Лазарь и богач

Лазарь и богач
  • Дата создания: 1866
  • Техника: Гравюра
  • Материал: Дерево
  • Размер: ?
  • В Библии: Лк. 16:19-21

Сюжет

Притча о богаче и Лазаре передается в Евангелии от Луки: « Некоторый человек был богат; одевался в парфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий , именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между ними и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего: ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:19-31).

Описание

На гравюре Доре показал два состояния человека: крайней нищеты и крайней пресыщенности земными благами.

На первом плане мастер изображает нищего Лазаря, который каждый день приходил к дому богача, испытывая болезнь, голод, крайнюю нужду в человеческом утешении. Лазарь лежит у входа в дом богача, рядом с ним бездомные псы, которым достаются крохи со стола богатого господина. На втором плане показан богач, проводящий дни свои в пирах и праздниках. Несмотря на просьбы Лазаря, богач не желает делиться с ним даже объедками, которые достаются дворовым псам. Не желая слышать мольбы страждущего собрата, богач посылая слуг прогнать надоедливого просителя.

Перед зрителем разворачивается сцена, где спускающийся по приказу богача чернокожий слуга с кувшином на плече указывает Лазарю выйти вон и не докучать своими просьбами хозяина. Другой слуга с огромным блюдом на голове при виде нищего испытывает явное презрение.

Наверху на террасе в самом разгаре идет праздничное застолье, за щедро накрытыми столами, ломящимися от всевозможных яств, восседает довольный хозяин и его гости. Однако им нет никакого дела до нужды Лазаря, молящего дать ему хотя бы крохи от стола. Но окаменевшие сердцем люди безразличны к горю ближнего своего.

Именно это безразличие к человеку, его нужде, болезни, старости и порицается в данной притче. Христос обличает духовную глухоту и окаменение сердца, причиной которой является гордыня.

Не ощущая потребности в помощи Божией, пользуясь земными благами, богач был глух к нуждам ближних. Когда же настал смертный час и оба человека предстали перед Господом, то получили каждый по своим заслугам. За свое долготерпение и милосердие нищий Лазарь оказался в раю, богач же, имевший в земной жизни все блага мирские, был предан адскому огню  и мукам навечно.

Таким образом, нищета и скорби Лазаря, переносимые им без ропота со смирением, его человеколюбие и упование на Бога становятся краеугольным камнем, которым проверяется душа человеческая на Страшном суде.

История

Работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 г. французский издательский дом  выпустил Библию с иллюстрациями художника. С 1866 г. по 1870 г. Библия выходила в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено в 1876 г издательством Маврикия Осиповича Вольфа.

Рекомендуемая литература

Комментировать