием. Этому учи­лись, и гра­мот­ные люди умели писать, но писать тексты… Тексты дик­то­ва­лись, а писал кто? Домаш­ние рабы у состо­я­тель­ных людей. Можно было нанять слугу на любом углу, они сидели с чер­ниль­ни­цами и с пач­ками папи­руса и ждали, когда их позо­вут куда-нибудь что-нибудь запи­сать. Их назы­вали сте­но­графы, ско­ро­писцы. А сво­бод­ный чело­век не писал, он дик­то­вал. Эта тра­ди­ция шла еще от Гомера: люди пели, а за ними запи­сы­вали. Эта тра­ди­ция про­дли­лась довольно долго, при­мерно до V-VI века уже после Рож­де­ства Хри­стова. Апо­стол Павел дик­то­вал. Пред­ставьте себе: рас­ха­жи­вает по ком­нате чело­век, за ним едва поспе­вает запи­сы­вать ско­ро­пи­сец. Если чело­век потом и ставил под­пись внизу (а апо­стол Павел ставил свою под­пись), то далеко не всегда, наверно, про­чи­ты­вал текст, правил и редак­ти­ро­вал его. Многие пред­ло­же­ния без под­ле­жа­щего или без ска­зу­е­мого, поэтому иногда трудно читать чисто тех­ни­че­ски.

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Инте­ресно, что другие, веро­ятно, поль­зо­ва­лись таким же спо­со­бом писа­ния, под дик­товку, но у них все-таки речь гораздо более упо­ря­до­чен­ная, с под­ле­жа­щим, ска­зу­е­мым, с опре­де­ле­ни­ями, хорошо постро­ена. Все-таки это осо­бен­ность Павла.

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Да, дело в том еще, что его мысль доста­точно бурная, ему хочется ска­зать много, он в посто­ян­ном мыс­ли­тель­ном напря­же­нии, посто­ян­ной дис­кус­сии. Очень трудно в этих усло­виях сохра­нить после­до­ва­тель­ность дис­курса, логи­че­скую после­до­ва­тель­ность аргу­мен­та­ции. Он все-таки мастер­ски это делает, но иногда его мысль слиш­ком широка и словам ста­но­вится тесно. Нам при­хо­дится при­ла­гать немало усилий для того, чтобы раз­га­дать, что за этими сло­вами кро­ется. А глав­ное, пере­во­дить его очень трудно. Конечно, всегда легко обви­нять пере­вод­чи­ков, но трудно пере­во­дить. Я вспо­ми­наю слова зна­ме­ни­того нашего фило­лога Сергея Сер­ге­е­вича Аве­рин­цева, кото­рый гово­рил: «Апо­стола Павла я не возь­мусь нико­гда пере­во­дить». Мы знаем, что Аве­рин­цев пере­во­дил Еван­ге­лие, кое-что издано у нас. Но что каса­ется апо­стола Павла, то он гово­рил: «Поставьте меня к стенке, я не буду апо­стола Павла пере­во­дить!» Это он-то, вели­кий фило­лог!

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Обра­тимся теперь к самому содер­жа­нию, к бого­сло­вию апо­стола Павла, кото­рое рас­кры­ва­ется, прежде всего, в его посла­ниях. Иногда гово­рят о том, что в про­те­стан­тизме были такие иссле­до­ва­тели, кото­рые гово­рили, что Павел вообще создал новую рели­гию, что мы должны гово­рить не о хри­сти­ан­стве, а о «пав­ли­ан­стве», настолько, как им каза­лось, много нового в его бого­сло­вии по срав­не­нию с тем, что содер­жится в Еван­ге­лии и в Посла­ниях других апо­сто­лов.

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Это очень рас­про­стра­нен­ный взгляд на апо­стола Павла. Обычно раз­да­ются многие упреки с двух сторон. Чаще всего (это было еще в древ­но­сти) со сто­роны вет­хо­за­вет­ной, иудей­ской рели­гии, потому что для иудеев апо­стол Павел – это пре­да­тель закона, основы основ иудей­ской рели­гии. А с другой, око­ло­хри­сти­ан­ской сто­роны или под­хри­сти­ан­ской сто­роны, гово­рят, что апо­стол Павел создает новую рели­гию, а не хри­сти­ан­ство. Вот, есть Еван­ге­лие, а у апо­стола Павла какие-то слож­но­сти, труд­но­сти. На это я бы отве­тил сле­ду­ю­щим обра­зом. В Еван­ге­лиях основ­ным дей­ству­ю­щим лицом явля­ется Гос­подь Иисус Хри­стос. Еван­ге­лие не изла­гает учения Иисуса Христа в его аргу­мен­та­тивно-логи­че­ском плане, мето­до­ло­ги­че­ски-науч­ном плане. Именно это сделал апо­стол Павел. Когда мы читаем о том, что Иисус Хри­стос учил, как власть име­ю­щий, то содер­жа­ние Его учения изла­га­ется нам в прит­чах, в отдель­ных афо­риз­мах, в бла­жен­ствах. Но все это нельзя назвать ученым бого­сло­вием. Апо­стол Павел был первым ученым бого­сло­вом, кото­рый ввел все ска­зан­ное и сде­лан­ное Богом через Иисуса Христа, все то спа­си­тель­ное, что про­изо­шло в Нем, в систему, в некие рамки науч­ного бого­слов­ского под­хода. Он первый бого­слов по-насто­я­щему. У нас не было бы хри­сти­ан­ства как учения, если бы не апо­стол Павел. Хри­сти­ан­ство про­дол­жало бы быть как духов­ное явле­ние во Христе, но как учение – нет.

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: И не стало бы миро­вой рели­гией, это было бы невоз­можно без интел­лек­ту­аль­ного осмыс­ле­ния.

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Вы правы. Без апо­стола Павла хри­сти­ан­ство могло бы выро­диться в одну из мно­го­чис­лен­ных мес­си­ан­ских иудей­ских сект, а после 70 года, когда Иеру­са­лим рухнул, исчез с лица Земли на дли­тель­ный срок, хри­сти­ан­ство исчезло бы. Апо­стол Павел вывел его в мир, он был апо­сто­лом языч­ни­ков.

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: А какие основ­ные бого­слов­ские темы раз­ра­ба­ты­вает апо­стол Павел? Какие можно выде­лить основ­ные мысли его бого­сло­вия?

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Я бы сказал, что его бого­сло­вие зиждется на двух основ­ных момен­тах. Первый и основ­ной момент – это Вос­кре­се­ние Хри­стово. Вос­кре­се­ние, кото­рое он испы­тал в личном опыте, когда по дороге в Дамаск ему явился Вос­крес­ший Иисус Хри­стос. «Если Хри­стос не вос­крес, – пишет он, – то и вера ваша тщетна». Вы все еще во грехах ваших, то есть в ветхом мире. Вос­кре­се­ние – это то эсха­то­ло­гич­ное, что содер­жится в учении апо­стола Павла и в хри­сти­ан­стве как тако­вом. Эсха­то­ло­гизм его учения, также, как и эсха­то­ло­гизм самого явле­ния Иисуса Христа – это первое и основ­ное.

Второе – это тео­ре­ти­че­ское обос­но­ва­ние поня­тия спа­се­ния. Соте­рио­ло­гия, учение о спа­се­нии, обычно при­пи­сы­ва­ется апо­столу Павлу, спа­се­ние не своими делами, а бла­го­да­тью Божией. Это то, за что он не мог быть понят своими про­тив­ни­ками в среде иудеев и в среде иудей­ству­ю­щих хри­стиан. Но это основ­ное, без этого нет хри­сти­ан­ского бого­сло­вия, спа­се­ния верой.

