-
Дата создания: XI в.
-
Техника: Мозаика
-
Материал: смальта
-
Размер: ?
-
Оригинал: Софийский собор, Киев
Сюжет
«Евхаристия» – главнейшая часть христианского богослужения, во время которой совершался таинство причащения. Перед нами фрагмент композиции с изображением Иисуса Христа, стоящего около престола и подающего подходящим к нему апостолам (в каждой сцене по шести апостолов) хлеб и вино.
Введение этой темы в качестве центральной в алтарную декорацию, а вместе с тем и в храмовый ансамбль было принципиальным новшеством середины XI в.
Описание
Перед нами Христос и Ангел – фрагмент композиции Причащения Апостолов.
Данная композиция, точнее ее фрагмент, – самая крупная из сохранившихся мозаик. Как отмечает В.Н. Лазарев, эта сцена является самым ранним из известных нам монументальных памятников с изображением обогащенного варианта Евхаристии. Истоки этого варианта композиции в константинопольской живописи IX-X веков. С IX века изображения Евхаристии неоднократно встречаются в греческих Псалтирях, откуда они, вероятно, перешли в монументальную живопись, подвергнувшись здесь усложению.
Киевская мозаика отличается замечательной монументальностью. На ней показан дважды изображенный Спаситель, причащающий апостолов хлебом и вином. В центре Престол с киворием, лишенный объема, и изображение ангелов с рипидами.
В торжественно выступающих фигурах Апостолов, в их движении навстречу чаше чувствуется особый ритм: зрителю кажется, что действие развертывается во внепространственной и вневременной среде, где царят свои, совсем особые законы. Хотя лица апостолов не имеют еще столь ярко выраженных индивидуальных черт, чтобы их можно было опознать с первого взгляда, более внимательный анализ все же позволяет уточнить их имена. Первыми к Христу подходят Петр (слева) и Павел (справа). За Петром идут Иоанн, Лука, Симон, Варфоломей, шествие замыкает Филипп (либо Фома). Позади Павла представлены Матфей, Марк и Андрей.
По золотому фону идут две греческие надписи, поясняющие причастие под двумя видами: «Возьмите, вкушайте; это тело Мое, за вас преломляемое для отпущения грехов»; «Пейте из нее все: это кровь Моя Нового Завета, за вас и многих проливаемая для отпущения грехов» (Мф. 26:26-28; Мк. 14:22-24; Лк. 14:19-20).
История
Мозаика с изображением Евхаристии была выполнена тремя мозаичистами (вероятно, мог быть и четвертый мастер, который набирал две крайние правые фигуры, до нас не дошедшие).
Вся правая половина композиции (включая Христа и ангела) принадлежит одному мастеру, который также исполнил фигуры Аарона, Богоматери из сцены Благовещения и полуфигуру Богоматери из Деисусного чина. Второй мастер выкладывал левую часть композиции. Для этого мозаичиста особенно характерна «прерывистая» кладка. Наконец, третий мастер изобразил две левые фигуры: Евангелиста Марка на парусе и в Архангела Гавриила из Благовещения. Этот мастер тяготел к архаическим традициям.
Рекомендуемая литература
- Тайная вечеря Азбука веры
- Причастие Азбука веры
- Апостолы Азбука веры
- Толкования на Евангелие от Матфея 26:26
- Тест: Таинство Евхаристии
- Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
- Тайная вечеря митр. Иларион (Алфеев)
- Тайная вечеря Библейская энциклопедия
- Тайная вечеря, учреждение Евхаристии священник Владимир Гетте
- Документальный цикл «Праздники». Пасха
Комментировать