Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста

Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста

Сюжет

В основу картины положен библейский сюжет, отражающий эпизод из жизни св. апостола Павла, связанный с его пребыванием под стражей в связи с обвинениями, выдвинутыми против него иудеями: речь перед царем Агриппой, его сестрой Береникой и правителем Фестом.

Описание

Согласно книге Деяний святых апостолов, местом произнесения речи св. апостолом Павлом перед вышеназванными лицами была судебная палата (Деян.25:23).

На картине изображен большой зал. В зале на постаментах мы видим стоящие мраморные изваяния римских богов и императоров. Возле них на возвышении установлен трон для Ирода Агриппы и кресла для Феста и Береники.

Основную группу картины образуют четыре фигуры. Сидящий слева Агриппа и стоящий справа Павел обращены друг к другу и изображены почти в профиль к зрителям. Поэтому создается впечатление, что Павел излагает свои взгляды Ироду Агриппе, отвечает на его вопросы. Между Агриппой и Павлом сидят Порций Фест и Береника, обратив свои взоры к Павлу. Они не принимают участия в споре, будучи лишь сторонними наблюдателями.

Такое расположение фигур художник выбрал не случайно.

Как известно из текста Писания, вызывая Апостола Павла для выяснения его позиции, Фест заявил, что сам он не понимает, в чем состоит суть религиозных разногласий между апостолом Павлом и обвинявшими его иудеями. Между тем, царь Агриппа, будучи знаком с содержанием Писаний, мог уловить эту суть.

Апостол, излагая свои взгляды, обращается к Агриппе, как к лицу верящему пророкам: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь» (Деян.26:27).

Как известно, слова св. Павла не убедили Агриппу в истинности христианского учения, однако, он, все же, и не счёл Павла виновным: «И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря» (Деян.26:32).

Художник изобразил апостола Павла на картине стоящим в полный рост. На нем простой серый хитон из грубой ткани, подпоясанный веревкой. Через плечо перекинут светло-синий плащ из такой же простой материи. Апостол не так наряден, как его оппоненты, но в его взоре мы видим силу веры.

В глубине зала Суриков, помимо главных лиц, разместил второстепенных персонажей: римских легионеров и горожан, размыкая тем самым пространство зала.

Царь Агриппа изображен во всем блеске славы и богатства. Одежда царя расшита золотом. На голове золотая диадема с крупными драгоценными камнями: рубином, сапфиром и топазом, завязанная на затылке красивой голубой лентой с золотыми кистями, концы которых свешиваются на плечо. Красные чулки и сандалии с золотой пряжкой довершают его образ как образ царя.

На его лице следы усталости от бурных страстей восточного владыки, не знающего отказа своим желаниям.

Совершенно иной образ Феста. На римском проконсуле под белой тогой темно-красная туника с простым круглым вырезом у шеи, дорогие сандалии с золотыми пряжками и богатая цепь. Его гладко выбритое бледное лицо отличается от лица царя и типом, и цветом, и выражением. Проконсул Фест внимательно слушает Павла, но в его скептическом взгляде отражается холодный ум и осторожность человека, искушенного в философских спорах и ораторском искусстве. Однако речь Апостола Павла вызывает в нем скепсис.

Иначе реагирует на проповедь Павла Береника. По всему ее облику видно, что речь Апостола тронула ее сердце, в глубине ее души сомнение и неизвестно, что будет дальше.

Итак, мы видим, что художник сумел наделить индивидуальными чертами отвлеченные персонажи, он также смог передать их психологию.

Не лишена картина и живописных достоинств: ее сдержанные краски гармонично связаны общей тональностью, при этом цветовое решение неизмеримо свежее и живописное.

И еще одну возможность сюжета использовал Суриков – возможность показать, как сила убеждения, пронизывающая все существо проповедника, способна влиять и на других людей, притом людей совершенно иного склада, иных верований и мыслей. В этом отношении не случайно с таким вниманием конкретизировал Суриков образ царя Ирода Агриппы, представляющего в картине религию иудаизма, и образ проконсула Порция Феста, представляющего языческую религию Рима периода упадка. Обе эти религии в своих принципах враждебны христианству, догматы которого проповедует Ироду и Фесту Павел. И тем не менее сила его убежденности и веры так велики, слова его так пламенно красноречивы, что вызывают если не согласие с ними у его слушателей, то, во всяком случае, живой интерес.

История

Картина была написана Суриковым по окончании Императорской Художественной Академии в качестве конкурсной работы. Обычно выпускникам заранее давали определенную тему. Такой темой была история раннего христианства. Для раскрытия ее нужно было начинающему художнику исполнить малоизвестный эпизод. К участию в конкурсе были допущены: Суриков, Загорский, Творожников и Бодаревский. Для своей картины Суриков выбрал эпизод из истории Апостола Павла. «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста». В строгом соответствии с текстом Деяний святых Апостолов художник запечатлел римского гражданина Павла в тот момент, когда тот, простерши руку, стал говорить в свою защиту (Деян. 26:1).

Материалом для картины также послужило сочинение Э. Ренана «Апостол Павел». Сам художник свой выбор мотивировал тем, что ему всегда была близка тема защиты христианства. «Первые века христианства с его подвижниками и мучениками, фигуры вдохновенных проповедников новой веры и их страдания на крестах и на аренах цирков – все это влекло к себе величием и силой своего духа», – писал Суриков. Несмотря на то, что сюжет, предложенный Академией, был сложным, выпускник приложил огромные усилия, чтобы создать внутренне содержательную, обоснованную композицию. И это ему удалось. Однако вокруг картины среди членов Академии разгорелись споры по вопросу о присуждении Сурикову золотой медали. За эту картину Суриков в 1875 году удостоился звания классного художника первой степени. Ему дана была возможность поехать в пансионерскую поездку за границу, однако художник предпочел остаться на родине, чтобы расписывать только что отстроенный храм Христа Спасителя.

Критика

Тема, выбранная художником, была неоднозначна и вызвала недоумение писавших о Сурикове: «Как видите, дело до того мелкое, неважное, эпизод до того лишенный интереса, я уже не говорю страстных порывов, что остается удивляться, да почему же на нем остановился академический Совет?».

Другой автор писал: «Выпускникам была предложена бессмысленная – мертвая тема, типичная для академических заданий».

Однако Суриков отнесся к этой теме иначе. Вспомним, что, рассказывая впоследствии о годах пребывания в Академии, он сообщил, что в то время его увлекали: сначала древние века, античность, Египет, затем всемирно могущественный Рим и, наконец, воцарившееся на его развалинах христианство. «Первые века христианства с его подвижниками и мучениками, фигуры вдохновенных проповедников новой веры и их страдания на крестах и на аренах цирков, все это влекло к себе величием и силою своего духа. Заданную мне картину „Апостол Павел проповедует Евангелие Императору Агриппе“ я писал с увлечением, совершенно не замечая того, что и она мне чужая и я ей чужой».

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

3 комментария

  • Вадим, 14.07.2024
    Прекрасен Господь во святых своих.
    Аминь.
    Ответить »
  • alksen, 13.07.2025
    Удивительно, как Василий Иванович Суриков умел чувствовать историю, ее дух. Даже в своих достаточно ранних работах. И история всегда у него выступает через людей. Через их характеры, столкновения — нет, даже не идей, а гораздо большего — мировоззрения, миропонимания. Здесь это столкновение между Агриппой, другими героями, чьи имена вынесены в название и апостолом Павлом. Причем апостол показывается ближе к зрителю, на перднем плане, остальные, чуть в отдалении — сначала Агриппа, затем другие… Вся сцена наполнена напряжением, ожиданием. Чувствуется, что слова Павла имеют вес, что они могут изменить судьбы людей. Суриков точно передает атмосферу важности момента, когда сталкиваются разные мировоззрения, разные системы ценностей
    Ответить »
  • Пилигрим, 14.07.2025
    Ну почему же критики того времени считали этот Евангельский эпизод «мелким, неважным, … лишённым интереса», а то ещё и «мёртвым»?!? Или тогда так относились к апостолам и считали лишь личность Христа достойной великих полотен?.. Наоборот, эпизод этот и большой, и важный, и интересный, и, конечно же, живой — и великий Суриков это блестяще показал (=доказал).

    Цитата из фильма митрополита Илариона (Алфеева) «Апостол Павел»:
    Вклад, сделанный Павлом в развитие христианства, трудно переоценить. Если Иисуса можно назвать «Автором» этой религии, то о Павле можно сказать как о том, кого Он взял в «соавторы».
    Иисус не создал для Церкви цельную и законченную богословскую систему, не дал Своим ученикам исчерпывающий свод нравственных правил. Указав людям дорогу в Царство Небесное, Он расставил на ней верстовые столбы и дорожные знаки в виде наставлений и заповедей, касающихся отдельных
    вопросов богословия и нравственности. Но подробный путеводитель по этой дороге предстояло создать другому человеку. Этим человеком стал Павел…
    … Главной движущей силой его миссионерского подвига была любовь к Богу, выражавшаяся в беспредельной преданности Христу и готовности умереть за Hero.»
    Ответить »