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Это также тема Еван­ге­лия. Ведь Хри­стос все время обра­щает вни­ма­ние своих уче­ни­ков на Себя как на Лич­ность, прежде всего, от встречи с Кото­рой и зави­сит спа­се­ние чело­века. Не зако­ном, не испол­не­нием каких-то правил, кото­рые только над­ме­вали фари­сеев, хотя закон при­зван к обрат­ному, к позна­нию чело­ве­ком своей немощи через невоз­мож­ность его испол­нить, и из этой немощи к поиску Спа­си­теля. И для апо­стола Павла была есте­ствен­ной эта еван­гель­ская тема. Еще можно отме­тить его эккле­зио­ло­гию, заботу о Церкви, о един­стве хри­стиан. Эта тема акту­альна и по сей день. Она всегда акту­альна.

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Вы правы, я как-то упу­стил из виду, что соте­рио­ло­гия, конечно, имеет про­дол­же­ние в его эккле­зио­ло­гии. Напри­мер, всем извест­ные поня­тия из соте­рио­ло­гии, кото­рыми мы поль­зу­емся посто­янно, взяты у апо­стола Павла. Именно им раз­ра­бо­тано поня­тие, напри­мер, «искуп­ле­ния» в хри­сти­ан­ском смысле. Мы даже слова такого в Еван­ге­лиях не нахо­дим, это чисто Пав­лово изоб­ре­те­ние. Или такое поня­тие – Цер­ковь как Тело Хри­стово. Именно апо­стол Павел раз­ви­вает это.

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Хотя в Еван­ге­лии есть, напри­мер, образ лозы, образ един­ства Христа и Его уче­ни­ков, но он нахо­дит новые яркие образы.

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): И его логика, его аргу­мен­та­ция всегда опи­ра­ется на какие-то понят­ные для его ауди­то­рии образы. Образ целост­но­сти Тела. Целый, тело, спа­се­ние – это все ряд из одного корня. Заме­ча­тель­ный образ зер­кала из Пер­вого посла­ния к Корин­фя­нам. «Ныне мы все видим зага­дочно, как в зер­кале отра­жен­ным, а тогда…»

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Как сквозь туск­лое стекло…

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Это в нашем пере­воде. Это глупый пере­вод, потому что кому придет в голову смот­реть сквозь туск­лые стекла. Речь идет о зер­кале, это заме­ча­тель­ный пример, взятый из книг Пре­муд­ро­сти, куда он попал из пла­то­ни­че­ского мифа об отра­же­ниях. Апо­стол Павел заме­ча­тельно исполь­зует элли­ни­сти­че­скую куль­туру и знание об обра­зах, кото­рые понятны его ауди­то­рии.

А кре­ще­ние как погре­бе­ние. Ну кому бы в голову в Иудее пришло это? Это могло быть понятно только языч­ни­кам, кото­рым он про­по­ве­дует.

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: А почему?

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Апо­стол Павел просто исполь­зует их язык, язык мисте­ри­аль­ных рели­гий, где погре­бе­ние и вос­кре­се­ние того или иного кален­дар­ного бога было обыч­ной прак­ти­кой. Но это не значит, что мисте­ри­аль­ные рели­гии легли в основу нашего Кре­ще­ния. Это значит, что апо­стол Павел исполь­зует образ­ный язык для того, чтобы сде­лать понят­ным людям то, что он хочет выра­зить, как новую жизнь, как воз­рож­де­ние.

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Мы живем в такое время, когда хри­сти­ан­ская миссия ста­но­вится опять все более акту­аль­ной, потому что мир за послед­ние века, даже евро­пей­ская, хри­сти­ан­ская циви­ли­за­ция вновь отхо­дит от Христа. Уже рож­да­ются поко­ле­ния людей, здесь у нас в России и в других стра­нах, кото­рые вновь нуж­да­ются в том, чтобы слово Божие им было про­по­ве­дано, причем про­по­ве­дано с такой же силой и убе­ди­тель­но­стью, с такой же акту­аль­но­стью, с какой это зву­чало из уст апо­стола Павла. Какие мис­си­о­нер­ские уроки апо­стола Павла кажутся Вам акту­аль­ными для сего­дняш­ней миссии?

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Вы сами ска­зали заме­ча­тель­ные слова о силе, ясно­сти и акту­аль­но­сти. Это именно то, чего не хва­тает мис­си­о­не­рам уже доста­точно дли­тель­ное время, осо­бенно сейчас. Мы не должны закры­вать глаза на то, что тра­ди­ци­он­ная куль­тура посте­пенно усту­пает место чему-то совсем новому. Нельзя ска­зать, что может воз­ник­нуть какая-то куль­тура абсо­лютно без корней и тра­ди­ций, такого не бывает. Но мир резко и быстро изме­нился в послед­нее время. Это мы видим и в нашем быту, и в науке, фило­со­фии, поли­тике, в при­выч­ках людей, в нашей моло­дежи, кото­рая часто уже не пони­мает тех цен­но­стей и не при­дает им того зна­че­ния, кото­рое было основ­ным для нас. Напри­мер, чтение книг. Кому из моло­дых сейчас придет в голову читать длин­ню­щие романы? Есть, конечно, еди­ницы, но это еди­ницы. Все мы вос­пи­ты­ва­лись на книгах, на чтении, сейчас этого нет. Сам способ инфор­ма­тив­ного осна­ще­ния стал совер­шенно другим, и это сопро­вож­да­ется целым рядом над­ло­мов в куль­туре.

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Есть ощу­ще­ние того, что куль­тура выды­ха­ется, а не рож­да­ется что-то новое. Фило­со­фия новая не появ­ля­ется, в XX веке было что-то, но в послед­ние деся­ти­ле­тия совсем ничего.

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Во всяком случае, мы пони­маем, что куль­тура резко меня­ется, а язык миссии, кате­хи­за­ции оста­ется преж­ним. И тут апо­стол Павел может слу­жить нам вели­ко­леп­ным при­ме­ром. Помните, как он гово­рил о своей миссии: «Для иудеев я был как иудей, для языч­ни­ков как языч­ник, для всех я стал всем, чтобы при­об­ре­сти хотя бы неко­то­рых». Он был реа­ли­стом и пре­красно пони­мал, что, может быть, из тысячи людей, кото­рым он будет воз­ве­щать Еван­ге­лие, ко Христу обра­тится лишь деся­ток. Это его не оста­нав­ли­вало. Но при этом надо поль­зо­ваться языком тех людей, к кото­рым ты обра­ща­ешься. Кон­чено, не сни­жа­ясь до уровня их поня­тий, но все-таки гово­рить на понят­ном для них языке. Увы, но кому из совре­мен­ных людей понятны наши кате­хи­зи­че­ские упраж­не­ния?

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Кон­чено, если мы будем изла­гать совре­мен­ной моло­дежи кате­хи­зис мит­ро­по­лита Фила­рета, это им будет мало инте­ресно. Но все-таки, я думаю, что и сейчас суще­ствуют кате­хи­за­торы, талант­ли­вые мис­си­о­неры, кото­рые могут доно­сить. Эти люди часто очень хорошо обра­зо­ван­ные, как и апо­стол Павел. Напри­мер, при всех плюсах и мину­сах, тот же отец Андрей Кураев очень яркий мис­си­о­нер и с моло­де­жью умеет гово­рить на понят­ном ей языке. Но здесь воз­ни­кает такая про­блема: очень часто звучат в цер­ков­ной среде обви­не­ния, что он слиш­ком обра­зо­ван и вообще, зачем нужно такое обра­зо­ва­ние. Как будто для того, что про­по­ве­до­вать успешно, нужно поменьше знать и этой своей интел­лек­ту­аль­ной бед­но­стью при­вле­кать людей, при­вле­кать какими-то фоку­сами, чуде­сами. В этом смысле, по-моему, мы как раз должны обра­титься к опыту апо­стола Павла, кото­рый все-таки гово­рил очень внятно, интел­лек­ту­ально насы­щенно и тем самым доби­вался мис­си­о­нер­ского успеха.

Архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев): Тут я должен сде­лать два неболь­ших уточ­не­ния. Во-первых, апо­стол Павел гово­рил, что бла­го­ве­стие не в слове только, но и в Духе Святом. Любое мис­си­о­нер­ство должно быть мис­си­о­нер­ством в Духе. Это дело веру­ю­щего чело­века, кото­рый ощу­щает себя пре­бы­ва­ю­щим в Духе. Это особый дар, особая харизма, кото­рая не каж­дому доступна, поэтому не каждый может быть мис­си­о­не­ром. И второе: апо­стол Павел обра­щался и к про­ста­кам, и к интел­лек­ту­а­лам. И когда он гово­рит, что он был с иуде­ями как иудей, то он мог бы про­дол­жить этот ряд, что с про­ста­ками гово­рил как про­стак, а с интел­лек­ту­а­лами как интел­лек­туал. Напри­мер, Первое посла­ние к Фес­са­ло­ни­кий­цам обра­щено к людям мало­об­ра­зо­ван­ным, про­стым, кото­рые всего несколько недель тому назад стали хри­сти­а­нами, не содер­жит в себе ника­ких особых ухищ­ре­ний и бого­слов­ских тон­ко­стей. Срав­ните его с Посла­нием к Рим­ля­нам, кото­рое все испол­нено утон­чен­ного интел­лек­ту­а­лизма и аргу­мен­та­ции того вре­мени. Это разные вещи. Так что и миссия должна учи­ты­вать ауди­то­рию. А то, что мис­си­о­нер должен гово­рить всегда просто – это заблуж­де­ние. Не всегда просто полу­ча­ется, не всегда нужно просто. С интел­лек­ту­а­лами надо гово­рить, зная их язык, а с про­стыми людьми – зная их язык. Но это особая харизма, не каж­дому дано.

Прот. Алек­сандр Сте­па­нов: Боль­шое спа­сибо, отец Иан­ну­а­рий, за заме­ча­тель­ную беседу. Дей­стви­тельно, мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность апо­стола Павла соеди­няет в себе мис­си­о­нер­ство и бого­сло­вие. Одно без дру­гого, навер­ное, и невоз­можно, потому что бого­сло­вие – это всегда объ­яс­не­ние, интер­пре­та­ция того, что нам Гос­подь откры­вает, откры­вает лично чело­веку, интер­пре­та­ция для других, а это и явля­ется самым убе­ди­тель­ным для слу­ша­ю­щих. Это соче­та­ние мы видим у апо­стола Павла в самой высшей сте­пени. Дай Бог, чтобы Цер­ковь не ску­дела своими талант­ли­выми мис­си­о­не­рами, чтобы сейчас, в нашем совре­мен­ном мире появ­ля­лись мис­си­о­неры, кото­рые бы шли по стопам свя­того апо­стола Павла. Тогда Цер­ковь будет иметь боль­шое буду­щее в нашей стране и в других местах.

Всего вам доб­рого, доро­гие радио­слу­ша­тели, в эфире была про­грамма «Эккле­сия», она была посвя­щена трудам апо­стола Павла и 2000-летию со дня его рож­де­ния, кото­рое хри­сти­ан­ский мир отме­чал в 2008 году. В сего­дняш­ней нашей про­грамме при­ни­мал уча­стие про­фес­сор Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной ака­де­мии, архи­манд­рит Иан­ну­а­рий (Ивлиев). Про­грамму вел про­то­и­е­рей Алек­сандр Сте­па­нов. Всего вам доб­рого.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки