Скрыть
Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-14 Аминь, аминь глаголю вам: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и болша сих сотворит: яко Аз ко Отцу Моему гряду: и еже аще что просите (от Отца) во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне: (и) аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю

Аминь, аминь глаголю вам: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит и больша сих сотворит, яко Аз к Отцу Моему гряду (ст. 12). То есть теперь уже вы будете совершать чудеса, потому что Я отхожу. Затем, достигши того, к чему клонилась речь, Он говорит: аще что просите во имя Мое, приимете, и Я то сотворю, да прославится Отец во Мне (ст. 13). Видишь ли, как опять Он Сам творит это? Сотворю, говорит, Я; и не сказал: умолю Отца, но: да прославится Отец во Мне. В другом месте Он сказал: Бог прославит Его в Себе (13, 32), а здесь, что Сам прославит Отца. Когда Сын явится обладающим великим могуществом, тогда прославится и Отец. Что же значит: во имя Мое? То, что говорили Апостолы: во имя Иисуса Христа востани и ходи (Деян. 3, 6). Все знамения, которые они совершали, были делом Его силы, и рука Господня была с ними (Деян. 11, 21). Аз, говорит, сотворю (Ин. 14, 14). Видишь самодеятельность? Он совершал и то, что делалось другими: ужели же того, что Он Сам делает, Он не может совершать Своею силою, но совершает при содействии Отца? Но кто может сказать это? Для чего же Он говорит это во второй раз? Для того, чтобы утвердить Свое слово и показать, что прежде Он говорил приспособительно. А слова: к Отцу гряду означают: Я не погибаю, но пребываю в Своем достоинстве и нахожусь на небесах. Все же это Он говорил для утешения учеников. Так как они не понимали еще Его слов о воскресении и потому, вероятно, заняты были прискорбными мыслями, то Он обещает им, что они сами будут совершать такие (дела) для других, во всем обнаруживает Свою заботливость о них и показывает, что Он всегда пребывает, и не только пребывает, но и выкажет еще большую силу.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 12-14 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю

Христос, показывая, что Он может творить не одни только эти дела, но и другие, гораздо большие этих, говорит об этом с чрезвычайною силою. Ибо не говорит: Я могу творить дела и большие сих, но - что гораздо удивительнее - могу и другим дать власть творить дела, большие сих. Видишь ли, сколь велика сила Единородного? Он и другим дает силу творить дела больше тех, которые Сам творил. Потому что Я к Отцу Моему иду, то есть теперь уже вы будете творить чудеса, ибо Я уже отхожу. - Объясняя нам, как верующий в Него может творить великие и чудные дела, говорит: «если чего попросите во имя Мое», Здесь показывает нам способ чудотворения: всякий может творить чудеса чрез прошение и молитву и призывание Его имени. Так и апостолы сказали хромому: «во имя Иисуса Христа встань и ходи» (Деян. 3, 6). Посему не сказал: о чем ни попросите, Я умолю Отца, и сделает, но: «Я сделаю», показывая собственную Свою власть. «Да прославится Отец в Сыне». Ибо когда сын явится имеющим великую силу, тогда бывает слава и тому, кто родил такого сына. Смотри же, как вытекает слава Отцу. Именем Господа нашего Иисуса Христа совершались чудеса; по чудесам веровали проповеди апостолов; наконец, переходя к богопознанию, познавали Отца, и таким образом Он прославлялся в Сыне. Страждущие арианством пусть скажут: как это чудеса чрез апостолов творил Он, Свои дела не Сам, но при содействии Отца? Как это иным давал силу, а Сам не имел ее? Для чего Он сказал одно и то же дважды? Ибо, сказав: «если чего попросите во имя Мое, Я сделаю», потом прибавив, «да прославится Отец в Сыне», опять во второй раз говорит: «если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю». Дважды говорит это для того, чтобы утвердить Свое слово и показать, что Он творит Сам и не нуждается в сторонней силе. Все же это Он говорит ученикам для утешения их и в подтверждение, что Он по смерти не погибнет, не уничтожится, но опять останется в своем достоинстве и будет на небесах. Ибо Я, говорит, иду к Отцу; Я не уничтожусь, но отхожу туда, где жизнь блаженнейшая. Хотя Я и умру, но нисколько не явлюсь бессильным; напротив, и других облеку силой творить дела большие. И чего ни пожелаете, дам вам. Итак, не падайте духом из-за того, что смерть Моя такая, на какую Я вам указал.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Моление молитвой Иисусовой есть установление Божественное. Установлено оно не через посредство пророка, не через посредство Апостола, не через посредство Ангела – установлено Самим Сыном Божиим и Богом. После тайной вечери, между прочими возвышеннейшими, окончательными заповеданиями и завещаниями, Господь Иисус Христос установил моление Его именем, дал этот способ моления, как новый, необычный дар, дар цены безмерной. Апостолы уже знали отчасти силу имени Иисуса: они исцеляли им неисцелимые недуги, приводили к повиновению себе бесов, побеждали, связывали, прогоняли их. Это могущественнейшее, чудное имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от него особенную действительность для молитвы. «Еже аще что просите, – сказал Он святым Апостолам, – от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю». «Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите и приимете, да радость ваша будет исполнена» (Ин. 16:23-24). О, какой дар, Он – залог нескончаемых, безмерных благ! Он истек из уст неограниченного Бога, облекшегося в ограниченное человечество, нарекшегося именем человеческим – Спаситель. Имя, по наружности своей ограниченное, но изображающее собой Предмет неограниченный, Бога, заимствующее из Него неограниченное, Божеское достоинство, Божеские свойства и силу.

Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 14-15 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди

Истина непреложная, что неверный заповедям Божиим не может возводить к Богу уповательных очей ума своего. И Спаситель говорит, что Отец услышит всякого просящего во имя Его, но только тогда, когда при этом он любит Его и сохраняет заповеди Его.

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном

Евфимий Зигабен (†1118)

(И) аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю

Я сделаю, как всемогущий наравне с Отцом. Иисус Христос повторяет то же самое, усиливая этим повторением Свою речь. Так как те, которые просят Отца, должны любить Сына, то Иисус Христос учит, как должно любить Его, именно – не только словом, но и делом.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.12-14. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.  И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю
 

– Истинно, истинно говорю и пр.: ответ Филиппу с назиданием и всем ученикам окончен, и с новым уверением – истинно, истинно говорю вам Господь снова возвращается к мысли о близком Своём отшествии к Отцу (с которой начиналась эта речь, – Ин.13:33) и к утешению учеников относительно этого отшествия, дабы не смущалось сердце их (Ин.14:1). Он обращает взор их на то, что по отшествии Его от них они не только не останутся бессильными для продолжения Его великого дела – распространения и утверждения Царства Его на земле, но получат необычайные силы для совершения этого дела, и именно потому получат, что Он идёт от них к Отцу.
– Верующий в Меня: по связи со ст. Ин.14:11 и Ин.14:13, кажется, надобно полагать, что это относится собственно к апостолам – первым продолжателям Его дела на земле, а потом в соответственной вере степени – уже ко всем прочим верующим, и – кажется – вера разумеется в частном смысле – чудодейственная (1Кор.13:2).
– Дела, которые Я творю: разумеются, как и во всех подобных изречениях, дела необычайные, и в частности чудеса.
– И больше сих сотворит: больше – не в смысле многочисленности только, но в смысле величия их и важности. Это говорится в том же смысле, в каком некогда Господь говорил Своим ученикам по случаю удивления их силе слова Его, когда Он проклял смоковницу: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете – поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф.21:21-22; см. примеч. к 17 и прим.), так как верующему всё возможно (ср. Мк.9 и прим.). Во всяком случае, это выражение – больше сих не означает какого-либо превосходства таковых верующих пред Самим Христом в сем отношении, потому что таковые большие дела творит чрез них Сам же Христос (ст. Ин.14:13-14сделаю, то сделаю), и творит в силу того, что Он идёт к Отцу (ср. Злат. и Феофил.). Приявши и по прославленному человечеству Своему всё подобающее Ему по божеству, Господь, как всемогущий и полновластный на небе и на земле (Мф.28:18), дарует Своим верующим власть творить всякие дела необычайные, каких Он и Сам не творил, если то премудрость Его найдёт нужным. Условие для совершения таковых и всяческих дел есть молитва во имя Господа к Богу. Молящийся во имя Господа исповедует тем пред Богом Свою веру в искупление человечества Христом, следовательно, исповедует веру во всё домостроительство спасения человеческого, и по силе этой молитвы к Богу во имя Христово Бог всё даст молящемуся (конечно, что сообразно с Его волей) чрез Христа, или, что то же – Сам Христос всё даст ему от Бога (ср.Ин.15:16;16:23).
– Да прославится Отец в Сыне (ср. Ин.13:31): слава Бога Отца есть всегда цель того, что делает Сын (Ин.12:28; Флп.2:11; Рим.16 и далее; Гал.1:5; Еф.3 и др.).
– Если о чём попросите и пр.: «повторяет то же, усиливая слово» (Евф. Зиг.). «Всё же это говорит ученикам для утешения их и в подтверждение, что Он по смерти не погибнет, не уничтожится, но опять останется в Своём достоинстве и будет на небесах» (Феофил.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II


     Ст. 13-15 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

     
В словах сих Господь устанавливает завет Свой с учениками. Голос их, возносящийся к Богу, будет услышан; от них требуется любовь, которая научит их исполнить заповеди любимого Господа.
     «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю», – глаголет Господь. Прошение, обращенное к Богу, во Святой Троице покланяемому, может быть услышано лишь тогда, когда просящий просит ради Сына, являющего Божество, Сына, ныне воспринявшего плоть человеческую, страдавшего за человека и сострадавшего с ним в бренной плоти его. И как бы мог человек, – хотя и разумное духовное существо, – вопиять к недосягаемому Богу Творцу вселенной, если бы Бог не благоволил во второй Ипостаси Своей явить Бога невидимого человеку и в Ветхом Завете, и искупить его в Новом? От творения человека все Богоявления суть проявления второй Ипостаси св. Троицы, но в Ветхом Завете тайна сия была сокровенна, – ныне же Господь раскрывал ее ясно ученикам. Он, Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы, слышит молитвы учеников Своих и всех верующих и исполняет их, ибо Он единосущен Отцу и неразделен с Ним. Человек не мог возвыситься к Богу, доколе Бог не снизошел к человеку, дабы поднять его к Богу: и к кому же может обратиться смертный, как не к Богу, воплотившемуся в смертное тело, дабы очистить его и воскресить его, ибо сие воплощение и подъятые воплотившимся Богом страдания знаменовали великую бесконечную любовь Его. Посему и Господь от возлюбленного Им (хотя недостойного) человека требует любви, истинной, нелицемерной, и мерилом сей любви ставит исполнение заповедей Его. И заповеди Господни не тяжки: «иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» (1Ин.5:3; Мф.11:30), глаголал Он.
    Любовь возвышает человека от земли, заставляет его забывать свое я, вечно мешающее ему и его счастью. Любовь вместо всепоглощающего «я», прилепляется к предмету любимому, и если любовь сия есть любовь к Богу, то она и ведет человека к счастью, не дозволяя ему нарушать заповеди Того, к кому душа горит любовью. Когда сердце горит любовью, разве можно не верить, разве можно заведомо и намеренно не исполнять велений Того, которому отдана душа, Кого любишь, и в Кого веришь? Но это и есть высшее счастье, даруемое Господом человеку, – пребывать с Господом, который сказал «идеже есмь Аз и вы будете» (Ин.14:3). Итак, верующий и любящий надеется быть со Господом, и эти три чувства суть мудрость христианина, «ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих любы» (1Кор.13:13).... «исполнение убо закона любы есть» (Рим.13:10 ).... «а не любяй не позна Бога, яко Бог любы есть» (1Ин.4:8).
     «И сказал им имя Твое, и скажу: да любы, ею же Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них», сказал Господь в последних словах молитвы Своей перед тем как отдать Себя на заклание (Ин.17:26).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю

Мысль, высказанную в предшествующем стихе, ввиду ее особой важности для апостолов, ввиду ее особо утешительного значения,Христос повторяет, как бы закрепляя ее в сознании учеников.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible