Смерть братоубийцы Авимелеха

Смерть братоубийцы Авимелеха
  • Дата создания: 1852—1860 гг.
  • Техника: гравюра
  • Материал: дерево
  • Размер: ?
  • В Библии: Суд. 9:50-56

Сюжет

Авимелех был сыном Гедеона, которого родила ему наложница в Сихеме. После смерти отца, захотев единолично править, хитростью и коварством склонив жителей Сихема на свою сторону. С этой целью он нанимает наемников, умертвив семьдесят своих братьев. Однако победа нечестивца оказалось мнимой: смерть его была страшна и позорна. Об этом повествует Книга Судей: «Потом пошел Авимелех в Тевец и осадил Тевец и взял его. Среди города была крепкая башня, и убежали туда все мужчины и женщины и все жители города, и заперлись и взошли на кровлю башни. Авимелех пришел к башне и окружил ее и подошел к дверям башни, чтобы сжечь ее огнем. Тогда одна женщина бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп. Авимелех тотчас призвал отрока, оруженосца своего, и сказал ему: обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: женщина убила его. И пронзил его отрок его, и он умер. Израильтяне, видя, что умер Авимелех, пошли каждый в свое место. Так воздал Бог Авимелеху за злодеяние, которое он сделал отцу своему, убив семьдесят братьев своих» (Суд. 9:50-56).

Описание

Смерть Авимелеха художник изображает в неожиданном ракурсе, поместив на первый план женщину, бросающую вниз огромный обломок жернова. С трудом удерживая тяжелый камень, женщина наклонилась вперед: кажется, что она вот-вот потеряет равновесие и вместе с камнем низвергнется вниз. Движения ее решительны, развевающаяся накидка, вздымающаяся на ветру, подчеркивает ее движение вперед: одной ногой она ступает на башенный зубец, другой упирается на выступ.

Балансирующей на грани жизни и смерти фигуре противопоставлены сидящие мужчины: их движения спокойны и размерены, крепкие мускулистые тела, устойчивые позы контрастируют с хрупкой женской фигурой На лицах зевак одновременно и страх, и любопытство. Окружающая толпа напряженно замерла в ожидании.

Внизу, на втором плане показаны объятые смятением люди, окруженные горящими зданиями. На лицах их выражение страха: осажденный город представляет собой жалкое зрелище.

Пространство перед башней заполнено вооруженными воинами. Многие из них заметили женщину с камнем в руках балансирующую на краю стены и замерли в беспокойном ожидании. Нечестивый Авимелех, единственный из всех персонажей, не замечая опасности, подняв в победном жесте руку, обращается к народу. Но еще секунда – и огромный камень обрушится на него со всей силой, проломив череп. Такова расплата за его многочисленные злодеяния: гибель нечестивца страшна и позорна. Убийца погибает не в бою, а по стечению непредсказуемых обстоятельств, являющихся провидением Господним, обрушившимся гневом Создателя, поставившему конец его бесчисленным преступлениям.

История

В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, став профессором Дрезденской академии, решил посвятить себя религиозному искусству. Важнейшим трудом этого творческого периода стало осуществление задуманного еще в Риме издания иллюстрированной Библии, которое вышло в свет в Лейпциге в 1852—1860 годах и принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве.

Рекомендуемая литература

Комментировать