Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
ни о чесо́мже у́бо враги́ его́ смири́лъ бы́хъ, и на оскорбля́ющыя и́хъ возложи́лъ бы́хъ ру́ку Мою́.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 14-15 Аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил: ни о чесомже убо враги его смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку Мою
Пророк оплакивает народ иудейский за то, что он не слушал Бога, давшего закон, что не ходил в путях Того, кто не может заблуждаться и дает спасение; за то, что чрез это иудеи не позволили смирить врагов их – демонов и обратиться руке Божией на притеснителей их. Бог обратил десницу Свою на невидимых притеснителей и смирил незримых врагов, но не ради иудеев, потому что над ними и доселе возвышается рог демонов; смирены они ради нас – язычников, которые отвергли служение и уничтожили поклонение им.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 14-15 Аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил: Ни о чесом же убо враги его смирил бых, и на оскорбляющия их возложил бых руку Мою
А если бы держался Моих внушений и следовал Моим заповедям, то Я легко сокрушил бы врагов их. Ибо речение: «ни о чесом же» означает удобство, то есть, без усилия и труда, в одно мгновение мог бы Я навести на них гибель.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Ст. 14-15 Аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил: ни о чесомже убо враги его смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку Мою
Сам Бог рек устами Пророка: Аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил: ни о чесом же убо враги его смирил бых. Речь идет о легкой и верной победе над врагами: ни о чесом же убо враги его смирил бых. Такую победу Бог приписывает Себе, то есть Своему благословению и Своей невидимой, или, когда нужно, и видимой чудесной помощи, ниспосылаемой избранному народу. Помощь же даруется не просто, не в произвольное отличие избранному народу, но под определенным условием нравственным и духовным: Аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил. Израиль мог иметь воинов, оружие, вождей, обилие силы, искусства - очень хорошо, но это еще не все. Враги его могли быть более многочисленны, более искусны, хитры, дерзки: не беда. Особенно важно то, чтобы он слушал Бога, чтобы ходил в путях Господних. Веруй, Израиль, в Бога, молись Ему, слушай слова Его, поступай по заповедям Его, справедливо, благоправно, человеколюбиво; если согрешил, не медли покаяться и исправиться, надейся не на себя, но на Бога, и Он готов ни о чесом же смирить враги твоя, даровать тебе легкую и верную над ними победу.
Слово в день рождения благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича (1849 г.)
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
ни о чесомже убо враги его смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку мою
Избранные Божие! Не замечали ли вы не раз в своей жизни, как скоро и легко Бог смирял врагов ваших и на оскорбляющих вас возлагал руку Свою крепкую? Они исчезали, как прах, а вы все остаетесь.
Евфимий Зигабен (†1118)
Ст. 14-15 Аще быша люди мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути моя ходил; Ни о чесом же убо враги его смирил бых, и на оскорбляющим их возложил бых руку мою.
Слова: если бы Израиль путями моими ходил, суть изъяснение слов: послушал меня; а равно и: на оскорбляющих их Я наложил бы руку мою, суть изъяснение слов: Я ничем врагов его смирил бы. Если бы, говорит, народ мой послушал меня и ходил в заповедях моих; то Я смирил бы врагов его ничем, т. е. по словам Феодорита, легко и без труда, как нечто ничтожное, или смирил бы их ничем, т. е. ничтожными вещами, как смирил Фараона ничего незначущими животными, каковы саранча, лягушки и скнипы и подобные им, в доказательство, как говорит Дидим, силы моей.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 15-17 ни о чесомже убо враги его смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку мою. Врази Господни солгаша ему, и будет время их в век: и напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их
Сими словами показывает Пророк, что Израильтяне должны приписывать грехам своим все те поражения, которыя от врагов претерпевали. А как Бог обещал некогда, что избранный народ при помощи Его всегда будет побеждать своих врагов, то, дабы кто не обвинил Его в нарушении даннаго слова, утверждает, что Бог соделал бы сие, ежели бы не был удержан грехами народа. Притом скрытно намекает и о прежних победах, которыя одерживали они над врагами не собственною силою, но помощию Бога, Который ныне, раздражен будучи грехами, не токмо не хощет защищать их, но и принужден, оставя врагов в покое, обращать оружие Свое на них. Ту же мысль продолжает, когда говорит, что враги с покорностию приняли бы иго повиновения, ежели бы Израильтяне сами, свергнув с себя иго повиновения, не вооружились против Бога. Упоминая о врагах, ненавидящих Бога, укоряет Израильтян за то, что они, расторгнув союз завета, учиненный с Богом, сами подали случай не воевать за них против общих врагов. Сие творят и земные Цари, которые видя себя оставленными от союзников, заключают мир с прочими неприятелями, и сим образом отмщают за себя клятвопреступным и вероломным союзникам. Тако, глаголет, и Бог пощадил врагов Своих: понеже вероломно и беззаконно от народа Израильскаго был оставлен. Чего бо ради Бог явных врагов терпит, и не защищает славы Своея, ежели не для того, чтоб противопоставить их непокоривому и ожесточенному народу, и предать его во власть мучителям? Оныя слова, и было бы время их в век, относить должно к обетованиям, так как и изобилие пшеницы и меда: ибо Бог хотел засвидетельствовать сим, что Он будет покровительствовать и хранить Израильтян до скончания века. Но перемена, воспоследовавшая внезапно во Иудеи, доказала, что Израильтяне недостойны были благополучия сего. Отчего бо Иудеи алчут в такой земле, где Бог обещал им изобилие пшеницы и меда, ежели не от того что Божие благословение по грехам им изсохло? Под именем тука пшенична можно разуметь и манну, которую посылал Бог Иудеям в пустыни и которая прилично нарицается туком пшеничным; понеже не что иное была, разве хлеб Ангельский, как сказано во псалме (Пс. 77) и имела всякий вкус, как повествуется в книге Премудрости (Прем. 16). Под именем же меда из камене разумеется тот самый мед, который пчелы в разселинах каменных гор производили. Можно к сему присовокупить и виноградныя лозы, и смоквы, и прочие сладкие плоды, на каменистых горах во Иудеи родившиеся, доколе Божие благословение во Израили пребывало.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 13-17 и отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих. Аще быша людие мои послушали мене, Израиль аще бы в пути моя ходил: ни о чесомже убо враги его смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку мою. Врази Господни солгаша ему, и будет время их в век: и напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их.
Но народ не слушал Господа, не покорялся Ему. Если бы он слушал Его, то Господь смирил бы всех врагов его и насытил бы евреев туком пшеницы и медом из скалы
Бог оставил евреев ходить по «упорству сердца их», по своим помыслам. Так как евреи не хотели сами добровольно подчиниться и слушаться водительства Божия, то Господь предоставил их жизнь ее естественному течению. Последнее же сопровождалось тяжелыми для них последствиями - неудачами в борьбе с врагами, ослаблением благоденствия и недородами на полях (ст. 15-17). - «Мед из скалы» (ст. 17) - мед пчел, гнездившихся в трещинах скал.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
ни о чесомже убо враги его смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку Мою
Ни о чесом, т.е. дешевою ценою, без труда.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 14–15 Аще Быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил: ни о чесомже убо враги его смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку мою
Продолжая свидетельствовать о злонравии, непокорности и неверии народа Своего, Господь Бог устами пророка говорит о гибельных последствиях для сего народа его неверия и нечестия, его непокорности воле Божией. Все бедствия, какие народ израильский терпел от многочисленных нападений на него со стороны врагов его, соседних языческих народов, как-то: аммонитян, мадианитян, филистимлян и других, – были последствиями неверия народа и непокорности его Божиим велениям. От всех этих бедствий и злостраданий Господь избавил бы народ Свой и не допустил бы врагов его притеснять и обижать его. Это самое в этих стихах и выразил пророк от лица Божия, говоря: о, если народ Мой слушал Меня и Израиль ходил бы Моими путями! Тогда я скоро смирил бы врагов их, ничего не стоило бы (ни о чесомже) Мне «навести гибель на их врагов», – как говорит блж. Феодорит [6, с. 392], – и Я обратил бы руку Мою на притеснителей их.