Даты
Историческое содержание
Страстная седмица • Великий Понедельник • Великий Вторник • Великая Среда • Великая Пятница • Великая Суббота
* * *
Великий Четверг как день таинства Евхаристии отмечается уже с IV века. В древнем Иерусалиме в этот день совершали 2 литургии: одну в главном храме (базилике Мартириум), другую – в «часовне позади Креста». На последней литургии все причащались.
После X века богослужение приобретает вид, близкий к современному; отметим некоторые характерные особенности службы Великого Четверга и примерное время их возникновения:
— Евангельское чтение на утрене долгое время не указывали в Типиконах, хотя на практике его читали, в рукописях Богослужебного Евангелия оно обозначалось. В греческих Типиконах прочное место это Евангелие занимает лишь с XVI века, а в русских — начиная с издания 1682 года.
— Паремия из Книги Иеремии на 1-м часе указана только в Святогробском Типиконе (видимо, современный образ ее чтения восходит именно к этому Уставу); по Уставу Великой Церкви она читалась на «тритекти», а в студийских Уставах эта паремия не упоминается вообще.
— Составное Евангелие литургии Великого Четверга впервые указывается в Уставе Великой церкви (откуда оно и перешло к нам вместе с другими чтениями литургии).
— тропарь «Вечери Твоея тайныя…» впервые упоминается в грузинском переводе Лекционария VII века (где оно обозначено как причастен), а его использование вместо Херувимской песни отмечено уже в во всех константинопольских Уставах (то есть как минимум с IX века).
— Особые чины, характерные для службы Великого Четверга, также имеют древнее происхождение: чин умовения ног впервые приводится в грузинском переводе Лекционария VII века, а чин освящения мира описан в Уставе Великой церкви и Святогробском Типиконе. Были две практики относительно времени совершения чина умовения ног: в иерусалимской традиции и в поздних редакциях Студийского Устава этот чин указано совершать после литургии (как и сейчас), тогда как в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах — перед литургией в составе изобразительных.
Среди дней Страстной седмицы Великий четверг занимает особое место. В этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками – апостолами. На Тайной Вечери Спасителем было установлено главное церковное Таинство – Таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы.
Без причащения, учит Святая Церковь, нет истинной христианской жизни, так как в этом Таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом.
Тайная Вечеря была совершена Христом за день до празднования ветхозаветной Пасхи. Евреи совершали этот праздник в память о чудесном исходе из Египта, где они находились в рабстве в течение четырёхсот лет.
Как и многие другие события ветхозаветной истории, праздник иудейской Пасхи имел прообразовательное значение. Он готовил людей к принятию истинной Пасхи, истинного спасения от рабства греху и смерти. Такое спасение должен был принести людям Сын Божий – Новозаветный Пасхальный Агнец, закланный за грехи мира. Так велико и глубоко было падение людей, что только Сам Бог, добровольно приняв на Себя падшую человеческую природу, мог спасти человека.
Господь преподает нам Себя в Таинстве Евхаристии, дабы каждый верующий в Него мог достичь главной и единственной цели своей жизни – приобщиться Божественной любви, приобщиться Самого Божества.
Тайная Вечеря началась с омовения. Сын Божий, Творец мира совершает обряд, который традиционно совершали рабы: Он омывает апостолам ноги.
Ученики были поражены действиями их Божественного Учителя. Они молча принимали омовение. Только апостол Пётр, человек горячий, не мог сдержать овладевших им чувств.
"Господи! – воскликнул Пётр, – Тебе ли умывать мои ноги?" На это Христос ответил: "что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после… Если не умою тебя, не имеешь части со Мною". Своим примером Господь показал не только любовь к ученикам, но и научил их смирению – чтобы они не считали за унижение для себя служить ближнему.
И в наши дни в Великий Четверг за архиерейским богослужением порой совершается обряд омовения ног. По окончании Литургии при чтении Евангелия об омовении ног архиерей в память о смиренном поступке Христа омывает ноги священников.
По традиции в Русской Православной Церкви Её Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освящает в Великий Четверг миро – оливковое масло с примесью разных ароматов, – которое варится в первые дни Страстной седмицы. Освящённое миро рассылается по епархиям и приходам. Святое миро используется в Таинстве Миропомазания. Оно совершается над человеком один раз в жизни сразу после Таинства Крещения, через миропомазание новокрещённый обретает полноту даров благодати Святого Духа.
После омовения и прощальной беседы с учениками Христос преломил хлеб и, благословив его, подал апостолам со словами: "сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание". Взяв чашу и благословив её, сказал: "пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов".
В скромной Сионской горнице происходит великое чудо: человек, некогда отвергший Бога, вновь приобщается к Богу – Источнику Вечной Жизни.
В четверг Страстной седмицы в храмах совершается Божественная литургия. В этот день каждый верующий, по примеру апостолов, стремится соединиться со Христом в Таинстве Причащения. За богослужением несколько раз произносится молитва "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…" Эту молитву поёт хор, читает священник, повторяют все верующие. В ней христианин просит у Бога соделать его причастником Тайной Вечери, ныне совершающейся в храме…
Присутствуя в Страстную седмицу на церковных богослужениях, представляющих нам все часы последних дней земной жизни Спасителя, мы станем свидетелями и величайшего события человеческой истории – Славного Христова Воскресения.
***
Иуда – раб и льстец
Образ Иуды предателя занимает центральное место в службе Великого Четверга (парадоксально: не кому-нибудь из достойных апостолов, но негодяю посвящено наибольшее количество песнопений Великой Среды и Четверга). Одна из заметных характеристик Иуды – «раб и льстец»; это – столь звучное и яркое выражение, что на него невольно обращают внимание многие люди, даже те, кто не может «похвастаться» хорошим знанием Триоди.
Фраза «раб и льстец» встречается в трех песнопениях: кондак, икос и 4-я хвалитная стихира. Интересно, что в греческом оригинале это выражение является игрой слов: δοῦλος καὶ δόλιος (дулос кэ долиос). Видимо, честь авторства принадлежит преподобному Роману Сладкопевцу (VI век): он использовал эту фразу как рефрен (заключительный припев) своего кондака. А преподобный Иоанн Дамаскин, автор 4-й стихиры уже, видимо, воспользовался готовой фразой
При анализе текста песнопений выясняется, что эта звучная фраза имеет разные смыслы в песнопениях. В кондаке и икосе оба слова, скорее всего, имеют отрицательный смысл: Иуда характеризуется как раб страстей и коварный обманщик.
Однако в стихире смысл иной; ее начальное предложение звучит так: «Иуда раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол от дел явися…». Видно, что в каждой из 3-х пар первая характеристика – положительная, вторая – отрицательная. Слово «раб» означает в данном случае «близкий человек, член семьи» (мы, воспитанные коммунистической идеологией, считаем по умолчанию, что господа всегда рабов эксплуатировали, а рабы господ ненавидели; на самом деле хорошие хозяева заботились о рабах и считали их частью своего большого дома). Иуда как «раб и льстец» предстает перед нами как «близкий человек и обманщик», тот, который пользовался любовью и благами своего Господина (Христа), но оказался подлым предателем.
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 8
Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Перевод: Когда славные (досточтимые) ученики на вечери при умовении ног просвещались; тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, совсем омрачился; и Тебя, Праведного Судию, замыслил предать беззаконным судьям. – Жадный собиратель богатств! Посмотри на удавившегося из-за них! Избегай жадности, – вот на что дерзнула она в отношении к Учителю; Господи, милостивый во всем, да будет Тебе слава!
Кондак, глас 2
Хлеб прие́м в ру́це преда́тель,/ сокрове́нно ты́я простира́ет,/ и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка,// и неиспра́влен пребы́сть Иу́да раб и льстец.
Перевод: Взяв хлеб в руки, предатель тайно их же простирает и берет цену Создавшего Своими руками человека; и неисправим остался Иуда, раб и льстец.
Богослужебные (литургические) особенности
- Богослужения Страстной Седмицы наряду
- Служба "Двенадцати Евангелий" (Страстные Евангелия)
- Триодь Постная. Служба во Святой и Великий Четверг
- Песнопения Страстной седмицы
- Синаксарь во Святый Великий Четверг
В среду вечером совершают малое повечерие и утреню с 1-м часом, утром в четверг – 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерню в соединении с литургией святителя Василия Великого. Службы совершаются по обычному вседневному, то есть не по великопостному чину. Отличительная черта – нет кафисм, потому, в частности, утреня этого дня – самая краткая утреня на седмице.
На малом повечерии поется трипеснец преп. Андрея Критского; во многих храмах этот трипеснец читает священник (настоятель).
На утрене достаточно много особенностей:
— после «Аллилуиа» поется «Егда славнии ученицы…» 3 раза;
— сразу после тропаря читается Евангелие;
— полный канон преп. Космы Маюмского (преподобный Косма только для Великого Четверга составил полный канон, тогда как для других дней – неполные каноны, содержащие от двух до четырех песней);
— на 9-й песни не поется «Честнейшую…»;
— по 9-й песни трижды поется светилен «Чертог Твой…».
На 1-м часе читается паремия (схема чтения паремии и сопутствующих ей песнопений идентична чтению паремии на 6-м великопостном часе).
3-й, 6-й и 9-й часы – обычные.
Изобразительны совершаются по краткому чину: «Блаженны…» читаются поскору, символ веры можно опустить, так как будет полная литургия (хотя в Типиконе он указан). По «Отче наш…» — кондак Триоди, «Господи, помилуй» 40 раз, «Всесвятая Троице и переход на отпуст.
Вечерня с литургией святителя Василия Великого совершается примерно по тому же чину, что в навечерие Рождества Христова и Богоявления (до паремия включительно – вечерня, после паремий –малая ектения и литургия с Трисвятого).
- На великой вечерне вход с Евангелием, читается 2 прокимена и 3 паремии;
- На литургии Евангелие составное (за основу текст евангелиста Матфея, есть по одной вставке из Ин. и Лк.);
- «Вечери Твоея тайныя…» поется 3 раза вместо херувимской песни, 1 раз вместо причастна, многократно во время причащения мирян и 1 раз вместо «Да исполнятся…»
- Задостойник – ирмос 9-й песни «Странствия Владычня…» (заметку о нем см. далее)
Проповедь дня
- Прот. Вячеслав Резников. О Тайной вечери.
- Прот. Родион Путятин. Поучения в Великий Четверток.
- Митр. Сурожский Антоний. Служба «Двенадцати Евангелий» Страстного Четверга.
- Сщмч. Фаддей (Успенский). Слово в Великий Четверг.
- Прот. Димитрий Смирнов. Великий Четверг.
- Свящ. Иоанн Павлов. Великий Четверг. О таинстве святого Причащения.