Азартные игры и ставки

Теодор Дана­лаке

Оглав­ле­ние



Азарт­ные игры и игор­ные дома раз­мно­жи­лись в устра­ша­ю­щем объеме. Что сле­дует из этого? Ответ прост, ибо ста­ти­стика пока­зы­вает, как из года в год растет число при­стра­стив­шихся к азарт­ным играм и повы­ше­нию ставок.

Мы не сможем достичь вели­кого, если не начнем с малого. Как не сможем добраться до вер­шины лест­ницы, если не будем под­ни­маться со сту­пеньки на сту­пеньку. С помо­щью ставок ты хочешь ока­заться на вер­шине, не пред­при­ни­мая шагов в этом направ­ле­нии. Я бы счел ставки делом хоро­шим, если бы мне посо­ве­то­вал делать их батюшка. Однако батюшки реко­мен­дуют не ставки, а труд и помощь себе подоб­ным.

Работа и деньги

Деньги — это нечто, без чего мы жить не можем. Даже еги­пет­ские отцы-пустын­ники про­да­вали свое руко­де­лие (то, что каждый из них изго­тав­ли­вал в своей келье), чтобы можно было купить себе самое необ­хо­ди­мое или мате­риал для новой работы. При всем этом, мы видим, как они отно­си­лись к день­гам: они нико­гда не рабо­тали ради обо­га­ще­ния и накоп­ле­ния, а только для под­дер­жа­ния своего суще­ство­ва­ния!

Труд — это Божия запо­ведь и фун­да­мен­таль­ный закон чело­ве­че­ской жизни, суще­ству­ю­щий с момента сотво­ре­ния чело­века. С самого начала на чело­века была воз­ло­жена обя­зан­ность тру­диться: «И взял Гос­подь Бог чело­века, и посе­лил его в саду Эдем­ском, чтобы воз­де­лы­вать его и хра­нить его» (Быт. 2:15). Бла­го­даря труду чело­век выпол­няет все свои жиз­нен­ные обя­за­тель­ства, реа­ли­зует всякий смысл своего суще­ство­ва­ния в мире: «Шесть дней рабо­тай и делай всякие дела твои» (Исх. 20:9).

Чест­ный труд — един­ствен­ный пра­вед­ный путь полу­че­ния денег. Азарт­ные же игры и ставки сокра­щают этот путь до нуля, будучи наце­лены на полу­че­ние легкой при­были.

К сожа­ле­нию, име­ется и немало хри­стиан, одер­жи­мых мечтой обо­га­титься за одну ночь, или просто полу­ча­ю­щих удо­воль­ствие от игры и ставок. Хри­сти­ане не гово­рят об удаче: удача пред­по­ла­гает своего рода судьбу, а это несов­ме­стимо с верой в Бога Все­дер­жи­теля.

Азарт­ные игры и Свя­щен­ное Писа­ние

Многие при­во­дят в оправ­да­ние этой «сла­бо­сти» или «стра­сти» то, что в Свя­щен­ном Писа­нии якобы не ука­зано ясно, что азарт­ные игры и ставки явля­ются грехом. При всем том, мы хорошо знаем, что многие стра­сти опи­саны в Свя­щен­ном Писа­нии, однако не названы своими совре­мен­ными име­нами.

Святой апо­стол Петр емко гово­рит: «Обе­щают им сво­боду, будучи сами рабами тления, ибо кто чем побеж­ден, тот тому и раб» (2Пет. 2:19). Разве не эту же сво­боду и бла­го­со­сто­я­ние сулят миру азарт­ные игры?

Итак, чем ты побеж­ден, тому ты и раб. Если ты не можешь удер­жаться от того, чтобы играть и делать ставки, это значит, что деньги и жажда денег власт­вуют над тобой, а послед­ствия этого понять нетрудно.

«Кто воз­де­лы­вает землю свою, тот будет насы­щаться хлебом, а кто охо­тится за нава­жде­ни­ями, будет тер­петь лише­ния» (Притч. 12:11). Как хорошо выра­зился пророк, назвав «охот­ни­ком за нава­жде­ни­ями» того, кто не рабо­тает, а ищет «хлеба», то есть денег и мате­ри­аль­ного бла­го­со­сто­я­ния, на иных стезях, чем те, что заве­щаны нам Богом.

При­го­вор, объ­яв­лен­ный тем, кто стре­мится к мате­ри­аль­ному бла­го­по­лу­чию, не при­кла­ды­вая особых усилий, краток и жесток, как они того и заслу­жи­вают: «Кто не хочет тру­диться, тот и не ешь» (2Фес. 3:10). Кто не рабо­тает и хочет все запо­лу­чить легким путем, тот сидит «на чужом горбу» и живет за счет труда других людей. Поэтому только труд поз­во­ляет хри­сти­а­нину по-насто­я­щему испол­нить запо­ведь любви к ближ­нему.

Чтобы обре­сти смысл, чтобы не бес­по­ко­ить других, чтобы успо­ко­иться, апо­стол Павел запо­ве­дует хри­сти­а­нам рабо­тать и питаться пло­дами трудов своих: «Тако­вых уве­ще­ваем и убеж­даем Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом, чтобы они, рабо­тая в без­мол­вии, ели свой хлеб» (2Фес. 3:12). Азарт­ные игры, когда они при­но­сят деньги, подают игра­ю­щему «хлеб» других, а не плод его рук.

Рано или поздно послед­ствия дохо­дов, полу­ча­е­мых с помо­щью азарт­ных игр, станут ощу­ти­мыми, ибо «воз­да­я­ние чело­веку — по делам рук его» (Притч. 12:14). Депрес­сия очень часто встре­ча­ется среди тех, кто увле­чен азарт­ными играми, она впо­след­ствии при­во­дит к рас­паду семей и раз­рыву связей с неко­гда доро­гими людьми.

Цер­ков­ные каноны об азарт­ных играх

Азарт­ные игры — это способ раз­вле­че­ния, но также и способ непра­вед­ного стя­жа­ния, это при­кры­тое воров­ство (25‑е апо­столь­ское пра­вило), и цер­ков­ные пра­вила осуж­дают их по тому гре­хов­ному резуль­тату, что про­ис­те­кает из воров­ства, пьян­ства, потра­чен­ного впу­стую вре­мени, бес­чинств и др., осо­бенно при­ме­ни­тельно к духо­вен­ству (42 и 43‑е апо­столь­ские пра­вила, 9 и 51‑е пра­вила VI Все­лен­ского Собора).

Святые отцы реко­мен­дуют раз­вле­че­ния невин­ные и полез­ные — про­гулки по парку, саду, горам, но не игру в карты или похо­жие азарт­ные игры, когда тело оста­ется в непо­движ­но­сти, а значит, не отды­хает, ум напря­жен, а душа взбу­до­ра­жена из-за неудачи в непра­вед­ном при­об­ре­те­нии или, в случае удачи, из-за вол­не­ния и споров, при­во­дя­щих к греху. Куре­ние, азарт­ные игры, пьян­ство и бес­стыд­ные уве­се­ле­ния выво­дят на поверх­ность низ­мен­ные каче­ства чело­ве­че­ской души и раз­ви­тие в ней греш­ных похо­те­ний (Гал. 5:19–21; Еф. 5:3–5; Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния. Кн. 8:32, 16).

«Никто из мирян и кли­ри­ков впредь да не пре­да­ется предо­су­ди­тель­ной игре. Аще же кто усмот­рен будет тво­ря­щим сие, то клирик да будет извер­жен из клира, а миря­нин да будет отлу­чен от обще­ния цер­ков­ного» (50‑е пра­вило VI Все­лен­ского Собора).

Отец Клеопа и «удача»

Намного тяже­лее ситу­а­ция, когда в молит­вах просят «удачи» в подоб­ных играх. Старец Клеопа Илие в одной из своих бесед упо­ми­нает о подоб­ных слу­чаях:

«Я вижу, в неко­то­рых помян­ни­ках вы упо­мя­нули беса Удачу, напи­сав: «Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы впи­сали мне диа­вола в помян­ник? Вы знаете, кто такой был Удача? Это был самый боль­шой демон, кото­рый скосил мил­ли­оны душ. Молох, или «Удача», был богом сча­стья у римлян, шуме­ров и кар­фа­ге­нян.

Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его назы­ваем сего­дня? Его статую, отли­тую из меди или серебра, возили на двух­ко­лес­ной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная ско­во­родка; сзади в Удачу под­бра­сы­вали дрова, пока не рас­ка­лится изва­я­ние. А жрецы его несли в руках секиры, боль­шие и отто­чен­ные.

Какую жертву при­ни­мал Удача? Только груд­ных мла­ден­цев из рук мате­рей. При­хо­дили в село, где ты живешь. Тащили колес­ницу Удачи со ско­во­род­кой, рас­ка­лен­ной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!». И послу­шай безум­ных женщин, они гово­рили друг дружке: «Кума, ты отдашь своего ребенка?», — а та отве­чала: «Отдам, чтобы была удача!». Брала баба ребенка из отцов­ских рук, пере­кла­ды­вала на руки идоль­скому слу­жи­телю, он раз­ре­зал его на куски и клал на ско­во­родку Удачи, чтобы пожа­рить. Так до 40–50 детей за раз клал он на ту ско­во­родку».

Азарт­ные игры и ставки

По самому харак­теру своей дея­тель­но­сти бук­ме­кер­ские и игор­ные дома могут стать иску­ше­нием: мы нахо­дим там без­бож­ный мир, покло­ня­ю­щийся метал­ли­че­ским и бумаж­ным идолам (день­гам). В таких местах сквер­но­сло­вие вся­кого рода (осо­бенно в адрес Свя­тыни) и гнев чув­ствуют себя как дома.

Отцы Церкви уве­ще­вали нас посто­янно избе­гать соблаз­нов и не пола­гаться на свои силы, что, мол, мы сможем спра­виться с ними. Мне хоте­лось бы ска­зать, что я не вижу чего-то заве­домо греш­ного в том, чтобы «время от вре­мени» делать ставки, но я не могу этого ска­зать. Это «время от вре­мени» так лукаво, что нельзя даже и пытаться испы­тать его. Вели­кий грех и вели­кая болезнь кро­ется за этими «играми», поскольку они очень легко пре­вра­ща­ются в страсть (зави­си­мость). От «игры» дохо­дят в конце концов к раз­ладу в семье и к ее рас­паду.

Деньги, добы­тые в азарт­ных играх, — это нечи­стые деньги, это те деньги, кото­рые кто-то украл, а кто-то не накор­мил на них свою семью.

Риск при­вык­нуть к ритму быст­рой при­были, когда, так-то постояв и поду­мав, ты попа­да­ешь на деньги, слиш­ком соблаз­ни­те­лен, чтобы его назы­вать «игрой». Риск, сле­ду­ю­щий за «пробой» легкой добычи, столь велик, что боль­шин­ство впа­дают в тяже­лую зави­си­мость.

Суще­ствует веро­ят­ность того, что в опре­де­лен­ный момент выиг­рыша больше не будет. Одно­вре­менно с про­бле­мой поте­рян­ных сумм воз­ни­кают и тяже­лые депрес­сии. Тогда чело­век, не научен­ный ничему дру­гому, счи­тает себя неспо­соб­ным к серьез­ной работе и дохо­дит до осо­бенно тяже­лых фруст­ра­ций.

Медики счи­тают, что эта «страсть» свя­зана с соци­ально-демо­гра­фи­че­скими фак­то­рами. Муж­чины реа­ги­руют на ставку иначе, чем жен­щины. Затруд­нен­ная адап­та­ция к соци­аль­ным изме­не­ниям, уходы из дома и оди­но­че­ство могут стать теми при­чи­нами, кото­рые спо­соб­ствуют «зави­си­мо­сти от азарт­ных игр».

Как и в случае с нар­ко­ти­ками, алко­го­лем и куре­нием, игро­вая зави­си­мость (лудо­ма­ния) раз­ви­ва­ется посте­пенно. Одна­жды став стра­стью, лудо­ма­ния влечет за собой целую вере­ницу неудач, а значит и тяже­лых депрес­сий, а иногда дово­дит даже до само­убийств и пре­ступ­ле­ний.

В пси­хо­те­ра­пии суще­ствует поня­тие зави­си­мого пове­де­ния, встре­ча­ю­ще­гося тогда, когда страсть ста­но­вится силь­нее соб­ствен­ной воли и зре­лого взгляда на вещи. В циви­ли­зо­ван­ных стра­нах зави­си­мость от азарт­ных игр при­знана пси­хи­че­ским забо­ле­ва­нием.

Зави­си­мость от азарт­ных игр — это зави­си­мость, осно­ван­ная на том факте, что игрок не может кон­тро­ли­ро­вать соб­ствен­ное вле­че­ние к тому, чтобы играть, рис­ко­вать. Риск помо­гает ему отвлечься от повсе­днев­ных про­блем, потому что высо­кий уро­вень адре­на­лина создает у него ощу­ще­ние, будто все хорошо. В том случае, когда он выиг­ры­вает, он чув­ствует себя кем-то зна­чи­тель­ным, сто­я­щим «выше всего мира» и потом хочет снова про­чув­ство­вать это, а когда про­иг­ры­вает, наде­ется, что возь­мет реванш, что удача вер­нется к нему. Это застав­ляет его рис­ко­вать снова и снова большими или мень­шими сум­мами денег.

В пра­во­слав­ной нрав­ствен­но­сти быть зави­си­мым от какой-либо стра­сти озна­чает, однако, быть боль­ным душевно, не быть сво­бод­ным, это озна­чает раб­ство, озна­чает тем­ницу, в кото­рую ты сам заклю­ча­ешь себя и из кото­рой сбе­жать не можешь, потому что твою волю уже невоз­можно поко­рить.

Пра­во­слав­ная пси­хо­те­ра­пия в корнях этой стра­сти видит любовь к день­гам и мате­ри­аль­ному богат­ству и плео­нек­сию (коры­сто­лю­бие и алч­ность). Здесь речь идет не о том, будто добы­вать деньги — грех, а о спо­собе их полу­че­ния и об извра­щен­ном отно­ше­нии к день­гам, то есть о страст­ном, пато­ло­ги­че­ском жела­нии нев­ро­ти­че­ски копить деньги.

В неко­то­рых слу­чаях такие боль­ные дохо­дят до гос­пи­та­ли­за­ции, где пси­хо­те­ра­пия соче­та­ется с меди­ка­мен­тоз­ным лече­нием. У нас в кли­ни­ках уже есть врачи, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щи­еся на лече­нии зави­си­мо­стей подоб­ного рода.

Высво­бож­де­ние из сетей азарт­ных игр

Первым шагом в лече­нии любой зави­си­мо­сти явля­ется ее осо­зна­ние. При­знав одна­жды, что он зави­сим от опре­де­лен­ной вещи, заин­те­ре­со­ван­ный чело­век должен начать бороться против нее. Надо избе­гать оста­ваться наедине с самим собой, ибо это неиз­бежно будет под­тал­ки­вать на воз­вра­ще­ние е соот­вет­ству­ю­щей зави­си­мо­сти.

Раз­го­воры с близ­кими людьми и испо­ведь у свя­щен­ника при­но­сят реаль­ную пользу.

Однако что-то должно моти­ви­ро­вать зави­си­мого.

Для хри­сти­а­нина Еван­ге­лие может ока­заться доста­точно силь­ным, чтобы огра­дить его от любой стра­сти и любой зави­си­мо­сти. Чистая жизнь святых и поуче­ния святых отцов бывают доста­точны для того, чтобы укре­пить душу и моти­ви­ро­вать ее к тому, чтобы обре­сти сво­боду от стра­стей.

Для чело­века же, не вни­ма­ю­щего Свя­щен­ному Писа­нию, помощь может прийти через люби­мых им людей. Любовь к дру­гому чело­веку, к ребенку или жела­ние создать здо­ро­вую семью часто явля­ются самыми силь­ными моти­вами. Когда же и это не помо­гает, оста­ется един­ствен­ный выход из поло­же­ния, кото­рый может дать Бог.

Иногда любовь к чело­веку ока­зы­ва­ется недо­ста­точ­ной для того, чтобы изба­вить одер­жи­мого стра­стью от этой пре­ле­сти лука­вого. Посему, поскольку всякая пагуб­ная зави­си­мость про­ис­хо­дит по лукав­ству диа­вола, в боль­шин­стве слу­чаев необ­хо­дима помощь Божия.

Глав­ней­шее зна­че­ние имеет испо­ве­да­ние своей стра­сти. Свя­щен­ник обла­дает бла­го­да­тью, кото­рой у обыч­ных хри­стиан нет, и ею он может укре­пить волю при­хо­дя­щего на испо­ведь. Искрен­няя испо­ведь при­вле­кает милость и помощь Божию. «Боже, я не хочу больше делать этого, помоги мне! Я люблю свою семью и окру­жа­ю­щих меня людей, укрепи мою волю и помоги мне изба­виться от этой цепи!»

Пост и молитва — самые силь­ные оружия против козней лука­вого. Если не может поститься одер­жи­мый стра­стью, то пусть постятся его близ­кие, а Бог, глядя на их любовь, сми­ло­сти­вится над «боль­ным» и подаст ему силу осво­бо­диться от зави­си­мо­сти.

пере­вела с румын­ского Зина­ида Пей­кова

по мате­ри­а­лам сайта http://www.crestinortodox.ro

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки