Деньги

Де́ньги

1) материальные (например, металлические или бумажные) знаки, служащие мерой стоимости в торговых или банковских операциях, оценки и оплаты труда;
2) капитал.

dengi - Деньги

Как понять слова Спасителя: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф.6:25)?

Господь предостерегает нас от беспокойной, суетной, чрезмерной заботливости о временных благах, от пристрастия к ним (ср.: Лк.8:14; Лк.21:34; Флп.4:6). В известных пределах, конечно, необходимо заботиться о нуждах житейских – трудиться для удовлетворения их заповедуют и Спаситель, и Апостолы, тогда как неоправданная беззаботность порицается. Поэтому Господь не научает беззаботности, но запрещает излишнюю заботливость – излишняя привязанность к сокровищам временным отвлекает от попечения об истинном духовном благе, маммона отвлекает человека от Бога.

Если Евангелие учит не заботиться о завтрашнем дне, то не значит ли это, что человек не вправе собирать или накапливать материальные средства?

Смысл выражения «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем» (Мф.6:34) не выражается в безусловном запрете на накопление. Через данное наставление Святое Евангелие учит надеяться, рассчитывать и полагаться на Божий Промысл. При этом не утверждается с безусловностью, что человек вовсе не вправе думать о завтрашнем дне, не вправе, для достижения тех или иных целей откладывать необходимые материальные средства.

Когда накопление не идёт нам на пользу?

Существуют формы греховного стяжания, например, связанного с удовлетворением какой-либо греховной страсти (любостяжания, сребролюбия, жадности, зависти, гордости, тщеславия или какого-либо конкретного греховного намерения). К греховной следует относить и ту форму стяжания, что связана с недоверием Богу или неверием в Его Промысл (мол, если сам о себе не позабочусь, то и никто не позаботится). Иллюстрацией такой формы стяжательства служит Евангельская притча о безумном богаче, собравшем большой урожай, возжелавшем наполнить амбары и решившем, что через это он сам, гарантировано, обеспечит себе счастливое будущее (Лк.12:16-21).

Грешно ли тратить на себя деньги, когда в мире столько бедных?

Наши деньги заработаны нами для удовлетворения наших нужд. Нужно помнить, что по большому счету возможность зарабатывать деньги – это Божий дар. Её не было бы, не имей мы разума, здоровья, способностей и др., а потому нелишним будет помнить о благодарности Богу и долге милосердия по отношению к другим людям.

Зачем тратить деньги на помощь другим людям? Всё равно мы не сможем помочь всем.

Действительно, каким бы милосердным ни был жертвующий и скольким бы людям он ни помог, он никогда не справится с бедностью, болезнями и страданиями в масштабе не то чтобы целого мира, а даже отдельной страны или города. Однако постановка вопроса, мол, «бедных всё равно меньше не станет, что толку от моей помощи кому-то одному?» не верна. Милосердный человек, живущий в обществе, где полным-полно нуждающихся в помощи людей, кому-нибудь да постарается помочь. Мы не отвечаем за весь мир, но ответственны в возможной нам области.

Бывает ли накопление ко благу?

История знает много примеров, когда к накоплению прибегали и Божьи угодники, например, собирая средства на строительство или благоустройство храмов, больниц, приютов, монастырей.

Так, Иосиф 7 лет собирал в житницы хлеб, зная, что за ними последуют семь неурожайных годов (Быт.41:48). Впоследствии благодаря этому мудрому шагу он избавил от неминуемой голодной смерти множество людей, включая собственных братьев и отца.

Царь и псалмопевец Давид, радея о возведении Божьего храма в Иерусалиме, заготовил необходимые для его строительства и дальнейшего обустройства материалы, в том числе дорогостоящие (например, золото и серебро) (1Пар.29:2-5). Впоследствии его сын, Соломон, построил величественный храм, используя эти самые материалы.

Ученики Варнавы и Павла, в Антиохии, узнав от пророков о надвигающемся голоде, участвовали в сборе средств для отправки их в Иудею, братьям по вере (Деян.11:27-30).

Грех ли тратить деньги на хобби?

У каждого свои увлечения. Если человек с детства мечтал о какой-либо вещи, антикварном предмете, собаке редкой породы, игрушке, ему это нравилось, он интересовался историей предмета, читал книги, статьи и откладывал деньги, чтобы потом купить этот предмет, почему бы и не приобрети его? Главное, чтобы человек не ставил вещи выше духовных ценностей, подобно евангельскому богачу (Лк.16:19-31), чтобы не прилеплялся к ним страстно, не делал из них кумира или идола, и жил по закону Божьему.

Иногда зарабатывание денег на семью идёт в ущерб самой семье. Что делать?

Если на разные чаши весов ложатся семья и работа, человек должен выбрать свою семью, потому что её за деньги не купишь. Конечно, зарабатывать деньги на семью надо, но работа должна всегда оставаться работой. Должно оставаться время и для семьи, и для храма, и для Бога – если так жить не получается, стоит подумать о новой работе.

Почему Анания и Сапфира была наказаны смертью за утаивание части своих денег (Деян.5:1-10)?

Размышляя над этим вопросом, люди часто задаются и другим: кто убил Ананию и Сапфиру – апостол Пётр или Бог руками апостола Петра. Однако в этом тексте Деяний кроме Святого Духа и Петра упоминается ещё и такое существо как сатана: Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? И это отнюдь не аллегорическое выражение и не фигура речи, а констатация вполне реального факта духовной жизни Анании, вступившего в общение с сатаной. Но если Святого Духа Церковь называет животворящим и Подателем Жизни, то сатана именуется в ней как человекоубийца от начала.

Вот что по данному поводу пишет блж. Фиофилакт Болгарский: «Многие из нечестивых, выставляя на вид то, что случилось с Ананией и Сапфирой, присуждают верховного из апостолов к смерти. Но обвинение касается не Петра, а скорее Духа Святаго, произнесшего на них справедливый приговор: потому что Петр только изобличил их во лжи, а жизни лишил их обоих, как одинаково согрешивших, имеющий власть над жизнью и смертью Дух Святый. То же нужно сказать и о Сапфире, потому что не Петр убил ее, но так как прегрешение было делом обоих, то Судия одинаково наказал того и другую. Поэтому-то Петр, как знавший об этом и всегда вещавший Духом Святым, и изрек этот, принятый им от Того же Духа, глас» (Толкование на Деяния святых Апостолов, гл. 5).

Цитаты о деньгах

«Наше дело – служение спасению людей – очень великое и досточтимое. Мы должны быть совершенно преданы своему делу и не думать о деньгах, о пище и одежде; те, для кого мы служим, должны награждать нас за наши неоцененные для них труды из своей собственности. И они не должны никогда поставлять этого на вид нам, потому что, если мы посеяли в них духовное, велико ли то, если пожнем их телесное (1Кор.9:11). Мы устрояем вечное спасение бессмертной их души, а сами между тем получаем за это скоропреходящие, тленные вещи: деньги, пищу и одежду для тела».
св. прав. Иоанн Кронштадтский. «Мысли при чтении Евангелия от Матфея и других»

«Церковь помнит и о потребностях в хлебе насущном (Мф.6:11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается заботами, богатством и наслаждениями житейскими (Лк.8:14). В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу».
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

«Братья мои милые, прошу вас и молю, чтобы вы не надеялись ни на князя, ни на боярина, ни на какого властителя, а имели бы во всем надежду на Живоначальную Троицу и на Пречистую Богородицу — они вам будут во всем помощники и заступники. Имейте почтение к царю земному и к его царевичам, и к властям. Не просите у них ничего, как и я, грешный, почитал их и не просил у них ничего, а во всем надеялся на Живоначальную Троицу и на Пречистую Богородицу. И чего у них, у светов, просил, то они мне, грешному, даровали. У них только осмеливался все просить. Так и вы дерзайте у Живоначальной Троицы и Пречистой Богородицы все просить и кроме них помощников себе никого не ищите. А за земного царя, государя нашего, Бога молите, и за его царевичей, и за все его войско. Потому что он, государь, за нас, за грешных, страдает и кровь проливает за святые церкви и за все православное христианство…
А если Бог изволит, и государь станет вас жаловать, или начнет наделы земли давать, или грамоту отводную, то вы у него не берите, потому что окрестная земля — десница Светодавца и риза Пречистой Богородицы, и образ свой чудотворный Богородица хранит от всякого зла. Если будете непритворно любить друг друга и ропотом Светодавца и Пречистую Богоматерь не разгневаете, и станете трудиться с радостью и от своих праведных трудов питаться, я надеюсь, что милость Божья и Пречистой Богородицы будет на вас пребывать, как и на мне, грешном. А если Бог и Пречистая Богородица изволят положить государю на сердце, и он станет милостыню давать на поминание своих родителей, или на свечи и фимиам, и на пшеницу, и вы то от государя принимайте с любовью, как от десницы Светодавца, потому что не вы у государя просили, а Бог и Пречистая Богородица на то его вразумили.».
Автобиографическая повесть прп. Мартирия Зеленецкого

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки