Новодевичий монастырь. Башни

Новодевичий монастырь. Башни

Сюжет

В последнее десятилетие своей жизни Васнецов много работал в Новодевичьем и Симоновом монастырях в окрестностях Москвы. Серия пейзажей – своего рода прощание художника с городом, которому он посвятил свою творческую жизнь. Страстно полюбив древнюю столицу, Васнецов исходил ее вдоль и поперек, внимательно следил за археологическими раскопками и сам принимал в них участие, подготовив целый ряд научных докладов и публикаций. Выбрав пейзаж с башнями древнего монастыря, художник наполнил картину поэтической фантазией, его архитектурные образы весьма достоверны, в них отражается дух старой ушедшей Москвы.

Описание

Радостью жизни и торжеством цвета наполнена картина, на которой художник изображает башни Новодевичьего монастыря, передав настроение яркого солнечного дня. Центральную часть композиции занимает вид на могучую башню с крепостной стеной, выполненную в стиле нарышкинского барокко, характерной чертой которого было сочетание красного и белого декора с затейливой каменной резьбой в виде каменных башенок, декоративных фонариков, гирек. Величие и красоту старинных построек подчеркивает пейзаж с видом на разделенный речными потоками островок с простыми деревенскими избами, возле которых разбиты огороды. Вдали виднеются бескрайние поля.

У подножия башен пролегает песчаная дорога, ведущая к спуску. Синюю гладь воды оттеняет глубокая изумрудная зелень раскидистого дерева. Необыкновенную яркость и свежесть цвета смягчает нежно-голубое небо в легких облаках.

Здесь все дышит покоем: согретая теплом земля, зеленая трава, дорога, легкая рябь реки, живительная прохлада тенистой аллеи… На полотне изображена старая Москва, старинный тихий уголок, навевающий светлые ностальгические чувства по утраченной ныне старине.

История

После революции Аполлинарий Михайлович Васнецов продолжал свой цикл исторических пейзажей, исполнив в 1920-е годы ряд картин для музея истории и реконструкции Москвы. Перед нами один из пейзажей, посвященный старинному городу.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

2 комментария

  • alksen, 17.09.2025
    Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) в разные годы пишет Москву разных времен, воссоздаёт, угадывает столицу прошлого, воссоздавая нюансы, детали старой Москвы с любовью и вниманием. А через это транслирует ощущение крепости: вот, стояла Москва тогда – выстоит и теперь, что бы ни происходило… И Новодевичий монастырь он, в том числе, пишет не единожды.
    Ярка, празднична его работа «Новодевичий монастырь. Башни», написанная легко, широкими свободными мазками. Башни такие огромные, мощные, что не умещаются в пространство холста, на их фоне значительно меньшими выглядит все – и деревья, и дома… Но при этом они не давят, не подавляют своей мощью, наоборот, защищают.
    Древние (и не только) памятники для художника — не просто архитектурные достопримечательности — это то, что связано с самой жизнью, без чего затруднительно в принципе наше существование. Не случайно же Аполлинарий Васнецов будет защищать памятники от в конце 1920-х – начале 1930 годов, публично выступит против сноса Храма Христа Спасителя, написав в 1931 году письмо в газету «Известия», в которой были такие слова: «Разрушить его, конечно, легко, но когда памятник архитектуры, характерный для целой эпохи, исчезнет без следа, жалеть будет поздно…» Письмо опубликовано не было, но сам факт его написания многое говорит о художнике…
    Ответить »
  • Пилигрим, 18.11.2025
    Мною воспринимается как эскиз декорации к театральной постановке. А внутри сознания в противовес всплывает, вытесняя, «Московский дворик» Поленова, где и органичность, и гармоничность.
    Ответить »