Страшный суд

Джон Мартин (1789–1854)
Страшный суд

Сюжет

В течение Своей земной жизни, Господь неоднократно говорил о Своем втором пришествии и суде над праведниками и грешниками: «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13:49-50); «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25:31-33).

Описание

Перед зрителем предстает сцена Страшного суда – в центральной части триптиха, иллюстрирующего ряд эсхатологических библейских свидетельств. Композиция состоит из двух частей – на заднем плане в кристально-чистом небе с рассеявшимися облаками предстают Небесный Град, Небесные равнины, тающие в прозрачной дымке облаков. В верхней части полотна, в центре, на престоле восседает Иисус Христос – Судия и Мздовоздаятель в окружении святых, представленных в образе старцев – отсылка к свидетельствам Откровения (Откр. 4:4; 5:14; 19:4), – и ангельского воинства. Справа от зрителя, рядом с трубящим Ангелом изображен ввергаемый в бездну сатана.

Ниже изображена разверстая пропасть, разделяющая праведников и грешников. По правую руку от Иисуса Христа (слева от зрителя) предстает сонм праведников, прославляющих Господа. Художник размещает здесь фигуры известных ему людей, используя технику коллажа: мы видим здесь портреты нарисованные на листах бумаги и наклеенные на холст. Среди спасенных известные писатели, художники, общественные деятели, такие как Т. Мор, Ф. Кольбер, Д. Вашингтон, Д. Чосер, Т. Тассо, П. Корнель, У. Шекспир, Н. Коперник, И. Ньютон и Д. Уатт и др.

По левую руку от Спасителя изображены грешники, падающие в огромную разверстую пропасть. Воображение мастера породило фантастический пейзаж громоздящихся и разрушающихся скал, несущихся водных потоков. Горы и небеса плавятся, объятые адским огнем то ли подземных, то ли небесных извержений. В их отблесках, рождающих резкие контрасты света и тени, мечутся в поисках спасения маленькие человеческие фигурки. В этом хаосе исчезает линия горизонта, небо и земля оказываются охваченными единым, мощным водоворотом стихий.

В центре простирает руки к небу Вавилонская блудница, облаченная в роскошные одежды из прозрачного шелка и черного бархата. На поясе ее висит кошель и крест, у ног ее католический кардинал, монах, тянущийся к короне – символу славы. Рядом обнаженная фигура Иродиады. Чуть поодаль виден падающий в бездну железнодорожный состав с надписью на вагонах «Лондон-Париж». Железная дорога в то время воспринималась многими художниками как символ «века железного», признак последних времен. Ускоряющееся время также ассоциируется с последними временами. Надпись «Лондон-Париж» интерпретируется художником как гибель Европы, утратившей веру в Бога, зараженной атеистическим мировоззрением.

История

Апофеозом творчества английского живописца, мастера романтического пейзажа Джона Мартина стали три полотна, посвященные теме Страшного Суда. Все картины были написаны в последние годы жизни художника. После его смерти они были отправлены в путешествие по странам Европы и Америки, которое продлилось около 20 лет. Сегодня две картины находятся в лондонской галерее Тейт, а еще одна является экспонатом собрания Франк.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

2 комментария

  • alksen, 15.06.2025
    Яркая, динамичная, напряженная картина. Композицию можно разделить на три части — Небо, небо и земля.
    Сверху, там, где Небо — сияющий сонм ангелов, явление Господа во Славе, снизу, там, где земля — люди, те, кто предстал на Суд Божий, праведники, грешники, земля и море отдающие своих мертвецов. А между верхней частью, Небом и той, где люди — небо, полыхающее красно- желтым солнце, когда-то столь значимое, необходимое, а теперь потерявшее свою важность.
    Вспоминаются строчки стихотворения Василия Майкова:
    «Ужасный слух мой ум мятет, Престрашны громы загремели, Моря и реки закипели, Смутился весь пространный свет. Лицо прекрасна солнца тмится, Луны погибла красота, Земля пожарами дымится, Объял все пламень вдруг места».
    Солнце на картине Джона Мартина горит, но уже не греет, не дает созреть плодам — начинается новый этап истории человечества. Точнее, история заканчивается, перед нами ее закат, финал, начинается Вечность.
    Ответить »
    • kozhelga, 15.06.2025
      Возможно, это не финал а прыжок в вечность — продолжение истории человечества.
      Ответить »