Святые и святость




  1. Слово «свя­тость» имеет несколько смыс­ло­вых оттен­ков. Оно может при­ме­няться как по отно­ше­нию к Богу, так и по отно­ше­нию к разумно-сво­бод­ным тво­ре­ниям, и к неоду­шев­лен­ным пред­ме­там нашего мира.
  2. В абсо­лют­ном зна­че­нии свят только Бог. Свя­тость – сущ­ност­ное свой­ство Божье, согласно кото­рому Бог Сам в Себе есть чистей­шее Добро, руко­вод­ству­ется в Своих опре­де­ле­ниях и дей­ствиях высо­чай­шими побуж­де­ни­ями к добру, чужд какого-либо зла.
  3. Свя­тость по отно­ше­нию к разумно-сво­бод­ным тво­ре­ниям озна­чает их пра­вед­ность и высо­кую сте­пень духов­ной при­част­но­сти (бли­зо­сти) Богу.
  4. Слово «свя­тость», упо­треб­ля­е­мое по отно­ше­нию к неоду­шев­лен­ным пред­ме­там, ука­зы­вает на их особую связь с Богом, на их особую роль или место в про­яв­ле­нии Боже­ствен­ного Домо­стро­и­тель­ства, и пр. (напри­мер, Святое Писа­ние, святые иконы, святые места и пр.)
  5. Только Бог свят по Своей при­роде. Мы можем быть святы лишь через при­ча­стие Свя­тому Богу, по бла­го­дати.
  6. К свя­то­сти при­званы все хри­сти­ане: апо­стол Павел адре­сует свои посла­ния всем святым в Риме, в Колос­сах и т. д., он обра­ща­ется к хри­сти­ан­ским общи­нам. Также он пишет о хри­сти­а­нах как о «святом народе». Слово «святой» может упо­треб­ляться в рас­ши­рен­ном смысле, к при­меру, «народ святой» (Втор.7:6; 1Пет.2:9). В данном случае речь не идёт о том, что все пред­ста­ви­тели «народа» без­грешны, но ука­зы­ва­ется на его особую связь с Богом.
  7. В узком зна­че­нии слово «святой» при­ла­га­ется к пра­вед­ни­кам, достиг­шим Цар­ства Небес­ного, и в ещё более узком – при­ме­ни­тельно к пра­вед­ни­кам, офи­ци­ально кано­ни­зи­ро­ван­ным Пра­во­слав­ною Цер­ко­вью.
  8. Кано­ни­за­ция хри­сти­а­нина озна­чает при­зна­ние, кон­ста­та­цию его свя­то­сти Цер­ко­вью. Между тем, коли­че­ство лиц, удо­сто­ив­шихся Цар­ства Небес­ного, зна­чи­тельно пре­вос­хо­дит коли­че­ство кано­ни­зи­ро­ван­ных святых (кано­ни­за­ция – не про­пуск в Рай). Иена всех святых знает Гос­подь, нам же известна лишь часть святых.
  9. Почи­та­ние святых выра­жа­ется в их про­слав­ле­нии в пес­но­пе­ниях, в изоб­ра­же­нии их на иконах, в молит­вен­ном обще­нии с ними, в изу­че­нии их Житий, бла­го­го­вей­ном отно­ше­нии к их мощам, освя­ще­нии храмов в их честь и пр.  
  10. Истина небес­ного пред­ста­тель­ства Бого­ма­тери и святых – прежде всего, истина веры.
  11. Путь свя­то­сти – это путь дея­тель­ного устрем­ле­ния к Богу. Свя­тость дости­га­ется тогда, когда воля чело­века под­чи­ня­ется (соот­вет­ствует) воле Божией, когда в жизни нашей осу­ществ­ля­ется молитва: «Да будет Воля Твоя».
  12. Свя­тость чело­века дости­га­ется при содей­ствии Божьем.

***

Верх свя­то­сти и совер­шен­ства состоит не в совер­ше­нии чудес, но в чистоте любви. Прп. Кас­сиан Рим­ля­нин

Каждый хри­сти­а­нин должен нахо­дить для себя закон, обя­зан­ность и побуж­де­ние непре­менно сде­латься святым. Если же вы живете без ста­ра­ния и без надежды быть свя­тыми – вы хри­сти­ане лишь по имени, а не по суще­ству, а без свя­то­сти никто не увидит Гос­пода, то есть, не достиг­нет веч­ного бла­жен­ства… Верно слово, что Хри­стос Иисус пришёл в мир спасти греш­ни­ков (1Тим.1:15). Но мы обма­ны­ва­емся, если думаем, что спа­семся, оста­ва­ясь греш­ни­ками. Спа­сает Хри­стос греш­ни­ков тем, что дает им сред­ство сде­латься свя­тыми. Свт. Фила­рет Мос­ков­ский

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).


Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки