Христианские мученики в Колизее

Христианские мученики в Колизее

Сюжет

В первые времена существования Церкви христианство, в Римской империи, считалось недозволенной религией. Периодически римские власти организовывали жесточайшие гонения на христиан. За время этих гонений погибло огромное количество христиан. Осужденных на смерть последователей Христа могли подвергать различным видам казни, включая такую жесточайшую казнь, как растерзание зверьми. При этом не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Но истинные мученики, уверовавшие в Христа, отважно принимали эту ужасающую и страшную реальность, ожидая соединения со Спасителем в Царстве Небесном. Из казней христиан нередко делали зрелища, привлекавшие массы людей. Видеть мучительную смерть христиан, их крики и стоны было для скучающей публики своего рода развлечением. Одним из известнейших мест в Риме, где устраивали публичные казни последователей Христа, был Колизей.

Описание

На картине представлены христиане, осужденные римскими властями на смерть.

Художник мастерски передает состояние обреченных на смерть христиан и как контраст – ожидание праздной толпы. В левой части выделяются образы двух рабов-стражников: один из них открывает массивную дверь темницы, а другой с насмешливо-издевательским видом зовёт мучеников на ярко освещённую солнцем арену Колизея, у другого края которой видны львы. Мужчина с высоко поднятым крестом ведёт за собой на арену мальчика, который, обернувшись, протягивает руку к лежащей на земле женщине с младенцем. Ее взгляд направлен выспрь. Рядом – две дочери, прижавшиеся к своей матери. В правой части картины изображён слепой старик, покорно идущий в сторону света, исходящего от открытой двери. За ним – в испуге прильнувшие друг к другу молодые супруги. Несколько римских солдат пытаются подтолкнуть к выходу прощающихся друг с другом христиан. В этом подземелье ждут казни одни из первых последователей христианской религии. Дверь уже распахнута, а это значит, что скоро мучеников ждет жестокая расправа.

Полотно Флавицкого дает возможность задуматься зрителю о глубине веры первых христиан, об их готовности следовать за Спасителем.

История

Перед нами крупноформатная картина русского художника Константина Флавицкого (1830-1866), оконченная в 1862 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге (инв. Ж-5688). Размер картины – 385х539 см.

«Христианские мученики в Колизее», или другое название «Последние минуты христиан перед казнью в Колизее», считается картиной исторического жанра. Полотно было создано в Риме во время пансионерской поездки после окончания Академии художеств. Картина «Христианские мученики в Колизее» экспонировалась на Академической выставке 1863 года. В том же году автор получил за неё звание почётного вольного общника Академии художеств. Тем не менее это поощрение было относительно низкой оценкой, так как сам Флавицкий ожидал получить звание академика. В 1897 году картина была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне – Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор.

Критика

Как отмечали члены Академии, при всем мастерстве рисунка и композиции, здесь художник все еще слишком сильно зависит от учебных приемов и влияния академических авторитетов, своего учителя Бруни и особенно Карла Брюллова. Сходство фигур и обликов героев картины Флавицкого с персонажами работ Брюллова было очевидно даже профессорам Академии. Критика отозвалась о картине еще более сурово. Владимир Стасов писал в своей статье «Академическая выставка 1863 года»: «Кому угодно действовать в старобрюлловском роде (все-таки ещё у нас не сошедшем окончательно со сцены), поди и учись перед огневой разудалой картиной г. Флавицкого: „Христианские мученики в Колизее“. Господин Флавицкий довольно удачно повторил и обычную радужность Брюллова, и театральные его выражения, и мелодраматическую шумиху, и отсутствие всякого настоящего чувства». Позднее, в своём исследовании «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованном в 1882-1883 годах, Стасов отмечал, что в 1850-х, 1860-х и 1870-х годах «выходили от времени до времени на сцену живописцы прежнего направления», из которых «самый значительный, Флавицкий, в своей картине „Христианские мученики в Колизее“ наиболее близко подошёл к Брюллову и его „Помпее“».

Художник Иван Крамской об этой картине в целом отзывался отрицательно. В письме к Н. А. Александрову, датированном августом 1877 года, он писал, что «„Христианские мученики“ Флавицкого – картина трескучая и театральная, лишённая всякого самостоятельного отношения к действительности». Называя Флавицкого «талантливым подражателем Брюллова и страстным его поклонником», Крамской отмечал, что «найти новую дорогу помешало ему отчасти время, в которое он воспитывался, и яркость славы Брюллова».

Рекомендуемая литература

Комментировать