Скрыть
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

<…> послушные дети по праву наследства обыкновенно получают от родителей своих богатство, благословение и даже самые их добродетели. Молитвы, которые воссылают послушные дети к Богу, подобны молитвам их родителей: они делают их наследниками добродетелей, которыми украшаются родители их.

Так, молитвы Иакова во всём подобны были молитвам его родителей, и потому благословение Божие, данное родителям его, перешло и на него и он удостоился видеть ту духовную лествицу, по которой восходили и нисходили Ангелы. Но прежде, нежели он получил благословение своих родителей, не видел ни одного Ангела; получив же родительское благословение, увидел Ангелов и был благословлен ими.

Истинные и благоразумные дети знают, что они не могут иметь никакой добродетели, если не получат благословения от своих родителей. Посему они стараются оказывать послушание родителям и просят их, чтобы они благословили их, потому что родительское благословение дает им возможность видеть полки Ангелов и через то укрепиться навсегда в добродетели.

Письма к монахам

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11-13 Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте

Иаков шел целый день и ночевал в пути. И когда наступил вечер, вместо возглавия, какое употреблял в куще матери своей, положи в возглавие себе камень и спа… И сон виде: и се, лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небесе, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней: Господь же утверждашеся на ней. В образе лествицы показано было Иакову восхождение и нисхождение Ангелов над ним, когда он спал, и давалось уразуметь, что охраняется он не только во время бодрствования, но и когда спит, ибо тогда Ангелам повелено восходить и нисходить над ним для его охранения.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Иаков отправился в путь, уснул - что свидетельствует о спокойствии духа - и увидел Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих. То есть он предузрел Христа на земле, к Которому спускается и поднимается тьма ангелов, чтобы оказать службу своему Господу в рабстве, полном любви (ср. Ин. 1:51).

Об Иакове и блаженной жизни

Хроматий Аквилейский, свт. (†406)

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Итак, Воскресением Христа был открыт путь. Поэтому не без основания патриарх Иаков повествует, что он видел в том месте лестницу, верх которой касался неба, и Господь опирался на нее (Быт. 28:13). Лестница, утвержденная на земле и касающаяся неба, есть крест Христов, через который нам открыто место на небесах и который истинно ведет нас к небесам. На этой лестнице утверждено множество ступеней добродетели, по которым совершаем мы свое восхождение к небесам: вера, справедливость, целомудрие, святость, терпение, благочестие и другие добродетели составляют ступени этой лестницы, по которым, если поднимаемся уверенно, без сомнения, достигнем небес. И правильно следует понимать лестницу как образ Господня креста, поскольку, как лестница охватывается двумя вертикальными подпорами, так и крест Господа охватывается двумя Заветами, содержа в себе ступени небесных заповедей, посредством которых мы восходим на небо.

Проповеди

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-13 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему

Посмотри же на этого праведника, который лежит на голой земле и созерцает видение, а лучше – удостаивается явления самого Бога. Усматривай здесь дивное попечение человеколюбца Бога. Он видел, что Иаков, по совету матери, страшась брата, предпринял это странствование, и совершает путь, как какой-нибудь скиталец, не имея ни откуда никакого утешения, но во всем полагаясь на помощь свыше; и тотчас, в самом начале пути, желая укрепить его стремление, является ему и говорит: «аз есмь Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака». Я сделал то, что и патриарх и отец твой достигли столь великой славы; а потому «не бойся», но веруй, что Я, исполнивший данные им обетования, удостою и тебя Моего промышления.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 54

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Посмотрите на нашего аскета [Иакова]: он бежал от очень жестокого человека, он спасался от своего брата и нашел помощь в камне. Этот камень есть Христос. Этот камень - опора для всех, кто подвергается гонению; но для неверующего иудея это камень преткновения и камень соблазна (Рим. 9:33; Иc. 8:14, 28:16). Сказано: И увидел Иаков там лестницу, стоящую на земле, а верх ее касается неба; и на небе Господь стоит на ней… И увидел ангелов восходящих и нисходящих по ней. Заметьте, что сказано: он видел ангелов восходящих: он видел возносящегося Павла. Он видел ангелов нисходящих: Иуда-предатель низринулся (ср. Деян. 1:18). Он видел ангелов восходящих: святых людей, поднимающихся от земли на небо (ср. Откр. 11:10-12). Он видел ангелов нисходящих: диавола, демонов и его воинство, низвергнутое с неба (ср. Откр. 20:1-3). И это огромная трудность, восходить от земли на небо. Ведь мы легче падаем, нежели поднимаемся. Для нас легче падать, ибо в восхождении - огромный труд и много пота. И если я буду стоять на первой ступени, то сколько мне еще останется до небес? И если буду затем на второй, на третьей, на четвертой, на десятой ступени, то какая мне польза, если не достигну вершины? Допустим, для меня эта лестница состоит из пятнадцати ступеней и я дошел до четырнадцатой: но если не достигну пятнадцатой, то что мне пользы, что дошел до четырнадцатой? Если же дойду до пятнадцатой и упаду, то большее восхождение станет для меня и большим падением.

Трактат на Псалмы

Августин Аврелий, блж. (†430)

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Что он тогда увидел на лестнице? Ангелов восходящих и нисходящих. Такова и Церковь, братья: ангелы Господа - это хорошие проповедники, проповедующие Христа, то есть они к Сыну Человеческому восходят и нисходят. Каким образом они восходят и как нисходят? От одного у нас имеется образец - послушай апостола Павла: то, что в отношении его обнаружим, тому поверим и в отношении других проповедников истины. Взгляни на Павла восходящего: Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (только не знаю - в теле или вне тела: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2Кор. 12:2-4). Послушал о восшедшем, послушай и о нисшедшем: И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею (1Кор. 3:1-2). Тот, кто восшел, нисшел. Спроси, куда восшел? - До третьего неба. Спроси, куда нисшел? - Я сделался малым, - говорит он: мы были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими (1Фес. 2:7).

Трактат на Евангелие от Иоанна

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Я полагаю, что лестница есть направленное вверх и вниз движение святых духов, посылаемых на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1:14). А на этой лестнице стоит Христос, так что Его достигают святые духи и имеют Его Наставником, не как сообразного им, но как Бога и Господа. И пророк Давид негде сказал всякому человеку, который избрал для себя жизнь в помощи Всевышнего: ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона (Пс. 90:11-13). И действительно, мы наступаем на змей и скорпионов и на всю силу вражью (Лк. 10:19), после того, как Христос дал нам такую власть. Итак, те, кто во Христе, достойны боговидения и дерзновения, поскольку Христос всюду пребудет с ними, будет их защищать и сохранять и сделает их плодоносными. Ибо Он говорит: се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Всякому, конечно, ясно, что блаженные ученики разбогатели и стали отцами бесчисленных народов (см. Быт. 28:3), я имею в виду, отцами по вере в Христа и как бы по духовному рождению. И апостол Павел ясно говорит об этом тем, которые уверовали благодаря ему: Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1Кор. 4:15). Поэтому их потомство по своему числу стало равным количеству песка и распространилось к востоку и к западу, направо и налево, то есть к югу и к северу.

Искусные толкования на Пятикнижие.

См. также Толкование на Быт. 28:10

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Смотрите и внимайте, каково величие происходящего: и спящий Иаков, и Господь, опершийся на лестницу, являются прообразами Христа. Когда наш Спаситель, говоря о Нафанаиле, упомянул благословенного Иакова, Он сказал: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1:47; ср. Быт. 32:28), а дальше добавил: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1:51). В Евангелиях же Господь учил относительно Себя тому самому, что Иаков видел во сне: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Если Ангелы Божии нисходили к Сыну, поскольку Он был на земле, то как может быть, что те же ангелы восходили к Сыну Человеческому, если только Он не на небе? Так что Он Сам спал в Иакове, но и с неба тоже Сам взывал к Иакову.

Все это, говорит апостол, происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1Кор. 10:11). Внимательно посмотрите, братья, на то, как Ангелы Божии восходят к Сыну Человеческому на небе и нисходят к тому же Сыну на земле. Когда проповедники Божии возвещают глубокие и сокрытые истины Священного Писания, доступные только совершенным, они восходят к Сыну Человеческому; когда же они проповедуют о нравственном совершенствовании, что понятно всем людям, они нисходят к Сыну Человеческому. Апостол так говорит: Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей (1Кор. 2:6-7). Когда апостол говорил эти слова, он, без сомнения, восходил к Сыну Человеческому. Но когда он говорил: Бегайте блуда (1Кор. 6:18); когда говорил: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5:18); и когда заключал, что корень всех зол есть сребролюбие (1Тим. 6:10), то в этих словах он нисходил, словно Ангел Божий, к Сыну Человеческому. Так же он восходил, когда говорил: о горнем помышляйте, а не о земном (Кол. 3:2). Но когда он учил: Отрезвитесь, как должно, и не грешите (1Кор. 15:34), когда проповедовал другие истины, относящиеся к нравственному наставлению, он нисходил; предлагая молоко учения, как кормилица детям (ср. 1Кор. 3:2; Евр. 5:12-13; 1Фес. 2:7), он говорил слова, которые может усвоить и невежда. Итак, в таком смысле есть нисхождение и восхождение к Сыну Человеческому, потому что твердая пища предлагается совершенным, в то время как молоко учения не отвергается даже младенцами. Благословенный Иоанн тоже восходил, когда говорил: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1:1) - этими словами он совершил достаточно высокое восхождение. Но поскольку Ангелы Божии не только восходят, но и нисходят, то, обращаясь к младенцам, он сказал: И Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин. 1:14).

Если спящий на земле Иаков был образом Господа, то как же Господь мог на небе стоять и опираться (Быт. 28:13) на лестницу? Как Господь Христос мог быть виден и на вершине лестницы на небе, и в благословенном Иакове на земле? Послушайте, как Сам Христос говорит, что Он и на небе, и на земле: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3:13). Заметьте, это Сам Господь говорит, что Он и на небе, и на земле. Братья возлюбленные, мы исповедуем Христа Господа главою Церкви; если же это верно, то Он на небе относительно главы и на земле относительно тела. Наконец, когда благословенный апостол Павел был гонителем Церкви, Христос вопрошал с неба: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? (Деян. 9:4) Ведь Он не сказал: «Что ты преследуешь слуг Моих?», как не сказал: «Что ты гонишь членов Моих?», но: что ты гонишь Меня? И теперь, когда наступают нам на ногу, язык восклицает: «Ты наступил на меня!» - хотя на язык вовсе нельзя наступить, то есть в силу согласия чувств голова восклицает за все члены тела.

Таким образом, Иаков спал и видел на вершине лестницы Господа, Который на нее опирался. А что же значит опираться на лестницу, как не висеть на кресте? Обратите внимание, братья, что, когда Он висел на древе креста, Он молился за евреев (ср. Лк. 23:34), - и вы поймете, Кто, опираясь на лестницу Иакова, восклицал с неба.

Но почему произошло это в пути, прежде чем Иаков нашел жену? Потому что Господь наш, истинный Иаков, сначала на лестнице, то есть на кресте, умер, а затем обручил Себе Церковь. Сначала Он дал ей залог Своей крови, чтобы затем дать в приданое Свое Царство.

Проповеди

Максим Исповедник, прп. (†662)

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Что означает лестница, которую увидел Иаков, и кто суть нисходящие и восходящие ангелы?

Мы полагаем, что лестница — это благочестие пред Богом. Ангелы же нисходящие и восходящие [означают следующее]: восходящие — логосы добродетелей, через нас возвышаемые, а нисходящие — логосы знания, спускающиеся по причине возвышения наших добродетелей.

Вопросы и затруднения

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Лестница, виденная Иаковом, - это Церковь, рождение которой на земле, а жительство - на небесах (Фил. 3:20). По ней восходят и нисходят ангелы, когда евангелисты в одно время открывают совершенным слушателям превосходящие все другие сокровенные таинства Божественности [Христа], в другое - возвещают еще не окрепшим о хрупкости Его человечности. Они восходят, когда обращаются разумом к горнему, и нисходят, когда наставляют слушателей в том, как жить на земле.

Гомилии на Евангелия

Андрей Критский, свт. (†740)

Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися.

Великий канон, читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста. Песнь 4

Феолипт Филадельфийский, свт. (†1325)

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Трезвение пробуждает сердце и просвещает его и когда тело бодрствует, и когда оно спит, по словам [Соломона]: «Аз сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5:2). Свидетельствует об этом и Иаков: покинув свою землю, [по дороге] прилег на землю и увидел [во сне] лестницу, по которой восходят и нисходят Ангелы [Божии]. Ведь когда душа, отправившись в странствие с органами чувств, простирается в благомыслии смиренномудрия, словно на подвижническом ложе, то владычественное начало свое возлагает, словно главу, на камень, на веру Христову, тогда чувства тела спят, не будучи заняты попечением о насущных [вещах], а сердце бодрствует, делая неусыпным око души. Тогда хранение мысли представляется как лестница, воспаряющая горе, по которой помыслы, труждающиеся над добродетелями и простирающиеся к ведению горних [вещей], восходят и снова нисходят, смиряемые немощью естества.

Слова о трезвении. Его же Слово о бдении и молитве

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Вот лестница и проч. В сем Божественном явлении должно прежде познать Явившегося, дабы потом уразуметь образ явления.

Некоторые толкователи (Grot. Calm. Ιο; Cler.) думают, что один из Ангелов высшего чина представлял здесь лицо Господа между прочими Ангелами, но священное повествование нимало не благоприятствует сей догадке; ибо в нем Господь совершенно отделяется от Ангелов.

Иисус Христос, беседуя с истинным израильтянином Нафанаилом и обещая ему непрерывное Божественное видение, подобное Иаковлеву сновидению, ощутительно поставляет Себя самого началом и того, и другого: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к (επι*) Сыну Человеческому (Ин. 1:51).

Но если явившийся Иакову был Сын Божий, Который есть вкупе и Сын человеческий, весь образ явления должен представлять какое‑либо Ему принадлежащее свойство или действие. Итак, лестница, стоящая на земле и касающаяся небес, может означать Его воплощение или Божественное человечество, посредством которого земля соединяется с небом, тварь с Творцом, человек с Богом; и которая после отпадения Адамова от первобытного соединения с Богом есть единый возвратный, новый и живый путь к Престолу Благодати (Евр. 10:20; Евр. 4:16). Восхождение и нисхождение Ангелов по лестнице образует или собственно действие Ангелов, посылаемых в служение для тех, которые должны наследовать спасение (Евр. 1:14), восходящих к Господу для приятия от Него повелений и нисходящих на землю для исполнения их; или, по всеобщему понятию лестницы, всеобщую постепенность тварей, которые в Сыне Божием, яко своем начале, от Которого все (Евр. 2:10), обретая и свой конец, для Которого все нисходят в любви Его, дабы простирать ее благотворные влияния от высших на низшие степени, и восходят в своем совершенствовании; или, наконец, по отношению к тайне воплощения, служение сей тайне всех богоносных патриархов, из которых некоторые, как, например, Сиф, Ной, Авраам, Исаак, во время открытия сей тайны Иакову, уже возвратились или возвращались с земного поприща к Богу, а некоторые, как Иуда, Давид, Соломон, как бы еще нисходили от Бога и готовились явиться на земле, предшествуя Сыну человеческому, который, по предопределению, с небесной высоты Своей, также долженствовал по степеням их рождений снити к собственому земному рождению.

Таким образом, видение лестницы прежде слов откровения внушало уже Иакову, что он, будучи в опасном отлучении от общества человеческого, вступает между тем в спасительное общение с вышними силами и обретается под непосредственным охранением Господа Богочеловека, Коего тайне сохранением и продолжением обетований послужить должен. То же излагается потом и словами откровения.

*Что предлог επι имеет сие, приличнейшее в сем месте значение, на сие есть примеры. Мк. 5:21; Лк. 23:1; Ин. 19:33.

Толкование на Книгу Бытия

Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней

Отец наш Иаков помолился в Вефиле и увидел открытыми небесные врата и лестницу, поднимавшуюся до небес. То, что видел Иаков, есть образ нашего Спасителя. Врата небесные есть никто иной, как Христос, поскольку Он Сам говорит: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется (Ин. 10:9). И также Давид говорит: Вот врата Господа; праведные войдут в них (Пс. 117:20). Лестница, которую видел Иаков, есть также образ нашего Спасителя, ибо Им восходят праведники от нижних к вышним. Но также она является образом креста нашего Спасителя, Который был воздвигнут подобно лестнице, и действительно Господь стоит наверху ее. Ибо выше Христа лишь Господь всяческих, как сказал блаженный апостол: Христу глава - Бог (1Кор. 11:3).

Тахвиты

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых иконах

Святые иконы в Православной Святой Кафолической Церкви имеют начало и основание в Божественном Писании.

Сам Господь Бог есть начало образа, так как Он родил Сына, Который есть образ Бога невидимого (Кол. 1:15). И человека Он сотворил по образу Своему и по подобию (Быт. 1:26). И виден был в образе Старца, ветхого днями, и одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна (Дан. 7:9), И еще: Адаму явился Бог, как человек, ходящий в раю во время прохлады дня (Быт. 3:8). Ходить в раю, беседовать с Адамом и Евой, делать кожаные одежды и одевать в них Адама и Еву – все это знаменует, по толкованию святых Отцов, образ человека, а не невидимого духа. И еще: Иаков видел во сне лестницу, на которой стоит Господь (Быт. 28:10-17). И еще: Господь говорит Моисею: ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе) (Исх. 33:23). И снова: Исаия видел Господа, сидящего на Престоле (Ис. 6:1). Также и Пророк Михей видел Господа сидящим на престоле (3Цар. 22:19). И еще: видение Святого Духа, сходящего, как голубь (Мф. 3:16). Все это образы самого Бога Создателя.

Это же можно сказать и об Ангелах, которые, хотя и бестелесны по существу, являлись в телесном образе Аврааму, Товии, Исаии, Даниилу, мироносицам при гробе Господнем и прочим при Вознесении Христовом.

Если и бесплотные и невидимые духи являлись в человеческом образе, то что возбраняет изобразить их в таком же виде?

Что вы на это скажете, противники святых икон? Или отвергните все образы и вознегодуйте на Того, Кто повелел их создать, или примите всякий образ по рассуждению и приличному рассмотрению.

ГОВОРИТЕ: Но ты советуешь принять нам кумиров?

ОТВЕЧАЮ: Я говорю об образах, а не о кумирах. Одно дело образ, другое же кумир. Кумир, или идол, по слову Павла, есть ничто: Мы знаем, что идол в мире ничто (1Кор. 8:4), поскольку образует бога, который Богом не является. Икона же образует нечто истинное, как, например, икона Христа образует Христа, истинного Бога нашего. Икона Богородицы образует истинную Богородицу, и так далее.

Не может быть грехом то, что повелевает делать Господь Бог. В Писании сказано: Ибо Тебе, Боже, неугодно беззаконие (Пс. 6:5). И еще: возненавидел Ты всех, делающих беззаконие (Пс. 6:6), так как создавать образ повелевает Сам Бог, о чем свидетельствуют приведенные выше тексты из Священного Писания о херувимах, о медном змее и о скинии.

Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе (Исх. 25:40). И сам Бог являлся в человеческом образе. Поэтому создание образа не является грехом.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Георгий Константинович Властов (†1899)

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней 

Иаков шёл одиноким бездомным изгнанником 77 (40) лет от роду из дома своего в страну неизвестную, но с ним было сокровище, которое не оставляло его: это – вера его в завет, Богом с отцами его заключённый, и во исполнение обетований. И Иегова избрал то место, около которого сначала поселился Авраам, когда пришёл в Палестину, чтобы явиться в чудном видении избраннику своему и подкрепить дух его на борьбу с миром. Хотя сын богатых родителей, но странник, почти бездомный, нищий, без видимого счастия в будущем, утомлённый Иаков положил голову свою на камень и заснул, но перед ним открылось, что он не один, что земля соединена с небом, что Иегова, покровитель дома его и его лично, простирает над ним милостивую руку Свою и Ангелы восходят и нисходят по пути, связующему небо с землёю. В чудном видении этом не только заключалось обещание помощи Иакову, но ему открывались и вечные законы жизни человеческой, открывалось, что человек не брошен на произвол мировых сил, что он не только посещаем Ангелами, посланниками Божиими, но что ему самому открыт путь на небо. Это видение вполне исполнилось лишь при Господе нашем Иисусе Христе (ср. Ин. 1:51, слова Господа к Нафанаилу: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому»).

и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся].

В еврейском нет этого слова, но его включил и митрополит Филарет в тексте в скобках.

и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.

Независимо от повторения обещания, данного Аврааму и Исааку, в словах Господа есть ещё особое утешение одинокому страннику, столь нуждавшемуся в этом укреплении духа его. Заметим, что Иакову не открывается всей будущности народа израильского, как Аврааму (Быт. 15:13); ему лишь позже, перед самым путешествием в Египет Господь сказал: «Я и выведу тебя (потомство твоё) обратно» (Быт. 46:4). Аврааму одному, мужу твёрдому духом, Господь открыл, что потомство его будет в порабощении 400 лет.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-15 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе

Бедственное и тревожное состояние Иакова является благоприятным условием для принятия им первого откровения (во сне). Откровение это прямо отвечало насущным потребностям Иакова:

1) утвердиться в вере в божественные обетования Аврааму и Исааку и

2) получить уверение в личной безопасности со стороны Исава и других возможных бедствий.

То и другое дается Иакову в словах Господа ст. 13–14, причем здесь дается и высшее обетование о благословении в потомстве избранных Богом патриархов; впрочем, «Иакову не открывается всей будущности израильского народа, как Аврааму (15:13), мужу твердому духом…» (Г. К. Властов, Священная летопись, СПб. 1878, 1, 253).

Характер всего видения Иакова соответствует тому кругу воззрений, в которых жил и вращался будущий патриарх народа Божия. В целой картине видения — 3 элемента (внешним образом выделяющиеся через троякое «вот», евр. hinneh).

1) Лестница от земли до неба, как выражение тесной связи земли с небом: утешительная для человека истина, что он не предоставлен на земле одним мировым силам, но имеет доступ на небо и помощь оттуда!

Правдоподобно сообщение Гункеля (s. 289), что представление о небесной лестнице было распространено на древнем Востоке, особенно в Египте (лестница Гатора, по которой восходят к небу души умерших); но ложно утверждение названного ученого, что видение лестницы не имеет никакой связи с остальной историей Иакова. Связь, напротив, весьма тесная.

2) Ангелы восходят и нисходят по лестнице, т. е. возносят мольбы, мысли, попечения и проч. человека к Богу, с другой стороны низводят на человека разные виды милости Божьей.

Талмуд и Мидраш (Beresch. г., 333) понимают «восхождение» и «нисхождение» в том смысле, что Ангелы, сопровождавшие Иакова во время путешествия его по Ханаану, взошли на небо, а другие Ангелы, имевшие сопровождать Иакова в Халдею, сошли с неба на землю; некоторой опорой этого толкования служит упоминаемое в Быт. 32:1–2 усиленное ополчение («маханаим») Ангелов. Ст. 12 признается классическим свидетельством веры ветхозаветной в бытие и деятельность Ангелов, как посредников между Богом и людьми (ср. Ин. 1:51).

3) Но это посредство Ангелов не исключает и непосредственного действия Бога на Своих избранников: Иегова, как Бог завета или Ангел Иеговы.

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт. 28:10–17). В сей паремии повествуется о видении Иаковом Лест­вицы.

Ст. 12-13 И сон виде: и се, Лествица утверждена на земли, еяже глава досязаша до небесе, и ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней и рече: Аз есмь Бог Авраама отца твоего и Бог Исаака, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему

Сам Иаков, по пробуждении от сна, признал бывшее ему во сне видение за Божественное откровение (Быт. 28:16-19). Откровение во сне укрепило его в надежде на Бога, какую он имел в бодрственном состоянии. Лествица, со­единявшая небо с землей, верхним концом достигавшая до небесного свода, нижним упиравшаяся на земле близ места ночлега Иаковлева, – знаменовала непрерывающееся об­щение мира духовного с избранниками Божиими на земле. Явление Бога, Владыки неба и земли, ангелов и человеков, наверху Лествицы, показывало, что Сам Бог с высоты свя­тыя Своея призирает на землю и Своим всемогущим по­кровом осеняет людей, подобно Иакову уповающих на Него и преданных Ему. Восхождение и нисхождение анге­лов по Лествице являло в них слуг Божиих, посылаемых на землю для служения имеющим наследовать спасение (Евр. 1:14): одни из ангелов нисходят к людям для исполнения повелений Божиих относительно них, другие восходят от земли к Богу с отчетом об исполнении сих повелений и для принятия новых. Таким образом, видение Лествицы, на вершине которой стоял Бог и по которой восходили и нисходили ангелы, должно было укрепить в Иакове убеж­дение, что он находится под особенным покровительством Божиим и под защитой Сил небесных. Кроме того, в ви­денной Иаковом Лествице предуказана тайна искупления. Грех расторгнул тесный союз человека с Богом и с верными Его слугами – ангелами. Чрез воплощение Сына Божия и все Его искупительные действия, как бы чрез Лествицу, небо снова соединилось с землей, Бог – с человеками, снова водворился на земле мир с Богом и открылся путь к небу странникам земли. В этом именно смысле разуметь Иаковлево видение научил нас Господь Иисус Христос, когда в беседе с Нафанаилом обещал ему, что он очами веры «узрит небо отверстое и ангелов Божиих, восходящих [на небо] и нисходящих к Сыну Человеческому» и в лице Его ко всем искупленным людям (Ин. 1:51). «Аз есмь Бог Авраама отца твоего и Бог Исаака, не бойся». Сими, объ­ясняющими видение Лествицы словами Господь укрепляет Иакова к мужественному перенесению дальнейших, пред­стоящих ему трудностей путешествия и долговременного пребывания вдали от родины, внушая ему, что будет так же близок и милостив к нему, как был близок и милостив к деду его Аврааму, и как доселе близок и милостив к отцу его Исааку. «Земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему». Это обетование, данное Аврааму и Исаа­ку, и теперь повторенное Иакову, весьма отрадно было для него в его положении. Он теперь был только странником в Ханаанской земле, не имел никакой собственности на ней, и даже, когда возвратится в нее чрез 20 лет, будет жить в ней как чужестранец; но вот Господь ему обещает, что вся эта земля будет во владении его потомства, что его потомки будут полновластными господами той страны, в которой теперь нет для него безопасного пристанища. Надежда на исполнение сего обетования в потомстве для родоначаль­ника приятна не меньше, как если бы он сам дожил до времени этого исполнения.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible