Скрыть
И пошел Азаил навстречу ему, и взял дар в руку свою и всего лучшего в Дамаске, сколько могут нести сорок верблюдов, и пришел и стал пред лице его, и сказал: сын твой Венадад, царь Сирийский, послал меня к тебе спросить: «выздоровею ли я от сей болезни?»

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7-10 И пришел Елисей в Дамаск, когда Венадад, царь Сирийский, был болен. И донесли ему, говоря: пришел человек Божий сюда. И сказал царь Азаилу: возьми в руку твою дар и пойди навстречу человеку Божию, и вопроси Господа чрез него, говоря: выздоровею ли я от сей болезни? И пошел Азаил навстречу ему, и взял дар в руку свою и всего лучшего в Дамаске, сколько могут нести сорок верблюдов, и пришел и стал пред лице его, и сказал: сын твой Венадад, царь Сирийский, послал меня к тебе спросить: «выздоровею ли я от сей болезни?» И сказал ему Елисей: пойди, скажи ему: «выздоровеешь»; однакож открыл мне Господь, что он умрет

Причиной его болезни была неудача. Ибо он был сильно огорчен тем фактом, что в войне с Самарией его войска потерпели поражение и что в то же самое время его народ изгоняли из города, когда он был уверен, что победа близка. Всё его войско бежало, ввергнув себя в стыд и бесчестие, и он в глубине души беспокоился по этому поводу. Кроме того, боль его души происходила из-за чего-то, что не было причиной его неудачи: он обманулся в том, что поверил, будто бесчисленная и мощная армия выступила против него, тогда как позднее оказалось, что не было вообще никакой армии.

Поэтому царь, когда услышал о приходе Елисея, послал Азаила, одного из его знатных людей, встретить его. Он приказал ему убедить пророка позаботиться о его исцелении и, поскольку думал, что просьба должна сопровождаться дарами и подношениями согласно светскому обычаю, он послал ему через своего посланника различные подарки из Дамаска и сорок верблюдов. Разумеется, пророки отказались так же, как Елисей отказался и не принял подношений арамеянина Неемана.

Пойди, скажи ему: «выздоровеешь»; однакож открыл мне Господь, что он умрет. Таковыми были слова Елисея царю, который спросил у него: Выздоровею ли я от сей болезни? Но, кажется, что они не соответствуют истинному течению событий и даже не согласуются друг с другом. Однако после слов, приведённых выше в истории с пророком Михеем, очевидно, что они не исключают друг друга и не противоречат друг другу. Действительно, оба пророка отвечают одинаково, и их ответы преследуют одну и ту же цель в том смысле, что они объявляют собеседнику и доброе, и смерть одновременно. Но в ответе Михея нужно учитывать один аспект, а именно что Ахав не мог избежать смерти, ибо он настойчиво рвался воевать, что и было реальной причиной его падения.

Но случай Венадада совершенно другой: ему было бы легко избавиться от болезни, поскольку она не была серьезной или смертельной: он бы действительно выздоровел, как сказал ему Елисей, когда Венадад спросил его, говоря: «Выздоровею ли я от сей болезни?». Однако он умер естественным образом: он был введен в заблуждение Азаилом, своим посланником, тем, кто положил одеяло на своего господина и убил его, и воцарился на его месте, как и предсказывал Елисей.

Комментарии на 4-ю книгу Царств

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-15 И пришел Елисей в Дамаск, когда Венадад, царь Сирийский, был болен. И донесли ему, говоря: пришел человек Божий сюда. И сказал царь Азаилу: возьми в руку твою дар и пойди навстречу человеку Божию, и вопроси Господа чрез него, говоря: выздоровею ли я от сей болезни? И пошел Азаил навстречу ему, и взял дар в руку свою и всего лучшего в Дамаске, сколько могут нести сорок верблюдов, и пришел и стал пред лице его, и сказал: сын твой Венадад, царь Сирийский, послал меня к тебе спросить: «выздоровею ли я от сей болезни?» И сказал ему Елисей: пойди, скажи ему: «выздоровеешь»; однакож открыл мне Господь, что он умрет. И устремил на него Елисей взор свой, и так оставался до того, что привел его в смущение; и заплакал человек Божий. И сказал Азаил: отчего господин мой плачет? И сказал он: от того, что я знаю, какое наделаешь ты сынам Израилевым зло; крепости их предашь огню, и юношей их мечом умертвишь, и грудных детей их побьешь, и беременных женщин у них разрубишь. И сказал Азаил: что такое раб твой, пес, чтобы мог сделать такое большое дело? И сказал Елисей: указал мне Господь в тебе царя Сирии. И пошел он от Елисея, и пришел к государю своему. И сказал ему этот: что говорил тебе Елисей? И сказал: он говорил мне, что ты выздоровеешь. А на другой день он взял одеяло, намочил его водою, и положил на лице его, и он умер. И воцарился Азаил вместо него

Пророк Елисей в Дамаске предрекает царствование Азаилу и смерть Венададу

Пророк Елисей, ввиду, без сомнения, известного ему повелении Божия пророка Илии на Xориве - помазать на Сирийское царство некоего Азаила (3Цар XIX:15), повеления, не выполненного самим пророком Илией и, вероятно, переданного им Елисею, отправляется в Дамаск в то время, когда Венадад был болен (вследствие неудачного исхода осады Самарии, гл. VII, как замечает И. Флавий. Древн. IX, 4, 6). Узнав о прибытии уважаемого пророка, Венадад посылает ему навстречу некоего Азаила (по И. Флав.: о πιστόεατος τῶν οἰκετῶν) навстречу пророку с вопросом об исходе болезни и, конечно, с просьбою о молитве за благоприятный ее исход; по восточному обычаю такое посольство неизбежно должно было нести дары пророку (ср. 1Цар IX:7; 3Цар XIV:3), по восточной пышности и тщеславно разложенные на 40 верблюдов. «Пророк пришедшему Азаилу предсказал и воцарение его и смерть пославшего, велел же не извещать о смерти Варадада (Венадада), чтобы в унынии не окончил он жизнь» (блаж. Феодорит, вопр. 23). Евр. текст ст. 10 в написании («Кетиб») имеет отрицание: ло, так что смысл получается такой: и скажи (Венададу): не выздоровеешь, но в чтении («Кери») и во мн. кодексах ло считается местоимением: ему (скажи ему: выздоровеет). Причина непрямого ответа пророка удовлетворительно указана блаж. Феодоритом, а равно, согласно с ним, И. Флавием. Царствование Азаила имело принести в будущем (ср. X:32 сл. XIII:3-4, 7, 22) великие бедствия Израильскому царству, какие были обычны в древности во время опустошительных войн (ст. 12, ср. Ис XIII:15 сл.; Ос X:14; Ам I:13; Наум III:10 сл.; Пс CXXXVI:9), и пророк глубоко скорбит и плачет об ожидающих отечество его бедствиях от руки Азаила. Как вестник воли Божией, пророк Елисей не скрывает от Азаила этой гибельной для Израиля деятельности Азаила в будущем, равно как и не скрывает близкой смерти Венадада и последующего воцарения Азаила, (ст. 13) хотя и знал, что Азаил достигнет престола через труп своего повелителя (15 ст.): пророк (как и ранее III:19), лишь предсказывает будущие факты, нимало не обязывая Азаила действовать преступно. Ложное смирение Азаила (ст. 13; ср. 1Цар XXIV:15; 2Цар XVI:9) не помешало ему умертвить больного Венадада (ст. 15, по И. Флавию, он удавил его, что не вполне согласно с библ. текстом), после чего он сделался царем Дамаска (ср. блаж. Феодорит, вопр. 24).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible