Скрыть
Ефрем – страж подле Бога моего; пророк – сеть птицелова на всех путях его; соблазн в доме Бога его.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Страж Ефрем с Богом моим. Страж истинный споспешествует делу Божию; а этот Ефрем есть пророк ложный; он пругло в деле Божием: Бог спасает от крушения, а он потопляет.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8–9 Ефрем страж с Богом моим; пророк – сеть для падения на всех путях его, безумие в доме Бога его. Глубоко согрешили они, как во дни Гаваи; Он вспомнит беззакония их и посетит грехи их

Бог для того дал князей, чтобы они исправляли погрешающий народ и обращали его на правый путь. Поэтому и к Иезекиилю Он говорит: стража дах тя дому Израилеву (Иезек. 3, 17). Таким образом Иеровоам поставлен был, как страж в народе и как пророк с Богом моим, то есть с Богом, говорящим это Осии. Но он, подобно тому, как выше было написано: вы были западнею для стражи и сетью, раскинутою на Фаворе, и увлекали жертвы во глубину (Ос. 5, 1–2), также и теперь называется сетью народа израильского, потому что все попадают в сеть его, тем более что он установил или измыслил безумие в доме Божием, то есть в Вефиле сделал золотого тельца, ибо это означает дом Божий, и столь глубоко пал чрез грехи и преступления и так погрузился в бездну начестия, что превзошел преступление, некогда совершенное в Гавае, когда [жители этого города], чрез удовлетворение своей преступной страсти, причинили смерть жене левита, возвращавшегося из Вифлеема (Суд. гл. 19). Под днями Гаваи мы можем понимать также то время, когда они вместо Бога избрали себе царя из города Гаваи, то есть Саула. И гораздо более, говорит, они согрешили теперь, избрав Иеровоама и покланяясь идолам, нежели в то время, когда избрали Саула, потому что теперь с разделением (schismati) они соединили идолослужение, а тогда продолжалось среди народа служение Богу. Поэтому [Бог], который теперь по своему долготерпению, по-видимому, забыл беззакония их, вспомнит их и посетит грехи их и давно загнившие раны. Обозревая древнюю историю, и не могу найти никого, кто бы разделил Церковь и отвратил народ от дома Господня, кроме тех, которых Бог поставил священниками и пророками, то есть стражами. Таким образом они обращаются в извилистую сеть, во всех местах устраивая преткновения, чтобы всякий, кто пойдет по путям их, падал и не мог стоять во Христе, но увлекался различными заблуждениями и по извилистым стезям устремлялся в пропасти. Эти стражи Ефремовы измыслили безумие в доме Господнем, то есть в церкви, или в священных Писаниях, которые они превратно истолковывают, или в каждом верующем, который вполне справедливо называется домом Божиим. Поэтому они развратились и погибли, как во дни холма, когда они произносили нечестия на высотах и восходили на суетные кровли (Исаии гл. 22). Бог вспомнить беззаконие их, то есть их беззаконные действия в отношении к ближнему, которого они удаляли из церкви, и посетит грехи их, которые они совершали в отношении к своим душам. Об этом и в псалме мы читаем: при стези соблазны положиша ми (Псал. 139, 6). Ибо кто не будет видеть стези Божией, то есть слышать имени Христова, тот не войдет чрез Него. Поэтому еретики и раскидывают при стезе сети под именем Христовым, чтобы тот, кто полагает, что он идет ко Христе, который, как мы сказали, есть жизнь, ходил в сетях у тех, которые измыслили безумие в доме Божием.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Нил Синайский, прп. (†430)

Ефрем - страж подле Бога моего; пророк - сеть птицелова на всех путях его; соблазн в доме Бога его

Кто во время блудной борьбы предается пресыщению и пьянству и к многим приправам присоединяет рыбный рассол и перец, тот, конечно, сам в себе возбуждает неистовство и неумиримую брань. Ибо, как говорит Писание, таковой человек «изумление в дому Господни утверди» (Ос. 9:8).

Письма на разные темы. Диакону Тимвону

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8-9 Страж Ефрем с Богом, пророк пругло строптиво на всех путех его: изумление в дому Божии утвердиша. Растлешася по днем Холма: воспомянет неправды их, отмстит грехи их

Стражами обычно божественное Писание именует предстоятелей народных, вознесенных на высоту почестью, на которых должно взирать тому, кто пожелал бы проводить жизнь правую и безупречную. Так, в одном месте Бог говорит блаженному пророку Иезекиилю: «сыне человечь, стража дах тя дому Израилеву, и услышиши от уст моих слово, и воспретиши им от мене» (Иез. 3:17). Обыкновенно такие стражи не только представляли своим питомцам вместе с законами жизнь свою в качестве образца добродетели и поведения, но и вводили полезное, и правильно истолковывали волю Божию. И те, которые находились у добрых стражей, идя по прямому пути долга, спасались; те же, которые вверили направление своего ума людям лукавым и худым, жили, вводя в заблуждение (других) и заблуждаясь (сами), и имели дух, лишенный всякой добродетели и истинного знания. В этом именно упрекает и теперь происходящих от колена Ефремова, или Израиля: был, говорит, у него «страж с богом пророк», все равно, как если бы сказал: у каждого из лжеименных богов был и собственный лжепророк. Как я уже сказал ранее, они усвоили себе различные виды заблуждения: одни служили Ваалу, другие – Хамосу или Веелфегору; а в каждом капище воздвигнут был рукотворенный истукан и кумир, и при каждом состоял особенный лжепророк; способы гадания были у них различны, но решение они возвещали приходящим прямо как полезное и необходимое. Поэтому, так как у Ефремлян вместе с каждым лжеименным богом был стражем и его собственный лжепророк, то они и устремились неудержимо ко всему самому постыдному. Это и было для них «пруглом строптивым», потому что невозможно было исправиться и идти прямо тем, которые впали в такое многобожие, что при каждом боге имели особенного пророка и в нем получали себе стража, отдалявшего их от истинного богопочитания и увлекавшего в ров погибели. Итак, желающим жить по закону следует слушать не просто учащих или вещающих «от сердца своего» (Иер. 23:16), но тех, в ком божественная и горняя благодать удостоверит подлинную любовь к Богу. Посему и говорит Христос: «внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы» (Мф. 7:15).

Сказать по правде, мало отличаются от диких зверей изобретатели и предстоятели безбожных ересей, «поядающии Израиля всеми усты» (Ис. 9:12): потому что они как бы пожирают души простецов, сокрушая их зубами заблуждения. Да будет же сказано и для нас: «Бог сокрушит зубы их во устех их: членовныя львов сокрушил есть Господь. Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук свой, дондеже изнемогут» (Пс. 57:7-8).

«Изумлением» здесь, как и обыкновенно, называет, лжепророчество, а домом Божиим именует Израиля. Посему и сказано в одном месте устами Иеремии синагоге иудейской как бы от лица Божия: «не аки ли домом мене нарекла еси, и отцем, и вождем девства твоего?» (Иез. 3:4) Удивляется громадности безумия и преизбытку неразумных начинаний: дошли уже, говорит, до такого нечестия, что «изумление в дому Божии утвердиша», то есть лжепророчество, и преступают запрещения божественных законов. Хорошо сказал: «утвердиша», потому что дело нечестия, на которое раз дерзнули, не прекратилось, но как бы уже укрепилось и внедрилось: Израиль не переставал иметь лжепровидцев, и лжепророков. А так как они дерзнули на это, то, естественно, отбывая наказание за свои действия, «растлешася по днем Холма, ибо воспомянет неправды их и отмстит грехи их». А что значит это «растлешася по днем Холма», сделаем (для объяснения) краткое напоминание (из истории). Написано об этом в книге Судей (Суд.17 и далее), и весь рассказ я передам, насколько возможно, в извлечении, и так как он очень длинен, то сокращу. «В тыя дни, – говорит, – не бяше царя во Израили: кийждо муж, еже право видяшеся пред очима его, творяше. И бысть юноша от Вифлеема Иудина и от рода от племене Иудина, и сей Левитин, и сей обиташе тамо: и пойде сей муж от града Вифлеема Иудина, обитати, идеже обрящет место: и прииде до горы Ефремли и даже до дому Михина, еже сотворити путь свой. И рече ему Миха: откуду идеши? И рече ему Левитин: аз есмь от Вифлеема Иудина, и иду обитати, идеже обрящу место. И рече ему Миха: седи со мною и буди ми отец и жрец, и аз дам тебе сребреников десять в год, и ризу одежд, и яже на житие тебе. И пойде Левит, и нача обитати у мужа. И бысть юноша ему яко един от сынов его. И наполни Миха руку Левитину, и бысть ему» «жрец, и бяше в дому Михи» (Суд. 17:6-12). Значит, Миха был идолослужитель и нанял он потомка Левия, сделал его служителем истукана и посвятил его на служение идолам. Что же случилось после этого? – Далее Священное Писание говорит следующее: «и в тыя дни племя Даново искаше себе наследия вселитися, яко не паде ему наследие до дний оных среде племен сынов Израилевых» (Суд.18:1). Поэтому, избрав пять мужей, они поручили им пойти вперед и обследовать землю, которую они могли бы занять и сделать своим наследием. Они, говорит, дошли «до горы Ефремли, до дому Михина, и сташа тамо», признали левита как земляка, потому что он говорил на их языке (с Евреями говорил как Еврей): спросив о причине и узнав, что его, как левита, нанял Миха и рукоположил в священнослужителя к своим кумирам, они вместо того, чтобы соболезновать о нем как о пленнике, обманутом и скитальце, тотчас же сами скатились во рвы обмана и потребовали, чтобы он, вопросив идола, возвестил, удастся ли предприятие по мысли их, – разумею завоевание страны, которую они пришли осмотреть. Он и изрек определение как бы от лица Божия. Посланные, обозрев землю, донесли посылавшим, что она доброкачественна, тучна и может быть занята без труда. Люди из колена Данова, числом шесть сот, выслушав такие речи, вооруженные отравились в поход. Дошли и они до дома Михи. «И отвещаша, – говорит, – пять мужей ходившии соглядати землю Лаис, и рекоша к братии своей: разуместе ли, яко есть в дому сем Ефуд, и Ферафин, и изваяно, и слияно? и ныне уведите, что сотворите» (Суд. 18:14). – Ефод толкуется «избавление» а Терафим – «отпущение», или «исцеляющий их». Это был идол, который пользовался ложной славой, будто он может исцелять. Подобную же молву иногда распространяют про рукотворенных (богов) сыны Эллинов. – Узнав об этом, потомки Дана взяли изваяние, убедили и потомка Левия следовать за ними, оставив Миху. Когда же они, сразившись, победили и захватили в свои руки землю, то выстроили город, который назвали Даном, присваивая ему имя своего праотца, потому что, как я сказал, они были из колена и потомства Данова. Поставивши в нем идола, они стали приносить ему жертвы: таким образом вместе с землею добыли и бога. До такого бессмыслия доведен был их рассудок. На это Бог прогневался наконец и, конечно, со всею справедливостью, – потому что Он был оскорблен. После этого всем Израильтянам следовало считать потомков Дана за врагов и главнейших неприятелей и привлечь к ответственности за непочтение к Богу, но они, вероятно, и сами присоединились (к ним), и считали возможным хвалить (их), как будто они нисколько не согрешили. А какова была расплата за такое их легкомыслие, расскажем по порядку. Между тем как Израиль оставался без царя, один «муж Левитин, живый во стране горы Ефремовы», взял себе в сожительницы одну (женщину) из Вифлеема. Когда женщина убежала к отцу, левит отправился за нею и уговаривал ее опять возвратиться с ним и жить у него в доме. Когда так и случилось, он, дойдя до средины пути, вместе с женщиною остановился в Гиве, что значит «холм». Населяли Гиву, или Холм, потомки Вениамина. После того как он приютился у одного старца, среди ночи пришли сыны Вениамина, мужи беззаконные, как написано (Суд. 19:22), желая захватить для распутства и самого левита, и прочих; едва-едва устыдившись крайнего безобразия, они схватили наложницу левита и умертвили ее, всю ночь ругаясь над женщиною. А он, разрубив по частям тело, разослал по коленам Израильским, чтобы сделать известным и грех сынов Вениаминовых против чужестранцев, и необузданность в распутстве, и что они осквернились прегрешениями Содомлян. Возмущенный этим, собрался весь Израиль и воевал с коленом Вениаминовым в Гиве, то есть на Холме, и так ее опустошил, что, хотя она и была очень многолюдна, спаслось весьма мало, едва-едва убежав в пустыню. И из всего Израиля погибло немалое число воинов. Но Бог не допустил бы Израильтян бороться друг с другом, если бы сыны Дана не чтили изваяния из дома Михи, а прочие колена безрассудно не молчали. Нечто подобное же случилось, когда Бог оскорблен был золотыми телицами: вступили между собою в борьбу два колена Иудиных и десять Ефремовых, и, как во дни Холма, пали десятки тысяч, с победителями же гибли и побежденные, потому что к этому призывал божественный гнев. Это совершилось при Амасии, царе иудейском, и Иоасе Израильском, который настолько смирил Иерусалим, что разрушил часть стены «на четыреста лакот» (4Цар. 14:13).

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-9 Ефрем – страж подле Бога моего; пророк – сеть птицелова на всех путях его; соблазн в доме Бога его. Глубоко упали они, развратились, как во дни Гивы; Он вспомнит нечестие их, накажет их за грехи их
Ст. 8-9 Стра́жъ Ефре́мъ съ Бо́гомъ, проро́къ пругло́ стропти́во на всѣ́хъ путе́хъ его́: изумле́нiе въ дому́ Бо́жiи утверди́ша. Растлѣ́шася по дне́мъ хо́лма: воспомяне́тъ непра́вды и́хъ, от­мсти́тъ грѣхи́ и́хъ
 

Надлежит припомнить сказанное Иезекиилю; ибо и ему изрек Бог: «стража дах тя дому Израилеву» (Иез.3:17); а здесь говорит всему народу: как бы неким стражем и Пророком Божиим соделал я тебя для соседних народов, чтобы, видя промышление Мое о тебе и житие твое согласное с законом, и они приобрели о Мне ведение. Но ты поступал совершенно напротив: стал для них «пруглом строптивым», злочестием своим увеличив в них усердие к идолам. Ибо не только в других городах воздвиг ты идолам алтари и капища, но и в посвященном Мне храме поставил идольские кумиры. Сие-то изрекает Бог: Изумление в дому Божии утвердишаРастлешася по днем холма. С тех пор, как стали уважать холмы, и возлюбили приносимые там жертвы, не здравыми соделались их помыслы. Но в скором времени понесут за сие наказание. Потом напоминает о добродетели отцов, возбуждая их тем к соревнованию.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ефрем - страж подле Бога моего; пророк - сеть птицелова на всех путях его; соблазн в доме Бога его

Обличение грехов Израиля

Ст. 8-й, как и предыдущий, весьма труден для понимания и толкуется различно. Ефрем - страж подле Бога моего, zopheh Ephraim imi - etohaj. Слово zopheh (страж) употребляется в Библии о башечном стороже, стоящем на своем посту (4Цар IX:17-20; 2Цар XVIII:24-27; 1 Цар ХIV:16), а в переносном смысле о пророке, ожидающем Божественного откровения (Иер VI:17; Иез III:17; Авв II:1). По мнению некоторых комментаторов (Гитциг, Бродович) в ст. 8-м слово zopheh употреблено именно в последнем значении, и мысль пророка такова: Израиль выжидает божественных откровений не от Бога - Иеговы, а подле Бога, т. е. от ваалов, от ложных пророков. Другие комментаторы (Умбреит, Эвальд) принимают слово zopheh в значении подстерегатель, караульщик, а предлог im (рус. т. подле) в значении против; мысль пророка при таком понимании получает тот смысл, что Ефрем нападает на самого Бога, причем Осия имеет в виду преследование народом пророков (ср. Ам VII:10-17). По мнению Гоонакера, слова zopheh Ephraim im elohaj служат приложением к дальнейшему nabi, и смысл их, в связи с дальнейшим может быть передан так: «тот, кто является стражем Ефрема вместе (= от лица) с Богом, - пророк, - сеть птицелова на всех путях его, т. е. козни и вражда против него. В доме Бога его: Домом Божиим, очевидно, пророк называет всю землю израильскую. Отличие греческого текста от еврейского в ст.8-м состоит в том, что вместо слов poh jakosch сеть птицелова, LXX читали pah ikkesch и перевели pagiV skolia, слав. «пругло строптиво». Евр. mastemah (вражда) LXX как и в стихе 7, перевели словом mania; отсюда в слав. «изумленна», а глагол katephxan - «утвердиша» перенесли в 8 ст. из след. (евр. heemiku).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible