Скрыть
не поднимайте высоко ро́га вашего, говорите жестоковыйно»,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Не воздвизайте на высоту рога вашего; потому что животные, у которых есть рога, слишком величаются ими. А псалом повелевает — не увеличивать беззакония высокомерием и не приводить в движение языка против Господа.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Не воздвизайте на высоту рога вашего». Потом показывает Пророк, какую разумеет высоту.

«И не глаголите на Бога неправду». Животныя, у которых есть рога, слишком величаются ими. Пророческое же слово увещавает, не увеличивать беззакония высокомерием и не отверзать уст против Бога.

Евфимий Зигабен (†1118)

Не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду.

Давид и здесь повторяет те же самые слова, для усиления и возвышения своего свидетельства и своей заповеди грешникам. Слова: не говорите на Бога неправду, соответствуют словам: неправду на высоту говорили, что мы изъяснили в 8-м стихе 72 псалма.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 5-6 Рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога. Не воздвизайте на высоту рога вашего и не глаголите на Бога неправду

Пророк, представя пред очи верных Божий о них промысл, здесь обращается к нечестивым, обвиняет их безумие и торжествует над их гордостию. Сие святое над нечестивыми торжество зависит от онаго суда, о котором выше в лице Бога предвозвестил. Ибо верные, будучи удостоверены о правосудии Бога, не престают хвалиться даже и посреде жесточайших гонений. Они еще с презрением смеются усилиям нечестивых, повелевают им престать от безумия и тем доказывают, что они тщетно мятутся подобно беснующимся людям, коих неистовство низвергает в стремнины и погибель. Здесь заметить должно, что Пророк причиною безумия поставляет гордость, что и весьма справедливо. Ибо люди никогда бы так стремительно не падали, ежели бы не ослеплялися гордостию и не присвояли себе чрез меру много. А понеже недуг сей неудобь искореняется из сердец человеческих, сего ради Пророк двоекратно повторяет: не возносите рога, не воздвизайте на высоту рога вашего. Потом увещавает, дабы нечестивые не говорили надменно. Сие бо под именем: ожесточенныя выи разумеет: понеже гордые люди обыкновенно, возвыся выю, угрозы свои изблевывают.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 5-6. Рех беззако́ннующим, не беззако́ннуйте: и согреша́ющим, не возноси́те ро́га. Не воздвиза́йте на высоту́ ро́га ва́шего и не глаго́лите на Бо́га непра́вду

Написанный позднейшим Асафом, Псалом 74-й однороден по содержанию, и представляет собой горячее и все сердце захватившее, устремление псалмопевца к Богу – в настроении веры в Него, а равно и особенно крепкой и непоколебимой надежды на Него. И естественнее всего думать, что написан он был при исключительных обстоятельствах, когда народу еврейскому угрожала особенная и грозная опасность, а он, в ответ на нее, в лучших сынах своих лишь поднялся духовно – в порыве того настроения, какое и выражено в этом псалме.
При общей однотемности содержания, небольшой этот псалом можно разделить на две половины, со своим особым оттенком в каждой. Часть 1-я (стт. 2–6), за начальным обетом псалмопевца – исповедуя, прославлять Бога и возвещать чудеса Его, имеет в двух стихах как бы ответные слова Самого Господа: „когда приму (Я) время (в смысле: найду его подходящим), – Я – правоты возсужду‟, (по-русски нельзя точно передать тонкие оттенки этого сжатого славянского выражения, а принятый перевод значительно беднее: „произведу суд по правде‟). „Растаяла земля и все живущие на ней (а значит, стало все и все – расплывчивым, неустойчивым и зыбким): (но) Я утвердил столпы ее‟: значит, они, эти столпы – устои, всегда есть, и останутся непоколебимы... „Посему я‟, – правильно предлагает сделать здесь вставку в сжатый текст псалма проф. Юнгеров (прим. 7-е), – сказал беззаконным – не беззаконнуйте, и согрешающим – не возносите рога... (не гордитесь и не хвалитесь‟ Юнг.) на высоту, и не говорите на Бога неправды‟.

Здесь заметить должно, что пророк причиной безумия нечестивцев поставляет гордость их, что и весьма справедливо. Ибо люди никогда бы так стремительно не падали, если бы не ослеплялися гордостью и не присваивали себе чрез меру много. А так как недуг сей неудобь искореняется из сердец человеческих, сего ради пророк двоекратно повторяет: „не возносите рога, не воздвизайте на высоту рога вашего‟...

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–7 Рех беззаконнующим, не беззаконнуйте: и согрешающим, не возносите рога. Не воздвизайте на высоту рога вашего и не глаголите на Бога неправду: яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор

Рех значит: «я сказал», беззаконцующим и согрешающим – это относится к одним и тем же ассириянам. Рог значит: «сила, крепость, могущество» (о происхождении сего слова и его переносном значении см. в объяснении Пс. 17 и Пс. 43:6). Возносить рог свой значит «надеяться на свою силу», также – «гордиться силою и хвалиться ею». Так как Бог изрек Свою волю о возстании на суд и об утверждении пошатнувшихся оснований (столпов) земли (ст. 3–4), т.е. законов и властей в покоренных и ниспровергнутых царствах земных, то псалмопевец, от имени народа, напоминая врагам его эту Божественную угрозу, обращается к ним с предостережением, чтобы они отстали от своей неправды и от своей богохульной гордости, потому что хвастовство своею силою не принесет никакой пользы. Он говорит, что напрасно нечестивые беззаконники думают разорить Иерусалим до основания: напрасно радуются тому, что иудеи, по их мнению, со всех сторон лишены помощи. Они не знают или забывают, что судьба всех народов, как и судьба одного человека, зависит от всемогущества Божия. Не беззаконнуйте, говорит, и не воздвигайте на высоту рога вашего, т.е. не надмевайтесь вашими успехами и не глаголите на Бога неправду, т.е. не говорите, что Он оставил мир без Своего промышления. Не думайте также об иудеях, что им неоткуда получить помощь. Враги думали, что иудеи со всех четырех сторон окружены неприятелями, и потому не могут надеяться на помощь соседей. И действительно, с севера финикияне и сирийцы, с запада идумеяне и филистимляне, с востока аммонитяне, а с юга египтяне постоянно враждовали на Иудею. Как бы опровергая это мнение нечестивых врагов иудейского народа, псалмопевец говорит: не думайте, что иудеи не имеют никакой помощи. Спасительная помощь, которой ожидает Израиль, не есть какая-либо земная помощь: ему поможет не народ какой-либо с востока (ниже от исход – от восхода солнца) или запада (ниже от запад), или юга и севера (ниже от пустых гор – с горных пустынь Аравии и Ливана), – но Сам Бог, всемогущий и праведный Судия (ст. 8).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible