Это – всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою;

Прочие

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Жертва всесожжения

Жертва всесожжения
 (Быт.8:20,22:2, Исх.29:42 и др.). Это была жертва среди евреев самая обыкновенная и всеобщая. О ней в первый раз упоминается в Свящ. Писании при жертвоприношении Ноя, по выходе из ковчега (Быт.8:20). Она состояла в том, что сжигалось все жертвенное животное со всеми его частями, за исключением кожи. Подробности принесения жертвы, а также относительно животных и качеств их означены выше. Она означала собой, что приносящий сию жертву приносит в жертву все, всего себя, и душу и тело свое, и была преимущественным прообразом жертвы Христовой. Так Мессия имел некогда принести Себя в жертву за грехи людей для их спасения (Евр.9:9,14 и др.).

Библейская энциклопедия 1891г


Жертвоприношения у евреев

Еще с незапамятных времен мы находим обычай приносить жертвы господствующим почти у всех тогда известных народов. Еще в первобытные времена человеческого рода мы видим из Священого Писания, что сыновья наших прародителей приносят Богу жертвы (минхаг): Каин от плодов земли, которую он возделывал, а Авель от тука первенцев стад, кои он разводил (Быт.4:3).

Патриарх Ной после потопа в благодарность Богу за свое спасение приносит жертву всесожжения от всякого чистого скота и от всякой чистой птицы (Быт.8:20). Точно так же патриархи сооружали жертвенники на местах Богоявлений для принесения жертв и призывания имени Божия (Быт.12:7,13:4,26:25 и др.).

До времен Моисея побуждением и основной мыслью жертвы является не столько чувство виновности или греха, удаляющего человека от Бога, сколько влечение любви и благодарности к Богу за полученные от Него благодеяния.

В первый раз с грехозаглаждающим значением жертвы мы встречаемся при принесении всесожжения Иовом за его детей (Иов.1:5) и за его трех друзей (Иов.42:8). Такое же значение жертвы встречаем в словах Моисея фараону о жертвах в пустыне (Исх.10:25).

Вообще же ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той высшей жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. Закон определял не только материал для жертв и обращение с ними, но и уставлял различные роды и виды жертв для различных отношений израильтян. Материалом для жертв служили частью животные, частью произведения царства растительного. Жертвенными животными обоих полов были: рогатый скот (бык, вол, теленок) и мелкий скот (козы и овцы), причем между овцами особенно определенно указан агнец или овен (Чис.15:5,6,18:11); затем птицы, именно горлицы и молодые голуби (Лев.1:14). Относительно качеств жертвенных животных требовались: известный возраст (Лев.22:27,29) – из мелкого скота он должен быть однолетним (Исх.12:5), а из крупного трехлетним; а в особенности требовалась телесная беспорочность: они долженствовали быть без всяких недостатков и не могли быть жертвенными животными слепые, изувеченные, с переломанными членами, кастрированные и т. п. (Лев.22:20-24).

Жертвы Богу из растительных произведений состояли из хлеба, мяса, ладана, соли и вина. Первый приносился в жертву и колосьями (Лев.2:14), высушенными на огне и растолченными, и пшеничной мукой (Лев.2:1), с возлитым на нее елеем и положенным ладаном, и пресным хлебом (Лев.2:2 и д.) и пшеничной мукой, приготовленной в горшке с елеем (Лев.2:7). Каждая хлебная жертва должна была быть посыпана солью (Лев.2:13, Мк.9:49) и не могла быть кислой: кислое тесто и мед не должны были воспламеняться на огне Иеговы (Лев.2:11).

Наконец, для жертв возлияния употреблялось вино, по всей вероятности темно-красного цвета.

С жертвенным животным, предназначенным для заклания, поступали обыкновенно таким образом: его приводили пред двери святилища, т. е. к жертвеннику пред Скиниею, или храмом (Лев.1:3,4,4), и приносящий жертву клал свою руку на голову животного и закалывал его на северной стороне жертвенника (Лев.1:4,5-11,3:2,8 и др.); затем священник собирал кровь в сосуд и кропил ею иногда бока жертвенника, иногда роги оного, иногда роги кадильного алтаря и пр., остальная же кровь выливалась у подножия жертвенника всесожжений (Исх.29:12, Лев.4:7,18). Затем приносящий жертву сдирал с животного кожу и рассекал жертву на части (Лев.1:6,8:20); рассеченные части священник клал на жертвенник и сжигал или все, или только тук (жирные части). В последнем случае остальное мясо иногда сжигалось вне стана, иногда съедалось священниками, а частью и приносителем.

При принесении в жертву голубей священник сам свертывал им голову и кровь выцеживал на стену жертвенника, потом отделял зоб с нечистотой и бросал в пепельную кучу подле жертвенника, преломлял птицу в крыльях, не отделяя их, и наконец сожигал на жертвеннике (Лев.1:15 и сл.).

С растениями, если они приносились в жертву всесожжения, поступали так: священник брал часть принесенной муки с елеем, часть колосьев и лепешек и сжигал это на жертвеннике с фимиамом. Остальное доставалось священникам, но должно было съедаться не кислым, во дворе Скинии (Лев.2:2,3:16,6:6,11). Сжигалась вся мука с елеем только в том случае, если приносящий жертву сам был священник. Если же растительный дар принадлежал к жертвам мирным или благодарениям и состоял из пресных хлебов и др., то только одна лепешка из всего приношения предлагалась как возношение Иегове и переходила к священнику, кропившему кровью (Лев.7:11), остальная же часть истреблялась в праздничное время приносителями.

Из жертв, приносимых Богу евреями, отметим следующие:

а) Жертва всесожжения Быт.8:20,22:2, Исх.29:42
б) Жертва греха Лев.4:25-30, Исх.29:10, Чис.8:7-12
в) Жертва вины Лев.5:15, Лев.5:1-19, Чис.6:12
г) Жертва спасения или мира Лев.3:1, Лев.7:12, Лев.7:16
д) Жертва бескровная, дар бескровный Лев.2:2,6:14-16, Чис.28:5
е) Жертва очищения Лев.16:2-34,23:26-32 
ж) Жертва ревнования Чис.5:11-31 
з) Жертва возлияния Чис.15:5,28:7,8,10,4Цар.16:13

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Это - всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою

Неуклонное исполнение закона об ежедневных жертвах всесожжения снова вменяется во всегдашнюю обязанность народу еврейскому, причем указано и основание для этого. Оно заключается в том, что в скинии собрания Господь будет являть Свое особое присутствие, будет открываться и говорить. Благоговейное отношение к Его присутствию и должно выражаться, между прочим, неопустительным принесением Ему ежедневных жертв.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible