Смерть Корея, Дафана и Авирона

Смерть Корея, Дафана и Авирона

Сюжет

Сюжет гравюры посвящен истории заговора среди израильтян, которые хотели свергнуть вождей, поставленных Богом для управления и наставления. Имена этих заговорщиков – Корей,Дафан и Авирон. Корей был потомком Каафа, сына Левия. Помимо того, что он принадлежал к самому привилегированному племени среди левитов (за исключением, конечно же Аарона и его потомков), Корей был еще и двоюродным братом Моисея. Дафан и Авирон были потомками Рувима — первенца Иакова (Чис.16:1-3). Причиной мятежа было желание этих людей получить священство. В ответ им Моисей предложил пройти испытание: взять кадильницы и начать кадить перед лицем Бога. Затем в Писании мы читаем: «И взял каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и всыпали в них курения, и стали при входе в скинию собрания; также и Моисей и Аарон» (Числ. 16:18). Сделав это, мятежники были наказаны Богом: «И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение» (Числ. 16:35)

По слову преподобного Ефрема Сирина, «Корей и прочие, возмутившиеся против Аарона и желавшие получить его священство, представляют образ первосвященников, возмутившихся против Господа нашего, и, по сказанному в притче о винограднике, восхотевших получить его наследие».

Описание

Художник разворачивает живописное библейское повествование о восстании левитов против установлений пророка Моисея и постигшей их за это Божьей каре, описанное в Книге Чисел.

Перед взором зрителя открывается трагическая сцена гибели множества людей, возроптавших в своей нечестивой гордыне на Создателя. Художник показывает на гравюре бесславную смерть мятежников. Низвергшийся с неба гром и землетрясение низвергают людей в бездну. От сильного удара рушится скиния, с престолом и жертвенником уходя под землю.

Мы видим искореженные тела мятежников, в полном священническом облачении с кадильницами в руках падающие в пропасть. Позы и лица страдальцев выдают крайнюю степень мучений и отчаяния. В центре композиции в отдалении изображена застывшая фигура Аарона в священническом облачении. Вид его внушает трепет – облик первосвященника исполнен духовной силы и величайшего достоинства. Аарон возносит молитву к Господу, и в этот момент к оставшимся в живых воинам приходит исцеление, напасть отступает. Вдалеке на заднем плане виднеются остроконечные верхушки шатров, а возле них фигуры людей, наблюдающих за сценой гибели мятежников.

Художник, тщательно изучивший бытовые особенности ветхозаветной эпохи, в деталях изображает внешний облик героев и саму обстановку, что придает сцене реалистичность.

События на данной гравюре значительно драматичнее. Чтобы усилить их выразительность и эмоциональность, мастер вводит преувеличенно резкие жесты и сильное движение.

История

Гюстав Доре создал сотни изысканных иллюстраций к сюжетам библейских рассказов. Его иллюстрации использовались в различных изданиях Библии на разных языках в Европе ХІХ века, а позже в странах Северной и Южной Америки. Основная работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету.

В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 г. французский издательский дом «Alfred Mane et fils» выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством «Cassell, Petter and Galpin». С 1866 г. по 1870 г. Библия выходила в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено в 1876 г издательством Маврикия Осиповича Вольфа.

Рекомендуемая литература

Комментировать