Церковные каноны о чтецах

Согласно Апо­столь­ским поста­нов­ле­ниям (кн.2:25) чтецы при­рав­ни­ва­ются к вет­хо­за­вет­ным леви­там: «Ибо они (епи­скопы) – пер­во­свя­щен­ники ваши, а пре­сви­теры ваши – свя­щен­ники, левиты же – нынеш­ние диа­коны ваши, чтецы ваши, певцы, при­врат­ники, диа­ко­ниссы ваши, вдо­вицы, дев­ствен­ницы и сироты ваши».

Там же (кн.3:11) читаем ука­за­ния о недо­пу­сти­мо­сти совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния чте­цами и нахо­дим ука­за­ния о постав­ле­нии во чтецы: «Не поз­во­ляем кре­стить и прочим кли­ри­кам, как то: чтецам, или певцам, или при­врат­ни­кам, или слу­жи­те­лям, но – одним епи­ско­пам и пре­сви­те­рам, при слу­же­нии им диа­ко­нов. А кто дерз­нет на это, те под­па­дут нака­за­нию кореян. Не поз­во­ляем также пре­сви­те­рам руко­по­ла­гать диа­ко­нов, или диа­ко­нисс, или чтецов, или слу­жи­те­лей, или певцов, или при­врат­ни­ков, но – одним епи­ско­пам. Таков чин и строй цер­ков­ный».

О постав­ле­нии во чтецы также гово­рится (кн.8:22): «А о чтецах поста­нов­ляю я, Матфей, я же и Левий, неко­гда мытарь. Чтеца про­из­води, воз­ла­гая на него руку, и, молясь к Богу, говори: Бог Вечный, многий в мило­сти и щед­ро­тах, состав мира чрез соде­лан­ное явно сотво­рив­ший и число избран­ных Твоих сохра­ня­ю­щий! Сам и ныне призри на раба Твоего, кото­рому вру­ча­ется читать святые писа­ния Твои народу Твоему, и дай ему Духа Свя­того, Духа про­ро­че­ского. Ездру, раба Твоего, на чтение зако­нов Твоих народу Твоему умуд­рив­ший, и ныне, при­зы­ва­е­мый нами, умудри раба Твоего, и дай ему, вру­чен­ное ему дело совер­шая неосуж­денно, достой­ным явиться боль­шей сте­пени, Хри­стом, с Кото­рым Тебе слава и почи­та­ние, и Свя­тому Духу во веки. Аминь».

Постав­ле­ние в чтецы по хода­тай­ству свет­ских вла­стей запре­щено согласно Апо­столь­ским пра­ви­лам (Пра­вило 29): «Если кто, епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, день­гами сие досто­ин­ство полу­чит: да будет извер­жен и он, и поста­вив­ший, и от обще­ния совсем да отсе­чется, как Симон волхв Петром». Как видим, здесь нет прямых ука­за­ний о чтеце, но визан­тий­ский кано­нист Феодор Валь­са­мон в тол­ко­ва­нии на данное пра­вило пишет: «Но может быть, кто спро­сит: поелику 30‑е пра­вило упо­ми­нает об одном епи­скопе, а равно и 29 не упо­ми­нает об ипо­ди­а­ко­нах и чтецах; то, как посту­пит, если кто сде­ла­ется по хода­тай­ству свет­ского началь­ника пре­сви­те­ром, или диа­ко­ном, или ипо­ди­а­ко­ном, или чтецом, или, давши деньги, сде­ла­ется ипо­ди­а­ко­ном, или чтецом? Реше­ние: и они должны под­ле­жать извер­же­нию и отлу­че­нию на осно­ва­нии послед­них слов насто­я­щего 30-го пра­вила, где гово­рится, что не одни глав­ные винов­ники зла извер­га­ются и отлу­ча­ются, но и сообщ­ники их». О том же гово­рится в Номо­ка­ноне: «Вопро­сив же некто яко три­де­ся­тое пра­вило, точию вос­по­мяну епи­скопа. Такожде и два­де­сят девя­тое, под­ди­я­коны же не вос­по­мяну, или четца. Вопрос. Аще пре­з­ви­тер кто будет, или диякон. или под­ди­я­кон, или чтец, пред­ста­тель­ства ради князь­ска, или под­ди­я­кон и чтец, дая­нием сребра, что должно быти. Тол­ко­ва­ние. И сии извер­гутся, и отлу­чатся, от конца насто­я­щаго пра­вила, гла­го­лю­щаго. Не токмо пер­во­ви­нов­ни­ков злу низ­ла­гати, и отлу­чати, но и при­об­ща­ю­щихся им. И посла­ние Гена­ди­ево. не точию свя­ще­ныя, но и людины, иже тако­вое злое сотво­риша, про­кля­тию под­ла­гает».

Не доз­во­ля­ется чтецам также зани­мать обще­ствен­ные, госу­дар­ствен­ные и воен­ные долж­но­сти. Согласно 11 пра­вилу Кон­стан­ти­но­поль­ского Дву­крат­ного Собора «Пре­сви­те­ров или диа­ко­нов, при­ем­лю­щих на себя Мир­ские началь­ствен­ные долж­но­сти или попе­че­ния, или в домах мир­ских началь­ствен­ных лиц звание упра­ви­те­лей, Боже­ствен­ные и свя­щен­ные пра­вила под­вер­гают извер­же­нию. То же и мы под­твер­ждая и о прочих, при­над­ле­жа­щих к клиру, опре­де­ляем: если кто из них всту­пит в мир­ские началь­ствен­ные долж­но­сти или в домах началь­ствен­ных лиц, или в град­ских пред­ме­стьях примет на себя звание упра­ви­теля, – тако­вой да изже­нется из своего клира. Ибо, по речен­ному от Самого Христа, истин­ного Бога нашего, и нелож­ному слову, никто же может двум гос­по­дам рабо­тать (Мф. 6:24)». См также IV Всел. 3.

О запрете на второй брак для чтецов читаем в Апо­столь­ских пра­ви­лах (Пра­вило 17): «Кто по святом кре­ще­нии двумя бра­ками обязан был, или налож­ницу имел, тот не может быть епи­скоп, ни пре­сви­тер, ни диакон, ни вообще в списке свя­щен­ного чина». «В списке свя­щен­ного чина» – то есть, начи­ная с чтецов и ипо­ди­а­ко­нов, однако согласно одному из тол­ко­ва­ний: «В насто­я­щем тол­ко­ва­нии 17 пра­вила мы напи­сали, что не знаем, каким обра­зом двое­брач­ные чтецы не извер­га­ются, но еще воз­во­дятся и на высшие сте­пени архи­ерей­скими ука­зами. А теперь обсто­я­тель­нее рас­смот­рев содер­жа­ние зако­нов и правил, мы пришли к заклю­че­нию, что насто­я­щее 17 пра­вило и 18 рас­суж­дают об архи­ереях, свя­щен­ни­ках, диа­ко­нах и ипо­ди­а­ко­нах, а не о чтецах. Ибо те, если всту­пят два раза в брак, прежде ли руко­по­ло­же­ния, или после руко­по­ло­же­ния, под­ле­жат извер­же­нию, а чтецы, всту­пив­шие в два брака прежде постав­ле­ния извер­га­ются, а после постав­ле­ния удо­ста­и­ва­ются про­ще­ния, но не допус­ка­ются к вос­хож­де­нию на другую, высшую цер­ков­ную сте­пень. Ибо 137 новелла Юсти­ни­ана, или 31 и 32 глава 1 тит. 3 книги Васи­лик, гово­рит именно сле­ду­ю­щее: если пре­сви­тер, или диакон, или ипо­ди­а­кон после руко­по­ло­же­ния при­ве­дет себе супругу, должен быть изгнан из клира и с своим иму­ще­ством должен быть отдан сосло­вию того города, в кото­ром был кли­ри­ком. А если чтец при­ве­дет вторую жену или первую, но вдову, или раз­ве­ден­ную с мужем, или такую, с кото­рою зако­нами и свя­щен­ными пра­ви­лами кли­рику запре­щено всту­пать в брак, то уже не должен вос­хо­дить на другую, цер­ков­ную сте­пень; если же каким-нибудь обра­зом и был бы воз­ве­ден на высшую сте­пень, должен быть низ­ве­ден с сей и воз­ста­нов­лен в преж­ней. Если хочешь отно­сить это пра­вило и к чтецам, то говори, что не может быть или сде­латься чтецом, кто состоял в двух браках до поста­нов­ле­ния, но, по дозна­нии о сем, извер­га­ется. Но после постав­ле­ния всту­пив­шему во второй брак чтецу ока­зы­ва­ется снис­хож­де­ние, хотя он не может быть воз­ве­ден на высшую сте­пень. Необ­хо­димо ска­зать еще о том, что архи­ерей­скими ука­зами дву­брач­ные чтецы опре­де­ля­ются в долж­но­сти доме­сти­ков и другие цер­ков­ные долж­но­сти. Итак мы гово­рим, что цер­ков­ныя началь­ства и долж­но­сти не в соб­ствен­ном смысле назы­ва­ются сте­пе­нями. Ибо в соб­ствен­ном смысле сте­пень есть сте­пень свя­щен­ни­ков, диа­ко­нов, ипо­ди­а­ко­нов и чтецов, а долж­но­сти и началь­ства суть поче­сти и сред­ства к доста­точ­ному содер­жа­нию. Почему и бывший сыз­мала чтецом, если бы и два раза всту­пил в брак, без­пре­пят­ственно может быть по указу опре­де­лен кли­ри­ком, цер­ков­ни­ком, доме­сти­ком и соби­ра­те­лем народа, но не может быть диа­ко­ном, или ипо­ди­а­ко­ном. А дерз­нув­ший на сие под­ле­жит извер­же­нию».

Об одно­брач­ных чтецах гово­рится и в Апо­столь­ских поста­нов­ле­ниях (кн.6:17): «Пове­ле­ваем также, чтобы одно­брач­ные же были и слу­жи­тели, и певцы, и чтецы, и при­врат­ники; а если они посту­пили в клир до женитьбы, то поз­во­ля­ется им жениться, если имеют к тому жела­ние, чтобы в случае согре­ше­ния не под­верг­лись они нака­за­нию. Но ни одному из нахо­дя­щихся в клире не поз­во­ляем мы брать или блуд­ницу, или слу­жанку, или вдову, или отвер­жен­ную, как и Закон гово­рит». См также Ап. Прав. 26, VI всел. 6; 26; Васи­лия Вел. 12.

В Апо­столь­ских пра­ви­лах нахо­дим и другие ука­за­ния о браке для чтецов (Пра­вило 26): «Пове­ле­ваем, да из всту­пив­ших в клир без­брач­ными, жела­ю­щие всту­пают в брак одни только чтецы и певцы». Ари­стен пояс­няет: «Име­ю­щий быть при­чтен­ным к свя­щен­ному чину, если желает, пусть всту­пает в брак, а из при­чтен­ных в свя­щен­ный чин может всту­пить в брак только чтец или певец. Никому после при­ня­тия свя­щен­ства не воз­можно всту­пать в брак и оста­ваться в сем сане. Одним чтецам и певцам это доз­во­ля­ется».

Чтецам не поз­во­ля­ется брать в жены ино­вер­ную. Об этом гово­рится в пра­ви­лах IV Все­лен­ского собора (14 пра­вило): При­во­дим ука­за­ния IV Все­лен­ского собора: «Понеже в неко­то­рых епар­хиях поз­во­лено чтецам и певцам всту­пать в брак: то опре­де­лил святый Собор, чтобы никому из них не было поз­во­лено брать себе в жену ино­вер­ную; чтобы родив­шие уже детей от тако­вого брака, и прежде сего уже кре­стив­шие их у ере­ти­ков, при­во­дили их к обще­нию с Кафо­ли­че­скою Цер­ко­вью: а некре­стив­шие не могли кре­стить их у ере­ти­ков, ни сово­куп­лять браком с ере­ти­ком, или иудеем, или языч­ни­ком; разве в таком только случае, когда лицо, соче­та­ва­ю­ще­еся с пра­во­слав­ным лицом, обе­щает прейти в пра­во­слав­ную веру. А кто пре­сту­пит сие опре­де­ле­ние свя­таго Собора тот да под­ле­жит епи­ти­мии по пра­ви­лам». См также Лаод. 10 и 31, VI всел. 72. Согласно 21 (30) пра­вилу Кар­фа­ген­ского собора Детям, состо­я­щих в клире, также запре­ща­ется брак с ино­вер­ными: «Забла­го­раз­суж­дено, чтобы дети состо­я­щих в клире не сово­куп­ля­лись браком с языч­ни­ками или с ере­ти­ками».  См также Лаод. 31.

О невоз­мож­но­сти быть чтецом и зани­маться цер­ков­ным слу­же­нием для тех, чья жена обли­чена в пре­лю­бо­дей­стве, гово­рит 8 пра­вило Неоке­са­рий­ского собора: «Аще жена неко­его миря­нина, пре­лю­бо­дей­ство­вав, обли­чена будет в том явно: то он не может прийти в слу­же­ние цер­ков­ное. Аще же по руко­по­ло­же­нии мужа впадет в пре­лю­бо­дей­ство: то он должен раз­ве­стись с нею. Аще же сожи­тель­ствует: не может каса­тися слу­же­ния, ему пору­чен­ного». См также Ап. 18; VI всел. 3.

В Апо­столь­ских пра­ви­лах даются ука­за­ния отно­си­тельно руко­по­ло­же­ния чтецов во диа­коны (Пра­вило 12): «Если кто из клира, или миря­нин отлу­чен­ный от обще­ния цер­ков­ного, или недо­стой­ный при­ня­тия в клир, отошед, в ином городе принят будет без пред­ста­ви­тель­ной гра­моты: да будет отлу­чен и при­няв­ший и при­ня­тый». Тол­ко­ва­теля Кано­нов Пра­во­слав­ной Церкви Иоанн Зонары пояс­няет: «Неко­то­рые, опре­де­лен­ные в клир, напри­мер, чтецы или певцы, домо­га­ются быть руко­по­ло­жен­ными в диа­коны, или пре­сви­теры. Име­ю­щие руко­по­ло­жить их, иссле­дуя отно­ся­щи­еся к ним обсто­я­тель­ства и находя, может быть, неко­то­рыя сомне­ния, отла­гают руко­по­ло­же­ние, пока будут раз­ре­шены воз­ник­шия о них сомне­ния. Между тем домо­га­ю­щи­еся, него­дуя на сие при­хо­дят к другим и ими при­ни­ма­ются. Сие-то и запре­щает насто­я­щее пра­вило, и того, кого один архи­ерей не при­знает достой­ным допу­стить до руко­по­ло­же­ния, пове­ле­вает не при­ни­мать и дру­гому, без пред­ста­ви­тель­ных посла­ний епи­скопа, у кото­рого про­ис­хо­дило иссле­до­ва­ние. Пред­ста­ви­тель­ныя посла­ния суть те, кото­рыя даются кли­ри­кам, или миря­нам отлу­чен­ным, или чтецам, отправ­ля­ю­щимся в другой город, и в кото­рых сооб­ща­ется об них тамош­нему епи­скопу, что они раз­ре­шены от епи­ти­мий, или суть верные… Если же кто примет кого-либо тако­ваго, то и при­няв­шаго и при­ня­того пра­вило под­вер­гает отлу­че­нию…»

В Апо­столь­ских поста­нов­ле­ниях даются ука­за­ния отно­си­тельно отлу­че­ния чтецов диа­ко­нами (кн.8:28), такая прак­тика была свой­ственна древ­ней Церкви: «Диакон отлу­чает ипо­ди­а­кона, чтеца, певца, диа­ко­ниссу, если потре­бу­ется это в отсут­ствие пре­сви­тера. Но ипо­ди­а­кону не поз­во­ли­тельно отлу­чать ни чтеца, ни певца, ни диа­ко­ниссу, ни кли­рика, ни вер­ного, ибо они суть слу­жи­тели диа­ко­нов». Здесь речь идет о том, что в первые века  Церкви диа­коны несли в неко­то­рых слу­чаях обя­зан­но­сти чрез­вы­чай­ные, напри­мер: при­ня­тие каю­щихся в недра Церкви, отре­ше­ние низ­шего клира от долж­но­сти.

Согласно Апо­столь­ским пра­ви­лам чтецам не поз­во­ля­ется зло­упо­треб­лять алко­го­лем, зани­маться азарт­ными играми (Пра­вило 43): «Ипо­ди­а­кон, или чтец, или певец, игре и пьян­ству пре­дан­ный, или да пре­ста­нет, или да будет отлу­чен. Так же и миряне». Ком­мен­та­рий Зонары: «Епи­скопы и все члены клира должны всех убеж­дать к доб­ро­де­тели, быть первым образ­цом ея, и воз­буж­дать к добрым делам. Но, как и из них, неко­то­рые могут укло­няться от добра, при­да­ваться игре или упи­ваться, то пра­вило пред­пи­сы­вает тако­вым или отстать, или епи­ско­пов, пре­сви­те­ров и диа­ко­нов под­вер­гать извер­же­нию, а ипо­ди­а­ко­нов, чтецов и певцов, если не отста­нут, под­вер­гать отлу­че­нию, а равно и мирян, пре­да­ю­щихся игре и пьян­ству. Ибо писа­ние запо­ве­дует не пить вино до пьян­ства (Втор.28:39; Притч.23:20), и еще: не упи­вайся вином, в нем же есть блуд (Еф.5:18)».

Там же нахо­дим запрет чтецам посе­щать питей­ные заве­де­ния (Пра­вило 54): «Если кто из клира в кор­чем­нице ядущий усмот­рен будет: да отлу­чится, кроме случая, когда на пути по нужде в гости­нице отды­хает». Ком­мен­та­рий Зонары: «При­зван­ные быть жре­бием Божиим должны быть и для мирян образ­цом скром­ной жизни и во всем без­уко­риз­нен­ными, дабы из-за них не хули­лось имя Божие. А посе­ще­ние кор­чем­ниц пока­зы­вает, что дела­ю­щие это ведут жизнь нескром­ную, и что нравы их испор­чены не только в отно­ше­нии к пище и питью; но и в отно­ше­нии ко всему про­чему пове­де­нию. Ибо в кор­чем­ни­цах соби­ра­ются нескром­ные муж­чины и жен­щины, и поэтому нахо­дя­щийся в обще­стве с нами не оста­нется не при­част­ным их пороч­но­сти. Ибо тлят обычаи благи беседы злы (1Кор.15:33). Посему пра­вило пове­ле­вает отлу­чать тако­вых кли­ри­ков…» Согласно VI всел. чтецу также не доз­во­ля­ется содер­жать питей­ное заве­де­ние (Пра­вило 9): «Ника­кому кли­рику не поз­во­ля­ется содер­жати кор­чем­ницу. Ибо аще не поз­во­лено тако­вому вхо­дити в кор­чем­ницу, то кольми паче слу­жити в оной другим, и упраж­ня­тися в том, что ему непри­лично. Аще же кто что-либо тако­вое соде­лает: или да пре­ста­нет, или да будет извер­жен». О том же гово­рят 24 пра­вило Лаоди­кий­ского собора и 40 (49) пра­вило Кар­фа­ген­ского собора .

Чтецам не поз­во­ля­ется посе­щать зре­лища, участ­во­вать в празд­не­ствах с язы­че­скими обря­дами. При­во­дим 24 пра­вило Шестого Все­лен­ского Собора: «Никому из чис­ля­щихся в свя­щен­ном чине, ни монаху, не поз­во­ля­ется ходити на кон­ския риста­лища, или при­сут­ство­вати на позо­рищ­ных играх. И аще кто из клира зван будет на брак: то при появ­ле­нии игр, слу­жа­щих к обо­льще­нию, да воста­нет, и тотчас да уда­лится: ибо так пове­ле­вает нам учение отец наших. Аще же кто обли­чен будет в сем: или да пре­ста­нет, или да будет извер­жен». См также: VI всел. 51, 62, 65; Лаод. 54.

О нару­ше­нии постов чте­цами читаем в Апо­столь­ских пра­ви­лах (Пра­вило 69): «Если кто епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, или ипо­ди­а­кон, или чтец, или певец, не постится во святую четы­ре­де­сят­ницу пред Пасхою, или в среду, или в пят­ницу, кроме пре­пят­ствия от немощи телес­ной: да будет извер­жен. Если же миря­нин: да будет отлу­чен». Номо­ка­нон (Пра­вило 213): «Аще кто епи­скоп, или пре­з­ви­тер, или диякон, или чтец, или певец святыя пасхи четы­ри­де­сят­ницы не постится, или среды, или пятка, разве аще неду­гом телес­ным воз­бра­нен будет, да извер­жется. людин же да отлу­чится. смотри яко пра­вило сие святую четы­ре­де­сят­ницу, и всякую среду и пяток равно уза­ко­но­по­ложи пости­тися, кроме немощи и празд­ни­ков. непо­стя­и­жеся, свя­щен­ник убо да извер­жется, мир­скии же да отлу­чится, сиречь свя­таго при­ча­стия на время да воз­бра­нится».

Согласно Апо­столь­ским пра­ви­лам чтецам не поз­во­ля­ется поститься с иуде­ями (Пра­вило 70) : «Если кто, епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иуде­ями, или празд­нует с ними, или при­ем­лет от них дары празд­ни­ков их, как то, опрес­ноки, или нечто подоб­ное: да будет извер­жен. Если же миря­нин: да будет отлу­чен».

Чтецам запре­щено молиться в храмах ино­вер­ных, о чем читаем в Апо­столь­ских пра­ви­лах (Пра­вило 65) : Если кто из клира, или миря­нин, в сина­гогу иудей­скую или ере­ти­че­скую войдет помо­литься: да будет и от чина свя­щен­ного извер­жен, и отлу­чен от обще­ния цер­ков­ного.

Чтецам запре­щено зани­маться ростов­щи­че­ством. При­во­дим пра­вило Лаоди­кий­ского собора (Пра­вило 4): «Посвя­щен­ные не должны давать в рост и взи­мати лихву, и так назы­ва­е­мые имио­лии, то есть поло­вин­ный рост». См также I всел. 17; Лаод. 4.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки