Преподобный

***

Преподо́бный – (осо­бенно сильно, сугубо упо­доб­лен­ный; от др.-греч. ὅσιος, бук­вально: «свя­щен­ный», «чистый, неза­пят­нан­ный», «освя­щен­ный», «святой») – 1) лик свя­то­сти, объ­еди­ня­ю­щий про­сла­вив­шихся в мона­ше­ском подвиге; 2) святой, при­над­ле­жа­щий к этому лику, напр. преп. Сера­фим Саров­ский, преп. Сергий Радо­неж­ский.

Как видно из опре­де­ле­ния, в цер­ков­но­сла­вян­ском и рус­ском, а также в прочих сла­вян­ских языках изна­чаль­ное поня­тие ὅσιος при­об­рело несколько иное зна­че­ние и вид, отлич­ное от ори­ги­нала – в наиме­но­ва­нии «пре­по­доб­ный» под­чер­ки­ва­ется не только свя­тость как тако­вая, но и особое состо­я­ние свя­того, высо­кая сте­пень упо­доб­ле­ния Богу.

Пре­по­доб­ный как лик святых

Лики свя­то­сти (они же чины свя­то­сти) — это, по сути, клас­си­фи­ка­ция кано­ни­зи­ро­ван­ных святых в зави­си­мо­сти от их жиз­нен­ного пути и духов­ного подвига. С прак­ти­кой раз­ли­че­ния ликов свя­то­сти свя­зано раз­ли­чие форм их почи­та­ния в Церкви. Назвать точное коли­че­ство ликов свя­то­сти не пред­став­ля­ется воз­мож­ным1. В связи с пери­о­ди­че­ским появ­ле­нием в перечне ликов новых чинов святых (напри­мер, ново­му­че­ни­ков) или локаль­ными типами (стра­сто­терп­че­ство) можно пред­по­ло­жить, что такая тен­ден­ция будет про­яв­ляться и в даль­ней­шем.

Так как воз­мож­но­стей снис­кать свя­тость много, то и кате­го­рий (ликов) свя­то­сти также много. Иными сло­вами, поня­тие «пре­по­доб­ный» под­чер­ки­вает особый путь дости­же­ния свя­то­сти – стрем­ле­ние людей к бого­по­до­бию, к упо­доб­ле­нию Гос­поду Иисусу Христу. Заме­тим, что путём под­ра­жа­ния Спа­си­телю, в особом зна­че­нии, явля­ется мона­ше­ский путь, под­ра­зу­ме­ва­ю­щий, помимо про­чего, сво­бод­ное и осо­знан­ное испол­не­ние опре­де­лен­ных обетов (без­бра­чия (дев­ства) (и Хри­стос не всту­пал в брач­ные отно­ше­ния), послу­ша­ния (Хри­стос был все­цело послу­шен воле Отца), нес­тя­жа­ния (скажем, Сын Чело­ве­че­ский не имел, где голову при­к­ло­нить (Лк.9:58)). Вот почему опре­де­ле­нием «пре­по­доб­ный» отме­чают достиг­ших свя­то­сти мона­хов, иеро­мо­на­хов, игу­ме­нов, архи­манд­ри­тов и пр. людей мона­ше­ского звания. Чин пре­по­доб­ного один из наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных чинов святых, усту­па­ю­щий лишь чину муче­ни­ков по коли­че­ству кано­ни­зи­ро­ван­ных (то есть при­знан­ных Цер­ко­вью) святых.

Исто­ри­че­ски появ­ле­ние первых святых, опре­де­ля­е­мых цер­ков­ной тра­ди­цией как пре­по­доб­ных, отно­сится к IV веку и свя­зано с пер­выми мона­хами еги­пет­ских пустынь: прпп. Павлом Фивей­ским, Пахо­мием, Анто­нием и Ила­ри­о­ном Вели­кими.

Бого­слов­ское осно­ва­ние поня­тия

Поня­тие «пре­по­доб­ный» непо­сред­ственно свя­зано со стерж­не­вым смыс­лом пра­во­слав­ной агио­ло­гии – учении об упо­доб­ле­нии Богу, обо­же­нии (тео́зис (др.-греч. θέωσις про­из­но­сится — те́осис) от θεός «Бог»).

Как явствует из назва­ния «пре­по­доб­ный» — это святой, упо­доб­лен­ный Богу в чрез­вы­чайно высо­ком зна­че­нии этого слова, то есть став­ший близко похожим/подобным Богу, став­ший «богом по бла­го­дати». Учение об обо­же­нии зна­чи­тель­ным обра­зом отли­чает пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство от прочих авра­ами­че­ских моно­те­и­сти­че­ских тра­ди­ций (ислама и иуда­изма). Учение об обо­же­нии фор­ми­ро­ва­лось на про­тя­же­нии пер­вого тыся­че­ле­тия хри­сти­ан­ской исто­рии пре­иму­ще­ственно в мона­ше­ской среде и окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние полу­чило в бого­сло­вии свт. Гри­го­рия Паламы и его уче­ни­ков в XIV веке. Воз­мож­ность тео­зиса бази­ру­ется на идее под­ра­жа­ния Богу, одно из первых упо­ми­на­ний кото­рой мы встре­чаем у св. апо­ло­гета Ари­стида Афин­ского2. А одним из первых небиб­лей­ских упо­ми­на­ний о прин­ци­пи­аль­ной воз­мож­но­сти хри­стиан стать «богами» явля­ется фраза Тер­тул­ли­ана в его трак­тате «Против Гер­мо­гена»: «Мы можем даже стать богами, если удо­сто­имся быть теми, о кото­рых Он воз­ве­стил: «Я сказал: вы – боги, и стал Бог в собра­нии богов» (Пс.81:63. Учение об обо­же­нии осно­вы­ва­ется на Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого Завета и явля­ется неотъ­ем­ле­мой и цен­траль­ной частью хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. По слову свт. Афа­на­сия Вели­кого: «Бог воче­ло­ве­чился, чтобы чело­век обо­жился».

Таким обра­зом, пре­по­доб­ный это чело­век, кото­рый еще при жизни встал на путь под­ра­жа­ния Богу, путь упо­доб­ле­ния Богу, чтобы стать богом «по бла­го­дати». Выра­же­ние «бог по бла­го­дати» отно­сится к исих­аст­ской тра­ди­ции пра­во­слав­ной аске­тики, сви­де­тель­ство­вав­шей о том, что обо­же­ние про­ис­хо­дит при актив­ном уча­стии самого чело­века, в синер­гии, сора­бот­ни­че­стве с Богом, через тес­ней­шее соеди­не­ние с Ним. Воз­мож­ным при­зна­ком обо­же­ния счи­та­лось и счи­та­ется созер­ца­ние чело­ве­ком Боже­ствен­ных энер­гий. Резуль­та­том такого духовно-бла­го­дат­ного соеди­не­ния ста­но­вится состо­я­ние «бога по бла­го­дати», «пре­по­до­бия» чело­века Богу.

Почему в Вели­ком каноне св. Андрея Крит­ского мы обра­ща­емся к свя­тому сло­вами «Пре­по­добне отче Андрее, моли Бога о нас», хотя известно, что он имел сан епи­скопа?

В гре­че­ском языке «святой, пре­по­доб­ный» отра­жа­ется одним словом – «όσιος» [osios]. Хотя, в Вели­ком каноне на гре­че­ском языке эта строка выгля­дит так: «Ἅγιε τοῦ Θεοῦ, πρέσβευε ὑπὲρ ἡμῶν» [agie tu Theu, presveve iper imon], что бук­вально пере­во­дится как: «Святый Божий, моли Бога о нас». Здесь обра­ще­ние через слово «άγιος», т.е. «святой». В других слу­чаях можно встре­тить обра­ще­ние «όσιε του Θεού» [osie tu Theu], что значит «святый Божий» или «пре­по­доб­ный Божий». Еще один пример: в бого­слу­жеб­ных текстах на утрене празд­ника трех свя­ти­те­лей встре­ча­ется тро­парь, в кото­ром к свя­ти­те­лям обра­ща­емся сло­вами «Ὅσιοι Πατέρες» [osii pateres], что можно пере­ве­сти как «святые отцы» или «пре­по­доб­ные отцы». Снова «όσιοι» (множ. число от όσιος).

Однако, ответ на данный вопрос, кажется, не может исчер­паться лишь обра­ще­нием к гре­че­скому слову, кото­рое можно пере­ве­сти двояко. Этот вопрос более глубок и уходит кор­нями вглубь тра­ди­ции. Обра­тив­шись к ико­но­гра­фии, мы увидим, что св. Андрея Крит­ского изоб­ра­жают иногда в мона­ше­ском обла­че­нии, а не в епи­скоп­ском.

Подоб­ные вопросы можно задать и о св. пре­по­доб­ном Исааке Сирине, епи­скопе Нине­вий­ском, кото­рый в ико­но­гра­фии изоб­ра­жа­ется в епи­скоп­ском обла­че­нии крайне редко. Еще «бла­го­вер­ный княже Алек­сан­дре моли Бога о нас», хотя, святой князь Алек­сандр принял схиму перед смер­тью с именем Алек­сий и на иконах изоб­ра­жа­ется двояко. В данном случае князь изве­стен своим высо­ким подви­гом на кня­же­ском посту, а потому по тра­ди­ции име­нуем его князем бла­го­вер­ным, а не пре­по­доб­ным. Святой Андрей Крит­ский изве­стен своими сочи­не­ни­ями, в осо­бен­но­сти состав­ле­нием пока­ян­ного канона, что скорее отра­жает дух монаха, аскета, пла­чу­щего о грехах своих, нежели иерарха и учи­теля Церкви, как напри­мер, свя­ти­тели Иоанн Зла­то­уст, Васи­лий Вели­кий и Гри­го­рий Бого­слов.


При­ме­ча­ния:

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки