Мартиролог

Мартиро́лог (также «мартироло́гий», «мартироло́гия»; от греч. μάρτυς — сви­де­тель; греч. μαρτύριον — сви­де­тель­ство, дока­за­тель­ство; λόγος — слово, рече­ние) –

1) сбор­ник ска­за­ний о святых муче­ни­ках (пред­став­лен­ных в порядке кален­дар­ного сле­до­ва­ния дней их осо­бого поми­но­ве­ния (дней их муче­ни­че­ства));
2) в неко­то­рых кон­текстах, в рас­ши­рен­ном пони­ма­нии слова: свод­ный список святых, с ука­за­нием дней их памяти.

В широ­ком смысле – список людей (в том числе и почи­та­е­мых в рамках той или иной рели­гии свя­тыми), постра­дав­ших при опре­де­лен­ных обсто­я­тель­ствах, или объ­еди­нен­ных тем или иным кри­те­рием (напри­мер, «воен­ный мар­ти­ро­лог» — список погиб­ших участ­ни­ков того или иного воен­ного кон­фликта).

Суще­ствует пред­став­ле­ние о том, что поня­тие «мар­ти­ро­лог» намного чаще в оби­ходе исполь­зу­ется для обо­зна­че­ния като­ли­че­ского цер­ков­ного кален­даря, в то время как для обо­зна­че­ния пра­во­слав­ного кален­даря харак­терно исполь­зо­ва­ние поня­тия «святцы» или «меся­це­сов» (др.-рус. мѣсѧцесло́въ, мѣсѧцосло́въ, оши­боч­ная калька с др.-греч. μηνολόγιο[ν] = др.-греч. μήν — «месяц» + др.-греч. λέγω — «соби­рать», а не от др.-греч. λόγιον — «слово»). Однако, «мар­ти­ро­лог» и пра­во­слав­ный «меся­це­слов», лежа­щий в основе совре­мен­ного пра­во­слав­ного цер­ков­ного кален­даря, пред­став­ляют собой разные лите­ра­тур­ные жанры. Мар­ти­ро­лог – это список именно имен святых, дат их поми­но­ве­ния, сопро­вож­да­е­мый житием свя­того. В него не входят све­де­ния о днях памяти тех или иных собы­тий свя­щен­ной или цер­ков­ной исто­рии. В то же время пра­во­слав­ный меся­це­слов, также извест­ный как «святцы» или в оби­ходе «синак­сарь» — это кален­дарь, где све­де­ния о днях памяти собы­тий свя­щен­ной и цер­ков­ной исто­рии, а также све­де­ния  о днях памяти святых (в неко­то­рых слу­чаях с их житием) объ­еди­нены в общий сбор­ник. Гре­че­ским восточно-пра­во­слав­ным ана­ло­гом запад­ных «мар­ти­ро­ло­гов» явля­ется «мино­ло­гий», однако наи­бо­лее древ­ний памят­ник дан­ного жанра – Мино­ло­гий Васи­лия II – дати­ру­ется концом X в., в то время как запад­ные мар­ти­ро­логи древ­нее.

Исто­рия хри­сти­ан­ства знает случаи, когда изна­чально текст-мар­ти­ро­лог с тече­нием вре­мени пре­вра­щался в текст-меся­це­слов. Так армян­ский агио­гра­фи­че­ский сбор­ник Ато­ма­гир IX в. (арм. Ատոմագիր, письмо Атома) был допол­нен кален­да­рем празд­ни­ков в нач. XI в. и пре­вра­тился в т. н. Хоро­ма­дир (арм. Հոռոմադիր, рим­ский поря­док), а затем спустя двести лет в ходе редак­ци­он­ной дея­тель­но­сти обрел свою форму в виде армян­ского меся­це­слова – Айсма­вурка (от арм. «айсм» (յայսմ, этот) и «авур» (աւուր, день).

Крат­кая исто­рия хри­сти­ан­ских мар­ти­ро­ло­гов

Про­ис­хож­де­ние мар­ти­ро­ло­гов свя­зано с ран­не­хри­сти­ан­ской прак­ти­кой поми­но­ве­ния муче­ни­ков за веру (за Христа). Само слово «мар­ти­ро­лог» ука­зы­вает на то, что изна­чально в списки святых попа­дали исклю­чи­тельно муче­ники. Мар­ти­ро­лог – это особый лите­ра­тур­ный жанр. Один из наи­бо­лее ранних, дошед­ших до нас латин­ских памят­ни­ков дан­ного жанра, а по неко­то­рым оцен­кам, самый ранний, – т. н. «Мар­ти­ро­лог Иеро­нима» (лат. Martyrologium Hieronymianum), создан­ный в V веке (пола­гают, что не ранее 411 года; иногда время его состав­ле­ния ори­ен­ти­ро­вочно опре­де­ляют пери­о­дом между 430–440 годами н. э.). Состав­ле­ние этого мар­ти­ро­лога при­пи­сы­ва­ется бла­жен­ному Иеро­ниму, но эта точка зрения в науке оспа­ри­ва­ется. Суще­ствует мнение, что в его основе лежит т. н. сирий­ский «Мар­ти­ро­лог 411 года».

Мар­ти­ро­лог 411 года раз­де­лялся на две части – два списка: муче­ни­ков Запада, в число кото­рых вошли и святые Алек­сан­дрии Еги­пет­ской, Антио­хии и Малой Азии, и муче­ни­ков Востока (пре­дан­ных смерти на Востоке, то есть в госу­дар­стве Саса­ни­дов. Одно из важных отли­чий этого мар­ти­ро­лога от мно­же­ства более ранних усмат­ри­ва­ется в том, что те, глав­ным обра­зом, состав­ля­лись для отдель­ных общин и усту­пали ему по мас­штабу охвата поми­на­е­мых / почи­та­е­мых лиц.   

На пра­во­слав­ном Востоке вплоть до X в. исполь­зо­ва­лись мно­го­чис­лен­ные локаль­ные меся­це­словы, и лишь в 911 году при импе­ра­торе Льве Мудром появ­ля­ется тен­ден­ция к обоб­ще­нию всех меся­це­сло­вов в единый пра­во­слав­ный кален­дарь. Лишь к концу века при импе­ра­торе Васи­лии II Бол­га­ро­бойце этого уда­ется достичь через созда­ние Синак­саря (или Синак­са­рия) (церк.-слав. Сѷнаѯа́ри, Сѷнаѯа́рь, Сѷнаѯа́рїй; греч. Συναξάριον — сбор­ник; от греч. συνάγω — соби­раю, и греч. σύναξις), в кото­ром были объ­еди­нены дни памяти, а также жития многих святых, как хри­сти­ан­ского Востока, так и Запада, нало­жен­ные на кален­дарь памят­ных дат собы­тий свя­щен­ной и цер­ков­ной исто­рии.

Широ­кое рас­про­стра­не­ние на Западе в эпоху Каро­лин­гов при­об­рели так назы­ва­е­мые «исто­ри­че­ские» мар­ти­ро­логи, то есть списки святых с ука­за­ни­ями дат их осо­бого поми­но­ве­ния, сопро­вож­да­е­мые све­де­ни­ями из их жизни, житий­ными эле­мен­тами. Счи­та­ется, что первым среди тако­вых являлся мар­ти­ро­лог св. Беды Досто­по­чтен­ного († 735). В даль­ней­шем появи­лись такие извест­ные древ­ние мар­ти­ро­логи как мар­ти­ро­лог Лион­ского ано­нима, мар­ти­ро­лог Флора Лион­ского, мар­ти­ро­лог Адона Вьенн­ского и мн. др. Своего рода заклю­чи­тель­ным этапом в раз­ви­тии сред­не­ве­ко­вых исто­ри­че­ских мар­ти­ро­ло­гов можно назвать созда­ние и выход в свет мар­ти­ро­лога монаха Узу­арда (877), жив­шего в аббат­стве Сен-Жермен-де-Пре в Париже. Бла­го­даря своей попу­ляр­но­сти он (наряду с дру­гими источ­ни­ками) лег в основу еди­ного Римо-Като­ли­че­ского мар­ти­ро­лога – т. наз. Рим­ского мар­ти­ро­лога.

Рим­ский мар­ти­ро­лог был создан по ука­за­нию папы Гри­го­рия XIII, в связи с рефор­мой цер­ков­ного кален­даря (1582 г.), после чего неод­но­кратно кор­рек­ти­ро­вался, допол­нялся и пере­из­да­вался. После II Вати­кан­ского Собора Рим­ский мар­ти­ро­лог под­вергся реви­зии. Работа затя­ну­лась, но в 2001 году обнов­лен­ный Рим­ский мар­ти­ро­лог всё же был издан.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки