Чтец

***

Чтец – низший чин пра­во­слав­ного клира, низшая сте­пень цер­ков­но­слу­жи­теля. В чтецы посвя­щает епи­скоп через хиро­те­сию. Слу­же­ние чтеца – чтение во время бого­слу­же­ния бого­слу­жеб­ных тек­стов (Апо­стол, шесто­псал­мие, кафизмы, седальны, каноны, часы и др.).

chtec - Чтец

Чтец – первое посвя­ще­ние миря­нина (лаика) в кли­рики, за кото­рым может сле­до­вать посвя­ще­ние в ипо­ди­а­кона, а потом руко­по­ло­же­ния во диа­кона, пре­сви­тера и епи­скопа.

Посвя­щён­ными чте­цами могут быть исклю­чи­тельно муж­чины. Посвя­щен­ный в чтеца неже­на­тый хри­сти­а­нин имеет право всту­пить в брак.

Часо­слов – книга, слу­жа­щая руко­вод­ством для чтецов.

«О чтецах упо­ми­на­ется еще в Ветхом Завете, где гово­рится, что во время Бого­слу­же­ния они «читали из книги законы Божия внятно и при­со­еди­няли тол­ко­ва­ние, и народ пони­мал про­чи­тан­ное» (Неем.8:8). В ново­за­вет­ное время звание чтеца освя­тил Сам Гос­подь, Кото­рый, придя в Наза­рет, вошел «в день суб­бот­ний в сина­гогу и встал читать» (Лк.4:16). Долж­ность чтеца известна была при апо­сто­лах (Деян.13:15,27). О ней гово­рится в Апо­столь­ских Поста­нов­ле­ниях и ука­зы­ва­ется в сочи­не­ниях цер­ков­ных писа­те­лей первых веков. Звание чтеца в Древ­ней Церкви поль­зо­ва­лось высо­ким ува­же­нием, оно дава­лось как награда за особое досто­ин­ство и твер­дое испо­ве­да­ние Хри­сто­вой веры. Свя­щен­но­му­че­ник Киприан посвя­тил в долж­ность чтецов испо­вед­ни­ков Авре­лия и Келе­рина, про­явив­ших стой­кость во время гоне­ний.

На долж­но­сти чтецов в древ­но­сти начи­нали свое слу­же­ние многие выда­ю­щи­еся дея­тели и отцы Церкви – святые Васи­лий Вели­кий, Гри­го­рий Нис­ский, Иоанн Зла­то­уст, Прокл, епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, и другие. Исто­рия Церкви гово­рит, что в боль­ших храмах долж­ность чтецов одно­вре­менно зани­мало боль­шое коли­че­ство кли­ри­ков. Так, по зако­но­да­тель­ству Юсти­ни­ана при Софий­ском Кон­стан­ти­но­поль­ском храме назна­чено было 110 чтецов (Кормч. кн., 2, гл. 44, прав. 1).

В древ­но­сти, как и в насто­я­щее время, в обя­зан­но­сти чтецов вхо­дило чтение Свя­щен­ного Писа­ния, за исклю­че­нием Еван­ге­лия, при бого­слу­же­нии. Они были также хра­ни­те­лями свя­щен­ных книг и должны были воз­жи­гать све­тиль­ники в алтаре и пред­но­сить све­тиль­ник во время совер­ше­ния бого­слу­же­ния пред свя­щен­но­дей­ству­ю­щими в необ­хо­ди­мых слу­чаях.

В Поста­нов­ле­ниях Апо­столь­ских изоб­ра­жен чин посвя­ще­ния чтецов, в кото­ром епи­скопу пред­пи­сы­ва­ется избрать чтеца, воз­ло­жить на него руку и про­из­не­сти молитву, содер­жа­щую просьбу ко Гос­поду о даро­ва­нии Духа про­ро­че­ского руко­по­ла­га­е­мому для чтения святых Писа­ний народу Божьему и о том, чтобы он, неуко­риз­ненно совер­шая воз­ло­жен­ное на него дело, соде­лался достой­ным высшей сте­пени слу­же­ния чрез Христа. В 8 пра­виле Кар­фа­ген­ского собора (около 398 г.) гово­рится, что при постав­ле­нии чтеца епи­скоп должен изве­стить народу о его пове­де­нии, спо­соб­но­стях и вер­но­сти.

После чего епи­скоп дает став­лен­нику свя­щен­ную книгу для чтения, про­из­нося: «Прими ее, имей звание читать слово Божие и знай, что за испол­не­ние своей долж­но­сти с усер­дием и поль­зою будешь иметь уча­стие с бла­го­вест­ни­ками слова Божия». По словам свя­ти­теля Симеона Солун­ского: «Неко­то­рые даже обра­щают вни­ма­ние и на изре­че­ния про­чи­тан­ного, при­ни­мая их за пред­ве­стие и ука­за­ние на жизнь постав­ля­е­мых» (источ­ник).

В Меся­це­слове Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви нахо­дится 12 кано­ни­зи­ро­ван­ных чтецов:

  1. Алфей Кеса­рий­ский (Пале­стин­ский)
  2. Афа­на­сий Сала­мин­ский (Кипр­ский)
  3. Данакт Илли­рий­ский
  4. Диси­де­рий Путе­оль­ский
  5. Евге­ний Дмит­рев
  6. Евтро­пий Кон­стан­ти­но­поль­ский
  7. Мар­киан Кон­стан­ти­но­поль­ский
  8. Михаил Ере­год­ский
  9. Мокий Эмес­ский (Емис­ский)
  10. Про­ко­пий Кеса­рий­ский (Пале­стин­ский)
  11. Тимо­фей Фива­ид­ский
  12. Феодул Солун­ский (Фес­са­ло­ни­кий­ский)

См. также: АЛТАР­НИК, ПОНО­МАРЬ.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки