Орлец

Орле́ц (греч. αετός) – неболь­шой ковер круг­лой формы с изоб­ра­же­нием паря­щего над горо­дом орла, пред­на­зна­чен­ный для исполь­зо­ва­ния в пра­во­слав­ном архи­ерей­ском  бого­слу­же­нии.

orlec 1 - Орлец

Исто­рия поня­тия

Исто­рия исполь­зо­ва­ния  орле­цов отно­сится к началу XIII века. Изна­чально орлец являлся особым даром импе­ра­тора пат­ри­арху – на ковре изоб­ра­жался двух­гла­вый визан­тий­ский орел на желтом или крас­ном фоне. Ковер с визан­тий­ским гербом, на кото­ром мог стоять только импе­ра­тор, отно­сился к импе­ра­тор­скому про­то­колу и про­цес­сиям визан­тий­ского госу­да­рева двора. Причем изна­чально визан­тий­ские санов­ники изоб­ра­жали двух­гла­вого орла на своей обуви и лишь затем изоб­ра­же­ние пере­шло на ковры. Ровно также дело обсто­яло и с Кон­стан­ти­но­поль­скими пат­ри­ар­хами, кото­рым сперва было доз­во­лено изоб­ра­жать дву­гла­вого орла на обуви, а затем и на спе­ци­аль­ных коврах. Надо отме­тить, что подоб­ное бла­го­сло­ве­ние полу­чили и пат­ри­архи других вели­ких горо­дов – Алек­сан­дрии и Антио­хии. После паде­ния Кон­стан­ти­но­поля в 1453 году право стоять на орлеце оста­лось лишь за пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поля, Антио­хии и Алек­сан­дрии и, впо­след­ствии, рас­про­стра­ни­лось на всех епи­ско­пов. Эта же тра­ди­ция пере­да­лась епи­ско­пам Руси, так как Русь вос­при­няла герб Визан­тии.

На Руси закре­пи­лось изоб­ра­же­ние с одно­гла­вым орлом. Более того, орлец на Руси не вос­при­ни­мался как импе­ра­тор­ский дар, а вос­при­ни­мался как неотъ­ем­ле­мый эле­мент архи­ерей­ского бого­слу­же­ния. Рус­ский чин постав­ле­ния во епи­скопы от 1456 года содер­жит ука­за­ние на изоб­ра­же­ние именно «еди­но­глав­ного», т.е. одно­гла­вого, орла.

В XVI–XVII вв. орлецы пости­ла­лись под ноги епи­ско­пов при входе в храм перед нача­лом бого­слу­же­ния. Затем, по окон­ча­нии бого­слу­же­ния, епи­скоп, выходя из храма пола­гал послед­ний поклон также на орлеце.

Мос­ков­ский собор 1675 года поста­но­вил, что в при­сут­ствии пат­ри­арха на орле­цах могут стоять лишь мит­ро­по­литы Вели­кого Нов­го­рода и Казани.

В конеч­ном итоге на Руси (в России) орлецы стали исполь­зо­ваться на каждом архи­ерей­ском бого­слу­же­нии и рас­по­ла­гаться там, где епи­скоп делает оста­новку для совер­ше­ния опре­де­лен­ных свя­щен­но­дей­ствий и/или молит­вен­ных воз­гла­сов. Первым прямым пове­ле­нием к этому явля­ется чин постав­ле­ния в епи­скопы 1456 года, где содер­жится ука­за­ние нано­сить изоб­ра­же­ние одно­гла­вого орла на спе­ци­аль­ном помо­сте, где и про­ис­хо­дит хиро­то­ния.

orlec 2 - Орлец

Сим­во­лика орлеца

Орлец сим­во­ли­че­ски ука­зы­вает на особый статус, особое место епи­скопа в свя­щен­ни­че­ской иерар­хии, а вместе с этим и на особое духов­ное поло­же­ние епи­скопа, его духов­ную и нрав­ствен­ную чистоту. Подобно орлу должен воз­но­ситься он от зем­ного к небес­ному. Орлец также сим­во­ли­зи­рует и види­мым обра­зом обо­зна­чает власть епи­скопа и статус храма, в кото­ром орлец раз­ме­ща­ется. Поэтому город, изоб­ра­жа­ю­щийся в ком­по­зи­ции орлеца, сим­во­ли­зи­рует и город­скую епи­скоп­скую кафедру.

Духов­ный смысл орлеца с изоб­ра­же­нием города и паря­щего над ним орла ука­зы­вает прежде всего на высшее небес­ное про­ис­хож­де­ние и досто­ин­ство епи­скоп­ского сана и епи­скоп­ской власти.

Орлец в бого­слу­же­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Орлецы пости­ла­ются на полу храма под ноги епи­скопу, в клю­че­вых местах храма, где епи­скоп оста­нав­ли­ва­ется для совер­ше­ния бого­слу­жеб­ных дей­ствий. Орлец пости­ла­ется под ноги архи­ерея таким обра­зом, чтобы голова орла была обра­щена в ту сто­рону, в кото­рую в этот момент будет обра­щен лицом архи­ерей.

Поло­же­ние орле­цов на архи­ерей­ском бого­слу­же­нии входит в задачи спе­ци­ально обу­чен­ных ипо­ди­а­ко­нов. Ипо­ди­а­кон-посош­ник отве­чает за раз­ме­ще­ние орле­цов вне алтаря, в алтаре этим зани­ма­ются прочие ипо­ди­а­коны. Перед тем как архи­ерей при­бу­дет в храм, ипо­ди­а­коны раз­ме­щают орлецы на солее перед цар­скими вра­тами, перед ико­нами Спа­си­теля и Божией Матери, а также перед иконой празд­ника и/или храма, перед амво­ном и у входа в храм у при­твора. Когда, после встречи в при­творе, архи­ерей пере­хо­дит к амвону – посош­ник пере­но­сит орлец у входа на место обла­че­ния архи­ерея. После вос­хож­де­ния архи­ерея на солею посош­ник уби­рает орлец с места обла­че­ния и пости­лает на край амвона голо­вой орла на запад.

В алтаре орлецы пости­ла­ются вокруг пре­стола перед малым входом, а также между жерт­вен­ни­ком и пре­сто­лом. Во время чтения Еван­ге­лия орлец раз­ме­ща­ется на солее впе­реди аналоя. Также пола­га­ется орлец на том месте, где при­ча­щает архи­ерей. После заам­вон­ной молитвы орлецы пости­ла­ются перед цар­скими вра­тами – на время отпу­ста литур­гии, а также на время молитвы архи­ерея после выхода из алтаря после раз­об­ла­че­ния; на краю амвона для общего бла­го­сло­ве­ния, а также на нижней сту­пени кафедры, также для бла­го­сло­ве­ния людей. Нако­нец, у выхода из храма в том месте, где архи­ерей сни­мает мантию.

Несмотря на то, что такая прак­тика ничем не регла­мен­ти­ро­вана, как пра­вило, цвет орлеца на бого­слу­же­нии соче­та­ется с цветом обла­че­ния епи­скопа, кото­рый в свою оче­редь зави­сит от типа бого­слу­же­ния: синий и голу­бой – бого­слу­же­ние посвя­щено Пре­свя­той Бого­ро­дице, зеле­ный – бого­слу­же­ние посвя­щено Святой Троице, Свя­тому Духу или пре­по­доб­ным святым и т.д. При этом у архи­ерея чаще всего име­ется несколько ком­плек­тов орле­цов, поэтому подчас прак­тика соче­та­ния цвета орле­цов и цвета обла­че­ния выпол­ня­ется не строго.

Орлецы изго­тав­ли­ва­ются путем выши­ва­ния или нане­се­ния отдель­ных эле­мен­тов (изоб­ра­же­ний орла, города и пр.) на едином ков­ро­вом покры­тии. В совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви суще­ствует два типа орле­цов – круг­лые и т.н. «кафед­раль­ные». В первом случае речь идет о клас­си­че­ском орлеце круг­лой формы (на бого­слу­же­нии всегда исполь­зу­ется несколько таких орле­цов). В случае с «кафед­раль­ным» орле­цом речь идет о выши­том ковре с ком­по­зи­цией «орел-город», кото­рым накры­ва­ется епи­скоп­ская кафедра кафед­раль­ного собора, в кото­ром служит епи­скоп.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки