Больной муж

Больной муж
  • Дата создания: 1881
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 71,5×89,5 см

Сюжет

Картина «Больной муж» была написана художником по воспоминаниям детства, когда тяжко болел его родной отец: «Лето 1850 года было жаркое, крестьяне не успели кончить сенокоса, как поспела рожь, мои старшие братья Алексей и Федор уходили в дальние пожни косить, а матушка жала в поле. Я, шестилетний ребенок, оставался дома с больным отцом, не отлучаясь ни на минуту… Когда отец в забытьи, я встану перед образами и молюсь, сам не знаю о чем, потом сяду к окну и опять гляжу на несжатое поле… О чем я тогда думал – трудно сказать, но, несомненно, детское сердце чуяло горе и болело той непонятной болью, которая резко, на всю жизнь, запечатлевается в памяти».

Описание

После окончания Санкт-Петербургской Академии художеств Василий Максимович Максимов, будучи сам выходцем из простого народа, в своем творчестве неоднократно обращался к темам крестьянского быта.

Перед зрителем предстает картина, повествующая о тяжелом положении бедной крестьянской семьи. Болезнь кормильца – это всегда трагедия, ведь он является единственной опорой жене и детям.

С глубоким психологизмом художник показывает горе супруги больного, исчерпавшей все средства для исцеления мужа. Мы видим скромную обстановку – едва освещенную избу, с занавешенным грубой тканью окном, грубую деревянную мебель, ложе, застланное соломой, на котором лежит в забытьи умирающий. На лавке перед мужчиной стоит остывший обед, но больной уже ничего не ест, находясь в глубоком забытьи. Над головой его в углу на полке мы видим иконы с зажженными лампадками, еще одна икона – образ Святителя Николая Чудотворца, украшенная полевыми травами, висит на стене. От красного уголка исходит яркий свет, падающий на голову молящейся женщины.

Жена, стоя на коленях, перед горящими у икон лампадками, молится Господу Иисусу Христу о здравии самого близкого ей человека. Эта молитва – ее последняя надежда. Изображенная художником детская люлька, подвешенная к потолку, вносит в картину еще больший жизненный драматизм – с гибелью супруга семья лишится средств к существованию и младенец, наверняка не выживет, умерев от голода. Разбросанные вещи, не выметенный пол свидетельствуют о глубоком смятении и страхе, объявшим сердце женщины, но надежда побеждает страх – зритель не знает развязки этой жизненной драмы. Художник оставляет выбор за ним – все зависит от силы его веры, от его духовного устроения, ибо как говорит Спаситель наш Иисус Христос: по вере вашей да будет вам.

История

Максимов написал картину «Больной муж» в 1881 году. Реакция публики на эту его работу была очень оживленной, в буквальном смысле слова произведя фурор. Критиками был отмечен высокий уровень мастерства художника, умение передать психологизм.

Критика

Художественный критик Владимир Стасов в обзоре 10-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок, где была представлена картина «Больной муж», отзывался о ней как о «..настоящем chef d’oeuvre глубокого выражения и патетичности у обоих действующих лиц». Подлинными «судьями» таланта Максимова были его соседи-крестьяне. «Полна изба приходила к Василию Максимовичу по его зову, народ здраво и умно разбирал каждый его труд. Ах, это дорогая публика! Всякий художник, бывавший в захолустье на этюдах, знает меткие словца подростков, слыхал серьезный, правдивый приговор степенных мужиков всякому лицу, всякому предмету в картине и поражался верностью оценки и беспощадностью метких эпитетов»

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

1 Комментарий

  • aloks, 08.08.2024
    Казалось бы, все в картине настроено на то, чтобы показать остро социальное, показать тот ужас, что ожидает семью, если мужа, кормильца, не станет. Бедная обстановка, лавка, на которой лежит больной, укрытый явное не пуховыми одеялами, торчащая солома ещё более усиливает общее впечатление.
    Но фигура молящейся женщины (хотя и написанная, конечно, крайне реалистично, до фрагмента босой ноги, виднеющийся из-под юбки) уводит нас в над-социальное. Мы, действительно, словно слышим живую и горячую молитву женщины, молитву, раздвигающую пространство скромной комнаты. Свет лампадки освещает икону и, тем самым, привлекает к ней и внимание зрителя. Почему-то, глядя на эту работу, вспоминается другая молитва — Елены, героини булгаковской «Белой гвардии». Елена также горячо и отчаянно молилась перед иконой Богородицы за находящегося в тяжёлом состоянии брата Алексея. Хотя, казалось бы, героинь разделяет более 30 лет, они из разных социальных слоев (разных миров), да вообще Елена уже совсем в другой реальности. Однако перед Богом это все нюансы, главное — душа человека, которая сейчас, в такую страшную минуту ищет защиты. Елена вымолила брата. Как будет у героини картины — мы не знаем, чтобы не писали критики.
    В этой работе — боль, трагизм, но нет черноты отчаяния и оставленности. Потому, что художник смог передать в ней Божие присутствие, и не важно, ставил он перед собой такую задачу или нет.
    Ответить »