Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Карты и их символика: в чем духовная угроза?

(12 голосов4.9 из 5)

Вир­ту­аль­ные игры и раз­вле­че­ния вытес­нили собой мно­гие рус­ские игры. Забыты городки и лапта. Но играль­ные карты  из дет­ско-под­рост­ко­вой жизни окон­ча­тельно не ушли. Чем опасны карты и правда ли, что сим­во­лика  мастей кощун­ственна – несет скры­тые оккульт­ные смыслы?

Предположение – не факт

Любой здра­во­мыс­ля­щий роди­тель про­тив игры на деньги и пони­мает вред нездо­ро­вого азарта для дет­ской пси­хики. Но не каж­дый  подо­зре­вает в ней  более серьез­ные духов­ные опас­но­сти. Грешно ли играть в карты не на деньги? Да, одно­значно грешно. Но вот о том, почему карты свя­заны с гре­хом, и о сим­во­лике играль­ных карт есть много раз­но­об­раз­ных мне­ний в пра­во­слав­ном сег­менте интернета.

745641 1 300x264 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Заме­тим, что обще­цер­ков­ной точки зре­ния на вопросы, свя­зан­ные с сим­во­ли­кой карт, нет – тема нико­гда не выно­си­лась на обсуж­де­ние Меж­со­бор­ного при­сут­ствия, ни тем более на Соборы, что  вполне объ­яс­нимо – не тот мас­штаб про­блемы.

Про­то­и­е­рей Игорь ФОМИН на сайте жур­нала «Фома» выска­зы­вает такую точку зре­ния: «Дело в том, что карты имеют очень глу­бо­кую анти­хри­сти­ан­скую сим­во­лику. Обра­тите вни­ма­ние на кар­точ­ные масти. Все они изоб­ра­жают еван­гель­ские сим­волы, но как бы глу­мясь над ними. Трефы – крест, на кото­ром был рас­пят Иисус Хри­стос. Пики – копье, кото­рым Он был про­бо­ден. Черви – губку с уксу­сом, кото­рую под­несли уми­ра­ю­щему на кре­сте Спа­си­телю, чтобы напо­ить Его. Бубны – четы­рех­гран­ные гвозди, кото­рыми были при­биты к кре­сту руки и ноги Христа».

Делясь мне­нием, батюшка не ссы­ла­ется на какие-либо источ­ники инфор­ма­ции по дан­ному вопросу. Кто обна­ру­жил связь этих сим­во­лов, научно уста­но­вил, фак­ти­че­ски под­твер­дил это арте­фак­тами? Ни имен, ни дат, ни мне­ний авто­ри­тет­ных уче­ных на этот счет нет.

А ведь, чтобы точно рас­шиф­ро­вать сим­во­лику карт и под­твер­дить догадки, необ­хо­димо  иметь какие-либо доку­мен­таль­ные сви­де­тель­ства ее происхождения.

В боль­шин­стве своем безы­мян­ные авторы  мно­го­чис­лен­ных ста­тей на при­ход­ских сай­тах, опи­ра­ются  на это пред­по­ло­же­ние как на факт, но тоже не дают убе­ди­тель­ных при­ме­ров. Их ста­тьи пест­рят «гово­ря­щими»  и устра­ша­ю­щими иллю­стра­ци­ями карт всех эпох и наро­дов  с чашами, пол­ными крови, чело­ве­че­скими чере­пами и про­чей пуга­ю­щей  атри­бу­ти­кой. Все эти атри­буты харак­терны для Европы эпохи Про­све­ще­ния, осо­бенно склон­ной к оккуль­тизму  и мистицизму.

Глум­ле­ние над еван­гель­скими Стра­стями Хри­сто­выми и Свя­тыми Хри­сто­выми Тай­нами, конечно, застав­ляет  содрог­нуться любое хри­сти­ан­ское сердце. Но, рас­суж­дая с духов­ной точки зре­ния, поста­ра­емся понять, имеет ли оно место в  дей­стви­тель­но­сти? Един­ствен­ное, что при­во­дится в дока­за­тель­ство такой несколько пря­мо­ли­ней­ной и гру­бо­ва­той интер­пре­та­ции – это фрески всего ОДНОГО ста­рин­ного храма дои­ко­но­бор­че­ского  пери­ода. В турец­ком городе Демра (быв­ших Мирах Ликий­ских) суще­ствует храм свя­ти­теля Нико­лая, где, по мне­нию не назвав­ше­гося автора ста­тьи сайта «Храм Предтеча.ру», есть изоб­ра­же­ния, похо­жие на кар­точ­ные масти. Про­смот­рев фото­гра­фии, можно убе­диться – то, что запе­чат­лено на них, напо­ми­нает масти карт лишь отда­ленно. Сим­волы  в боль­шей сте­пени похожи на эле­менты рас­ти­тель­ного и гео­мет­ри­че­ского орна­мента, рас­про­стра­нен­ного в мире и оди­на­ково свой­ствен­ного раз­ным куль­ту­рам. Увы, больше догадки о «жидо­мас­сон­ских»  или «сата­нин­ских» кор­нях сим­во­лики под­твер­дить нечем.

Символ живет в контексте

11 300x201 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Чтобы наши выводы стали понят­нее, при­дется слегка углу­биться в науку. Свой­ства зна­ков и зна­ко­вых систем изу­чает отдель­ная дис­ци­плина – семи­о­тика. Упро­щая опре­де­ле­ние Юрия Лот­мана, опре­де­лим ее как науку о зна­ках, исполь­зу­е­мых для общения.

Согласно ей, зна­че­ние сим­во­лов измен­чиво – оно во мно­гом зави­сит от нашего вос­при­я­тия, от куль­туры, вос­пи­та­ния и мно­гих дру­гих измен­чи­вых вещей.

По  Ю. Лот­ману, знак немыс­лим без кон­тек­ста и интер­пре­та­ции. Так что без уча­стия нашего  оце­ни­ва­ю­щего взгляда сам по себе сим­вол не несет ника­кой нагрузки. Воз­можно, оккуль­ти­сты в своих риту­а­лах и при­дают мастям именно такой смысл, но  судить об этом без­до­ка­за­тельно мы не можем.

К слову, в повсе­днев­ной жизни «кар­точ­ный» кон­текст  и его интер­пре­та­ция нашим созна­нием совер­шенно дру­гие – в наши дни мы ассо­ци­и­руем карты, ско­рее, с миром, нари­со­ван­ным в сти­хах и пес­нях Вла­ди­мира Высоц­кого – миром обще­ства с низ­кой куль­ту­рой. Мы оли­це­тво­ряем карты  с соци­аль­ным дном, с пре­ступ­ным или око­ло­пре­ступ­ным  миром, с забе­га­лов­ками, злач­ными местами, казино – а вовсе не с под­поль­ным сбо­ри­щем сатанистов-оккультистов.

Оче­видно, что мало кто вос­при­ни­мает сего­дня карты в зна­че­нии кощун­ственно-еван­гель­ских сим­во­лов,  пони­мая при этом, что в  самой этой игре ничего хоро­шего нет.

К при­меру, никто еще не доду­мался объ­явить кощун­ством лого­тип  одной мобиль­ной ком­па­нии – пере­вер­ну­тый, как “нега­тив”, образ крас­ного пас­халь­ного яйца (белое яйцо на крас­ном фоне). А образ кре­ста при жела­нии легко можно обна­ру­жить и в гер­ман­ской сва­стике, и в древ­них язы­че­ских, мусуль­ман­ских орна­мен­тах, и в окон­ном про­еме, и в пере­крестке дорог, и в стро­е­нии чело­ве­че­ского ске­лета, и так далее.

Родом из Европы

592431998 226x300 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?Обра­ща­ясь к исто­рии, узнаем, что ана­логи совре­мен­ных карт суще­ство­вали на Древ­нем Востоке, в Пер­сии и Индии, в Египте и Китае, в Древ­нем Изра­иле. Пред­по­ло­жи­тельно, оттуда они были зане­сены кре­сто­нос­цами и при­жи­лись  сна­чала в Ита­лии, где у них было гораздо больше мастей и раз­но­об­раз­нее колода (латин­ский вари­ант), а затем в запад­но­ев­ро­пей­ском мире.

Сна­чала  в Европе карты были  игрой сол­дат и про­стого народа и не раз под­па­дали под запрет. За них пока­за­тельно секли и даже каз­нили. Затем они пере­шли  в коро­лев­ские покои и надолго стали дво­рян­ской  ари­сто­кра­ти­че­ской игрой.

К слову, они появи­лись в Европе почти в совре­мен­ном виде, там они и набрали наи­боль­шую попу­ляр­ность в эпоху Про­све­ще­ния.  В  начале 17 века заве­зен­ные к нам из Фран­ции через Польшу и Гер­ма­нию, карты ока­за­лись в Рос­сии. Сме­ка­ли­стые рус­ские кули­бины  упро­стили 54-ти кар­точ­ную  колоду фран­цу­зов до  36 карт, начав отсчет с шестерок.

В сере­дине 19 века карты пол­но­стью  при­об­рели при­выч­ный сего­дня облик  – сим­мет­рию верх­него и ниж­него рисунка, скруг­лен­ные углы и дру­гие харак­тер­ные детали.

Прощай, оружие!

О25 251x300 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?бра­ща­ясь к исто­рии мастей, можно убе­диться, что их сим­во­лика  идет из глу­бины веков и напря­мую свя­зана с рыцар­ством и кур­ту­аз­ной эпо­хой.

Воз­можно, именно она увела бла­го­род­ных гос­под с риста­лищ  и уса­дила их в уют­ные каби­неты за лом­бер­ные столы. Ору­жей­ная тема не чужда кар­там, игра в кото­рые – это умствен­ный поеди­нок, при­шед­ший на смену рыцар­ским тур­ни­рам: так копье пере­ро­ди­лось в пики, герб – в бубны, меч – в трефы, а щит – в черви.  Трефы также обо­зна­чали коро­лев­ский гераль­ди­че­ский атри­бут – трех­лист­ный клевер.

В латин­ской колоде было немного иначе: в ней в каче­стве мастей при­сут­ство­вали мно­го­уголь­ные монеты-пен­такли, чаши, палицы, отсы­ла­ю­щие  нас к пап­ской вла­сти и раз­ли­чиям сосло­вий: духов­ного, коро­лев­ского, ари­сто­кра­ти­че­ского и торгового.

Инте­ре­сен дослов­ный пере­вод назва­ний мастей в раз­ных стра­нах Европы. У фран­цу­зов это три­лист­ники, сердца, плиты мосто­вой и копья. У ита­льян­цев – пики, цветы, квад­раты и  сердца, у испан­цев – мечи, дубинки, кубки, монеты, у нем­цев и англи­чан – дубинки, сердца, лопаты и брил­ли­анты. А кое-где в Гер­ма­нии масти по ста­ринке име­нуют как желуди, бубенцы, листья, сердца.

Осо­бой же ори­ги­наль­но­стью отли­чи­лись швей­царцы, назы­вав­шие масти карт розами, жёлу­дями, бубен­цами и щитами. Всё это – попу­ляр­ная атри­бу­тика евро­пей­ского кур­ту­аз­ного Сред­не­ве­ко­вья и после­ду­ю­щей эпохи Воз­рож­де­ния, и ни пол­слова, ни намека на Стра­сти Христовы.

Сами кар­теж­ные пер­со­нажи весьма условны, их состав измен­чив – так, кар­точ­ные коро­левы  при­сут­ствуют не во всех наци­о­наль­ных коло­дах, а в неко­то­рых из них коли­че­ство слуг-вале­тов у коро­лей гораздо больше. Пер­во­на­чально коро­лей и коро­лев ассо­ци­и­ро­вали с кон­крет­ными исто­ри­че­скими пер­со­на­жами  – извест­ными совре­мен­ными пра­ви­те­лями  и царями Вет­хого Завета, высо­ко­род­ными дамами и биб­лей­скими геро­и­нями. Но  посте­пенно фигуры стали мак­си­мально обобщенными.

Русский  след

С новой опас­ной азарт­ной игрой  на Руси не еди­но­жды пыта­лись бороться. Царь Алек­сей Михай­ло­вич по про­звищу Тишай­ший был глу­боко рели­ги­о­зен, сми­ре­нен и бла­го­че­стив, что, кстати, помо­гало ему бороться со вспыш­ками гнева.

Пра­во­слав­ный госу­дарь  ста­рался про­ти­во­сто­ять замор­ской духов­ной заразе. Под­пи­сан­ное им Уло­же­ние 1649 года раз­ре­шало вла­стям  жестоко рас­прав­ляться с кар­теж­ни­ками, как с ворами – то есть отру­бать руки и неми­ло­сердно бить. Указ1696 года раз­ре­шал обыск азарт­ных игро­ков – «и у кого карты вынут, бить кну­том».

В сле­ду­ю­щий раз зако­но­да­тельно огра­ни­чить карточную игру в Рос­сии пыта­лись в 1717 году с помо­щью штра­фов. Еще через 16 лет нака­за­ние уже­сто­чили – упор­ных игро­ков, не раз заме­чен­ных за кар­теж­ным сто­лом, ждала тюрьма и батоги.

123 300x205 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Петр Пер­вый не жало­вал карт, хотя и активно заво­зил их кораб­лями из Европы, сле­дуя моде на все евро­пей­ское. Окон­ча­тельно при­жи­лись карты при Ека­те­рине ΙΙ. Вслед за сочи­не­ни­ями  воль­но­дум­цев эпохи про­све­ще­ния мода на карты с ее лег­кой монар­шей руки пере­ко­че­вала в Рос­сию и стала неотъ­ем­ле­мой частью ари­сто­кра­ти­че­ской при­двор­ной куль­туры.  В после­ду­ю­щие века уме­ние соста­вить пар­тию было таким же необ­хо­ди­мым атри­бу­том свет­ского чело­века, как его манеры, начи­тан­ность, речь, зна­ние язы­ков, соот­вет­ству­ю­щий моде внеш­ний облик, уме­ние тан­це­вать и делать комплименты.

Живо­пи­сец-ака­де­мист Адольф Шар­ле­ман создал тра­ди­ци­он­ные для  Рос­сии «Атлас­ные карты» в сере­дине 19 века. Автор эски­зов не сильно ото­шел от вида фран­цуз­ской кар­точ­ной колоды. Также были попу­лярны англо-аме­ри­кан­ский шаб­лон карт руан­ского про­ис­хож­де­ния и париж­ский шаблон.

Метафора судьбы

1936 300x225 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?В пре­ступ­ном мире и сего­дня кар­теж­ная игра – мета­фора  судьбы, и это не случайность.

Когда-то карты вер­шили судьбы в Рос­сии и Европе. С их помо­щью тка­лись двор­цо­вые интриги, выяс­ня­лись дипло­ма­ти­че­ские  отно­ше­ния, денеж­ные  и семей­ные споры.

Кар­точ­ные игры  в поза­про­шлом сто­ле­тии были повсе­местно попу­ляр­ными, но четко раз­де­ля­лись на ком­мер­че­ские и азарт­ные, то есть вполне при­лич­ные и непри­лич­ные, осуж­да­е­мые. В 19 веке  в Рос­сии дво­ряне разо­ря­лись, про­иг­ры­вали целые деревни и даже  своих жен, уби­вали друг друга на дуэ­лях из-за спо­ров у кар­точ­ного стола.

Тогда же пыш­ным цве­том рас­цвели масон­ские, каба­ли­сти­че­ские  и про­чие мисти­че­ские тече­ния, где не обхо­ди­лось без спе­ци­аль­ных гада­тель­ных колод и играль­ных карт, и где они, воз­можно, и при­об­ре­тали зна­че­ние сакраль­ных символов.

К слову, в хра­мах обеих сто­лиц, осо­бенно север­ной, до сих пор можно встре­тить раз­но­об­раз­ную  сим­во­лику воль­ных камен­щи­ков, поскольку мно­гие из них стро­или рус­ские архи­тек­торы запад­ного про­ис­хож­де­ния или их запад­ные коллеги.

Это дей­ству­ю­щие соборы и храмы, где и сей­час совер­ша­ется литур­гия. Вот где, дей­стви­тельно, на взгляд мно­гих пра­во­слав­ных людей, имеет место кощун­ство. Но факт оста­ется фак­том: масон­ские сим­волы в орна­мен­тах фре­сок, потол­ков и пола питер­ских собо­ров – это уже часть нашей куль­туры и исто­рии. Сло­вом,  в поза­про­шлом веке кар­точ­ные игры и мисти­че­ские мани­пу­ля­ции давали мно­го­чис­лен­ные злые всходы.

Мир наоборот

Пуш­кин, Лер­мон­тов, Досто­ев­ский и дру­гие писа­тели не обо­шли в своих про­из­ве­де­ниях тему игры карт. На память сразу при­хо­дят «Пико­вая дама», «Мас­ка­рад», «Фата­лист», «Игрок». Почему же кар­точ­ная игра была такой зна­чи­мой для людей того вре­мени и отра­зи­лась в худо­же­ствен­ных текстах?

Как счи­тает извест­ный лите­ра­ту­ро­вед Юрий Лот­ман, карты – это куль­тур­ная реа­лия. В рус­ской лите­ра­туре» кар­точ­ная игра  высту­пает ни много ни мало как модель бытия, в кото­ром пра­вят хаос и тор­же­ство слу­чай­но­стей. Книги на эту тему поро­дили в обще­стве сво­его рода фило­со­фию. Луч­шие умы Оте­че­ства  все­рьез раз­мыш­ляли «над ролью слу­чая,  фату­мом, про­ти­во­ре­чием между желез­ными зако­нами внеш­него мира и жаж­дой лич­ного успеха, само­утвер­жде­ния, игрой лич­но­сти с обсто­я­тель­ствами, исто­рией». Они ломали головы над вопро­сом: чем все-таки опре­де­ля­ется выиг­рыш: рас­че­том или слу­чаем?  11934 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Совет­ский лите­ра­ту­ро­вед неожи­данно точно оце­ни­вает гре­хов­ную при­роду кар­теж­ного мира и его системы коор­ди­нат, из кото­рой вычерк­нуты Бог и нрав­ствен­ность. Герою «Пико­вой дамы» Пуш­кина мир кажется игрой, кото­рой он спо­со­бен вир­ту­озно управ­лять, мани­пу­ли­руя людьми.

Игрок желает выиг­рать все, рискуя при этом всего лишиться. Он полу­чает про­гноз буду­щего (некое гада­тель­ное пред­ска­за­ние), его линия пове­де­ния про­грам­ми­ру­ется, сам он при этом думает, что что-то решает, хотя пра­вят им тем­ные силы и его соб­ствен­ные стра­сти. «Гос­по­дин» своей судьбы на деле ока­зы­ва­ется рабом.

«В самой при­роде карт зало­жено дво­е­ми­рие, – пишет Лот­ман, – они – про­стые знаки, «ходы» в игре, и имеют смысл в гада­тель­ной системе…Случайное выпа­да­ние карт пре­вра­ща­ется в некий текст, авто­ром кото­рого явля­ется судьба».

В азарт­ном кар­теж­ном мире игрок ищет стра­те­гию, скры­вая ее от про­тив­ника. Только вду­май­тесь: ближ­ний ста­но­вится для него вра­гом. Игра – это кон­фликт, ее цель – успех и пре­вос­ход­ство, но оно доста­нется лишь одному. В итоге полу­ча­ется игра не с парт­не­ром, а с самим слу­чаем, кото­рый ста­но­вится сво­его рода зло­ве­щим боже­ством. Про­ис­хо­дит под­мена истин­ного Бога мни­мым, а истин­ная вера под­ме­ня­ется фата­лиз­мом.

С точки зре­ния веры, с геро­ями про­из­ве­де­ний про­ис­хо­дит явное иску­ше­ние гор­ды­ней и себя­лю­бием. Уви­ден­ный через призму карт мир начи­нает дво­иться – герой ока­зы­ва­ется перед дилем­мой выиг­рыша и про­иг­рыша, игры и гада­ния, двух реаль­но­стей – мира повсе­днев­ного и поту­сто­рон­него. Герой  сбит с толку, рас­те­рян, поте­рялся в жизни, утра­тив  все ее ори­ен­тиры. Его захва­тил хаос, рас­су­док мутится, душа гиб­нет под напо­ром жут­кого, демо­ни­че­ского, поту­сто­рон­него, сти­хий­ного. Этой ирра­ци­о­наль­ной и мощ­ной силе он не может про­ти­во­сто­ять в оди­ночку, а опе­реться не на Кого – Бога у него нет. Так он ока­зы­ва­ется во вла­сти зла.

В лите­ра­туру эта духовно опас­ная фило­со­фия  при­шла из реаль­ной жизни. Как счи­тает лите­ра­ту­ро­вед, в петер­бург­ский, импе­ра­тор­ский период рус­ской исто­рии «…гран­ди­оз­ные состо­я­ния созда­ва­лись мгно­венно, в зави­си­мо­сти от скач­ков сча­стья, в сфе­рах, весьма дале­ких от эко­но­мики. При­чуд­ли­вое пере­ме­ще­ние богатств невольно напо­ми­нало пере­ме­ще­ние золота и ассиг­на­ций на зеле­ном сукне во время игры».

У Федора Досто­ев­ского «рулетка – это игра по пре­иму­ще­ству рус­ская», осно­ван­ная на стрем­ле­нии «в один час» «всю судьбу изме­нить». Так заве­зен­ная из Европы игра при­чуд­ливо сов­пала с нашим мен­та­ли­те­том, извра­тив и раз­вра­тив его.

Лицо святой сохранилось… на картах?

Инте­ресно, что фра­зео­ло­гизм «палка о двух кон­цах» при­ме­ним и к кар­там. Одна­жды они все-таки послу­жили добру. В без­бож­ное время они сохра­нили для нас…лицо святой.

Забе­жим впе­ред. В совет­ские годы было опро­бо­вано много раз­лич­ных кар­теж­ных колод. Были среди них и откро­вен­ные  инстру­менты про­па­ганды, и анти­ре­ли­ги­оз­ные карты, на кото­рых изоб­ра­жа­лось духо­вен­ство, а позади нари­со­ван­ных фигур – «побуж­да­ю­щие к вере» при­зем­лен­ные мотивы. Но ни одна из таких колод не поль­зо­ва­лась попу­ляр­но­стью и в народе не при­жи­лась. А полю­би­лась рус­ским людям  и стала самой рас­про­стра­нен­ной в СССР совсем дру­гая колода, дошед­шая до наших дней  под назва­нием «Рус­ский стиль». 

Card russian style 6 267x300 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Колода эта была еще доре­во­лю­ци­он­ной. Ее исто­рия такова. На извест­ном ПОСЛЕДНЕМ импер­ском балу 1903 года члены Цар­ской Семьи и при­двор­ные были наря­жены в уни­каль­ные по кра­соте и стилю сти­ли­зо­ван­ные рус­ские костюмы. Автор мно­гих эски­зов – Сер­гей Головко, испол­ни­тели – извест­ней­шие порт­ные, в том числе мастер­ская небезыз­вест­ной Надежды Ламановой.

На балу было отснято мно­же­ство фото­гра­фий высо­чай­ших особ в рус­ских народ­ных наря­дах. Они и послу­жили осно­вой для созда­ния колоды карт к 300-летию Дома Рома­но­вых. Оче­видно, как и открытки с порт­ре­тами  Семьи, новые карты должны были про­бу­дить народ­ную  сим­па­тию к цар­ствен­ным осо­бам и послу­жить попу­ля­ри­за­ции  импер­ской вла­сти, став для про­стых людей люби­мым суве­ни­ром. И вот в 1911 году немец­кий мастер фаб­рики «Дон­дорф» раз­ра­бо­тал эскизы карт.

В стиле роман­тич­ной рус­ской ста­рины им были выпол­нены атри­буты мастей – щиты, ору­жие, доспехи. Про­то­ти­пом буб­но­вого валета стал  вели­кий князь Андрей Вла­ди­ми­ро­вич, буб­но­вой дамы  – фрей­лина обеих импе­ра­триц гра­финя Алек­сандра Тол­стая. Чер­во­вой дамой была выбрана кня­гиня Ксе­ния Алек­сан­дровна, а тре­фо­вой – Ели­за­вета Федо­ровна Рома­нова, впо­след­ствии – свя­тая ново­му­че­ница и испо­вед­ница Рос­сий­ская.

Card russian style 1 1 300x245 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

На обо­роте карт был изоб­ра­жен герб Рос­сии – двух­гла­вый орел. Конечно, изоб­ра­же­ния не имели точ­ней­шего порт­рет­ного сход­ства с про­то­ти­пами, но если сопо­ста­вить кар­тинку и фото, можно уви­деть – сход­ство есть. В 1913 году карты были отпе­ча­таны на Алек­сан­дров­ской ману­фак­туре Санкт-Петер­бурга прямо к празд­нич­ной дате.

Дальше – инте­рес­нее. После рево­лю­ции ману­фак­туру закрыли, но уже в 1923 году она снова рабо­тала. Рисо­вать новые эскизы для карт и изго­тав­ли­вать формы для оттиска поле­ни­лись, да и дорого, вот и стали печа­тать карты для народа по ста­рым шаблонам.

В после­во­ен­ное время совет­ский худож­ник Ю. Ива­нов  точь-в-точь пере­ри­со­вал ста­рые карты, адап­ти­ро­вав их для офсет­ной печати. Таким обра­зом, лица Рома­но­вых и их при­бли­жен­ных, в том числе лицо свя­той Ели­за­веты не канули в небы­тие, а сохра­ня­лись на играль­ных кар­тах весь ХХ век. Но этот слу­чай – пожа­луй, един­ствен­ное и уди­ви­тель­ное исключение.

Зло с традициями

Обоб­щая ска­зан­ное, согла­симся  с авто­ри­тет­ным мне­нием боль­шин­ства свя­щен­ни­ков – карты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО несут духов­ную угрозу. Но искать ее, оче­видно, нужно не на поверх­но­сти, не во внеш­них про­яв­ле­ниях – мастях и кар­тин­ках, а на более глу­бо­ком СМЫСЛОВОМ  уровне. На уровне веры.

Игра в карты отри­цает и пре­сту­пает две основ­ные запо­веди Нового Завета – воз­люби Гос­пода Бога тво­его и воз­люби ближ­него как самого себя. Они под­ме­няют любя­щего и про­мыш­ля­ю­щего о чело­веке Бога  бесов­ским «бож­ком» – сле­пым слу­чаем, а любовь к  ближ­нему обра­щают в ее про­ти­во­по­лож­ность – нена­висть, кон­ку­рен­цию. Ближ­ний ста­но­вится про­тив­ни­ком, а прин­цип игры – выиг­рать, обма­нуть, обойти, побе­дить в интел­лек­ту­аль­ном поединке любой ценой – утвер­ждает самость и гор­дыню. Все эти смыс­ло­вые под­мены, по сути, явля­ются сата­нин­скими: дья­вол – отец  вся­кой лжи.

Духовно опасно и то, что поня­тия и иде­алы –  слу­чай, удача, судьба успеш­ность, кон­ку­рен­ция – из кар­теж­ной игры пере­ко­че­вали в биз­нес и дру­гие сферы жизни, в том числе обра­зо­ва­ние, вос­пи­та­ние, меди­цину, искус­ство, что само по себе духовно опасно.

slide 10 300x242 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?Стоит при­знать, что в наши дни карты  рас­те­ряли  свой авто­ри­тет, а вме­сте с ним  не такими явными стали и духов­ные угрозы. Попу­ляр­ность кар­точ­ных игр  у нового поко­ле­ния ста­но­вится все меньше. Пожа­луй, теперь они, в боль­шей сте­пени, инстру­мент без­де­лия, празд­но­сти, нежели гор­дыни, себя­лю­бия, кощунства.

Зало­жен­ные в них прин­ципы, в том числе дво­ич­ная система кодов, давно пере­шли в ком­пью­тер­ные тех­но­ло­гии.  Раз­ви­тая с их помо­щью пси­хо­ло­гия кон­ку­рент­ной борьбы тоже нахо­дит себе при­ме­не­ние в дру­гих сфе­рах жизни. Зло совер­шен­ству­ется, не отстает от прогресса.

Поэтому дур­ную ини­ци­а­тиву азарт­ной игры  сего­дня пере­хва­тили «про­дви­ну­тые» «внуки» и «пра­внуки» карт – ком­пью­тер­ные «стре­лялки». «Внуки» шаг­нули гораздо дальше своих «дедов»,  раз­ви­вая гораздо более опас­ную зави­си­мость и проч­нее улав­ли­вая юные души.

Про­дол­жая злую «семей­ную» тра­ди­цию, они учат наших детей пре­сту­пать те же две глав­ные запо­веди – вычер­ки­вать из своей  жизни  Бога  и обес­це­ни­вать чело­ве­че­скую жизнь. Так давайте не дадим им в этом преуспеть!

Вален­тина Киденко
Фото из откры­тых источников

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

20 комментариев

  • Gennadich, 06.10.2020

    Очень хоро­шая и полез­ная ста­тья! Автору низ­кий поклон. Спаси Господь!

    Ответить »
    • Valentina, 07.10.2020

      Gennadich, мы все­гда рады вдум­чи­вым и вни­ма­тель­ным чита­те­лям. Захо­дите еще, у нас много ста­тей по акту­аль­ным темам

      Ответить »
  • Gennadich, 06.10.2020

    Лет два­дцать назад был тесно свя­зан с кар­тами, точ­нее, с игор­ным биз­не­сом. Не одно­кратно дово­ди­лось видеть, как карты и рулетка рушили судьбы. Игроки из нор­маль­ных поря­доч­ных людей со вре­ме­нем пре­вра­ща­лись… Не при­ем­лемо даже такое опи­сы­вать. Было несколько леталь­ных слу­чаев. Видел, как пред­ста­ви­тели круп­ного биз­неса, такие как вла­дельцы сети АЗС, заво­дов, судо­вла­дельцы и про­чие акулы биз­неса теряли все, закан­чи­вали так­си­стами, пус­ка­лись в бега, пере­жи­вали по восемь инфарктов.
    Ска­зать, что это из за денег… Вся наша жизнь постро­ена на денеж­ных отно­ше­ниях, и эти люди явно не нуж­да­лись. Одно­значно не верю в без­обид­ную игру в карты. Разве что, всему бывает без­обид­ное начало. Кар­точ­ная игра — это адре­на­ли­но­вая дверь, такая же как и бутылка со спирт­ным, нар­ко­тик в шприце или писто­лет в руках. Какая раз­ница, откуда взя­лась бутылка и какой она формы, какая на ней эти­кетка? Вся суть в резуль­тате ее упо­треб­ле­ния. То же самое и с игрой в карты. Очень хоро­шее про­из­ве­де­ние Ф.М. Досто­ев­ского “Игрок”. Рекомендую!

    Ответить »
    • Valentina, 06.10.2020

      Gennadich, спа­сибо за подроб­ный и муд­рый отзыв. Рады, что вы нас читаете.
      Вы опи­сали, как мимо­лет­ное увле­че­ние пере­рас­тает в страсть, а вся­кая страсть гре­ховна и разрушительна.

      Ответить »
      • Gennadich, 06.10.2020

        Хочется доба­вить, что и сам играл. Игра — это та дверь, через кото­рую попа­да­ешь в совер­шенно дру­гое вос­при­я­тие реаль­но­сти. Стра­сти, о кото­рых даже не подо­зре­вал раньше и кото­рые в обы­ден­ной жизни никак себя не про­яв­ляли, тут же обво­ла­ки­вают тебя и ста­но­вятся новым твоим есте­ством. И вот ты уже мыс­лишь совсем дру­гим фор­ма­том. Трез­вого ума, в том смысле каким мы его при­выкли пони­мать, уже нет. Об этом нужно писать отдельно. Все про­ис­хо­дит вроде как тут, наяву , но уже потом, после всего ‚пони­ма­ешь, что был словно в дру­гом изме­ре­нии. В этом-то и беда!
        После шести лет такого опыта я уви­дел у игор­ного стола непо­нят­ное суще­ство с неве­ро­ятно злыми гла­зами, кото­рое смот­рело прямо на меня, от чего я ощу­щал пол­ное без­во­лие от ско­вав­шего меня ужаса. Как вам без­обид­ная игра в карты? Думал, уста­лость, недо­сы­па­ние или рас­строй­ство какое-нибудь, но через пару дней при тех же обсто­я­тель­ствах там же видел ещё одну особь, наблю­да­ю­щую за про­ис­хо­дя­щим, словно над­зи­ра­тель наблю­дает за рабами. После этого навсе­гда отпало жела­ние играть в карты. Живу совсем дру­гой жиз­нью. Знаю цену гре­хам, а точ­нее, их искуп­ле­нию. Слава Богу за все! Очень наде­юсь, что мой отзыв будет полезен.

        Ответить »
        • Valentina, 07.10.2020

          Доро­гой Gennadich, бла­го­да­рим за сме­лость, вы очень глу­боко и искренне рас­ска­зали об этой беде, как гово­рится, изнутри. Хорошо, что с Божьей помо­щью вы пре­одо­лели эту зави­си­мость и ваша жизнь сей­час изме­ни­лась. Но опи­сан­ный вами опыт дей­стви­тельно очень горек и стра­шен. Спа­сибо, что напи­сали. Может, кого-то это убе­ре­жет от оши­бок и опро­мет­чи­вых шагов.

          Ответить »
          • Gennadich, 21.10.2020

            В том то и дело,что чужой опыт никому не инте­ре­сен! Для людей это про­сто байки. Все всё знают,поняли эту жизнь и погля­ды­вают друг на друга свы­сока. Выби­рает каж­дый сам и испи­вает свою чашу. И никто даже не догадывается,что зло уже заин­те­ре­со­ва­лось ним.

  • Evgenia Gladkova, 04.04.2020

    Инте­ресно, а как тогда объ­яс­нить при­сут­ствие чёт­кого изоб­ра­же­ния всех кар­точ­ных мастей на моза­ике с изоб­ра­же­нием Бого­ро­дицы на апсиде храма Свя­той Софии Константинопольской?

    Ответить »
  • Антон, 28.02.2020

    Вы пишете:

    ////“Увиденный через призму карт мир начи­нает дво­иться – герой ока­зы­ва­ется перед дилем­мой выиг­рыша и про­иг­рыша, игры и гада­ния, двух реаль­но­стей – мира повсе­днев­ного и поту­сто­рон­него. Герой сбит с толку, рас­те­рян, поте­рялся в жизни, утра­тив все ее ори­ен­тиры. Его захва­тил хаос, рас­су­док мутится, душа гиб­нет под напо­ром жут­кого, демо­ни­че­ского, поту­сто­рон­него, сти­хий­ного. Этой ирра­ци­о­наль­ной и мощ­ной силе он не может про­ти­во­сто­ять в оди­ночку, а опе­реться не на Кого – Бога у него нет. Так он ока­зы­ва­ется во вла­сти зла.”////

    ——–

    Но если чело­век в здра­вом уме и раз­ли­чает абстракт­ную игру(которая отча­сти кстати тре­ни­рует логику и навыки состя­за­ния, порой необ­хо­димы в жизни и далеко не только для дости­же­ния обя­за­тель­ной победы над кем-то, захвата лич­ного лидер­ства итд, но для реше­ния мно­гих слож­ных и упор­ных задач, в том числе в деле защиты родины, защиты семьи, род­ных и дру­зей) где чело­век не может игру отли­чить от реаль­но­сти и отли­чить состя­за­ние от реаль­ной борьбы за власть и деньги напри­мер-то это уже про­блема несколько иного толка, это ско­рее отно­сится к вопросу непо­ни­ма­ния или даже неуме­ния отде­лять реаль­ность. А если чело­век Верит в Бога и у него есть на Кого опе­реться, но он при этом четко и недву­смыс­ленно пони­мает раз­ницу между игрой и реаль­но­стью. То ваша логика сразу лома­ется. С Божией Помо­щью все возможно.

    А вот все­воз­мож­ные суе­ве­рия-это дей­стви­тельно зло.

    Ответить »
    • Valentina, 02.03.2020

      Доро­гой Антон, речь в цитате идет именно о кон­крет­ном герое. Вы вырвали из кон­тек­ста. Пере­чи­тайте, пожа­луй­ста, свой отзыв. Хорошо, что ста­тья вызвала такой эмо­ци­о­наль­ный отклик — зна­чит, нуж­ная и полезная!

      Ответить »
  • Екатерина, 16.01.2020

    Я все дет­ство играла с бабуш­кой и дедом в карты, в “66”, это была уют­ная вечер­няя тра­ди­ция выход­ного дня, когда я у них гостила и у меня об этих момен­тах оста­лись самые тёп­лые вос­по­ми­на­ния. При­чём колода была та самая, о кото­рой в ста­тье гово­рится и лица вос­при­ни­ма­лись уже как род­ные… В этой игре надо думать, и даже если мы и хит­рили, бывало, это все было шутя, с любо­вью… Со стар­шим сыном тоже играли, и эти моменты сбли­жали. А вот с доче­рью — уже нет. Стала воцер­ков­ляться, услы­шала, что грех, и, хотя было очень грустно от этого, карты из дома убрали. А сей­час, честно, жалею! Может, я и не права, но их дру­гие игры заме­нить не смогли, не так инте­ресно. Не пони­маю, чем карты хуже домино, лото, бро­ди­лок с куби­ком. Тоже может быть и азарт, и обман, ну и конечно кон­ку­рен­ция. На все нужна мера и разумение. 

    И про сим­во­лику очень сомни­тельно, похоже, что за уши при­тя­нуто, что соб­ственно, и из этой ста­тьи сле­дует… При­хо­дит мысль, что это снова враг рода чело­ве­че­ского ста­ра­ется, фан­то­мами нас от глав­ных опас­но­стей отвлекает

    Ответить »
    • Valentina, 16.01.2020

      Ека­те­рина, спа­сибо за Ваше мне­ние. Дей­стви­тельно — вред карт, оче­видно, не в сим­во­лике, ведь сим­волы меня­ются и со вре­ме­нем теряют зна­че­ние. Вред — в тех гре­хах, кото­рые напря­мую свя­заны с игрой и азар­том, с жела­нием лиди­ро­вать любой ценой.

      Ответить »
      • Антон, 28.02.2020

        Шах­маты и шашки тоже вроде как отча­сти учат лидер­ству и победе, и их также весьма оши­бочно можно отне­сти к якобы “пло­хим играм”. И в этом нет ничего пло­хого, если в этом нет гре­хов­ного стрем­ля­ния. Лидер­ство — далеко не все­гда есть грех, все зави­сит от кон­крент­ных целей и при­чин, а не от самого лидер­ства, тем более спор­тив­ного, кото­рое ско­рее при­учает к уме­нию дови­ваться реше­ния постав­лен­ных задач, состя­заться и раз­ви­вать навыки упор­ства, кото­рые часто необ­хо­димы в жизни, в том числе и для дости­же­ния бла­гих целей. Мно­гое зави­сит от кон­крет­ных при­чин, целей, настроя.

        Но назы­вать любые состя­за­ния гре­хом-это оши­бочно и сродни суе­ве­рию. Любите Бога и людей в реаль­ной жизни и отно­си­тесь к играм как к кон­троль­ным рабо­там и спор­тив­ным сорев­но­ва­ниям, пони­мая, что это не совсем и не все­гда то же самое, что стрем­ле­ние к реаль­ному лидер­ству в реаль­ной жизни, и то, даже реаль­ное лидер­ство-не все­гда есть что-то плохое.

        PS: Да и дво­ич­ные коды, о кото­рых упо­ми­на­лось в ста­тье-ника­кого отно­ше­ния к злу не имеют. Это всего лишь мате­ма­ти­че­ское абстракт­ное пред­ства­ле­ния логики:да-нет, либо истина-ложь(не име­ется ввиду обман какой-то целе­на­прав­лен­ный в реаль­но­сти), а реаль­ная логика жизни и системы, наблю­да­е­мая как бы со сто­роны, кото­рая суще­ствует и имеет смысл, и на все Божия Воля. Это система расчетов.

        С Богом!

        Ответить »
        • Игорь, 10.11.2020

          “Шах­маты и шашки тоже вроде как отча­сти учат лидер­ству и победе, и их также весьма оши­бочно можно отне­сти к якобы «пло­хим играм». И в этом нет ничего пло­хого, если в этом нет гре­хов­ного стремления”.
          Увы, но это все напрас­ная потеря вре­мени — эти шах­маты и шашки… А вре­ме­нем нужно доро­жить, как учит нас Ап. Павел.

          Ответить »
  • Андрей, 14.07.2019

    Вреда от карт нет.Но вот когда появ­ля­ются деньги,то вот это уже грех.Играть можно по-дружески,разговоривая о проблемах,дружбе.Какая при этом озлобленность?Какое богохульство?Если это помо­гает сбли­зится группе людей.

    Ответить »
    • Valentina, 15.07.2019

      Андрей, вчи­тай­тесь, пожа­луй­ста, получше в ста­тью. Речь идет о стра­стях, а не о бого­хуль­стве и озлобленности.

      Ответить »
      • Антон, 28.02.2020

        Бого­хуль­ство и есть итог страстей.

        Ответить »
  • Carry, 20.06.2019

    Здрав­ствуйте. Ста­тья мне очень даже понра­ви­лась, так как пода­ется боль­шое коли­че­ство инте­рес­ной инфор­ма­ции, кото­рую нелегко найти в таком общем и лако­нич­ном виде, а глу­бина изу­че­ния вопроса авто­ром оче­видна. Однако, когда автор отсту­пает от отно­си­тельно объ­ек­тив­ного повест­во­ва­ния и выска­зы­вает свое лич­ное и откро­венно непри­яз­ное отно­ше­ние к кар­там, что якобы духовно опасны и бого­хульны, напра­ши­ва­ется вопрос: а в кар­тах ли про­блема? Не заду­мы­ва­лись ли вы, что сами по себе кар­точ­ные игры не несут какой либо угрозы, а вся про­блема заклю­ча­ется именно в чело­ве­че­ском вос­при­я­тии, ведь любая вещь при­об­ре­тает исклю­чи­тельно то зна­че­ние, коим мы ее наде­ляем? То, что люди извра­ща­ются, явля­ется резуль­та­том качеств, зало­жен­ных в самих людях , а уж никак не зла, что сидит в кар­точ­ной колоде и ждет когда прий­дет его сле­ду­щая жертва. 

    Ответить »
    • Valentina, 21.06.2019

      Спа­сибо за отзыв. Если ста­тья понра­ви­лась, про­сим пере­чи­тать. Глав­ный акцент как раз на том, что беда не в кар­тах, а в чело­ве­че­ских стра­стях. С ними и нужно бороться, каж­дому — со своими.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки