Деньги

См. раздел: СОЦИ­АЛЬНО-ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКОЕ УЧЕНИЕ

***

Де́ньги — 1) мате­ри­аль­ные (напри­мер, метал­ли­че­ские или бумаж­ные) знаки, слу­жа­щие мерой сто­и­мо­сти в тор­го­вых или бан­ков­ских опе­ра­циях, оценки и оплаты труда; 2) капи­тал.

***

Как понять слова Спа­си­теля: “Посему говорю вам: не заботь­тесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?” (Мф.6:25)?

Еп. Михаил (Лузин)

Посему. То есть потому, что излиш­няя при­вя­зан­ность к сокро­ви­щам вре­мен­ным отвле­кает от попе­че­ния об истин­ном духов­ном благе, мам­мона отвле­кает от Бога.

Не заботь­тесь. Гос­подь предо­сте­ре­гает от бес­по­кой­ной, томи­тель­ной забот­ли­во­сти о благах вре­мен­ных, от при­стра­стия к ним (ср.: Лк. 8:14; Лк. 21:34; Флп. 4:6). В извест­ных пре­де­лах необ­хо­димо забо­титься о нуждах житей­ских; тру­диться для удо­вле­тво­ре­ния их запо­ве­дуют и Спа­си­тель, и Апо­столы, тогда как без­за­бот­ность всегда пори­ца­ется. Не без­за­бот­но­сти научает Гос­подь, а излиш­нюю забот­ли­вость запре­щает.

Если Еван­ге­лие учит не забо­титься о зав­траш­нем дне, то не значит ли это, что чело­век не вправе соби­рать или накап­ли­вать мате­ри­аль­ные сред­ства?

Смысл выра­же­ния «не заботь­тесь о зав­траш­нем дне, ибо зав­траш­ний день сам будет забо­титься о своем» (Мф.6:34) выра­жа­ется не в без­услов­ном запрете на накоп­ле­ние, а в другом.

Через данное настав­ле­ние Святое Еван­ге­лие учит наде­яться, рас­счи­ты­вать и пола­гаться на Божий Про­мысл. При этом не утвер­жда­ется с без­услов­но­стью, что чело­век вовсе не вправе думать о зав­траш­нем дне, не вправе, для дости­же­ния тех или иных целей откла­ды­вать необ­хо­ди­мые мате­ри­аль­ные сред­ства.

Так, Иосиф семь лет соби­рал в жит­ницы хлеб, зная, что за ними после­дуют семь неуро­жай­ных годов (Быт.41:48). Впо­след­ствии бла­го­даря этому муд­рому шагу он изба­вил от неми­ну­е­мой голод­ной смерти мно­же­ство людей, вклю­чая соб­ствен­ных бра­тьев и отца.

Царь и псал­мо­пе­вец Давид, радея о воз­ве­де­нии Божьего храма в Иеру­са­лиме, заго­то­вил необ­хо­ди­мые для стро­и­тель­ства и даль­ней­шего обу­строй­ства свя­ти­лища мате­ри­алы, в том числе доро­го­сто­я­щие (напри­мер, золото и серебро) (1Пар.29:2–5). Впо­след­ствии его сын, Соло­мон, построил вели­че­ствен­ный храм, исполь­зуя эти самые мате­ри­алы.

Между тем суще­ствуют и формы гре­хов­ного стя­жа­ния, напри­мер, свя­зан­ного с удо­вле­тво­ре­нием какой-либо гре­хов­ной стра­сти (любо­с­тя­жа­ния, среб­ро­лю­бия, жад­но­сти, зави­сти, гор­до­сти, тще­сла­вия или какого-либо кон­крет­ного гре­хов­ного наме­ре­ния.

К гре­хов­ной сле­дует отно­сить и ту форму стя­жа­ния, что свя­зана с недо­ве­рием Богу или неве­рием в Его Про­мысл (мол если сам о себе не поза­бо­чусь, то и никто не поза­бо­тится).

Ярчай­шей иллю­стра­цией такой формы стя­жа­тель­ства служит Еван­гель­ская притча о безум­ном богаче, собрав­шем боль­шой урожай, воз­же­лав­шем напол­нить амбары и решив­шем, что через это он обес­пе­чит себе счаст­ли­вое буду­щее (Лк.12:16–21).

Исто­рия знает много при­ме­ров, когда к накоп­ле­нию при­бе­гали и Божьи угод­ники, напри­мер, соби­рая сред­ства на стро­и­тель­ство или бла­го­устрой­ство храмов, боль­ниц, при­ютов, мона­сты­рей.

Поло­жим, уче­ники Вар­навы и Павла, в Антио­хии, узнав от про­ро­ков о надви­га­ю­щемся голоде, участ­во­вали в сборе средств для отправки их в Иудею, бра­тьям по вере (Деян.11:27–30).

***

Невы­плату или несвое­вре­мен­ную выплату денег работ­нику по биб­лей­скому закону явля­ется пре­ступ­ле­нием (Лев.19:13), (Втор.24:14–15). 

***

Св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский. Мысли при чтении Еван­ге­лия от Матфея и других:
«Наше дело – слу­же­ние спа­се­нию людей – очень вели­кое и досто­чти­мое. Мы должны быть совер­шенно пре­даны своему делу и не думать о день­гах, о пище и одежде; те, для кого мы служим, должны награж­дать нас за наши неоце­нен­ные для них труды из своей соб­ствен­но­сти. И они не должны нико­гда постав­лять этого на вид нам, потому что, если мы посе­яли в них духов­ное, велико ли то, если пожнем их телес­ное (1Кор. 9:11). Мы устро­яем вечное спа­се­ние бес­смерт­ной их души, а сами между тем полу­чаем за это ско­ро­пре­хо­дя­щие, тлен­ные вещи: деньги, пищу и одежду для тела».

***

См. также МИЛО­СЕР­ДИЕ, МИЛО­СТЫНЯ, СРЕБ­РО­ЛЮ­БИЕ, ДЕСЯ­ТИНА, РОСТОВ­ЩИ­ЧЕ­СТВО

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки