Милосердие




    1. Хри­сти­а­нин при­зван помо­гать ближ­нему – неза­ви­симо от его (ближ­него) рели­ги­оз­ной, наци­о­наль­ной, поло­вой, соци­аль­ной и пр. при­над­леж­но­сти.
    2. Иисус Хри­стос не просто запо­ве­дует чело­веку совер­шать дела мило­сер­дия, но арти­ку­ли­рует помощь ближ­нему, как помощь Себе: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напо­или Меня; был стран­ни­ком, и вы при­няли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посе­тили Меня; в тем­нице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:35).
    3. Хри­сти­ан­ское мило­сер­дие заклю­ча­ется не только в том, чтобы помочь бед­ному, сироте, голод­ному, боль­ному (такая форма мило­сер­дия встре­ча­ется не только у хри­стиан, причем, доста­точно часто), но и в том, чтобы быть мило­сти­вым к своему врагу, тво­рить ему добро, не отве­чать злом за зло. Правда, имея это в виду, важно не соскольз­нуть в заблуж­де­ние и не пере­пу­тать добро с псев­до­доб­ром (напри­мер, если враг втор­га­ется на тер­ри­то­рию суве­рен­ной страны и начи­нает тво­рить там жут­чай­шие зло­де­я­ния, это не значит, что ему нельзя ока­зы­вать над­ле­жа­щего сопро­тив­ле­ния, не значит, что против него нельзя при­ме­нять мето­дов и средств эффек­тив­ного сдер­жи­ва­ния).
    4. Как пишет блж. Иеро­ним Стри­дон­ский, под мило­сер­дием может под­ра­зу­ме­ваться и «снис­хо­ди­тель­ность ко всяком греху брата, когда мы будем носить тяготы один дру­гого (Гал.6:2)». Но, опять же, осмыс­ли­вая этот кон­текст, не сле­дует пони­мать его пре­вратно: нельзя, напри­мер, отож­деств­лять бла­го­че­сти­вую снис­хо­ди­тель­ность с без­от­вет­ствен­ным попу­сти­тель­ством.
    5. Мило­сер­дие можно ока­зы­вать не только, помо­гая мате­ри­ально, но и молит­вой, добрым словом и даже сле­зами.
    6. Того, кто над­ле­жа­щим обра­зом ока­зы­вал мило­сер­дие ближ­ним, помя­нет Гос­подь во Цар­ствии Своем. «Бла­женны мило­сти­вые, ибо они поми­ло­ваны будут», – гово­рит Спа­си­тель (Мф.5:7).
    7. Мило­сер­ден Сам Бог, мы должны пом­нить об этом, и под­ра­жать Ему, поэтому Спа­си­тель гово­рит: «Будьте мило­серды, как и Отец ваш мило­серд» (Лк.6:36).
    8. Мило­сти­вые, о кото­рых гово­рится в одной из запо­ве­дей Бла­женств, – это люди, обла­да­ю­щие тем мило­сер­дием и любо­вью, кото­рые явля­ются отра­же­нием Боже­ствен­ных мило­сер­дия и любви. 
    9. В Новом Завете мы посто­янно встре­ча­емся с при­ме­рами про­яв­ле­ния мило­сер­дия со сто­роны Иисуса Христа. Так, напри­мер, Он совер­шает исце­ле­ния, уми­ло­сер­див­шись над недуж­ными боль­ными, вос­кре­шает мерт­вых.
    10. Не только в Новом, но и в Ветхом Завете Бог мно­же­ство раз назы­ва­ется мило­серд­ным и мило­сти­вым (напри­мер, Исх.14:6; Иоил.2:13; Пс.24:6; Пс.39:12; Пс.50:3; Пс.68:17; Пс.85:15; Пс.102:4; Пс.102:8; Пс.105:45–46; Пс.118:76–77; Плач.3:22; Неем.9:17; Ис.54:7–8; Ис.63:7; Иер.16:5). В то же время Бог явля­ется спра­вед­ли­вым, воз­да­ю­щим каж­дому по делам его.

    ***

    Милость и нис­хож­де­ние к ближ­ним и про­ще­ние их недо­стат­ков есть крат­чай­ший путь ко спа­се­нию.
    прп. Амвро­сий Оптин­ский

    И сле­пому, и про­ка­жен­ному, и повре­жден­ному рас­суд­ком, и груд­ному мла­денцу, и уго­лов­ному пре­ступ­нику, и языч­нику окажи почте­ние как образу Божию. Что тебе за дело до его немо­щей и недо­стат­ков? Наблю­дай за собой, чтобы тебе не иметь недо­статка в любви.
    свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов

    Мы в Церкви забо­тимся о неиму­щих не для того, чтобы побе­дить и устра­нить бед­ность, болезни и нужды, не ради сра­же­ния со злом, не потому, что раци­о­на­ли­сти­че­ски про­грам­ми­руем “улуч­шить” или облег­чить усло­вия выжи­ва­ния, но един­ственно из любви. В этом наше корен­ное отли­чие от всех видов госу­дар­ствен­ного попе­че­ния и мора­ли­сти­че­ской “филан­тро­пии”.
    Хри­стос Янна­рас

    Вот уже больше 30 лет я назы­ваю себя пра­во­слав­ным, а до сих пор не пони­мал, почему кому-то попу­щены Богом болезни, нищета, оди­но­че­ство; а кто-то живет без­бедно. Этот вопрос настолько мучил меня, что под­сту­пали помыслы неве­рия. Только недавно понял, что стра­да­ния попу­щены всему чело­ве­че­скому роду, и если ты здоров и богат — ты при­зван помо­гать тем, кто несча­стен. Если ты этого не дела­ешь — ты не испол­ня­ешь своего пред­на­зна­че­ния. Неиз­вестно, что легче: болеть или уха­жи­вать за боль­ными, трудом при­умно­жать богат­ство и делиться с бед­ными или про­сить о помощи, ничего не делая. Каж­дому посы­ла­ется крест по силам, но земная жизнь — всегда кре­сто­но­ше­ние! Нет неспра­вед­ли­во­сти в том, что один стра­дает, а другой при­зван раз­де­лить его стра­да­ние и помо­гать ему. Если же думать, что земная жизнь дана для удо­воль­ствия, тогда, конечно, кажется неспра­вед­ли­вым то, что одни здо­ровы и богаты, а другие больны и нуж­да­ются во всем.
    епи­скоп Оре­хово-Зуев­ский Пан­те­ле­и­мон

    См. также: Мило­стыня, Мило­сер­дие

    «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).


    Размер шрифта: A- 15 A+
    Цвет темы:
    Цвет полей:
    Шрифт: A T G
    Текст:
    Боковая панель:
    Сбросить настройки