Моисей, опускаемый матерью на воды Нила

Моисей, опускаемый матерью на воды Нила

Сюжет

Данная работа художника была написана на основе библейской истории, которая содержится в книге Исход: «Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет» (Исх. 2:2-4). Находясь долгое время в египетском плену, народ Израиля умножался, что сильно тревожило фараона, видевшего в этом увеличении численности чужеродного племени опасность для своей власти. Чтобы уничтожить народ Израиля, он приказал умерщвлять всех еврейских новорожденных младенцев мужского пола. Чтобы спасти своего сына – будущего пророка и спасителя израильского народа Моисея от смерти, его мать Иохаведа решила пойти на хитрость. Три месяца она скрывала свое дитя, а затем, не могши долее скрывать, положила его в предварительно осмоленную корзину и поставила её в тростнике у берега реки. Возможно, мать оставила в этом месте корзину не случайно, но зная, что дочь фараона ходит туда купаться, и надеясь, что обнаружив ребенка, та пожалеет его и спасет (что, собственно, и произошло).

Художник представил на картине сцену прощания матери Моисея, Иохаведы, со своим сыном.

Описание

На картине художник на переднем плане изобразил двух женщин. Одна из них с нескрываемой тревогой и страхом смотрит вперед, поставив перед собой корзину, в которой лежит младенец. Рядом с ней другая, которая смотрит на младенца по-иному: здесь и печаль расставания с ним, и надежда, что в будущем его жизнь будет вне опасности. Первая женщина – мать младенца Моисея Иохаведа. Она облачена в красное платье. Рядом с ней его сестра Мариам. Обе они тайком принесли младенца к берегу реки.

Младенец в корзинке мирно и безмятежно спит, еще одно мгновение и он будет оставлен родными ему людьми.

На заднем плане пред зрителем предстает пустынный египетский пейзаж: тихая и спокойная гладь величественного Нила простирается вдаль, в раскаленной от жары дымке тают очертания высоких пирамид. Чуть склонившие свои кроны над рекой пальмы дают легкую прохладу. Однако безмятежность пейзажа контрастирует с состоянием тревоги матери и ее сестры: достаточно одного взгляда на женщину в красном платье на переднем плане, чтобы понять ее страх за будущность своего сына.

Будучи прекрасным портретистом, художник на картине уделил особое внимание лицам матери и ее сестры. Реалистично переданы эмоции и внутренние переживания Иохаведы, а также печаль и надежда Мириам. Произведение наглядно демонстрирует замечательные художественные способности и врождённый талант мастера.

История

Над этой картиной художник работал в течение трёх лет – с 1839 по 1842 год. В это время живописец находился в Италии, куда был отправлен в качестве пансионера Императорской Академией художеств. Можно сказать, что именно 30-е и 40-е года XIX столетия стали расцветом творчества Тыранова.

Критика

Исследователь творчества Тыранова, искусствовед Т.В. Алексеева пишет, что «Тыранов был одним из самых любимых учеников. Восприимчивый и талантливый и вместе с тем очень прилежный, он вызывал у Венецианова нежную симпатию… «успехами и поведением» он даже „породнил себя со своим наставником“». Эта трогательная сцена вызвала положительные отзывы у современников, которые, отмечая сходство с Венециановым, отмечали, вместе с тем самостоятельность художественной манеры живописца.

Рекомендуемая литература

Комментировать