Церковные каноны о чтецах

Согласно Апостольским постановлениям (кн.2:25) чтецы приравниваются к ветхозаветным левитам: «Ибо они (епископы) – первосвященники ваши, а пресвитеры ваши – священники, левиты же – нынешние диаконы ваши, чтецы ваши, певцы, привратники, диакониссы ваши, вдовицы, девственницы и сироты ваши».

Там же (кн.3:11) читаем указания о недопустимости совершения Таинства Крещения чтецами и находим указания о поставлении во чтецы: «Не позволяем крестить и прочим клирикам, как то: чтецам, или певцам, или привратникам, или служителям, но – одним епископам и пресвитерам, при служении им диаконов. А кто дерзнет на это, те подпадут наказанию кореян. Не позволяем также пресвитерам рукополагать диаконов, или диаконисс, или чтецов, или служителей, или певцов, или привратников, но – одним епископам. Таков чин и строй церковный».

О поставлении во чтецы также говорится (кн.8:22): «А о чтецах постановляю я, Матфей, я же и Левий, некогда мытарь. Чтеца производи, возлагая на него руку, и, молясь к Богу, говори: Бог Вечный, многий в милости и щедротах, состав мира чрез соделанное явно сотворивший и число избранных Твоих сохраняющий! Сам и ныне призри на раба Твоего, которому вручается читать святые писания Твои народу Твоему, и дай ему Духа Святого, Духа пророческого. Ездру, раба Твоего, на чтение законов Твоих народу Твоему умудривший, и ныне, призываемый нами, умудри раба Твоего, и дай ему, врученное ему дело совершая неосужденно, достойным явиться большей степени, Христом, с Которым Тебе слава и почитание, и Святому Духу во веки. Аминь».

Поставление в чтецы по ходатайству светских властей запрещено согласно Апостольским правилам (Правило 29): «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, как Симон волхв Петром». Как видим, здесь нет прямых указаний о чтеце, но византийский канонист Феодор Вальсамон в толковании на данное правило пишет: «Но может быть, кто спросит: поелику 30-е правило упоминает об одном епископе, а равно и 29 не упоминает об иподиаконах и чтецах; то, как поступит, если кто сделается по ходатайству светского начальника пресвитером, или диаконом, или иподиаконом, или чтецом, или, давши деньги, сделается иподиаконом, или чтецом? Решение: и они должны подлежать извержению и отлучению на основании последних слов настоящего 30-го правила, где говорится, что не одни главные виновники зла извергаются и отлучаются, но и сообщники их». О том же говорится в Номоканоне: «Вопросив же некто яко тридесятое правило, точию воспомяну епископа. Такожде и двадесят девятое, поддияконы же не воспомяну, или четца. Вопрос. Аще презвитер кто будет, или диякон. или поддиякон, или чтец, предстательства ради князьска, или поддиякон и чтец, даянием сребра, что должно быти. Толкование. И сии извергутся, и отлучатся, от конца настоящаго правила, глаголющаго. Не токмо первовиновников злу низлагати, и отлучати, но и приобщающихся им. И послание Генадиево. не точию священыя, но и людины, иже таковое злое сотвориша, проклятию подлагает».

Не дозволяется чтецам также занимать общественные, государственные и военные должности. Согласно 11 правилу Константинопольского Двукратного Собора «Пресвитеров или диаконов, приемлющих на себя Мирские начальственные должности или попечения, или в домах мирских начальственных лиц звание управителей, Божественные и священные правила подвергают извержению. То же и мы подтверждая и о прочих, принадлежащих к клиру, определяем: если кто из них вступит в мирские начальственные должности или в домах начальственных лиц, или в градских предместьях примет на себя звание управителя, – таковой да изженется из своего клира. Ибо, по реченному от Самого Христа, истинного Бога нашего, и неложному слову, никто же может двум господам работать (Мф. 6:24)». См также IV Всел. 3.

О запрете на второй брак для чтецов читаем в Апостольских правилах (Правило 17): «Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина». «В списке священного чина» – то есть, начиная с чтецов и иподиаконов, однако согласно одному из толкований: «В настоящем толковании 17 правила мы написали, что не знаем, каким образом двоебрачные чтецы не извергаются, но еще возводятся и на высшие степени архиерейскими указами. А теперь обстоятельнее рассмотрев содержание законов и правил, мы пришли к заключению, что настоящее 17 правило и 18 рассуждают об архиереях, священниках, диаконах и иподиаконах, а не о чтецах. Ибо те, если вступят два раза в брак, прежде ли рукоположения, или после рукоположения, подлежат извержению, а чтецы, вступившие в два брака прежде поставления извергаются, а после поставления удостаиваются прощения, но не допускаются к восхождению на другую, высшую церковную степень. Ибо 137 новелла Юстиниана, или 31 и 32 глава 1 тит. 3 книги Василик, говорит именно следующее: если пресвитер, или диакон, или иподиакон после рукоположения приведет себе супругу, должен быть изгнан из клира и с своим имуществом должен быть отдан сословию того города, в котором был клириком. А если чтец приведет вторую жену или первую, но вдову, или разведенную с мужем, или такую, с которою законами и священными правилами клирику запрещено вступать в брак, то уже не должен восходить на другую, церковную степень; если же каким-нибудь образом и был бы возведен на высшую степень, должен быть низведен с сей и возстановлен в прежней. Если хочешь относить это правило и к чтецам, то говори, что не может быть или сделаться чтецом, кто состоял в двух браках до постановления, но, по дознании о сем, извергается. Но после поставления вступившему во второй брак чтецу оказывается снисхождение, хотя он не может быть возведен на высшую степень. Необходимо сказать еще о том, что архиерейскими указами двубрачные чтецы определяются в должности доместиков и другие церковные должности. Итак мы говорим, что церковныя начальства и должности не в собственном смысле называются степенями. Ибо в собственном смысле степень есть степень священников, диаконов, иподиаконов и чтецов, а должности и начальства суть почести и средства к достаточному содержанию. Почему и бывший сызмала чтецом, если бы и два раза вступил в брак, безпрепятственно может быть по указу определен клириком, церковником, доместиком и собирателем народа, но не может быть диаконом, или иподиаконом. А дерзнувший на сие подлежит извержению».

Об однобрачных чтецах говорится и в Апостольских постановлениях (кн.6:17): «Повелеваем также, чтобы однобрачные же были и служители, и певцы, и чтецы, и привратники; а если они поступили в клир до женитьбы, то позволяется им жениться, если имеют к тому желание, чтобы в случае согрешения не подверглись они наказанию. Но ни одному из находящихся в клире не позволяем мы брать или блудницу, или служанку, или вдову, или отверженную, как и Закон говорит». См также Ап. Прав. 26, VI всел. 6; 26; Василия Вел. 12.

В Апостольских правилах находим и другие указания о браке для чтецов (Правило 26): «Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни только чтецы и певцы». Аристен поясняет: «Имеющий быть причтенным к священному чину, если желает, пусть вступает в брак, а из причтенных в священный чин может вступить в брак только чтец или певец. Никому после принятия священства не возможно вступать в брак и оставаться в сем сане. Одним чтецам и певцам это дозволяется».

Чтецам не позволяется брать в жены иноверную. Об этом говорится в правилах IV Вселенского собора (14 правило): Приводим указания IV Вселенского собора: «Понеже в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступать в брак: то определил святый Собор, чтобы никому из них не было позволено брать себе в жену иноверную; чтобы родившие уже детей от такового брака, и прежде сего уже крестившие их у еретиков, приводили их к общению с Кафолическою Церковью: а некрестившие не могли крестить их у еретиков, ни совокуплять браком с еретиком, или иудеем, или язычником; разве в таком только случае, когда лицо, сочетавающееся с православным лицом, обещает прейти в православную веру. А кто преступит сие определение святаго Собора тот да подлежит епитимии по правилам». См также Лаод. 10 и 31, VI всел. 72. Согласно 21 (30) правилу Карфагенского собора Детям, состоящих в клире, также запрещается брак с иноверными: «Заблагоразсуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или с еретиками».  См также Лаод. 31.

О невозможности быть чтецом и заниматься церковным служением для тех, чья жена обличена в прелюбодействе, говорит 8 правило Неокесарийского собора: «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно: то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство: то он должен развестись с нею. Аще же сожительствует: не может касатися служения, ему порученного». См также Ап. 18; VI всел. 3.

В Апостольских правилах даются указания относительно рукоположения чтецов во диаконы (Правило 12): «Если кто из клира, или мирянин отлученный от общения церковного, или недостойный принятия в клир, отошед, в ином городе принят будет без представительной грамоты: да будет отлучен и принявший и принятый». Толкователя Канонов Православной Церкви Иоанн Зонары поясняет: «Некоторые, определенные в клир, например, чтецы или певцы, домогаются быть рукоположенными в диаконы, или пресвитеры. Имеющие рукоположить их, исследуя относящиеся к ним обстоятельства и находя, может быть, некоторыя сомнения, отлагают рукоположение, пока будут разрешены возникшия о них сомнения. Между тем домогающиеся, негодуя на сие приходят к другим и ими принимаются. Сие-то и запрещает настоящее правило, и того, кого один архиерей не признает достойным допустить до рукоположения, повелевает не принимать и другому, без представительных посланий епископа, у которого происходило исследование. Представительныя послания суть те, которыя даются клирикам, или мирянам отлученным, или чтецам, отправляющимся в другой город, и в которых сообщается об них тамошнему епископу, что они разрешены от епитимий, или суть верные… Если же кто примет кого-либо таковаго, то и принявшаго и принятого правило подвергает отлучению…»

В Апостольских постановлениях даются указания относительно отлучения чтецов диаконами (кн.8:28), такая практика была свойственна древней Церкви: «Диакон отлучает иподиакона, чтеца, певца, диакониссу, если потребуется это в отсутствие пресвитера. Но иподиакону не позволительно отлучать ни чтеца, ни певца, ни диакониссу, ни клирика, ни верного, ибо они суть служители диаконов». Здесь речь идет о том, что в первые века  Церкви диаконы несли в некоторых случаях обязанности чрезвычайные, например: принятие кающихся в недра Церкви, отрешение низшего клира от должности.

Согласно Апостольским правилам чтецам не позволяется злоупотреблять алкоголем, заниматься азартными играми (Правило 43): «Иподиакон, или чтец, или певец, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне». Комментарий Зонары: «Епископы и все члены клира должны всех убеждать к добродетели, быть первым образцом ея, и возбуждать к добрым делам. Но, как и из них, некоторые могут уклоняться от добра, придаваться игре или упиваться, то правило предписывает таковым или отстать, или епископов, пресвитеров и диаконов подвергать извержению, а иподиаконов, чтецов и певцов, если не отстанут, подвергать отлучению, а равно и мирян, предающихся игре и пьянству. Ибо писание заповедует не пить вино до пьянства (Втор.28:39; Притч.23:20), и еще: не упивайся вином, в нем же есть блуд (Еф.5:18)».

Там же находим запрет чтецам посещать питейные заведения (Правило 54): «Если кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет: да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает». Комментарий Зонары: «Призванные быть жребием Божиим должны быть и для мирян образцом скромной жизни и во всем безукоризненными, дабы из-за них не хулилось имя Божие. А посещение корчемниц показывает, что делающие это ведут жизнь нескромную, и что нравы их испорчены не только в отношении к пище и питью; но и в отношении ко всему прочему поведению. Ибо в корчемницах собираются нескромные мужчины и женщины, и поэтому находящийся в обществе с нами не останется не причастным их порочности. Ибо тлят обычаи благи беседы злы (1Кор.15:33). Посему правило повелевает отлучать таковых клириков…» Согласно VI всел. чтецу также не дозволяется содержать питейное заведение (Правило 9): «Никакому клирику не позволяется содержати корчемницу. Ибо аще не позволено таковому входити в корчемницу, то кольми паче служити в оной другим, и упражнятися в том, что ему неприлично. Аще же кто что-либо таковое соделает: или да престанет, или да будет извержен». О том же говорят 24 правило Лаодикийского собора и 40 (49) правило Карфагенского собора .

Чтецам не позволяется посещать зрелища, участвовать в празднествах с языческими обрядами. Приводим 24 правило Шестого Вселенского Собора: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак: то при появлении игр, служащих к обольщению, да востанет, и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отец наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен». См также: VI всел. 51, 62, 65; Лаод. 54.

О нарушении постов чтецами читаем в Апостольских правилах (Правило 69): «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен». Номоканон (Правило 213): «Аще кто епископ, или презвитер, или диякон, или чтец, или певец святыя пасхи четыридесятницы не постится, или среды, или пятка, разве аще недугом телесным возбранен будет, да извержется. людин же да отлучится. смотри яко правило сие святую четыредесятницу, и всякую среду и пяток равно узаконоположи поститися, кроме немощи и праздников. непостяижеся, священник убо да извержется, мирскии же да отлучится, сиречь святаго причастия на время да возбранится».

Согласно Апостольским правилам чтецам не позволяется поститься с иудеями (Правило 70) : «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен».

Чтецам запрещено молиться в храмах иноверных, о чем читаем в Апостольских правилах (Правило 65) : Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного.

Чтецам запрещено заниматься ростовщичеством. Приводим правило Лаодикийского собора (Правило 4): «Посвященные не должны давать в рост и взимати лихву, и так называемые имиолии, то есть половинный рост». См также I всел. 17; Лаод. 4.

Print Friendly, PDF & Email