Что ожидает нас после смерти?

После смер­ти тела человек:
После выхо­да из тела душа:
Души пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков находятся:
Бла­жен­ство и муче­ние душ:
Изме­не­ние уча­сти души после смер­ти воз­мож­но благодаря:
После смер­ти в ад попадают
Сте­пе­ни бла­жен­ства и наказания:
Муче­ния греш­ни­ков будут:
Посмерт­ное воз­да­я­ние чело­ве­ка определяется:

Чело­век про­дол­жа­ет суще­ство­вать душой.

1) Сло­во Божие сви­де­тель­ству­ет о том, что жизнь души про­дол­жа­ет­ся после смер­ти тела (Еккл.12:7; Прем.3:1).
2) Чело­век состо­ит из души и тела. Душа в отли­чии от тела – про­ста и нераз­ло­жи­ма на эле­мен­ты.
3) Цер­ковь учит, что души умер­ших про­дол­жа­ют суще­ство­вать и пре­бы­вать в созна­нии после смер­ти тела (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопрос 28).

См. подроб­нее: Тай­ная
жизнь души после телес­ной смер­ти
.

Чело­век про­дол­жа­ет суще­ство­вать душой.

1) Пред­став­ле­ние о пере­во­пло­ще­нии душ про­ти­во­ре­чит биб­лей­ско­му уче­нию о един­ствен­но­сти чело­ве­че­ской жиз­ни (Евр.9:27).
2) Это лже­уче­ние стал­ки­ва­ет­ся с рядом нераз­ре­ши­мых про­блем.
3) Цер­ковь учит, что души умер­ших про­дол­жа­ют суще­ство­вать после смер­ти тела и пре­бы­вать в созна­нии (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопрос 28).

См. подроб­нее: Реин­кар­на­ция.

Душа пере­хо­дит к стра­да­нию или блаженству.

1) Сло­во Божие опро­вер­га­ет пред­став­ле­ние о посмерт­ном блуж­да­нии душ (Еккл.12:7; Лк.16:22–23).
2) Цер­ковь учит, что души умер­ших, по выхо­де из тела, пере­хо­дят к радо­сти или стра­да­нию (Посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов, член 18).
3) Виде­ния блуж­да­ю­щих при­ви­де­ний, по сло­вам свт. Иоан­на Зла­то­уста, мож­но объ­яс­нить демо­ни­че­ским дей­стви­ем. Ино­гда же такие виде­ния могут быть интер­пре­ти­ро­ва­ны как иллю­зии или галлюцинации.

Они нахо­дят­ся в раз­ных местах.

1) Рай и ад в пра­во­слав­ном веро­уче­нии счи­та­ют­ся раз­ны­ми места­ми (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопрос 61).
2) Хотя зем­ное поня­тие про­стран­ства непри­ло­жи­мо к реаль­но­сти духов­но­го мира, несо­мнен­но, что места оби­та­ния душ раз­ли­ча­ют­ся в силу их разграниченности.

См. подроб­нее: Рай и ад: два места или два состояния?

Оно не явля­ет­ся пол­ным до вос­кре­се­ния тела.

1) Посколь­ку чело­век живет в теле, он дол­жен полу­чать свою награ­ду вме­сте с ним (2Кор.5:10).2) Пред­ва­ри­тель­ный харак­тер посмерт­но­го воз­да­я­ния дела­ет воз­мож­ным молит­вы и доб­рые дела в память об умер­ших, для улуч­ше­ния их участи.

См. подроб­нее: О суде

Бла­го­да­ря молит­вам и доб­рым делам живых.

1) Соглас­но биб­лей­ско­му уче­нию пока­я­ние после смер­ти невоз­мож­но, чело­век будет отве­чать перед Богом за то, что он совер­шил при жиз­ни (Лк.13:25–27; Рим.2:6).
2) По сло­вам прп. Иоан­на Дамас­ки­на, «чело­век полу­чил рас­ка­я­ние по при­чине немо­щи тела».3) Соглас­но уче­нию Церк­ви, в дости­же­нии бла­жен­но­го вос­кре­се­ния душам умер­ших в вере помо­га­ют молит­вы и доб­рые дела живых.

См. подроб­нее: О хода­тай­стве живых за умер­ших.

Бла­го­да­ря молит­вам и доб­рым делам живых.

1) Уче­ние о посмерт­ном очи­ще­нии душ с помо­щью огня не име­ет осно­ва­ния в Свя­щен­ном Писа­нии и не осно­ва­но на соглас­ном уче­нии свя­тых отцов.
2) «Душа после смер­ти не может сно­ва стать при­част­ни­цей Таинств Церк­ви. Если бы она мог­ла что-нибудь сде­лать в удо­вле­тво­ре­ние за свои гре­хи, то мог­ла бы там при­ни­мать уча­стие и в Таин­стве Пока­я­ния» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопрос 66).
3) Уче­ние о Чисти­ли­ще осуж­де­но Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в 17 веке. Дог­ма­ти­че­ски опре­де­ле­но, что в дости­же­нии бла­жен­но­го вос­кре­се­ния душам умер­ших в вере помо­га­ют молит­вы и доб­рые дела живых.

См. подроб­нее: Десять аргу­мен­тов, пока­зы­ва­ю­щих, что не суще­ству­ет очи­сти­тель­но­го огня.

Бла­го­да­ря молит­вам и доб­рым делам живых.
1) Вера в воз­мож­ность изме­не­ния уча­сти усоп­ших содер­жит­ся в веро­уче­нии и прак­ти­ке Церк­ви с древ­ней­ших вре­мен.
2) Соглас­но уче­нию Церк­ви, в дости­же­нии бла­жен­но­го вос­кре­се­ния душам умер­ших в вере могут помочь молит­вы и доб­рые дела живых.

См. подроб­нее: Опро­вер­же­ние воз­ра­же­ний про­тив поми­но­ве­ния усоп­ших.

В ад попа­да­ют все души, чье духо­в­­но-нрав­ствен­­ное состо­я­ние не соот­вет­ству­ет состо­я­нию оби­та­те­лей Цар­ства Небес­но­го.
1) Имен­но для осво­бож­де­ния душ хри­сти­ан, не успев­ших загла­дить смерт­ные гре­хи пока­я­ни­ем, Цер­ковь совер­ша­ет их поми­но­ве­ние (Посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов, член 18).
2) Пре­бы­ва­ние мно­гих несо­вер­шен­ных хри­сти­ан­ских душ в аду, явля­ет­ся вре­мен­ным, и их осво­бож­де­ние по мило­сти Божи­ей и хода­тай­ству Церк­ви состоится.

См. подроб­нее: Сло­во пер­вое об очи­сти­тель­ном огне.

Они раз­лич­ны.

1) Каж­дый чело­век уми­ра­ет в неоди­на­ко­вом состо­я­нии и с не оди­на­ко­вой мерой ответ­ствен­но­сти. Рав­ное для всех воз­да­я­ние было бы неспра­вед­ли­вым.
2) В Сло­ве Божи­ем содер­жит­ся ука­за­ние о раз­ли­чии сте­пе­ней воз­да­я­ния (Лк.12:47–48; Ин.14:2).

Они будут внеш­ни­ми и внутренними.

1) Муки геенн­ско­го огня, как заме­ча­ет об этом свт. Фила­рет Чер­ни­гов­ский, не озна­ча­ют «толь­ко внут­рен­ние муче­ния греш­ни­ка – есте­ствен­ное след­ствие гре­хов. Поло­жи­тель­но­го зна­че­ния каз­ней греш­ни­ков никак нель­зя исклю­чить из Св. Писа­ния. Так оно ясно и опре­де­лен­но выра­же­но там: огонь, огонь геенн­ский, озе­ро огня так часто пред­став­ля­ют­ся отдель­но от муче­ний сове­сти, что не допус­кать в Писа­нии поло­жи­тель­ных мук озна­ча­ло бы толь­ко пре­ступ­ный про­из­вол».
2) На осно­ва­нии Свя­щен­но­го Писа­ния и уче­ния свя­тых отцов мож­но выде­лить два источ­ни­ка муче­ний оби­та­те­лей ада – дей­ствие пра­во­су­дия Божия и их внут­рен­нее субъ­ек­тив­ное состо­я­ние. При этом, стро­го гово­ря, оба источ­ни­ка явля­ют­ся раз­лич­ны­ми фор­ма­ми одно­го и того же Боже­ствен­но­го воздаяния.

См. подроб­нее: Что такое огонь неуга­са­ю­щий и червь неуми­ра­ю­щий? 

Оно опре­де­ля­ет­ся Богом, на осно­ва­нии про­жи­той чело­ве­ком жизни.

1) В Свя­щен­ном Писа­нии Бог назы­ва­ет­ся пра­вед­ным Суди­ей, Кото­рый воз­даст каж­до­му по его делам (2Тим.4:8; Рим.2:6).
2) Свя­тые отцы под­чер­ки­ва­ют, что имен­но Бог пра­вед­но воз­да­ет людям за их поступ­ки. Так, свт. Иоанн Зла­то­уст гово­рит о том, что Сам Бог «геен­ну уго­то­вал для того, что­бы страх нака­за­ния и нестер­пи­мая тяжесть муче­ний побуж­да­ли нас (стре­мить­ся) к цар­ствию».
3) Чело­ве­че­ский суд нико­гда не может быть пол­но­стью объ­ек­ти­вен, учи­ты­вать все воз­мож­ные обсто­я­тель­ства жиз­ни и рас­по­ло­же­ния сердца.

См. подроб­нее: Свя­тые отцы Церк­ви о нака­за­нии Божи­ем.

Вы успеш­но про­шли квиз. 

Пре­по­доб­ный Иса­ак Сирин«Нет пре­де­ла усо­вер­ше­нию, пото­му что совер­шен­ство и самых совер­шен­ных под­лин­но нескон­ча­е­мо. Посе­­му-то пока­я­ние до самой смер­ти не опре­де­ля­ет­ся ни вре­ме­нем, ни делами».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки