Церкви они строят! Лучше бы больным детям помогли!

Зачем стро­ить храмы, когда деньги можно потра­тить на школы, боль­ницы и детей — над этим доста­точно попу­ляр­ным в обще­стве вопро­сом раз­мыш­ляет Сергей Худиев.

Оглав­ле­ние

Виньетка

 

Зачем мы вообще что-то строим

Зачем строят и укра­шают храмы — ведь эти деньги можно было бы потра­тить на школы! Или боль­ницы! Или пен­си­о­не­ров! Или боль­ных детей! Что же, это хоро­ший вопрос. Зачем мы вообще что-либо строим? Зачем мы вообще тратим ресурсы?

Зачем бро­сать в землю зерна, ведь их можно было сразу отдать голод­ным? Потому что — скажут нам — это необ­хо­ди­мое вло­же­ние ресур­сов. Мы должны думать не только о том, что нам есть прямо сейчас, но и о том, что нам есть через год. Зачем вкла­ды­ва­ются огром­ные деньги в стро­и­тель­ство неф­тя­ных вышек? Почему бы просто не раз­дать эти деньги нуж­да­ю­щимся? Потому что, чтобы вос­пол­нять мате­ри­аль­ные нужды людей, нужна рабо­та­ю­щая эко­но­мика.

А школы — зачем их стро­ить? Как пела извест­ная бри­тан­ская группа в пору моего дет­ства, «эй, учи­теля, оставьте детей в покое!». В самом деле — дети, от еще малень­ких до уже здо­ро­вых парней и деву­шек, должны про­во­дить кучу вре­мени за пар­тами, вместо того чтобы играть или рабо­тать, и слу­шать, как учи­теля за госу­дар­ствен­ный счет рас­ска­зы­вают им про то, как Афины пошли войной на Спарту. Навер­ное, нам скажут, что для жизни в обще­стве необ­хо­димо обра­зо­ва­ние, некий уро­вень знаний, куль­туры и соци­аль­ных навы­ков, кото­рый при­об­ре­та­ется в школе. В самом деле, обра­зо­ва­ние вещь несъе­доб­ная, неося­за­е­мая, учи­тель и школа не рабо­тают с пше­ни­цей, или нефтью, или метал­лом — они рабо­тают с людьми.

И — говоря о школе — мы все согла­ша­емся, что работа с людьми, кото­рая их как-то меняет, — это тоже очень важная работа. Она опре­де­ляет, среди каких людей нам жить в бли­жай­шем буду­щем. Есть эко­но­мика, свя­зан­ная с пше­ни­цей, или нефтью, или сталью — а есть более тонкая, но не менее важная мате­рия — чело­ве­че­ские души. Есть соци­аль­ная ткань, кото­рую очень важно ткать, чтобы она не рас­пол­за­лась.

В Церкви учатся дове­рять друг другу

И вот на чисто земном уровне Цер­ковь — это инсти­тут, кото­рый сози­дает соци­аль­ную ткань. Я при­веду пример из своего лич­ного опыта. Как-то во дворе моего дома чуть не столк­ну­лись две машины — води­тели вышли, стали осы­пать друг друга оскорб­ле­ни­ями, потом сце­пи­лись и пока­ти­лись по земле. К сча­стью, их раз­няли, до смер­то­убий­ства и тюрьмы дело не дошло. Я видел ана­ло­гич­ное про­ис­ше­ствие во дворе церкви, куда я хожу. Води­тели вышли, при­вет­ливо поздо­ро­ва­лись, обсу­дили, как им лучше разъ­е­хаться, и разъ­е­ха­лись.

Води­тели на цер­ков­ном дворе вели себя дру­же­любно и ува­жи­тельно, потому что чув­ство­вали себя в без­опас­но­сти — это не то место, где меня хотят оби­деть и я должен был бы давать отпор.

Более того, Цер­ковь — это то место, где люди объ­еди­ня­ются для слу­же­ния ближ­ним. Суще­ствует много бла­го­тво­ри­тель­ных цер­ков­ных про­ек­тов — а вот анти­кле­ри­калы как-то мало известны своей соци­аль­ной рабо­той. Не потому, что анти­кле­ри­калы непре­менно жесто­ко­серд­ные люди (они разные люди), а потому, что люди, при­вык­шие соби­раться вместе для бого­слу­же­ния, люди, кото­рые друг друга знают и друг другу дове­ряют, легче объ­еди­ня­ются для чего-то еще.

Вложив сред­ства в стро­и­тель­ство храма, вы потом полу­ча­ете бла­го­тво­ри­тель­ную и соци­аль­ную работу, кото­рую совер­шают его при­хо­жане. Это про­ве­рено и это рабо­тает — в таких, без­условно, вполне свет­ских госу­дар­ствах, как США и Фран­ция, госу­дар­ство активно сотруд­ни­чает с рели­ги­оз­ными общи­нами в деле слу­же­ния обще­ству. Напри­мер, в США като­ли­че­ские гос­пи­тали полу­чают госу­дар­ствен­ные деньги — пла­мен­ные ате­и­сты тре­буют лишить их этого, потому что като­лики отка­зы­ва­ются делать аборты, но пока без­успешно. Во Фран­ции като­ли­че­ские школы полу­чают под­держку от госу­дар­ства.

Это дела­ется не потому, что власти этих стран глу­боко рели­ги­озны (это не так), а потому, что они нахо­дят дея­тель­ность рели­ги­оз­ных общин полез­ной для обще­ства в целом. Конечно, госу­дар­ство (как и у нас) обычно не финан­си­рует храмы прямо — только если они при­знаны памят­ни­ками архи­тек­туры. Но храмы — это часть той соци­аль­ной, пси­хо­ло­ги­че­ской и духов­ной струк­туры, кото­рая порож­дает школы и боль­ницы.

Без Бога это «зачем» про­ва­ли­ва­ется в пустоту

Недавно мне дово­ди­лось слы­шать, что боль­ницы в США столк­ну­лись с про­бле­мой нехватки мед­се­стер — потому что во многом эту работу испол­няли мона­хини, кото­рых стало меньше. Можно верить или не верить в Бога — но у веры есть опре­де­лен­ные соци­аль­ные плоды. С точки зрения инте­ре­сов обще­ства в целом, воз­ве­де­ние церкви никак не явля­ется пустой тратой — как и воз­ве­де­ние, напри­мер, школы.

То, что я сказал до сих пор, будет понятно и неве­ру­ю­щему чело­веку — но, как пра­вило, люди, кото­рые опла­чи­вают воз­ве­де­ние храмов, делают это по искрен­нему рели­ги­оз­ному убеж­де­нию.

Зачем они под­дер­жи­вают воз­ве­де­ние этих пре­крас­ных зданий? В этом случае вопрос «зачем» зада­ется — и полу­чает ответ — на прин­ци­пи­ально другом уровне. Зачем мы делаем то или другое? Каковы вообще наши цели в жизни? Зачем мы тут, на земле?

Без Бога это «зачем» про­ва­ли­ва­ется в пустоту. Да неза­чем. Слепые при­род­ные силы, кото­рые, не желая этого, при­вели нас в бытие, так же слепо нас и уни­что­жат. Любые свер­ше­ния кон­крет­ного чело­века навсе­гда закон­чатся со смер­тью, как неиз­бежно умрут все, кто его знал и помнил. Ни у чело­ве­че­ской жизни, ни у мира в целом нет про­дол­же­ния — эта дорога ведет в никуда.

Цер­ковь — это портал в рай

Но если есть Бог, вечное спа­се­ние, жизнь буду­щего века — то наши усилия при­но­сят вечные плоды. Дело не в том, что цер­ков­ные здания — это надолго. Дело в том, что чело­ве­че­ские души вечны, и вкла­ды­ваться в них стоит не потому, что это важно для эко­но­мики или общего бла­го­устрой­ства, а потому, что чело­ве­че­ские души — это вообще самое важное, что только может быть во все­лен­ной.

Именно людей Бог создал для веч­но­сти, именно для спа­се­ния людей Бог стал чело­ве­ком в Иисусе Христе, именно для того, чтобы при­ве­сти меня и вас к жизни вечной и бла­жен­ной, Хри­стос осно­вал Цер­ковь.  

Кра­сота — это сви­де­тель­ство о Боге, и Бог, как гово­рит Писа­ние, наде­ляет людей осо­быми талан­тами для укра­ше­ния Его свя­ти­лища. Как ска­зано к книге Исход, «Гос­подь назна­чил Весе­ле­ила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и испол­нил его Духом Божиим, муд­ро­стью, разу­ме­нием, веде­нием и всяким искус­ством, состав­лять искус­ные ткани, рабо­тать из золота, серебра и меди, и резать камни для встав­ли­ва­ния, и резать дерево, и делать всякую худо­же­ствен­ную работу; и спо­соб­ность учить [других] вложил в сердце его, его и Аго­лиава, сына Ахи­са­ма­хова, из колена Данова; он испол­нил сердце их муд­ро­стью, чтобы делать всякую работу рез­чика и искус­ного ткача, и выши­ва­теля по голу­бой, пур­пу­ро­вой, черв­ле­ной и вис­сон­ной ткани, и ткачей, дела­ю­щих всякую работу и состав­ля­ю­щих искус­ные ткани» (Исх. 35:30–35).

Школы дают обра­зо­ва­ние — это очень важно. Боль­ницы лечат болезни — и это весьма почтенно. Цер­ковь — это портал в рай, место, где люди встре­чают Своего Спа­си­теля, где они при­об­ща­ются Вечной Жизни.

Воз­можно, вы в это не верите — но попро­буйте заду­маться, вдруг это правда? Вдруг вы про­хо­дите мимо двери, кото­рая дей­стви­тельно ведет в рай? Впро­чем, это, конечно, ваш выбор — стро­и­тели церк­вей ста­ра­ются о том, чтобы он у вас был. Чтобы дверь в новую жизнь была в пре­де­лах вашей дося­га­е­мо­сти.

Пра­во­сла­вие и Мир

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки