Тест: Святые и святость

  • 1. Как мож­но интер­пре­ти­ро­вать сло­во свя­той?
    Под­сказ­ка

    В рус­ском язы­ке сло­во «свя­той» (по-сла­вян­ски свя­тый) мож­но рас­шиф­ро­вать как «свы­ше ятый», то есть «взя­тый свы­ше, с неба». Гре­че­ское агиос пере­во­дит­ся как «незем­ной», древ­не­ев­рей­ское кодеш мож­но пере­ве­сти как «отде­лен­ный, отре­зан­ный, иной».






    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В рус­ском язы­ке сло­во «свя­той» (по-сла­вян­ски свя­тый) мож­но рас­шиф­ро­вать как «свы­ше ятый», то есть «взя­тый свы­ше, с неба». Гре­че­ское агиос пере­во­дит­ся как «незем­ной», древ­не­ев­рей­ское кодеш мож­но пере­ве­сти как «отде­лён­ный, отре­зан­ный, иной».
    Соб­ствен­но, Свя­тым, в стро­гом зна­че­нии сло­ва, все­гда назы­ва­ли Бога. Про­рок Иса­ия созер­цал Бога, сидя­ще­го на высо­ком и пре­воз­не­сён­ном пре­сто­ле, а вокруг него сера­фи­мов, взы­вав­ших: «Свят, Свят, Свят, Гос­подь Сава­оф…» (Ис.6:1–3). Чело­век (или, ска­жем, какой-то пред­мет рели­ги­оз­но­го куль­та) могут быть свя­ты­ми лишь по при­ча­стию Богу, если Бог сооб­щит им свя­тость, если при­об­щит тво­ре­ние к Сво­ей Святости.
    Поэто­му «свя­той» мож­но пони­мать как Божий. Это тот, в ком дей­ству­ет, про­из­во­дит Свою рабо­ту Бог. В выс­шем смыс­ле – это тот, в ком, как гово­рят Свя­щен­ное Писа­ние и Пре­да­ние, «изоб­ра­зил­ся» Бог.


  • 2. Гре­ши­ли ли свя­тые во вре­мя зем­ной жизни?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!

  • 3. За что почи­та­ют мощи святых?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!

  • 4. Что НЕ явля­ет­ся одним из основ­ных кри­те­ри­ев для кано­ни­за­ции святого?






    Пра­виль­ный ответ: №5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мит­ро­по­лит Кру­тиц­кий и Коло­мен­ский Юве­на­лий, член Свя­щен­но­го Сино­да, пред­се­да­тель Сино­даль­ной комис­сии по кано­ни­за­ции свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви:
    Основ­ны­ми кри­те­ри­я­ми кано­ни­за­ции обще­цер­ков­ных и мест­но­чти­мых подвиж­ни­ков веры в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви явля­ют­ся пра­вед­ное житие, без­уко­риз­нен­ная пра­во­слав­ная вера, народ­ное почи­та­ние, чудо­тво­ре­ния, и если тако­вые есть, нетлен­ные мощи.


  • 5. Какой лик свя­тых более почи­та­ет­ся Церковью?





    Пра­виль­ный ответ: №5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сте­пень свя­то­сти опре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью бли­зо­сти свя­то­го к Богу, сте­пе­нью его духов­но­го совер­шен­ства. Ува­же­ние к неко­то­рым Пра­во­слав­ным свя­тым осо­бо под­чёр­ки­ва­ет­ся дан­ны­ми им титу­лом «вели­кий»: Васи­лий Вели­кий, Афа­на­сий Вели­кий, Анто­ний Вели­кий. При этом вели­ким может быть назван и «свя­ти­тель…», и «пре­по­доб­ный…». Кро­ме того, осо­бен­ность при­зна­ния Цер­ко­вью неко­то­рых свя­тых может под­чёр­ки­вать­ся сте­пе­нью тор­же­ствен­но­сти посвя­щён­ных им празд­ни­ков. Выра­же­ния «мест­но­чти­мый свя­той», «общечти­мый свя­той» обо­зна­ча­ют харак­тер литур­ги­че­ско­го празд­но­ва­ния — «мест­но­празд­ну­е­мый», «обще­празд­ну­е­мый» — и отра­жа­ют рас­про­стра­нён­ность почи­та­ния святого.


  • 6. Как име­ну­ет­ся древ­ней­ший раз­ряд свя­тых, про­слав­ля­е­мых Цер­ко­вью за откры­тое огла­ше­ние сво­ей веры в Хри­ста во вре­мя гонений?





    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!

  • 7. Какие име­на в кре­ще­нии полу­чи­ли бла­го­вер­ные кня­зья стра­сто­терп­цы Борис и Глеб?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бла­го­вер­ные кня­зья стра­сто­терп­цы Борис (в кре­ще­нии Роман, † 24.07.1015) и Глеб (в кре­ще­нии Давид, † 5.09.1015) еже­год­но поми­на­ют­ся Цер­ко­вью 24 июля ста­ро­го сти­ля (6 авгу­ста нов. ст.) и 2 мая (15 мая нов. ст.).
    Обще­цер­ков­ное празд­но­ва­ние уста­нов­ле­но в 1072 г. 


  • 8. Назо­ви­те имя пер­во­го рос­сий­ско­го новомученика.
    Пра­виль­ный ответ: Иоанн
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    13 нояб­ря (31 октяб­ря по ста­ро­му сти­лю) отме­ча­ет­ся память свя­щен­но­му­че­ни­ка про­то­и­е­рея Иоан­на Кочу­ро­ва (1917г.).
    В этот день в 1917 году в Цар­ское Село вошли крас­но­гвар­дей­цы и аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка Иоан­на Кочу­ро­ва, днем ранее участ­во­вав­ше­го в крест­ном ходе с молит­вой о пре­кра­ще­нии меж­до­усоб­ной бра­ни и при­зы­вав­ше­го народ к спо­кой­ствию и миру в про­по­ве­ди. Отец Иоанн был рас­стре­лян. В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви счи­та­ет­ся пер­во­му­че­ни­ком из чис­ла Новомучеников.


  • 9. В каком из ликов свя­тых про­слав­лен послед­ний Рос­сий­ский импе­ра­тор и его семья?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­то­и­е­рей Геор­гий Мит­ро­фа­нов:
    Поче­му комис­сия по кано­ни­за­ции сочла необ­хо­ди­мым кано­ни­зи­ро­вать Нико­лая II и чле­нов его семьи имен­но как стра­сто­терп­цев, а не муче­ни­ков? Не дела­ет­ся ли тут раз­ли­чия меж­ду послед­ним импе­ра­то­ром, импе­ра­три­цей и их детьми?
    Муче­ни­че­ская смерть пред­по­ла­га­ет для чело­ве­ка, кото­рый ее при­ни­ма­ет, воз­мож­ность через отре­че­ние спа­сти свою жизнь. И глав­ным осно­ва­ни­ем гибе­ли это­го хри­сти­а­ни­на явля­ет­ся его вера. Госу­да­ре­ву семью уби­ва­ли имен­но как госу­да­ре­ву семью. От них не тре­бо­ва­ли отре­че­ния от веры. Более того, даже если мы смо­жем пред­ста­вить такую несколь­ко небла­го­че­сти­вую кар­ти­ну, что они отрек­лись бы от веры, это все рав­но не изме­ни­ло бы их судь­бу. Так что их смерть муче­ни­че­ской назва­на быть не может. Тем более что и люди, кото­рые их уби­ва­ли, были доста­точ­но секу­ля­ри­зо­ва­ны по сво­е­му миро­воз­зре­нию и вос­при­ни­ма­ли их преж­де все­го как сим­вол нена­вист­ной им импе­ра­тор­ской Рос­сии. Для них не сто­я­ла про­бле­ма веры госу­да­ре­вой семьи. Хотя, конеч­но, все эти люди были настро­е­ны анти­хри­сти­ан­ски. Но в то же вре­мя обсто­я­тель­ства гибе­ли орга­нич­но свя­зы­ва­ют цар­скую семью имен­но с уди­ви­тель­ным типом свя­то­сти, кото­рый впер­вые появил­ся в Рус­ской Церк­ви. Пер­вые рус­ские свя­тые, кано­ни­зи­ро­ван­ные в Кон­стан­ти­но­по­ле, были кня­зья­ми — стра­сто­терп­цы Борис и Глеб, кото­рых кано­ни­зи­ро­ва­ли так, как нико­го до них. У нас дей­стви­тель­но сре­ди уби­ен­ных госу­да­рей выстра­и­ва­ет­ся целая пле­я­да стра­сто­терп­цев-кня­зей, напри­мер Миха­ил Чер­ни­гов­ский, Миха­ил Твер­ской. Поз­же – даже царе­вич Димитрий. 
    Комис­сия сочла нуж­ным не при­ни­мать во вни­ма­ние неод­но­крат­но зву­чав­шие обви­не­ния в адрес Нико­лая II в поли­ти­че­ских ошиб­ках, повлек­ших за собой гибель боль­шо­го коли­че­ства людей и при­вед­ших в кон­це кон­цов к паде­нию Рос­сий­ской империи? 
    — Во-пер­вых, не надо свя­зы­вать паде­ние Рос­сий­ской импе­рии с дея­тель­но­стью одно­го госу­да­ря. Вели­кие импе­рии не могут быть раз­ру­ше­ны дея­тель­но­стью одно­го кон­крет­но­го чело­ве­ка. Как любой госу­дар­ствен­ный дея­тель, как любой монарх, госу­дарь, есте­ствен­но, вынуж­ден был при­ме­нять раз­ные меры для испол­не­ния сво­е­го граж­дан­ско­го госу­дар­ствен­но­го дол­га… Я хочу под­черк­нуть, что Комис­сия не пыта­лась рету­ши­ро­вать госу­дар­ствен­ную дея­тель­ность, цер­ков­ную поли­ти­ку импе­ра­то­ра Нико­лая II. Мы пыта­лись раз­вен­чать мно­гие сте­рео­ти­пы, пото­му что образ его был доста­точ­но демо­ни­зи­ро­ван пред­ше­ству­ю­щей марк­сист­ко-ленин­ской псев­до­на­уч­ной исто­ри­че­ской тра­ди­ци­ей. Но в то же вре­мя недо­стат­ки в его госу­дар­ствен­ной дея­тель­но­сти и цер­ков­ной поли­ти­ке были отме­че­ны и, в част­но­сти, так­же под­черк­ну­то, что имен­но стра­сто­терп­че­ская кон­чи­на, а не госу­дар­ствен­ная дея­тель­ность и цер­ков­ная поли­ти­ка дает осно­ва­ние ста­вить вопрос о кано­ни­за­ции цар­ской семьи. Это под­чер­ки­ва­лось определенно.


  • 10. Что отме­ча­ют в день именин?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 11. Кто из пере­чис­лен­ных не явля­ет­ся апо­сто­лом из 12-ти?










    Пра­виль­ный ответ: №9
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­той апо­стол Тимо­фей (Деян 16:1–3, Рим 16:21, 1Тим 1:2 и др.) — уче­ник и рев­ност­ней­ший сотруд­ник ап. Пав­ла в деле Еван­гель­ской про­по­ве­ди. Апо­стол послал к сво­е­му духов­но­му воз­люб­лен­но­му сыну два посла­ния, пер­вое и вто­рое. По пре­да­нию, руко­по­ло­жен­ный самим апо­сто­лом во епи­ско­па Ефес­ской церк­ви, Тимо­фей, после его смер­ти, дол­го управ­лял оною.
    Свое 15-лет­нее слу­же­ние в сане епи­ско­па Тимо­фей, по пре­да­нию, окон­чил муче­ни­че­скою смер­тью при Доми­ци­ане, а по дру­гим — при Нарве, будучи побит кам­ня­ми во вре­мя одно­го язы­че­ско­го празд­ни­ка в честь Диа­ны от раз­дра­жен­ных язычников.
    Свя­тая память его празд­ну­ет­ся 4 фев­ра­ля и 17 янва­ря (в Собо­ре апо­сто­лов от 70-ти) по ново­му стилю.


  • 12. Какой свя­той удо­сто­ен наиме­но­ва­ния “Бого­ви­дец”?
    Пра­виль­ный ответ: Мои­сей
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    И не было более у Изра­и­ля про­ро­ка тако­го, как Мои­сей, кото­ро­го Гос­подь знал лицем к лицу (Втор.34:10).
    О жиз­ни свя­то­го про­ро­ка Бого­вид­ца Мои­сея повест­ву­ет­ся в Биб­лии (Исход 2 — Втор. 34, 12).


  • 13. Кто из свя­тых, соглас­но Биб­лии, был взят Богом на небо, не испы­тав смерти?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Енох (Энох) имел про­ис­хож­де­ние от Ада­ма через Сифа. Енох про­жил на зем­ле три­ста шесть­де­сят пять лет, после чего «Бог взял его» (Быт.5:23–24), т.е. пере­се­лил в жили­ще бла­жен­ства, так что тот не видел смер­ти (Евр.11:5). В Церк­ви сохра­ня­ет­ся пре­да­ние, что Енох сно­ва при­дёт на зем­лю, вме­сте с про­ро­ком Или­ею, для про­по­ве­ди (Откр.11:3).


  • 14. В какой день все хри­сти­ане одно­вре­мен­но могут празд­но­вать свои именины?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    День Свя­той Тро­и­цы – это День Рож­де­ния Церк­ви, и пото­му логич­но, что сле­ду­ю­щая за ним Неде­ля (вос­кре­се­нье) посвя­ще­на памя­ти тех, кто с наи­боль­шей пол­но­той выра­зил каче­ства ново­го чело­ве­ка, пер­вым из кото­рых стал Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос. Это – Неде­ля всех святых.


  • 15. Кем были, по роду заня­тий, кото­рым пре­да­ва­лись до обра­ще­ния ко Хри­сту, сле­ду­ю­щие свя­тые: апо­стол Павел, пре­по­доб­ная Мария Еги­пет­ская, муче­ник Лонгин.








    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,6,7
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Моло­дой Савл (буду­щий апо­стол Павел) про­явил себя силь­ным рев­ни­те­лем фари­сей­ских пре­да­ний и гони­те­лем Церк­ви Хри­сто­вой. Он был сви­де­те­лем смер­ти пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на, затем полу­чил пол­но­мо­чия от иудей­ско­го началь­ства офи­ци­аль­но пре­сле­до­вать хри­сти­ан даже за пре­де­ла­ми Пале­сти­ны, в Дамаске.
    Свя­той муче­ник Лон­гин сот­ник, рим­ский воин, соглас­но пре­да­нию, нёс служ­бу в Иудее под нача­лом про­ку­ра­то­ра Пон­тия Пила­та. Во вре­мя каз­ни Спа­си­те­ля отряд, кото­рым коман­до­вал Лон­гин, сто­ял на стра­же вокруг Гол­го­фы, у само­го под­но­жия Свя­то­го Кре­ста. Лон­гин и его вои­ны были сви­де­те­ля­ми послед­них мгно­ве­ний зем­ной жиз­ни Гос­по­да и вели­ких и страш­ных зна­ме­ний, явлен­ных по смер­ти Его. (По пре­да­нию, Лон­гин был тот воин, кото­рый прон­зил копьём рёб­ра рас­пя­то­го Спа­си­те­ля и от истёк­шей кро­ви и воды полу­чил исце­ле­ние боль­ных глаз).
    Пре­по­доб­ная Мария Еги­пет­ская так рас­ска­за­ла о сво­ей моло­до­сти ино­ку Зоси­ме: «Роди­лась я в Егип­те и ещё при жиз­ни роди­те­лей, две­на­дца­ти лет отро­ду, поки­ну­ла их и ушла в Алек­сан­дрию. Там лиши­лась я сво­е­го цело­муд­рия и пре­да­лась без­удерж­но­му и нена­сыт­но­му любо­де­я­нию. Более сем­на­дца­ти лет невоз­бран­но пре­да­ва­лась я гре­ху и совер­ша­ла всё без­воз­мезд­но. Я не бра­ла денег не пото­му, что была бога­та. Я жила в нище­те и зара­ба­ты­ва­ла пря­жей. Дума­ла я, что весь смысл жиз­ни состо­ит в уто­ле­нии плот­ской похоти».


  • 16. Выбе­ри­те имя послед­не­го по вре­ме­ни рав­ноап­о­столь­но­го святого:





    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пер­вая кано­ни­за­ция в совет­скую эпо­ху состо­я­лась 10 апре­ля 1970 года. Свя­щен­ным Сино­дом к лику свя­тых был при­чис­лен свя­ти­тель Нико­лай, архи­епи­скоп Японский.
    Свя­той Нико­лай (Касат­кин) (1837–1912) в воз­расте два­дца­ти трех лет был направ­лен в Япо­нию – стра­ну, где за при­ня­тие хри­сти­ан­ства пола­га­лась по зако­ну смерт­ная казнь. Нико­лай столк­нул­ся с неимо­вер­ны­ми труд­но­стя­ми, отче­го за восемь лет его дея­тель­но­сти ко Хри­сту обра­ти­лось все­го два­дцать человек.
    Сре­ди обра­щен­ных был саму­рай Сава­бе, буду­щий пра­во­слав­ный свя­щен­ник отец Павел, а сна­ча­ла ува­жа­е­мый и бога­тый жрец древ­ней­шей в горо­де син­то­ист­ской кумир­ни. Он при­шел к Нико­лаю, что­бы выска­зать свое пре­зре­ние и нена­висть к хри­сти­ан­ству. Но в про­цес­се бесе­ды Сава­бе стал серьез­ней и вдум­чи­вей, перед ним при­от­крыл­ся уди­ви­тель­ный и непо­вто­ри­мый мир веры во Христа.
    Сава­бе при­хо­дил для бесед вновь и вновь, при­вел с собой дру­га, нако­нец, они ста­ли хри­сти­а­на­ми. Через две­на­дцать лет про­по­ве­ди свя­ти­те­ля и без того неболь­шую горст­ку хри­сти­ан под­верг­ли гоне­ни­ям: одних поса­ди­ли, дру­гих вызы­ва­ли на допро­сы. Но эти гоне­ния чудес­но закон­чи­лись отме­ной ста­рых запре­тов про­тив христианства.
    И через два­дцать шесть лет дея­тель­но­сти Нико­лая хри­сти­ан в Япо­нии было уже 12000.

    В Пра­во­слав­ной Церк­ви наиме­но­ва­ние рав­ноап­о­столь­ных при­ла­га­ет­ся к св. Марии Маг­да­лине как общ­ни­це Апо­сто­лов; св. пер­во­му­че­ни­це Фёк­ле (соглас­но апо­кри­фи­че­ским Дея­ни­ям Пав­ла и Фек­лы, уче­ни­ца апо­сто­ла Пав­ла, обра­тив­шая в хри­сти­ан­ство мно­же­ство языч­ни­ков в Селев­кии Исаврий­ской); св. Апфии; св. Авер­кию, епи­ско­пу Иера­поль­ско­му; свв. царю Кон­стан­ти­ну и мате­ри его Елене; свв. Кирил­лу и Мефо­дию, про­све­ти­те­лям сла­вян; свв. Кли­мен­ту, Нау­му, Сав­ве, Гораз­ду и Анге­ля­ру, уче­ни­кам свв. Кирил­ла и Мефо­дия; св. Рости­сла­ву Морав­ско­му; св. Бори­су, царю Бол­гар­ско­му; свв. кня­зю Вла­ди­ми­ру и баб­ке его Оль­ге, кре­стив­шим рус­скую зем­лю; св. Нине, про­све­ти­тель­ни­це Гру­зии; св. Кось­ме Это­лий­ско­му; св. Нико­лаю, архи­епи­ско­пу Японскому.


  • 17. На Архи­ерей­ском Юби­лей­ном Собо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2000 года было кано­ни­зи­ро­ва­но в три раза боль­ше свя­тых (ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских XX века), чем за всю преды­ду­щую исто­рию нашей Церк­ви. Какое коли­че­ство свя­тых было про­слав­ле­но на этом Соборе?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На Архи­ерей­ском Юби­лей­ном Собо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2000 года при­ня­то реше­ние о про­слав­ле­нии для обще­цер­ков­но­го почи­та­ния в лике свя­тых Собо­ра ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских XX века, поимен­но извест­ных и доныне миру неяв­лен­ных, но ведо­мых Богу. Собор рас­смот­рел мате­ри­а­лы о 814 подвиж­ни­ках, чьи име­на извест­ны, и 46 подвиж­ни­ков, име­на кото­рых уста­но­вить не уда­лось, но о кото­рых досто­вер­но извест­но, что они постра­да­ли за веру Хри­сто­ву. Сви­де­тель­ства об этих свя­тых посту­пи­ли из 30 епар­хий и 5 став­ро­пи­ги­аль­ных монастырей.
    К это­му чис­лу 860 подвиж­ни­ков в Собор ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских для обще­цер­ков­но­го почи­та­ния вклю­че­ны име­на 230 ранее про­слав­лен­ных ново­му­че­ни­ков в лике мест­но­чти­мых святых.
    Рас­смот­рев вопрос о кано­ни­за­ции Цар­ской Семьи, чле­ны Собо­ра при­ня­ли реше­ние о про­слав­ле­нии импе­ра­то­ра Нико­лая II, импе­ра­три­цы Алек­сан­дры и чад их: Алек­сия, Оль­ги, Тати­а­ны, Марии и Ана­ста­сии — как стра­сто­терп­цев в Собо­ре ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Российских.
    Собор при­нял реше­ние об обще­цер­ков­ном про­слав­ле­нии подвиж­ни­ков веры и бла­го­че­стия дру­гих вре­мен, подвиг веры кото­рых был иной, чем у ново­му­че­ни­ков и исповедников.
    Резуль­та­том дея­тель­но­сти Собо­ра ста­ло реше­ние о при­чис­ле­нии к лику обще­цер­ков­ных свя­тых 1154 подвиж­ни­ков веры и бла­го­че­стия, из них 1097 новомучеников.


  • 18. Какое коли­че­ство совре­мен­ни­ков Хри­ста почи­та­ют­ся Цер­ко­вью как святые?





    Пра­виль­ный ответ: №5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Избие́ние (убий­ство) 14000 младе́нцев — эпи­зод ново­за­вет­ной исто­рии, опи­сан­ный в Еван­ге­лии от Мат­фея. Уби­тые мла­ден­цы почи­та­ют­ся как свя­тые муче­ни­ки, их память совер­ша­ет­ся 29 декаб­ря (по юли­ан­ско­му календарю).
    «…Мла­ден­цы не погиб­ли, но спо­до­би­лись вели­ких даров. Ибо вся­кий, тер­пя­щий здесь зло, тер­пит или для остав­ле­ния гре­хов или для умно­же­ния вен­цев. Так и сии дети боль­ше увен­ча­ны будут».
    бла­жен­ный Фео­фи­лакт Болгарский

    Так­же про­слав­ле­ны Цер­ко­вью Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца Мария, пра­вед­ный Иосиф, Про­рок и Пред­те­ча Гос­по­день Иоанн, пра­вед­ная Ели­са­ве­та, пра­вед­ный Симе­он Бого­при­и­мец, пра­вед­ная Анна Про­ро­чи­ца, Апо­сто­лы Хри­сто­вы и др.


  • 19. Кто по наци­о­наль­но­сти свя­ти­тель Нико­лай Чудо­тво­рец (Нико­ла Угодник)?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­ти­тель Нико­лай, архи­епи­скоп Мир Ликий­ских, Чудо­тво­рец (ок. † 340), про­сла­вил­ся ещё при жиз­ни как вели­кий Угод­ник Божий. Будучи гре­ком по наци­о­наль­но­сти, он стал одним из наи­бо­лее почи­та­е­мых свя­тых на Руси. Родил­ся свт. Нико­лай в горо­де Пата­ре Ликий­ской обла­сти (на южном побе­ре­жье Мало­азий­ско­го полу­ост­ро­ва), кото­рый рас­по­ло­жен на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Турции.


  • 20. Выбе­ри­те из спис­ка бога­тей­ших рос­си­ян того, кто закон­чил свой зем­ной путь схи­мо­на­хом на Афоне




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!

  • 21. Мож­но ли молить­ся свя­тым, вклю­чен­ным в меся­це­слов Като­ли­че­ской Церкви?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­во­слав­ная Цер­ковь не совер­ша­ет молит­вен­но­го поми­но­ве­ния запад­ных подвиж­ни­ков, жив­ших после 1054 года (даты раз­де­ле­ния Церк­вей) – мы не осуж­да­ем их и не пре­умень­ша­ем подви­га мно­гих из них, но не можем дать о них ника­ко­го поло­жи­тель­но­го сви­де­тель­ства: они не наши, их жизнь про­хо­ди­ла вне Пра­во­сла­вия, а поэто­му Судия и Мздо­воз­да­я­тель им Сам Господь.
    свя­щен­ник Алек­сий Колосов

    Сре­ди почи­та­е­мых в пра­во­сла­вии свя­тых – Свя­той Лев, папа Рим­ский (440–461 гг.) Свя­ти­тель Гри­го­рий Двое­слов, папа Рим­ский (540–604 гг.), свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский, пре­по­доб­ный Вене­дикт Нур­сий­ский и другие.


  • 22. За что (в 1547 году) был кано­ни­зи­ро­ван Цер­ко­вью свя­той бла­го­вер­ный князь Алек­сандр Невский?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    При­ни­мая реше­ние о кано­ни­за­ции того или ино­го чело­ве­ка, Цер­ковь учи­ты­ва­ет такие фак­то­ры, как молит­вен­ное почи­та­ние наро­дом и совер­ша­е­мые по этим молит­вам чуде­са. И то, и дру­гое во мно­же­стве име­ло и име­ет место в свя­зи с Алек­сан­дром Нев­ским. Что же каса­ет­ся оши­бок, совер­ша­е­мых таким чело­ве­ком в жиз­ни, или даже его гре­хов, то нуж­но пом­нить, что «несть чело­век, иже жив будет и не согре­шит». Гре­хи иску­па­ют­ся пока­я­ни­ем и скор­бя­ми. И то, и осо­бен­но дру­гое при­сут­ство­ва­ло в жиз­ни бла­го­вер­но­го кня­зя, как при­сут­ство­ва­ло и в жиз­ни таких греш­ни­ков, став­ших свя­ты­ми, как Мария Еги­пет­ская, Мои­сей Мурин и мно­гие другие.
    мит­ро­по­лит Смо­лен­ский и Кали­нин­град­ский Кирилл


  • 23. Свя­тое Семей­ство — это:




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­тым семей­ством обык­но­вен­но име­ну­ют Пре­свя­тую Бого­ро­ди­цу со Сво­им Сыном, Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом, и пра­вед­ным Иоси­фом Обруч­ни­ком. Хотя само это назва­ние пре­иму­ще­ствен­но рас­про­стра­не­но в Римо-като­ли­че­ской церк­ви, где в честь него уста­нов­ле­но осо­бое празд­но­ва­ние и кото­ро­му посвя­ще­ны мно­гие памят­ни­ки живо­пи­си и архи­тек­ту­ры, Пра­во­слав­ная цер­ковь так­же почи­та­ет Пре­свя­тую Деву, а память пра­вед­но­го Иоси­фа совер­ша­ет в Неде­лю по Рож­де­стве Христовом.


  • 24. Почи­та­ет ли Пра­во­слав­ная Цер­ковь память свя­то­го Вален­ти­на, c име­нем кото­ро­го пыта­ют­ся свя­зать т.н. «день влюблённых»?


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Отме­ча­е­мый ныне в свет­ском обще­стве день свя­то­го Вален­ти­на ведёт своё про­ис­хож­де­ние от дня почи­та­ния в Римо-като­ли­че­ской Церк­ви свя­то­го Вален­ти­на Рим­ско­го (†269) – 14 фев­ра­ля, одна­ко с 1969 года он был исклю­чён ею из спис­ка обще­цер­ков­ных свя­тых и пере­ве­дён в чис­ло мест­но­чти­мых. Пра­во­слав­ная Цер­ковь совер­ша­ет память муче­ни­ка 30 июля ста­ро­го сти­ля (12 авгу­ста по ново­му стилю).
    В като­ли­че­ских хра­мах Рос­сии 14 фев­ра­ля отме­ча­ет­ся празд­ник свя­тых Кирил­ла и Мефо­дия, а не День всех влюб­лён­ных, сооб­щил нака­нуне празд­но­ва­ния Дня свя­то­го Вален­ти­на гене­раль­ный сек­ре­тарь Кон­фе­рен­ции като­ли­че­ских епи­ско­пов Рос­сии свя­щен­ник Игорь Ковалевский.
    Он отме­тил, что муче­ник III века епи­скоп ита­льян­ско­го горо­да Тер­ни свя­той Вален­тин явля­ет­ся общим свя­тым и Като­ли­че­ской, и Пра­во­слав­ной Церк­вей, но под­черк­нул, что его почи­та­ние явля­ет­ся факультативным.
    «В Като­ли­че­ской Церк­ви 14 фев­ра­ля — день памя­ти свя­тых Кирил­ла и Мефо­дия, покро­ви­те­лей Евро­пы», — заявил гене­раль­ный сек­ре­тарь епи­ско­па­та. Он доба­вил, что в этот день като­ли­ки во вре­мя литур­гии обра­ща­ют­ся к Богу по хода­тай­ству про­све­ти­те­лей сла­вян, кото­рые широ­ко почи­та­ют­ся и в Пра­во­слав­ных Церквях.
    Свя­щен­ник не исклю­чил воз­мож­ность част­ных ини­ци­а­тив почи­та­ния свя­то­го Вален­ти­на в этот день. Одна­ко, по его мне­нию, более под­хо­дя­щим для «Дня всех влюб­лён­ных» сре­ди като­ли­ков явля­ет­ся тор­же­ство Свя­то­го Семей­ства (в честь Иису­са Хри­ста, Девы Марии и Иоси­фа Обруч­ни­ка). Кро­ме того, есть ещё один празд­ник покро­ви­те­ля семей — свя­то­го Иоси­фа, кото­рый отме­ча­ет­ся еже­год­но 19 мар­та, сооб­щил ген­сек Кон­фе­рен­ции като­ли­че­ских епи­ско­пов России.
    РИА «Ново­сти», 13.02.2011


  • 25. В Опти­ной пустыне на дан­ный момент про­си­я­ло 14 пре­по­доб­ных стар­цев, но имен­но при нём стар­че­ство в этой оби­те­ли достиг­ло рас­цве­та: тыся­чи посе­ти­те­лей из раз­ных сосло­вий сте­ка­лись к нему в оби­тель, это он бесе­до­вал с Досто­ев­ским и Львом Тол­стым, стал про­то­ти­пом стар­ца Зоси­мы из «Бра­тьев Кара­ма­зо­вых». Назо­ви­те имя это­го свя­то­го старца:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!

  • 26. В каком из ликов свя­тых про­слав­ле­на мать муче­ниц Веры, Надеж­ды и Любо­ви – свя­тая София Римская?
    Про её кон­чи­ну в житии ска­за­но так: “Что­бы про­длить душев­ные стра­да­ния свя­той Софии, импе­ра­тор раз­ре­шил ей взять тела доче­рей. София поло­жи­ла остан­ки их в ков­чег и отвез­ла с поче­стя­ми на колес­ни­це за город и похо­ро­ни­ла на высо­ком месте. Три дня свя­тая София, не отхо­дя, сиде­ла у моги­лы доче­рей и, нако­нец, пре­да­ла там свою душу Господу”. 




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мож­но вспом­нить о Мак­ка­вей­ских муче­ни­ках  (2Мак. 7). Семь сыно­вей каз­ни­ли, а мать, бла­го­сло­вив­шая их на подвиг, отда­ет душу Богу. Ее не уби­ва­ли, но она счи­та­ет­ся муче­ни­цей. Так же, уже в хри­сти­ан­ское вре­мя, слу­чи­лось и с Софи­ей, мате­рью Веры, Надеж­ды и Любо­ви. Она так­же укреп­ля­ла сво­их доче­рей, а когда те были уму­че­ны, умер­ла и она. То есть дей­стви­тель­но чув­ство мате­рин­ской скор­би было так вели­ко, что жить далее ста­ло уже выше ее сил.
    про­то­и­е­рей Ген­на­дий Фаст


  • 27. Каких свя­тых было семь:





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,3,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­тые семь Ефес­ских отро­ков: Мак­си­ми­ли­ан, Иам­влих, Мар­ти­ни­ан, Иоанн, Дио­ни­сий, Екса­ку­сто­ди­ан (Кон­стан­тин) и Антонин.

    Семь муче­ни­ков Мак­ка­ве­ев: Авим, Анто­нин, Гурий, Еле­азар, Евсе­вон, Алим, Мар­келл, матерь их Соло­мо­ния, и учи­тель их Елеазар.

    Цар­ствен­ные стра­сто­терп­цы: Нико­лай II, цари­ца Алек­сандра, царе­вич Алек­сий, вели­кие княж­ны Оль­га, Тати­а­на, Мария и Анастасия.


  • 28. Кто был вос­хи­щен на Небо при жиз­ни, поми­мо Еван­ге­ли­ста Иоан­на Бого­сло­ва и Еноха?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Соглас­но Биб­лии: «вдруг яви­лась колес­ни­ца огнен­ная и кони огнен­ные, и раз­лу­чи­ли их обо­их, и понес­ся Илия в вих­ре на Небо» (4 Цар.2:11).


  • 29. Пер­вы­ми свя­ты­ми, кано­ни­зи­ро­ван­ны­ми Рус­ской Цер­ко­вью, были:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Кня­зья Борис и Глеб были кано­ни­зи­ро­ва­ны как стра­сто­терп­цы: бра­тья при­ня­ли смерть не от гони­те­лей хри­сти­ан­ства, а от еди­но­вер­цев, но при­ня­ли в без­зло­бии (с хри­сти­ан­ским незло­би­ем) и с непро­тив­ле­ни­ем врагам.


  • 30. Поче­му прп. Сер­гия Радо­неж­ско­го назы­ва­ют «игу­ме­ном зем­ли Русской»?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Более два­дца­ти мона­хов — непо­сред­ствен­ных уче­ни­ков вели­ко­го стар­ца — осно­ва­ли в целом око­ло 40 монастырей!
    Из этих оби­те­лей, в свою оче­редь, вышли новые подвиж­ни­ки, ста­ра­ни­я­ми кото­рых в Рос­сии было устро­е­но ещё око­ло полу­сот­ни ино­че­ских общин.
    В ито­ге в про­дол­же­нии XIV–XVI веков весь Север Руси покрыл­ся густой сетью малых и боль­ших оби­те­лей. Напри­мер, один толь­ко Авра­амий Галиц­кий, быв­ший в чис­ле пер­вых духов­ных чад игу­ме­на Радо­неж­ско­го, осно­вал четы­ре обители.


  • 31. Кто из кано­ни­зи­ро­ван­ных Цер­ко­вью сот­ни­ков по пре­да­нию сто­ял на стра­же у Кре­ста Господня?





    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    См. жиз­не­опи­са­ния свя­тых Мем­но­на, Гор­дия, Ака­кия, Лон­ги­на и Кор­ни­лия.


  • 32. Обще­цер­ков­ное празд­но­ва­ние Рож­де­ства это­го свя­то­го было упразд­не­но при Ека­те­рине II, но в 2004 году воз­об­нов­ле­но по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Алек­сия II. Празд­но­ва­ние при­хо­дит­ся на 11 авгу­ста, одна­ко на прак­ти­ке пока не полу­чи­ло широ­кой извест­но­сти. Како­му свя­то­му посвя­щен праздник?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сего­дня празд­ник Рож­де­ства свт. Нико­лая Чудо­твор­ца, глу­бо­ко почи­та­е­мый наши­ми пред­ка­ми, толь­ко начи­на­ет воз­вра­щать­ся в созна­ние пра­во­слав­ной Рос­сии. Пря­мые сви­де­тель­ства о празд­но­ва­нии Рож­де­ства свя­ти­те­ля в Нов­го­ро­де отно­сят­ся к XVI веку. В Чинов­ни­ке Софий­ско­го собо­ра запи­са­но, что празд­но­ва­ние сопро­вож­да­лось крест­ным ходом «от Софеи к Нико­ле Чудо­твор­цу на Роз­ва­жу». В 1556 году в Нов­го­ро­де был осно­ван мона­стырь, посвя­щен­ный Рож­де­ству свт. Нико­лая Чудо­твор­ца, как гово­рит­ся в лето­пи­си, мона­стырь на Роз­ва­жи ули­цы Нико­лая Чудо­твор­ца Рождение.


  • 33. Лик свя­тых из монар­хов, про­слав­ля­е­мых Цер­ко­вью за пра­вед­ную жизнь и не отно­ся­щих­ся к муче­ни­кам и страстотерпцам:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бла­го­вер­ные (греч. εὐσεβής, лат. pius) — лик пра­во­слав­ных свя­тых из монар­хов, про­слав­ля­е­мых Цер­ко­вью за пра­вед­ную жизнь и не отно­ся­щих­ся к муче­ни­кам и стра­сто­терп­цам. Этот лик свя­то­сти в пери­од Все­лен­ских собо­ров и при­ме­нял­ся исклю­чи­тель­но при кано­ни­за­ции визан­тий­ских импе­ра­то­ров и их жен, потом стал исполь­зо­вать­ся во всех Пра­во­слав­ных Церк­вях, в том чис­ле и Рус­ской Церкви.


  • 34. Выбе­ри­те лиш­нее (-ие) сло­во (-а):






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­щен­но­му­че­ник — свя­щен­но­слу­жи­тель, пре­тер­пев­ший муче­ния за Хри­ста. Посколь­ку в Пра­во­слав­ной Церк­ви нет жен­ско­го свя­щен­ства, то не может быть и священномучениц.


  • 35. Сколь­ко из 16-ти Пат­ри­ар­хов и место­блю­сти­те­лей пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла Пра­во­слав­ной Церк­ви в Рос­сии было канонизировано?





    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Из 16-ти Пат­ри­ар­хов и место­блю­сти­те­лей Пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла Пра­во­слав­ной Церк­ви в Рос­сии было кано­ни­зи­ро­ва­но четы­ре: Иов, Гер­мо­ген, Тихон, Петр (место­блю­сти­тель пат­ри­ар­ше­го престола).


  • 36. Когда в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви совер­ша­ет­ся день памя­ти свя­то­го Валентина?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В свят­цах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви есть три свя­тых Вален­ти­на (не счи­тая ново­му­че­ни­ков): муче­ник Вален­тин Доро­столь­ский (память совер­ша­ет­ся 7 мая); свя­щен­но­му­че­ник Вален­тин Рим­ля­нин (19 июля); свя­щен­но­му­че­ник Вален­тин Инте­рам­ский (Ита­лий­ский, 12 авгу­ста). 14 фев­ра­ля, в канун Сре­те­ния Гос­под­ня, память свя­то­го Вален­ти­на в Пра­во­слав­ной Церк­ви не празд­ну­ет­ся, этот день так­же мож­но назвать днем под­держ­ки китай­ско­го производителя.


  • 37. Сопо­ставь­те, в какой из пере­чис­лен­ных частей све­та жили пере­чис­лен­ные цер­ков­ные деятели?
    • Тертуллиан
    • Святитель Николай
    • Иеромонах Серафим Роуз
    • Святитель Григорий Палама
    • Африка
    • Азия
    • Европа
    • Америка
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Пра­виль­ный ответ: null
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ран­не­хри­сти­ан­ский писа­тель, бого­слов и апо­ло­гет Тер­тул­ли­ан родил­ся и боль­шую часть жиз­ни про­вел в Кар­фа­гене, горо­де на тер­ри­то­рии совре­мен­но­го афри­кан­ско­го госу­дар­ства Тунис. Свя­ти­тель Нико­лай, архи­епи­скоп Мир­ли­кий­ский, жил и про­по­ве­до­вал на юге Малой Азии, в про­вин­ции Рим­ской импе­рии Ликии, ныне явля­ю­щей­ся частью Тур­ции. Иеро­мо­нах Сера­фим Роуз под­ви­зал­ся с аме­ри­кан­ском шта­те Кали­фор­ния. Свя­ти­тель Гри­го­рий Пала­ма, архи­епи­скоп Фес­са­ло­ни­кий­ский, пре­да­вал­ся подвиж­ни­че­ской жиз­ни на Свя­той Горе Афон, рас­по­ла­га­ю­щей­ся на юго-восто­ке Евро­пы, в Греции.


  • 38. Частиц мощей каких свя­тых в насто­я­щее вре­мя нет ни в одном храме?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,3,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Соглас­но бла­го­че­сти­во­му пре­да­нию, св. ап. Иоанн Бого­слов был взят на небо живым, дабы в дни цар­ство­ва­ния анти­хри­ста непо­сред­ствен­но перед Вто­рым при­ше­стви­ем Спа­си­те­ля вер­нуть­ся на зем­лю. Поэто­му мощей свя­то­го апо­сто­ла не суще­ству­ет. Мощи св. прав. Иоан­на Крон­штадт­ско­го и св. блж. Ксе­нии Петер­бург­ской не были обре­те­ны, в насто­я­щее вре­мя они поко­ят­ся под спу­дом, соот­вет­ствен­но, в Иоан­нов­ском мона­сты­ре на Кар­пов­ке (г. Санкт-Петер­бург) и часовне Смо­лен­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри на Смо­лен­ском клад­би­ще (так­же г. Санкт-Петербург).


  • 39. Выбе­ри­те все име­на кан­ди­да­тов на апо­столь­ское слу­же­ние вме­сто Иуды Искариота?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В пер­вой гла­ве кни­ги Дея­ний Свя­тых Апо­сто­лов гово­рит­ся: «И поста­ви­ли дво­их: Иоси­фа, назы­ва­е­мо­го Вар­са­вою, кото­рый про­зван Иустом, и Матфия».


  • 40. Свя­ти­те­ля Гри­го­рия про­зва­ли Нис­ским, пото­му что он был:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­ти­тель Гри­го­рий – епи­скоп горо­да Нис­сы, бого­слов, фило­соф, отец и учи­тель Церк­ви. Один из трех вели­ких «кап­па­до­кий­цев» – млад­ший брат Васи­лия Вели­ко­го, близ­кий друг Гри­го­рия Бого­сло­ва.


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 69%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

3 комментария

  • София, 17.06.2021

    Мне очень нра­вят­ся тесты! Позна­ва­тель­ны и инте­рес­ны ! Я очень люб­лю тесты.

    Ответить »
  • Роди­он, 11.01.2021

    здрав­ствуй­те. составь­те пожа­луй­ста тест о ново­му­че­ни­ках Российских

    Ответить »
    • Ген­на­дий, 12.01.2021

      Роди­он, бла­го­да­рим за идею! Сде­ла­ем такой тест.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки