-
Дата создания: 1860
-
Техника: Гравюра
-
Материал: Дерево
-
Размер: ?
-
В Библии: Лк. 10:25-37
Сюжет
Притча о милосердном самарянине приводится в Евангелии от Луки. Она была рассказана Господом в ответ на вопрос законника, желавшего узнать, как ему получить жизнь вечную. На заповедь о любви, приведенную Христом, законник ответил новым вопросом, кого считать ближним? Христос в качестве ответа приводит в пример сострадание милосердного самарянина: «На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:30-37).
Описание
На представленной гравюре художник передает все подробности Евангельского повествования, где на первом плане изображен пострадавший от рук разбойника странник, в изнеможении лежащий на земле, раздетый и ограбленный нечестивыми разбойниками. Рядом с ним, спешившись с осла, наклонился мимо проезжающий самарянин. Увидев израненного путника, он оказывает ему помощь, укрывая пострадавшего плащом и загораживая рукой от палящего солнца.
На втором плане показаны левит и священник, проходящие мимо страждущего человека, не удостоившегося их внимания. Оба они спешат по извилистой дороге в город по своим делам. Недалеко от них в лесной чаще художник изобразил разбойников, которые бегут с награбленным имуществом вглубь леса, стараясь остаться незамеченными.
Облик самарянина, его скромная одежда, распростертые руки над несчастным путником, исполненный сострадания взгляд свидетельствуют о его добрых чувствах.
Как известно, под милосердным самарянином в святоотеческой литературе указывается Христос, залечивающий раны падшего Адама. Разбойники символизируют греховные страсти, а священник и левит, проходящие мимо – ветхозаветный Закон, заботящийся о внешнем благочестии человека, не обращающий внимания на его внутренне состояние души. Недостаточность ветхозаветного закона дополняется Новым Заветом с его заповедью любви и милосердия, которая является самой важной. Без любви невозможно спасение, – об этом учил Иисус Христос народ, в противовес книжникам и фарисеям, соблюдающим заповеди закона, но не знающим милосердия и сострадания к ближнему.
История
В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, стал профессором Дрезденской академии художеств. Важнейшим трудом этого творческого периода стало осуществление задуманного еще в Риме издания «Библии в картинах», которое вышло в свет в Лейпциге в 1852-1860 годах и принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве.
Рекомендуемая литература
- Милосердие Азбука веры
- Самаряне Азбука веры
- Притчи Азбука веры
- Толкования на Евангелие от Луки 10:29
- Тест: Милосердие
- Тест: Притчи
- Милосердие Сокровищница духовной мудрости
- Милосердный самарянин митр. Иларион (Алфеев)
- Добрый самарянин свт. Филарет Московский
- Притча о Милосердном Самарянине еп. Александр (Милеант)
- Притча о самарянине, сказанная по отшествии Господа в Галилею М.В. Барсов
- Как понимать евангельские притчи свящ. Владимир Хулап
- Милосердие, благотворительность и самоотвержение в отношении к ближним Г.И. Шиманский
- Подробный указатель евангельских притч
- Толкование притч Христовых
- Милосердие
- Раздел «Милосердие»
Комментировать