Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 2-е послание к коринфянам 3:2
Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Нил Синайский, прп. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками
Но послание ваше, то есть проповедь наша, вы сами есте, как бы в сердцах наших написанное, чрез знание и с мудростью читаемое чрез нас всеми людьми.
Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 1-2 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками
Так как некоторые могли сказать, что (апостол) сам себя выхваляет, то в предупреждение такого обвинения он и говорит так. Хотя он и раньше несколько раз исправлял такую мысль, когда говорил: «И кто способен к сему?», и: «проповедуем искренно, как от Бога» (2Кор. 2:16, 17), тем не менее он не удовлетворяется; таков его обычай, чтобы как можно дальше отстранять от себя ту мысль, будто он сам о себе говорит что-нибудь великое. Он избегает этого с величайшим старанием и заботливостью. А ты, со своей стороны, заметь и здесь великую мудрость (апостола). В самом деле, обстоятельства, казавшиеся сами по себе неприятными – я разумею его бедствия – он так возвысил и представил в таком блеске и свете, что из его описания могло родиться подобное подозрение. То же делает он и далее (в послании). Перечислив бесчисленные бедствия, огорчения, тесные обстоятельства, крайнюю нужду и тому подобное, он присовокупил: «Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами» (5:12). Но там он говорит это гораздо сильнее и с бόльшим негодованием. Здесь слова его: «Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?» выражают любовь, – там, как это было нужно и полезно, – слова его исполнены и особенной силы и негодования: «Не снова, – говорит, – представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами»; и еще: «Не думаете ли еще, что мы [только] оправдываемся перед вами?». Потому что мы говорим пред Богом, во Христе … Я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете« (12:19, 20). Чтобы не подвергнуться укоризне в лести и домогательстве от них похвалы, говорит им: «я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете». Но все это говорит он с большою укоризною; вначале же говорит не так, но гораздо снисходительнее. Что же значат слова его? Выше говорил он об искушениях, опасностях и о том, что Бог во Христе повсюду творит его победителем, и вся вселенная знает о победах его. Сказав, таким образом, о себе нечто великое, он и предлагает себе этот вопрос: «Неужели нам снова знакомиться с вами?». Слова его имеют такой смысл: может быть кто-нибудь скажет нам: «Что это значит, Павел? Для чего ты так говоришь о самом себе, для чего превозносишь себя?» – в предупреждение подобного возражения он и говорит: «нет, мы не хотим хвалиться и превозносить себя пред вами; мы столько далеки от того, чтобы просить одобрительных о себе к вам писем, что вы сами служите для нас вместо письма»: «Вы, – говорит, – наше письмо» (ст. 2). Что же значит: «Вы - наше письмо»? «Если нужно будет нам рекомендовать себя пред другими – мы вас выставим на середину вместо одобрительного письма». То же говорил он и в первом послании: «печать моего апостольства - вы в Господе» (1Кор. 9:2). Но здесь он сказал не просто, а с некоторою иронией, чтобы придать своей речи более силы: «Неужели нужны для нас, – говорит, – одобрительные письма к вам или от вас?». И имея в виду лжеапостолов, присовокупил: «как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас, к другим». Потом, так как сказанное было тяжко для слуха, то далее он смягчает слова свои, говоря: «Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы - письмо Христово» (ст. 2). Здесь он не только выражает свою любовь к ним, но и свидетельствует о их добродетельной жизни, т. е., что они своими добродетелями могут доказать пред всеми достоинство своего учителя. Таков смысл слов: «Вы - наше письмо». Что сделали бы ваши письма, в которых стали бы вы одобрять и прославлять нас, То самое вы исполняете своею жизнью по вере, которую все видят и слышат. Добродетели учеников служат наилучшим украшением для их наставника, и одобряют его лучше всякого письма. «Написанное в сердцах наших», т. е., которое всем известно, потому что мы везде носим вас с собою и содержим в сердце нашем. Как бы так он говорил: «Вы служите нам одобрением пред другими, и мы всегда имеем вас в сердце своем, и перед всеми возвещаем о ваших добродетелях. А потому не только мы не имеем нужды в одобрительных от вас письмах к другим, потому что вы служите одобрением нашим, но и для вас самих мы не имеем нужды в свидетельстве других, потому что мы сильно любим вас. Одобрительные письма нужны к незнакомым, а вы находитесь в сердцах наших». И не просто сказал: «находитесь», но – «написаны», т. е. так, что не можете изгладиться из сердец наших. Как читая послания наши, так и уверяясь из сердец наших, все знают любовь нашу, которую имеем к вам.
Итак, если письма употребляются для того, чтобы показать, что такой-то мне друг и пользуется моею доверенностью, то все это для нас заменяет ваша любовь. А потому, к вам ли мы идем – не имеем нужды брать одобрение от других, так как это вполне заменяет ваша любовь к нам, или к другим – опять не имеем нужды брать и от вас одобрительных писем, потому что вместо них для нас и здесь довольно той же любви. Мы носим послание в сердцах наших.
Нил Синайский, прп. (†430)
Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками
Прочти, что блаженный Павел пишет в послании к Коринфянам: «послание наше вы есте, написанное не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных, не чернилом, но Духом Бога Жива» (2Кор. 3:2-3), потому что являете «дело законное в сердцах» ваших (Рим. 2:15).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Не имеем нужды в посланиях; о нас свидетельствуют самые дела; и есть у нас одушевленное послание, которое говорит вам в нашу пользу; это – вера ваша, прославляемая везде, и на суше и на море; потому что мы, избавив вас от заблуждения, привели к свету Боговедения.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками
Что, говорит, сделали бы письма, в которых вы стали бы одобрять и прославлять нас, то самое исполняете вы своей жизнью по вере, которую все видят и слышат. И куда бы ни отправились мы, всюду носим вас с собой, потому что вы написаны в нашем сердце, и мы всем возвещаем о вашей добродетели. Таким образом, поскольку вы для меня - одобрительное письмо к другим, то я не нуждаюсь в других письмах от вас, чтобы сделаться известным не знающим меня. Также, поскольку я имею вас в сердце, то не имею нужды в том, чтобы другие рекомендовали меня вам. Одобрительные письма нужны к незнакомым, а не к знакомым, вы же так написаны в сердце моем, что не можете выйти из него. Здесь свидетельствует не только о любви своей к ним, но и об их добродетельной жизни, то есть что они в состоянии были доказать пред всеми людьми достоинство своего учителя, ибо украшением для учителя служит добродетель учеников.
Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Послание бо наше вы есте, написаное в сердцах наших, знаемое и прочитаемое от всех человек
Вы – рекомендательное наше письмо, письмо открытое, которое все люди знают и читают,– видят веру вашу и добрую по вере жизнь, дознают, или и прямо знают, откуда у вас такая перемена, и, дознав, или зная, что все это произвело в вас благовестие наше, начинают благоговеть пред ним, искать случая услышать его, чтобы и самим вкусить плодов его. Такое чрез вас всюду распространяемое настроение лучше всякого рекомендательного для нас письма. Как написано это послание, ниже объясняет Апостол в 3-м стихе, говоря, что они послание Христово, Духом Святым написанное; а что здесь говорит: написано в сердцах наших, то этим Апостол хочет сказать лишь: все вас читают как послание наше, но вы для нас не чужды, как и мы для вас,– мы носим вас в сердцах своих. Чтобы кто не сказал: вот мы для вас рекомендательное письмо, а вы это письмо бросили открыто,– читай кто хочет,– Апостол говорит на это: пусть там читают вас открыто, но мы дорожим вами не менее, как всякий другой дорожит рекомендательным письмом. Тот свое письмо завертывает и сохранно кладет за пазуху, а мы вас носим в сердце своем, вы там у нас написаны. Где нужно, мы и сами его прочитываем другим, и от нас люди знают об вас не менее, как и чрез видение вас самих.
Святой Златоуст говорит: «Здесь Апостол выражает не только свою любовь к ним, но и свидетельствует об их добродетельной жизни, то есть что они своими добродетелями могут доказать пред всеми достоинство своего учителя. Ибо сие означают слова его: послание наше вы есте. Что сделали бы ваши письма, в которых стали бы вы одобрять и прославлять нас, сие исполняете вы своею жизнию по вере, которую видят и о которой слышат все. Ибо добродетели учеников служат наилучшим украшением для их наставника и одобряют его лучше всякого письма. Написанное в сердцах наших, потому что мы везде обносим вас с собою и содержим в сердце нашем. Как бы так он говорил: вы служите нам одобрением пред другими, и мы всегда имеем вас в сердце своем и пред всеми проповедуем о ваших добродетелях. Потому не имеем мы нужды в одобрительных от вас письмах к другим, вы служите одобрением нашим. Если нужно будет нам рекомендовать себя пред другими, мы вас выставим на среду вместо одобрительного письма. Сие говорил он и в первом послании: печать бо моего апостолства вы есте (1Кор. 9:2)».
Блаженный Феодорит пишет: «Не имеем нужды в посланиях,– о нас свидетельствуют самые дела и есть у нас одушевленное послание, которое говорит вам и всем в нашу пользу – это вера ваша, прославляемая везде, и на суше, и на море,– потому что мы, избавив вас от заблуждения, привели к свету Боговедения».
2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном
Амвросиаст (†IVв.)
Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками
Послание апостола само есть знак спасения, ибо истинно говорит о том, что спасение коринфян было в сердце апостола и тех, кто был с ним; поскольку всегда помышлял о спасении их.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками
Вы - наше письмо. Ваше обращение ко Христу и ваша христианская жизнь - достаточная для нас рекомендация (ср. 1Кор. 9:2) - Написанное в сердцах наших, т. е. мы имеем внутреннюю уверенность в том, что вы и другие христиане хорошо нас знают. - Узнаваемое и читаемое всеми человеками. Здесь указано другое свойство письма, о котором говорит Ап. Это именно - его доступность для всех. Все церкви могут видеть, чем обязаны Коринфяне Павлу и Тимофею - об этом говорит добрая жизнь Коринфян.
Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор. 3:1
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
2. Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;
3. вы показываете собою, что вы – письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.
Таким образом, они сами были духовно-сердечным писанием, всем ясно возвещавшим о великом достоинстве проповедников христианского благовестия. Это писание, начертанное в сердце и запечатленное многообразными дарами Духа Святого, выше и ценнее всех писаний, не исключая даже скрижалей завета, которые хотя были изображены Богом, но только на каменных плитках, а здесь на самом исходище жизни, в сердце, а потому это писание внутреннее, неизгладимое, всегда живое и животворное, обнимающее сознание и свободу и проявляющееся в христианских делах любви, мира и радости. По изъяснению св. Иоанна Златоуста, «здесь Апостол не только выражает свою любовь к Коринфянам, но и свидетельствует об их добродетельной жизни, т. е., что они своими добродетелями могут доказать пред всеми достоинство своего учителя. Ибо сие означают слова его: послание наше вы есте. Что сделали бы ваши письма, в которых бы вы стали одобрять и прославлять нас, сие исполняете вы своею жизнию по вере, которую видят и о которой слышат все. Ибо добродетели учеников служат наилучшим украшением для их наставника и одобряют его лучше всякого письма. Возводя же их к высшему разумению, называет их посланием Христовым, как имеющих в себе написанным закон Божий, о Христе Иисусе»... Проводя сравнение до конца, Апостол представляет, что они (Апостолы) сердечные письма обращенных ими ценят высоко, а потому носят их на сердце и везде имеют их с собою, как одобрительные и ободрительные, так что если нужна где рекомендация, то они готовы сослаться на них (Златоуст). В данном случае приходилось говорить о своем достоинстве пред самими Коринфскими Христианами, а потому Апостол весьма премудро раскрыл им, что они сами великое и славное рекомендательное письмо для Апостолов, а потому всякие наветы на них они должны решительно отвергнуть и быть несомненными в богодухновенном достоинстве Апостолов и их учения.
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
3:3. вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.
Так и коринфяне своею верою и доброю жизнью, они служат для Апостолов рекомендательным письмом в глазах других. Все видят их веру и добрую жизнь, читают в них, как в открытом письме, и узнают виновника всего – Апостола. И письмо это носит святой Павел на своем сердце, как особенно дорогое ему.
Какое же это письмо и кем написано?
Своею верою во Христа, и жизнью по вере, коринфяне являются перед всеми, как письмо Христово, как писаный закон жизни во Христе Иисусе. Написал его Христос Духом Святым, через слуг своих – Апостолов, не внешним каким способом, чернилами на бумаге, а внутренне. Дух Святой прямо проник в сердца их, и там начертал истины спасения, преобразившие их жизнь. Потому-то святой Павел и говорит, что письмо Христово – закон Его, написан не внешне для них, как закон Моисея, на скрижалях каменных, но внутренне, в сердце их – Духом Святым. Там закон доходил до сердца и ума через зрение и слух, притом под угрозою, тогда как здесь прямо исходит из сердца, по его расположению к нему, и сливается с совестью. Это идеальное совершенство человека, устрояемое Богом. Почему Пророк и молился:Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух правобнови во утробе моей (Пс.50:12). Дух правый обновляется вместе с чистотой сердца, это и есть Духом Бога Живого, написанное на скрижалях сердца, писание закона жизни о Христе Иисусе.