Как побороть зависимость от компьютерных игр?

Советы пас­ты­рей

Оглав­ле­ние



Ком­пью­тер­ная игро­ма­ния стала насто­я­щей бедой для многих семей, причем не только неве­ру­ю­щих, но и воцер­ко­в­лен­ных: у кого-то сын утонул в вир­ту­аль­ном мире, у кого-то муж дни напро­лет сра­жа­ется с мон­страми… И хорошо, если чело­век как-то пони­мает, что с ним неладно, но, как пра­вило, игро­маны довольны своей игро­жиз­нью и уж тем более не счи­тают себя людьми боль­ными. Между тем давно при­знано: игро­ма­ния – это не только болезнь, но и тяже­лая одер­жи­мость стра­стью, повре­жда­ю­щая душу чело­века.
Как же быть? Как спра­виться с этим неду­гом тому, кто им страж­дет? Какие лекар­ства пред­ла­гает Цер­ковь? И чем могут помочь игро­ману его близ­кие? Своими сове­тами делятся пас­тыри.

Важно осо­знать свою зави­си­мость

игумен Лука (Сте­па­нов):

– Если чело­век осо­знает свою зави­си­мость и готов с ней бороться, то дело выиг­рыш­ное. Если он часто испо­ве­ду­ется, уко­ряет себя от души и при­ла­гает волю к изгна­нию из своей жизни этого вре­до­нос­ного при­стра­стия, помощь Божия не замед­лит и при­стра­стие будет отверг­нуто. Если же сам повре­жден­ный счи­тает себя счаст­ли­вым при воз­мож­но­сти достиг­нуть оче­ред­ной сту­пени дегра­да­ции за успеш­ное про­хож­де­ние вир­ту­аль­ных зада­ний, то дело плохо. Оста­ется молиться о нем, а при нали­чии власти над ним просто запре­щать поль­зо­ва­ние этими душедро­биль­ными устрой­ствами.

про­то­и­е­рей Олег Сте­няев:

– В Писа­нии ска­зано: «Все мне поз­во­ли­тельно, но не все полезно; все мне поз­во­ли­тельно, но ничто не должно обла­дать мною» (1Кор. 6:12). И любая болез­нен­ная страсть или зави­си­мость опасны для чело­века. Ибо, как обще­из­вестно: «кто кем побеж­ден, тот тому и раб» (2Пет. 2:19). Иными сло­вами, когда чело­век сам ста­но­вится при­став­кой к ком­пью­тер­ной игре, то это уже недуг и про­блема.

В доме игро­мана ком­пью­теру не место

про­то­и­е­рей Павел Гуме­ров:

– Зави­си­мость от ком­пью­тер­ных игр – это про­блема, при­знан­ная уже и меди­ками как болезнь, ана­ло­гич­ная зави­си­мо­стям от алко­голя или нар­ко­ти­ков. Увы, у попу­ляр­ных игр, по офи­ци­аль­ной ста­ти­стике, учи­ты­ва­ю­щей тех, кто поль­зу­ется лицен­зи­он­ными вер­си­ями этих игр, по несколько мил­ли­о­нов «поклон­ни­ков», добавьте к ним мил­ли­оны и мил­ли­оны тех, у кого уста­нов­лены пират­ские версии…

Зави­си­мость осо­бенно раз­ви­вают сете­вые игры, ибо создают иллю­зию обще­ния с «парт­не­рами» по игре. Плюс азарт, адре­на­лин. А если это, напри­мер, игра в покер, то тут еще и зави­си­мость от стра­сти среб­ро­лю­бия, потому что чело­век, есте­ственно, хочет выиг­рать. Так что страсть к игре мно­го­кратно уси­ли­ва­ется еще и дру­гими, свя­зан­ными с нею стра­стями. По этим при­чи­нам зави­си­мость от ком­пью­тер­ных игр ока­зы­ва­ется более тяже­лой, чем зави­си­мость от интер­нета, с кото­рой все же легче спра­виться.

Что же делать тому, кто хочет побо­роть свое при­стра­стие к играм? Избав­ле­ние от всякой стра­сти начи­на­ется с осо­зна­ния своей немощи, с пони­ма­ния того, что не я уже своей жизнью управ­ляю, а ею управ­ляет моя страсть, этот демон, кото­рый застав­ляет меня сидеть и играть сут­ками, забы­вая о люби­мых и близ­ких людях, о работе, о важных делах, как застав­ляет нар­ко­мана нести послед­ние деньги нар­ко­тор­говцу, чтобы купить у него дозу. А если я не вла­стен уже над собой, то и не могу в любой момент бро­сить играть. А если я не кон­тро­ли­рую ситу­а­цию, то помочь мне может только Гос­подь. Понять это – первый шаг к исце­ле­нию. Второй шаг – это, есте­ственно, обра­ще­ние к Богу. Потому что вообще любая страсть изго­ня­ется молит­вою и постом. Надо молиться: «Гос­поди, дай сил, помоги мне! Не могу ничего сде­лать! Не я управ­ляю жизнью, а эта страсть…»

Сле­ду­ю­щий шаг – воз­дер­жа­ние от этой стра­сти. Если у тебя дома будет стоять посто­янно вклю­чен­ный ком­пью­тер с опла­чен­ным интер­не­том, это будет очень серьез­ным соблаз­ном, это то же самое, как если в доме чело­века, склон­ного к алко­го­лизму, дер­жать бар или набить холо­диль­ник пивом. Самый глав­ный фактор алко­го­ли­за­ции и нар­ко­ти­за­ции, кстати, как раз доступ­ность алко­голя и нар­ко­ти­ков. И когда алко­голь или нар­ко­тики в шаго­вой доступ­но­сти, чело­веку нере­ально от них изба­виться. Так и с игро­ма­нией. Поэтому я сове­тую вообще от домаш­него ком­пью­тера отка­заться. При­нять воле­вое реше­ние и отре­зать интер­нет, пода­рить кому-нибудь ком­пью­тер. Это очень сложно, но когда чело­век поймет, что его жизнь идет под откос, он, я думаю, эту жертву при­не­сет – и сразу же ему станет намного легче.

Замечу, кстати: зави­си­мость раз­ви­ва­ется, как пра­вило, у тех, кто про­фес­си­о­нально с ком­пью­те­ром не связан. Потому что если ты на ком­пью­тере весь день рабо­та­ешь, то дома тебе уже не до него и не до ком­пью­тер­ных игр. И все мои зна­ко­мые ком­пью­тер­щики на ком­пью­тер дома смот­реть не могут. Мак­си­мум, почту про­ве­рят.

А как быть в ситу­а­ции, если от домаш­него ком­пью­тера отка­заться нельзя, потому что кто-то из близ­ких на нем дома рабо­тает или поль­зу­ется им для учебы? Уста­но­вить очень четкие вре­мен­ные рамки для своих «ком­пью­тер­ных сеан­сов», и только по делу обра­щаться к ком­пью­теру, а от игр воз­дер­жаться. Но лучше все-таки поста­раться совсем от ком­пью­тера изба­виться.

Итак, повторю: обра­ще­ние к Богу с молит­вой о под­держке в борьбе со стра­стью, пост и воз­дер­жа­ние от пред­мета стра­сти. Но этого мало. Свято место, как известно, пусто не бывает. И потому, когда изго­ня­ется какая-то страсть, ее место обя­за­тельно должно быть чем-нибудь запол­нено. Это закон. О нем гово­рит Еван­ге­лие: «Когда нечи­стый дух выйдет из чело­века, то ходит по без­вод­ным местам, ища покоя, и, не находя, гово­рит: воз­вра­щусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, нахо­дит его выме­тен­ным и убран­ным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злей­ших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для чело­века того послед­нее хуже пер­вого» (Лк. 11:24–26). А чем пустое место запол­нить? Есте­ственно, нор­маль­ными какими-то чело­ве­че­скими доми­нан­тами, таким спо­со­бом досуга, кото­рый будет и при­я­тен, и поле­зен: обще­нием с дру­зьями, сов­мест­ными с ними какими-то делами, спор­том, рыбал­кой, дру­гими увле­че­ни­ями… Чте­нием, этим забы­тым полез­ным заня­тием. Через какое-то время у чело­века выра­бо­та­ется при­вычка к этим заня­тиям, и он будет полу­чать удо­воль­ствие от них.

И очень важный момент: надо выяс­нить, почему ты игра­ешь. Чело­век часто пря­чется в вир­ту­аль­но­сти от каких-то про­блем реаль­но­сти. От про­блем в семье, напри­мер. Или от про­блем обще­ния – в силу своей неком­му­ни­ка­бель­но­сти или вред­ного харак­тера. Вот и ищет он вир­ту­аль­ных френ­дов, играет с ними. Да просто от жиз­нен­ных труд­но­стей сбе­гает. В алко­голь чело­век уходит как в мгно­вен­ный способ полу­че­ния радо­сти, так и здесь. Чтобы стро­ить отно­ше­ния с реаль­ными людьми, делать хоро­шие дела, нужны усилия. А для того, чтобы зайти в интер­нет-кафе или дома начать играть, усилий ника­ких не нужно, денег тоже нужно очень мало…

Избав­ле­ние от зави­си­мо­сти – любой зави­си­мо­сти – огром­ный труд. Это надо четко пони­мать. Сама зави­си­мость при­об­ре­та­ется легче и быст­рее, хоро­шие навыки должны выра­ба­ты­ваться опре­де­лен­ное время.

Там, где не помо­гут меди­цина или пси­хо­ло­гия, помо­жет Божия бла­го­дать

свя­щен­ник Вале­рий Духа­нин:

– Зави­си­мость от ком­пью­тер­ных игр явля­ется одной из самых опас­ней­ших и ковар­ных. Внешне чело­век вроде бы ничего пло­хого не делает, не напи­ва­ется, не колет себе нар­ко­тик, не идет блу­дить, а всего лишь сидит перед мони­то­ром и нажи­мает на кно­почки. На самом же деле с его душой про­ис­хо­дят страш­ней­шие изме­не­ния. Соб­ственно, ком­пью­тер­ная зави­си­мость – это и нар­ко­тик, и блуд, и опья­не­ние. Потому что душа утра­чи­вает цель­ность, теряет связь с близ­кими людьми, про­ме­ни­вая их на вир­ту­аль­ный дурман, опья­ня­ется играми и не может без них, как не может нар­ко­ман без нар­ко­тика.

Созна­ние такого игрока больше живет кра­соч­ным миром игры, про­хож­де­нием уров­ней и дости­же­нием новых побед, нежели реаль­ной жизнью. Всё вокруг кажется ему серым и зауряд­ным, а вот там, внутри ком­пью­тер­ных раз­вле­че­ний, – «насто­я­щая жизнь». Ради нее он пожерт­вует всем: сво­бод­ным вре­ме­нем и здо­ро­вьем, день­гами и карьер­ным ростом, обще­нием с близ­кими и эле­мен­тар­ной забо­той о себе. Это еще и своего рода душев­ная болезнь, раз­дво­е­ние лич­но­сти: чело­век вроде бы нахо­дится здесь, но на самом деле весь с голо­вой ушел в псев­до­ре­аль­ность. Сами же ком­пью­тер­ные игры – это идолы, кото­рым в жертву при­но­сится всё, но кото­рые сами по себе без­душны, а через них нас обо­льщают демоны.

Что же делать?

Не стоит обма­ны­ваться: выход из зави­си­мо­сти от ком­пью­тер­ных игр крайне сложен. Труд­ность именно в том, что такая зави­си­мость дефор­ми­рует лич­ность, для нее жизнью стала вир­ту­аль­ная игра, отня­тие игры вос­при­ни­ма­ется как отня­тие жизни. И значит, рас­статься воз­можно только тогда, когда игро­ман почув­ствует какую-то новую, более высо­кую и бога­тую внут­рен­ними крас­ками жизнь.

При­веду такой земной пример. Если юноша полю­бил девушку, то у него внутри всё меня­ется, могут поме­няться даже инте­ресы, а то, что раньше при­вле­кало, утра­чи­вает зна­че­ние, потому что все мысли о другом. Вряд ли для него будут акту­аль­ными какие-то жалкие игрушки, ведь богат­ство личных живых пере­жи­ва­ний несрав­ненно выше всего искус­ствен­ного. Полю­бив­ший весь захва­чен мыс­лями о люби­мом, эти мысли вытес­няют всё, преж­ние вле­че­ния утра­чи­вают свою при­тя­га­тель­ность. Палитра внут­рен­них чувств в живом обще­нии и в живой любви всегда выше и при­вле­ка­тель­нее, чем плос­кий азарт от погонь и стре­ля­лок на экране.

Я привел этот пример к тому, чтобы объ­яс­нить: с зави­си­мо­стями рас­ста­ются не от чьих-то нота­ций, а когда меня­ется внут­рен­ний мир, когда то, что было до этого цен­но­стью, утра­чи­вает теперь зна­че­ние. То есть важно пере­клю­чить вни­ма­ние с искус­ствен­ного на реаль­ный мир, а само созна­ние игро­мана нуж­да­ется в пере­фор­ма­ти­ро­ва­нии. И если влюб­лен­ность – все же чув­ство земное и недол­го­веч­ное, на время захва­ты­ва­ю­щее и вдох­нов­ля­ю­щее, то вот под­лин­ное пре­об­ра­же­ние спо­собно насту­пить при личной сокро­вен­ной встрече с Богом в глу­би­нах сердца. Навяз­чи­вые идеи игры уходят от под­лин­ной сверх­цен­ной идеи, кото­рая обы­мает душу, и такой сверх­цен­но­стью может быть только Бог.

Это, в общем-то, извест­ный факт: люди кар­ди­нально меняют жизнь при обра­ще­нии к Богу, когда отсе­ка­ются преж­ние гре­хов­ные при­стра­стия и появ­ля­ется совер­шенно новый опыт – опыт пре­одо­ле­ния греха. Другое дело, что обра­ще­ние к Богу – в каком-то смысле тайна, нельзя кого-то обра­тить насильно, мы можем лишь молиться и про­сить Гос­пода, чтобы Он нашел пути и сред­ства к спа­се­нию чело­века, стра­да­ю­щего от игро­ма­нии. Ему же самому пред­стоит тяже­лый труд работы над собой, борьбы со своей при­вя­зан­но­стью.

Борьба с ком­пью­тер­ной зави­си­мо­стью – это опыт такой же борьбы, как и с любой гре­хов­ной стра­стью. Внутри всё ноет, страсть тре­бует удо­вле­тво­рить себя, душа раз­ры­ва­ется, теряет актив­ность. Страсть гово­рит: «Ну попро­буй еще хоть один раз, ничего страш­ного». Поэтому себе за прин­цип надо взять: «Лучше умру, но не сяду за игры». Лучше сло­мать у себя все ком­пью­теры, уехать куда-нибудь в мона­стырь и устро­иться труд­ни­ком, забить всё время рабо­той, делами и молит­вен­ным пра­ви­лом, чтобы вече­ром в изне­мо­же­нии падать на кро­вать, нежели про­во­дить свою жизнь в таком жалком губи­тель­ном состо­я­нии.

Сво­бода от стра­сти нико­гда не дости­га­лась легким спо­со­бом. Утра­тить сво­боду легко, вер­нуть ее очень трудно. Но там, где не помо­гут меди­цина или пси­хо­ло­гия, помо­жет Божия бла­го­дать. В конеч­ном итоге выход только один: идти туда, где бла­го­дать Свя­того Духа, – в храм, общаться непо­сред­ственно с духов­ни­ками, поста­раться стя­жать бла­го­дать, а она сама про­из­ве­дет в тебе изме­не­ния, о кото­рых ты даже и не дога­ды­ва­ешься.

Начи­нать «исправ­ле­ние близ­кого» нужно с себя

свя­щен­ник Димит­рий Шишкин:

– Любая зави­си­мость – это очень серьез­ная и труд­ная про­блема, болезнь, кото­рая имеет свою исто­рию раз­ви­тия и длин­ню­щий «хвост» причин, так что гово­рить о «момен­таль­ном» исце­ле­нии чаще всего не при­хо­дится. Конечно, мы знаем, что момен­таль­ное исце­ле­ние воз­можно, но для этого нужна такая вера, такое сте­че­ние обсто­я­тельств (в том числе неосо­зна­ва­е­мых нами, кото­рые мы назы­ваем Про­мыс­лом Божиим), что эти случаи бывают, навер­ное, один на сто, если не реже. Мы знаем, что Гос­подь, когда нахо­дился здесь, на земле, посто­янно исце­лял боль­ных и бес­но­ва­тых. Но каков был «про­цент» момен­тально исце­лив­шихся от общей массы боля­щих, обра­щав­шихся к Гос­поду? Дума­ется, что тоже неве­лик. И дело здесь, как мы знаем, в первую оче­редь в вере тех, кто обра­щался к Спа­си­телю, но еще и в тех самых «путях», неве­до­мых нам, согласно с кото­рыми кто-то исце­лялся, а кто-то нет и про­дол­жал болеть. Может быть, для сми­ре­ния, может быть, для искуп­ле­ния каких-то преж­них грехов, может быть, во избе­жа­ние воз­мож­ных грехов, кото­рые чело­век совер­шил бы несо­мненно, будучи совер­шенно здоров…

Но в любом случае первое, что тре­бу­ется от тех, кто болеет душой за своих близ­ких, одер­жи­мых пагуб­ной стра­стью игро­вой зави­си­мо­сти, – это серьез­ней­шим обра­зом пере­смот­реть свою жизнь и при­не­сти труд по исправ­ле­нию себя самого. По образу «друзей рас­слаб­лен­ного», видя веру кото­рых Гос­подь исце­лил несчаст­ного. Это и есть наш глав­ный вклад в дело исце­ле­ние близ­кого чело­века – испол­не­ние веры самим своим обра­зом жизни, потому что Сам Гос­подь гово­рит: «Что вы зовете Меня: Гос­поди! Гос­поди! – и не дела­ете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46). Сила, дей­ствен­ность нашей молитвы о близ­ком напря­мую зави­сит от того, насколько мы сами ста­ра­емся исправ­лять свою жизнь. А если ста­ра­емся, то – «много может уси­лен­ная молитва пра­вед­ного» (Иак. 5:16), и можно ска­зать, что здесь гово­рится не только о каких-то людях исклю­чи­тельно высо­кой духов­ной жизни, о святых, но о всяком хри­сти­а­нине, кото­рый дей­стви­тельно ста­ра­ется жить по правде Божией.

Ну, это то, что каса­ется молитвы, а если гово­рить об осталь­ном – тут уже как Гос­подь под­ска­жет, потому что и люди, и обсто­я­тель­ства раз­нятся и раз­но­об­ра­зие это бес­ко­нечно. Для кого-то может быть доста­точ­ным просто убрать из дома ком­пью­тер и всё. Закрыть эту тему раз и навсе­гда. И ребе­нок послу­ша­ется, а затем и отвык­нет от своей зави­си­мо­сти. А кому-то даже при выпол­не­нии этого тре­бо­ва­ния нужно еще запа­стись тер­пе­нием, потому что ребе­нок может в омра­че­нии злиться и гру­бить и ухо­дить куда-то «назло», искать воз­мож­ность реа­ли­зо­вать свою страсть в другом месте, и вот тут нужно про­явить боль­шое тер­пе­ние и твер­дость с молит­вой. Надо пере­жить это время, пре­да­вая всё в руки Божии. А где-то надо при­бег­нуть и к помощи спе­ци­а­ли­стов – пси­хо­ло­гов. Но в любом случае нужно, дума­ется, отно­ситься к самому ребенку с любо­вью, с болез­но­ва­нием сердца, ста­раться помочь ему пере­клю­чить вни­ма­ние на что-то другое – полез­ное и благое. Вни­ма­ние не только в сию­ми­нут­ном зна­че­нии, а в зна­че­нии инте­ре­сов и при­о­ри­те­тов жизни…

Словом, средств помощи ближ­нему может быть много, но ясно только одно – начи­нать «исправ­ле­ние близ­кого» нужно с себя, и труд над собой, сопря­жен­ный с сер­деч­ной и неот­ступ­ной молит­вой к Богу, обя­за­тельно при­не­сет свои благие плоды. Может быть, не сразу, но обя­за­тельно. Вот в этом можно не сомне­ваться, потому что Гос­подь видит и боль, и скорбь нашего сердца за близ­кого чело­века и наше сми­ре­ние и труды и нико­гда не остав­ляет без ответа. Ведь Он Сам сказал: «Про­сите, и дано будет вам» (Мф. 7:7).

За игро­мана надо молиться всеми силами и спо­со­бами

свя­щен­ник Игорь Силь­чен­ков:

– Конечно, за игро­мана надо молиться всеми силами и спо­со­бами, кото­рые есть в Церкви.

Глав­ная молитва про­ис­хо­дит на Боже­ствен­ной Литур­гии. Почаще пода­вайте записки на поми­но­ве­ние о здра­вии – Бес­кров­ную Жертву – и на заказ­ные Литур­гии. Можно зака­зать соро­ко­усты – там, где служат Литур­гию каждый день: напри­мер, в мона­сты­рях. Соро­ко­уст – это поми­но­ве­ние в тече­ние 40 дней подряд.

Можно молиться и сугубо у себя дома, читая опре­де­лен­ное пра­вило, кото­рое бла­го­сло­вит свя­щен­ник. Надо прийти в храм и взять бла­го­сло­ве­ние на допол­ни­тель­ные молитвы к своему пра­вилу для того, что бы вымо­лить своего боль­ного игро­ма­нией ближ­него. Какие молитвы надо читать, скажет свя­щен­ник.

И, конечно, чтобы Богу были угодны наши молитвы, мы должны сами быть дея­тель­ными чле­нами Церкви, уго­ждать и слу­жить Богу. Испол­нять Его святую волю. Ходить каждое вос­кре­се­ние на Литур­гию и нака­нуне на вечер­нюю службу от начала и до конца, испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться Тела и Крови Хри­сто­вой не реже, чем раз в три недели, читать каждый день пол­но­стью утрен­ние и вечер­ние молитвы.

Когда чело­век Богу служит, испол­няет Его святую волю, у него начи­на­ется инте­рес­ная жизнь, напол­нен­ная раз­ными доб­рыми собы­ти­ями и многой радо­стью, он знает, для чего живет.

А игро­ма­ния воз­ни­кает от того, что люди не испол­няют волю Божию, не при­ча­ща­ются, в храм ходят редко, а то и вовсе не ходят. И жизнь их ста­но­вится неин­те­рес­ной, скуд­ной, без­ра­дост­ной. И тогда они бегут от этой жизни в вир­ту­аль­ную реаль­ность – яркую, инте­рес­ную, дина­мич­ную – но не суще­ству­ю­щую. И при­стра­стив­шись к этому выду­ман­ному миру, уже не могут из него выхо­дить надолго, они пора­бо­щены греху игро­ма­нии.

Поэтому чело­век, если он осо­знаёт эту свою духов­ную болезнь и хочет от нее выздо­ро­веть, должен при­ни­мать те духов­ные лекар­ства, о кото­рых я напи­сал: испо­ведь, при­ча­стие, молитва и сугу­бая молитва для исце­ле­ния от этого и других грехов.

Если чело­век не осо­знаёт своей духов­ной болезни и не хочет от нее изба­виться, то мы должны потру­диться и сде­лать это вместо него для него.

И мило­сти­вый Гос­подь помо­жет нам, услы­шит наши молитвы. Ибо Он, бывает, попус­кает скорби нашим близ­ким для нашего вра­зум­ле­ния. Для того, чтобы мы пришли к Богу. И при­вели к Нему и наших ближ­них тоже. Помоги вам Гос­поди! Тру­ди­тесь и спа­сай­тесь от гре­хов­ной поги­бели и помо­гайте спа­саться нашим ближ­ним.

свя­щен­ник Максим Горо­жан­кин:

– Если чело­век зави­сим от ком­пью­тер­ных игр, необ­хо­димо попы­таться с этим бороться. Огра­ни­чить в поль­зо­ва­нии ком­пью­те­ром. Здраво рас­су­дить, сколько вре­мени он уде­ляет ком­пью­тер­ным играм, а сколько, напри­мер, чтению серьез­ной лите­ра­туры. Или же сколько вре­мени уде­ляет молитве, если он чело­век веру­ю­щий, – бывает и такое. Люди воцер­ко­в­лен­ные, к сожа­ле­нию, тоже бывают под­вер­жены увле­че­нию ком­пью­тер­ными играми. Так вот нужно посмот­реть: а как с тех пор, как я начал играть в игры, рас­хо­ду­ется мое время? И из этого сде­лать соот­вет­ству­ю­щие выводы и, помо­лив­шись Богу, попы­таться что-то испра­вить.

Самое глав­ное – это молитва. Богу молиться и про­сить Гос­пода, чтобы изба­вил от зави­си­мо­сти, чтобы даро­вал сво­боду, чтобы даро­вал сил в борьбе с зави­си­мо­стью и чтобы жизнь упра­вил так, чтобы она скла­ды­ва­лась в слу­же­нии Богу и ближ­нему.

под­го­то­вил послуш­ник Никита Попов

Православие.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки