Преподо́бный – (особенно сильно, сугубо уподобленный; от др.-греч. ὅσιος, буквально: «священный», «чистый, незапятнанный», «освященный», «святой») –
1) лик святости, объединяющий прославившихся в монашеском подвиге;
2) святой, принадлежащий к этому лику, напр. преп. Серафим Саровский, преп. Сергий Радонежский.
Как видно из определения, в церковнославянском и русском, а также в прочих славянских языках изначальное понятие ὅσιος приобрело несколько иное значение и вид, отличное от оригинала – в наименовании «преподобный» подчеркивается не только святость как таковая, но и особое состояние святого, высокая степень уподобления Богу.
Преподобный как лик святых
Лики святости (они же чины святости) — это, по сути, классификация канонизированных святых в зависимости от их жизненного пути и духовного подвига. С практикой различения ликов святости связано различие форм их почитания в Церкви. Назвать точное количество ликов святости не представляется возможным1. В связи с периодическим появлением в перечне ликов новых чинов святых (например, новомучеников) или локальными типами (страстотерпчество) можно предположить, что такая тенденция будет проявляться и в дальнейшем.
Так как возможностей снискать святость много, то и категорий (ликов) святости также много. Иными словами, понятие «преподобный» подчеркивает особый путь достижения святости – стремление людей к богоподобию, к уподоблению Господу Иисусу Христу. Заметим, что путём подражания Спасителю, в особом значении, является монашеский путь, подразумевающий, помимо прочего, свободное и осознанное исполнение определенных обетов (безбрачия (девства) (и Христос не вступал в брачные отношения), послушания (Христос был всецело послушен воле Отца), нестяжания (скажем, Сын Человеческий не имел, где голову приклонить (Лк.9:58)). Вот почему определением «преподобный» отмечают достигших святости монахов, иеромонахов, игуменов, архимандритов и пр. людей монашеского звания. Чин преподобного один из наиболее распространённых чинов святых, уступающий лишь чину мучеников по количеству канонизированных (то есть признанных Церковью) святых.
Исторически появление первых святых, определяемых церковной традицией как преподобных, относится к IV веку и связано с первыми монахами египетских пустынь: прпп. Павлом Фивейским, Пахомием, Антонием и Иларионом Великими.
Богословское основание понятия
Понятие «преподобный» непосредственно связано со стержневым смыслом православной агиологии – учении об уподоблении Богу, обожении (тео́зис (др.-греч. θέωσις произносится - те́осис) от θεός «Бог»).
Как явствует из названия «преподобный» — это святой, уподобленный Богу в чрезвычайно высоком значении этого слова, то есть ставший близко похожим/подобным Богу, ставший «богом по благодати». Учение об обожении значительным образом отличает православное христианство от прочих авраамических монотеистических традиций (ислама и иудаизма). Учение об обожении формировалось на протяжении первого тысячелетия христианской истории преимущественно в монашеской среде и окончательное оформление получило в богословии свт. Григория Паламы и его учеников в XIV веке. Возможность теозиса базируется на идее подражания Богу, одно из первых упоминаний которой мы встречаем у св. апологета Аристида Афинского2. А одним из первых небиблейских упоминаний о принципиальной возможности христиан стать «богами» является фраза Тертуллиана в его трактате «Против Гермогена»: «Мы можем даже стать богами, если удостоимся быть теми, о которых Он возвестил: «Я сказал: вы – боги, и стал Бог в собрании богов» (Пс.81:6)»3. Учение об обожении основывается на Священном Писании Ветхого Завета и является неотъемлемой и центральной частью христианского вероучения. По слову свт. Афанасия Великого: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился».
Таким образом, преподобный это человек, который еще при жизни встал на путь подражания Богу, путь уподобления Богу, чтобы стать богом «по благодати». Выражение «бог по благодати» относится к исихастской традиции православной аскетики, свидетельствовавшей о том, что обожение происходит при активном участии самого человека, в синергии, соработничестве с Богом, через теснейшее соединение с Ним. Возможным признаком обожения считалось и считается созерцание человеком Божественных энергий. Результатом такого духовно-благодатного соединения становится состояние «бога по благодати», «преподобия» человека Богу.
Почему в Великом каноне св. Андрея Критского мы обращаемся к святому словами «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас», хотя известно, что он имел сан епископа?
В греческом языке «святой, преподобный» отражается одним словом – «όσιος» [osios]. Хотя, в Великом каноне на греческом языке эта строка выглядит так: «Ἅγιε τοῦ Θεοῦ, πρέσβευε ὑπὲρ ἡμῶν» [agie tu Theu, presveve iper imon], что буквально переводится как: «Святый Божий, моли Бога о нас». Здесь обращение через слово «άγιος», т.е. «святой». В других случаях можно встретить обращение «όσιε του Θεού» [osie tu Theu], что значит «святый Божий» или «преподобный Божий». Еще один пример: в богослужебных текстах на утрене праздника трех святителей встречается тропарь, в котором к святителям обращаемся словами «Ὅσιοι Πατέρες» [osii pateres], что можно перевести как «святые отцы» или «преподобные отцы». Снова «όσιοι» (множ. число от όσιος).
Однако, ответ на данный вопрос, кажется, не может исчерпаться лишь обращением к греческому слову, которое можно перевести двояко. Этот вопрос более глубок и уходит корнями вглубь традиции. Обратившись к иконографии, мы увидим, что св. Андрея Критского изображают иногда в монашеском облачении, а не в епископском.
Подобные вопросы можно задать и о св. преподобном Исааке Сирине, епископе Ниневийском, который в иконографии изображается в епископском облачении крайне редко. Еще «благоверный княже Александре моли Бога о нас», хотя, святой князь Александр принял схиму перед смертью с именем Алексий и на иконах изображается двояко. В данном случае князь известен своим высоким подвигом на княжеском посту, а потому по традиции именуем его князем благоверным, а не преподобным. Святой Андрей Критский известен своими сочинениями, в особенности составлением покаянного канона, что скорее отражает дух монаха, аскета, плачущего о грехах своих, нежели иерарха и учителя Церкви, как например, святители Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов.
Примечания
1 Бугаева И. В. Номинация святых в русской традиции.
2 Мученик Аристид. Апология. О почитании Бога Всемогущего.
3 Тертуллиан. Против Гермогена.
Литература по теме
- Преподобный Cловарь агиографических терминов
- Лики святости
- Преподобные иноки
Комментировать