Содержание
Миссионе́рство (ми́ссия) – проповедь Евангелия среди неверующих. Можно сказать, что миссионер подводит человека к дверям храма (где его встречает катехизатор).
Основание христианской миссии, как обязанности Церкви, можно видеть в поручении, которое дал Господь Иисус Христос Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел вам» (Мф.28:19–20). Господь послал апостола Павла проповедовать язычникам, обозначив цель проповеди: «Открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян.26:18).
Отсюда ясно видно, что содержание христианской миссии – Евангелие, возвещение о Христе Распятом и Воскресшем. В «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» говорится о том, что «конечной и глобальной целью православной миссии в широком понимании является осуществление изначального замысла Божия – теосис (обожение) всего творения. В более узком понимании миссия есть деятельность по распространению православной веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения. В этом смысле ближайшей целью миссии является созидание евхаристических общин до края земли (Деян.1:8)».
Примером первого благовестия после воскресения Христова в Новом Завете можно считать первую проповедь апостола Петра в день Пятидесятницы (Деян.2:14-40). Выслушав ее, «охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян.2:41). С этого дня началось миссионерское служение Церкви. Все апостолы Христа отдали свои жизни на ниве миссии, и только один из них погиб в Иерусалиме. Многие народы (включая славян) были просвещены светом Христовой веры, благодаря самопожертвенной деятельности христианских миссионеров, многие из которых были прославлены в лике равноапостольных. Миссионерское служение совершают все Поместные Православные Церкви с учетом специфики своей паствы и местных условий.
В своей деятельности православные миссионеры должны руководствоваться твердыми правилами, необходимым образом вытекающими из характера учения Христова:
- проповедь Евангелия должна быть обращена ко всем людям, независимо от их гражданской и этнической принадлежности, от языка и расы, от социального статуса, от пола и возраста, и должна вестись на языке, понятном тем, к кому эта проповедь обращена;
- недопустимо насильственное обращение в Православие;
- должно быть исключено привлечение в Церковь людей соблазном материальных благ и любых земных выгод;
- проповедуя учение Христа, следует добиваться, чтобы вера у новообращенных была глубокой, зрелой, сердечной;
- недопустимо оскорбление религиозных чувств иноверцев, к которым христиане обращаются с проповедью Евангелия.
Принято различать внешнюю и внутреннюю миссию. В синодальный период под внешней миссией подразумевалась проповедь Евангелия за пределами канонической территория Русской Церкви (за границами Российской империи), а внутренняя миссия была обращена к проживавшим на территории России языческим народам и в несравненно меньшей степени к иудеям и мусульманам. Также миссионерские усилия направлялись на обращение в Православие старообрядцев и сектантов. Только во второй половине XIX века в задачи внутренней миссии стали входить просвещение невежественных православных христиан, а также проповедь Евангелия той части интеллегенции, которая фактически отпала от Церкви. В настоящее время под внешней миссией понимается «православное свидетельство среди народов, не имеющих истинно христианских основ в своей национальной традиции и культуре» (Концепция миссионерской деятельности РПЦ), независимо от территории проживания. Под внутренней миссией понимается работа «по возвращению в церковную ограду людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры и, особенно тех чад Церкви, которые подпали под влияние деструктивных культов и тоталитарных сект» (Там же).
Кто является православным миссионером?
В документе «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» отмечается, что «свидетельство веры вне церковной ограды составляет одну из главных обязанностей всех христиан». Свт. Феофан Затворник в связи с этим пишет: «Само собой разумеется, что преимущественно долг сей лежит на освященных лицах, как на то исключительно учиненных. Но и всякому другому как можно заградить уста, когда он возвещает истину, в коей убежден и которую возлюбил душевно? Позволить проповедовать всякое без разбора убеждение пагубно; но возглашать истину, всемирно известную, Богом открытую, точно и ясно определенную как неизменное правило для всех людей и во все времена, это и для действующего, и для других спасительно. И не только возглашать, но и деятельно заботиться должно об успехах слова истины. Кому проповедовать? И своим и чужим, Господь говорит: видишь брата согрешающего, поди, вразуми его. Послушает – приобрел еси брата, нет – то же сделайте вдвоем, а далее уже поведать надо Церкви (Мф.18:15, 18:17). Мало ли можно найти между братиями-христианами не ведающих веры и по неведению держащихся нелепостей? Знающий вразуми и просвети брата истиной. И это будет столь же плодоносно, сильно, ценно, как идти за море и обращать неверных. О присных в вере более должно пещись, по апостолу. И чужих, кои между нами, не должно оставлять и как бы презирать, но и их согрей любовью, предрасположи ко вниманию и сей в благоприятное время. Кто знает, не войдет ли и в его душу истина через слово твое? У Бога везде есть орудия к побеждению, хоть их никто ясно не знает».
Однако «миссионером в конкретном смысле является проповедник, имеющий специальное миссионерское образование, возвещающий слово Божие тем, кто не слышал православного свидетельства». Для такого служения нужно иметь церковное благословение, нельзя назначить самого себя миссионером. В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» сказано: «Те только имеют власть наставлять в спасительном учении, кто послан на это дело; а те, которые не посланы и не избраны на это, те ни под каким видом не должны приступать к нему, по словам Павла: И как проповедовать, если не будут посланы? (Рим.10:15)».
Свт. Макарий (Невский) писал о важности миссионерского сознания в православном народе: «Если успех миссии зависит от успеха сбора [средств на миссию], то успех сбора зависит от количества сочувствующих миссионерскому делу. Сочувствие же появляется тогда, когда в обществе широко распространяются сведения о деятельности миссии, вводится в сознание народа важность вообще миссионерского дела как дела Божия... Такое осознание важности миссионерского служения и обязанности для всякого христианина деятельно помогать этому делу, может быть внушаемо... путём живого слова или через печать. Поэтому благотворителем миссии может считаться не только тот, кто жертвует что-либо на миссионерское дело, но и тот, кто распространяет сведения о миссиях, их задачах, их нуждах, и тем возбуждает сочувствие к делу… Если бы кто не имел решительно никаких средств для пожертвования на это святое дело, тот может послужить ему своей молитвой об успехе дела».
Необходимые качества и навыки православного миссионера
В «Концепции миссионерской деятельности РПЦ» подчеркивается, что «современным миссионерам в своей деятельности, как никогда ранее, приходится искать нестандартные решения. Для них особенно важно уметь донести опыт апостольской и святоотеческой традиции на языке, понятном нашим современникам. В современном обществе, где почти забыта заповедь о любви к ближнему и царит повсеместное безразличие, в том числе и к вопросам религиозным, миссионер должен уметь всколыхнуть равнодушного, побудить его обратиться к Евангелию и воплотить христианские ценности в повседневной жизни».
Православному миссионеру необходимо иметь навык молитвы (особенно важно молиться в процессе проповеди), навык чтения Священного Писания, надежду на Бога, а не на себя, смирение, бескорыстие, стойкость, ревность о Боге, приветливость, любовь ко всем людям, независимо от их взглядов, а также всячески беречь свою репутацию, чтобы из-за него не хулилась вера. Важной частью миссионерского служения является социальная благотворительность. Святые миссионеры не только проповедовали веру Христову, но и открывали школы, больницы, приюты для местного населения и т п.
Распространенные ошибки миссионера
- Искажение православного учения о вере и нравственности в угоду духу мира сего.
- Пропаганда культурных и политических предпочтений миссионера вместо проповеди Евангелия.
- Погоня за количеством обращенных.
- Проповедь Евангелия недостойными методами (эпатаж, принуждение или «подкуп душ»).
- Оскорбления в адрес иноверцев, негативная критика их убеждений, как основная часть проповеди (смысл миссии в том, чтобы проповедовать Иисуса Христа, а не ругать чужую веру).
- Попытка во что бы то ни стало переубедить человека вместо свидетельства об Истине.
- Споры миссионеров между собой в процессе проповеди.
Современные вызовы миссии Русской Православной Церкви
1) Вызов утраты культурной идентичности (миссионерская задача – нахождение условий для христианизации национальных культур на базе их созидательных составляющих);
2) вызов социально-экономических реформ (миссионерская задача – защита социально незащищенных слоев населения);
3) вызов развития науки, связанный с появлением новых областей исследования, касающихся нравственности и сущностных основ жизни (миссионерская задача – противостояние подмене науки идеологией или оккультизмом и попыткам ее «обожествления», особенно в сфере общественных исследований);
4) вызов информационного общества (миссионерская задача – противостояние информационной агрессии против Православия, личности, семьи и общества, осуществляемой деструктивными культами и организациями; овладение новыми информационными пространствами для развития миссии);
5) вызов плюрализма религий и мировоззрений (миссионерская задача – противостояние попыткам подмены абсолютной и единственной Истины Христовой «единой и универсальной» религией).
Миссионерские учреждения в Русской Православной Церкви сегодня
Церковным ведомством, координирующим миссионерское служение в Русской Церкви, является синодальный Миссионерский отдел. Он был образован постановлением Священного Синода от 26 декабря 1995 г. Миссионерский отдел состоит из секторов: информационно-аналитического, реабилитационного, апологетической миссии, методологического и издательского. В 1996 году при Отделе была учреждена Белгородская Духовная семинария (с миссионерской направленностью). Отделом издаются ежемесячный журнал «Миссионерское обозрение» и бюллетень «Миссионерское обозрение» в виде ежемесячного приложения к газете «Православная Москва».
Действует официальный сайт Миссионерского отдела. В 1996 году в Москве Миссионерским отделом был создан Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий. Священный Синод на заседании 29 декабря 2021 года постановил: «С целью усиления миссионерской деятельности считать полезным учреждение Православного миссионерского общества как добровольного содружества священнослужителей и мирян, готовых послужить делу миссии». Православное миссионерское общество во имя святителя Иннокентия Московского является преемником Православного миссионерского общества, образованного по благословению святителя Иннокентия Московского и действовавшего в 1870–1918 гг. Миссионерские сообщества и группы перечислены на сайте отдела.
Наиболее известные святые миссионеры
Свт. Григорий Просветитель (†326) – Армения
Равноап. Нина (†ок. 335) – Грузия
Свт. Фрументий Эфиопский (†ок. 380) – Эфиопия
Свт. Патрик Ирландский (†461) – Ирландия
Свт. Леонтий Ростовский (†ок. 1070) – чудские племена
Прп. Кирилл Челмогорский (†1368) – Карелия
Свт. Стефан Пермский (†1396) – Пермь
Прп. Феодорит Кольский (†1571) – Кольский полуостров
Свт. Филофей (Лещинский) (†1727) – Сибирь
Прп. Макарий (Глухарев) (†1847) – Алтай
Свт. Иннокентий (Вениаминов) (†1879) – Америка, Дальний Восток, Сибирь
Прп. Герман Аляскинский (†1836) – Аляска
Свт. Макарий (Невский) (†1926) – Алтай
Равноап. Николай Японский (†1912) – Япония
Свт. Иоанн (Максимович) (†1966) – Китай, США
Цитаты о миссии
«Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе».
святитель Николай Японский
«Кто может возвещать Истину и не возвещает, тот будет осужден Богом».
мученик Иустин Философ
«Если проповедник не будет иметь в себе любви к тем, кому проповедует, то и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения может остаться без всякой пользы, ибо токмо любовь созидает».
свт. Иннокентий (Вениаминов)
«Блажен тот, кто со всею ревностью, искренностью и любовью подвизается в деле обращения и просвещения, перенося труды и скорби, встречаемые на поприще своего служения! Ибо мзда его многа на небеси. Но горе тому, кто, призван и поставлен благовествовать, и не благовествует!».
свт. Иннокентий Московский
«Я не верю, чтобы можно было спастись тому, кто ничего не делает для спасения ближнего».
свт. Иоанн Златоуст
«Из признаков, по которым должен быть, при помощи Божией, угадан хороший миссионер, самый первый есть смирение – источник силы и успеха для миссионера, ибо только смиренным Бог даёт благодать (1Пет.5:5), без которой миссионерское служение ничто».
равноап. Николай Японский
Литература по теме
- РАЗДЕЛ «МИССИЯ» в Библиотеке
- Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви
- От миссии к катехизации (статьи и пособия)
- О миссионерстве протопр. Иоанн Мейендорф
- О миссионерстве митр. Сурожский Антоний
- Миссионерский императив прот. Александр Шмеман
- Православная миссиология на пороге III тысячелетия прот. В. Федоров
- О моём опыте миссионерства прот. Константин Пархоменко
- О повседневном миссионерстве иг. Пётр (Мещеринов)
- Апостол Павел – пример для современного миссионера архим. Ианнуарий
- Миссиология. Учебное пособие
- Миссионерская полемика Иван Айвазов
- О современной внешней миссии Русской Православной Церкви
- Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви
- Инструкция для ловца человеков свящ. Даниил Сысоев
- Святоотеческое понимание миссии свящ. Георгий Максимов
- Миссия свящ. Георгий Максимов
- Видео. Миссионерство
Комментировать