Притча о бревне в своем глазу

Притча о бревне в своем глазу
  • Дата создания: 1619
  • Техника: масло
  • Материал: дерево
  • Размер: 61,3×44,1 см
  • В Библии: Мф. 7:1-5

Сюжет

Сюжет иллюстрирует эпизод из Евангелия:«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:1-5).

Описание

На картине мы видим двух спорящих друг с другом людей: пожилого мужчину и юношу, находящихся друг против друга. Действие происходит на развалинах старинного поместья: слева показана часть разрушающейся постройки с подпорной балкой, направленной прямо к лицу старика, сидящего в горделивой позе и поучающего юношу. Пожилой мужчина одет в богатые одежды, что свидетельствует о его зажиточности. Напротив него стоит юноша, который судя по износившейся одежде был некогда богат, но впоследствии растратил все свое состояние. Он пытается оправдаться в споре, вероятно, услышав о себе нелицеприятную правду. Спор соперников готов перейти в ссору, и взаимное обвинение друг друга.

Автор, иллюстрируя притчу, не случайно переносит действие в руины – они символизируют душу человека, пораженного язвой тяжкого греха – осуждения. И само осуждение, и попытка во что бы то ни стало оправдать себя – все это приводит спорщиков в конце концов к вражде, источником которой является отсутствие любви к ближнему. Разрешить спор возможно только тогда, когда каждая из сторон посмотрит на себя со стороны и увидев свои прегрешения, покается в содеянном.

Перед зрителем показывается также и жизненная драма – беспечность молодости, приводящая к разорению и нищете и жестокосердие, черствость старости, когда приобретенный жизненный опыт используется в осуждение – ведь когда-то в молодости старик совершал подобные ошибки, которые дали ему жизненный опыт. Именно это знание он и должен передать юноше, оказав поддержку и сочувствие. Юноше же необходимо быть почтительным к старшему, научаясь у него вести умеренный образ жизни, воздерживаясь от излишеств, развращающих сердце. Дерево с сучком как бы разделяет картину на две части – вверху мы видим голубое небо с бегущими золотисто-розовыми облаками, а внизу представлен земной мир с его страстями – здесь преобладают уже коричневый и зеленовато-серый цвет.

Проблема осуждения – это прежде всего проблема привычки к родному «бревну в собственном глазе». В жизни каждого человека есть множество греховных поступков, которых он не замечает. Но стоит обнаружить подобное у другого – тотчас же возникает негодование, которое приводит к осуждению. Нет ничего приятнее, чем осудить того, кто осудил тебя самого. Но осуждать нужно грех, а не самого человека, которому, напротив, необходимо доброе наставление и забота.

История

Картина относится к серии «Притч» Доменико Фетти, самые известные из них – «Притча о потерянной драхме» и «Притча о слепых». Художественная манера Фетти складывалась под влиянием творчества Караваджо и его последователей, а также ранних работ Рубенса. Благодаря полотнам мастера распространяется новый живописный жанр – жанровые религиозные композиции.

Назидательность, простота и ясность повествования – такие требования были предъявлены на Тридентском соборе к художникам, которые должны были своим искусством ясно без излишней аллегоричности и туманной символики воспитывать чувства христианина. Притча о бревне и сучке Доменико Фетти демонстрирует эти принципы.

Рекомендуемая литература

Комментировать