Что такое Соборование?

свя­щен­ник Алек­сандр Богдан

Собо­ру­емся по пра­ви­лам

Во время Вели­кого поста во многих храмах по тра­ди­ции совер­ша­ется собо­ро­ва­ние или по-дру­гому оно еще назы­ва­ется Таин­ством Еле­освя­ще­ния. О самом Таин­стве, о его смысле и зна­че­нии напи­сано уже немало брошюр и статей. Хочется рас­ска­зать о прак­ти­че­ской сто­роне Таин­ства.

А зачем на самом деле нужно собо­ро­ваться?

Очень хорошо по этой теме выра­зился про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шмеман: «Но мы знаем, – пишет он, – что всякое таин­ство есть всегда пере­ход и пре­ло­же­ние… Христа про­сили об исце­ле­нии, а Он прощал грехи. У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он пре­об­ра­жал ее, пре­ла­гал в обще­ние с Богом. Да, Он исце­лял болезни и вос­кре­шал мерт­вых, но исце­лен­ные и вос­кре­шен­ные им оста­ва­лись под­вер­жен­ными неумо­ли­мому закону уми­ра­ния и смерти… Под­лин­ное исце­ле­ние чело­века состоит не в вос­ста­нов­ле­нии – на время! – его физи­че­ского здо­ро­вья, а в изме­не­нии, поис­тине пре­ло­же­нии его вос­при­я­тия болезни, стра­да­ний и самой смерти… Цель таин­ства в изме­не­нии самого пони­ма­ния, самого при­я­тия стра­да­ний и болезни, в при­я­тии их как дара стра­да­ний Хри­сто­вых, пре­тво­рен­ных Им в победу». Дру­гими сло­вами собо­ро­ва­ние нужно для того, чтобы чело­века укре­пить в болезни, духовно под­дер­жать его.

Про­ща­ются ли в Таин­стве Еле­освя­ще­ния забы­тые грехи?

Почему-то это мнение сейчас очень рас­про­стра­нено. Полу­ча­ется, если чело­век, на испо­веди забу­дет назвать какой-нибудь грех, то он про­стится ему во время дру­гого Таин­ства. Неко­то­рые люди вообще начали думать, что на испо­веди можно даже ута­и­вать, то есть скры­вать свои грехи: «Все равно потом пойду посо­бо­ру­юсь, и все про­стится». Те, кто так думают, очень сильно заблуж­да­ются.

Разве на испо­веди нам про­ща­ются не только назван­ные грехи?

Поду­майте сами, сможем ли мы пере­чис­лить все наши грехи (обычно назы­ва­ются от послед­ней испо­веди)? Иногда трудно удер­жать все в своей памяти. В таком случае можно всё запи­сать на бумажку и на испо­веди зачи­тать. Однако, состав­ляя список своих пре­гре­ше­ний, мы все равно всё не вспом­ним. Даже если будем вести днев­ник и запи­сы­вать всё в подроб­но­стях, в любом случае есть грехи, на кото­рые мы можем не обра­тить вни­ма­ния или не посчи­тать их за грех. Выхо­дит, что как не ста­райся, а все грехи на испо­веди не назо­вешь.

Тогда что же про­ис­хо­дит с нена­зван­ными гре­хами?

Нынеш­ний мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев) рас­ска­зы­вал, что во время лекции в Мос­ков­ской Духов­ной Семи­на­рии он выра­зил мысль, что на испо­веди каю­ще­муся про­ща­ются все грехи. Один сту­дент воз­ра­зил и сказал, что под­ни­мет тво­ре­ния святых отцов и дока­жет обрат­ное. Через пол­года работы в биб­лио­теке этот сту­дент подо­шел к вла­дыке Ила­ри­ону и сказал: «Вы были правы, про­ща­ются все грехи». Если чело­век искренне кается, то про­ще­ние он полу­чает во всех своих грехах. Если какой-то нена­зван­ный забы­тый грех сильно бес­по­коит, то люди обычно назы­вают его на сле­ду­ю­щей испо­веди.

Для пущей уве­рен­но­сти при­ве­дем слова раз­ре­ши­тель­ной молитвы, кото­рую свя­щен­ник читает после испо­ве­да­ния. «Гос­подь и Бог наш Иисус Хри­стос, бла­го­да­тию и щед­ро­тами Своего чело­ве­ко­лю­бия, да про­стит ти [тебе] чадо (имя) вся твоя грехи. И аз [я] недо­стой­ный иерей вла­стию Его мне данною прощаю и раз­ре­шаю тя [тебя] от всех твоих грехов».

Что же бывает с гре­хами, кото­рые мы скры­ваем по соб­ствен­ному стыду?

Перед нача­лом испо­веди свя­щен­ник обычно читает спе­ци­аль­ные молитвы. Одна из них звучит так: «Братья и сестры, Хри­стос неви­димо пред­стоит, при­ни­мая испо­ве­да­ние ваше. Не стес­няй­тесь и не бой­тесь, и не скры­вайте ничего на испо­веди. Свя­щен­ник – только сви­де­тель, сви­де­тель­ству­ю­щий всё, что вы ска­жете. Если что скро­ете, двой­ной грех оста­ется на вас….»

Так нужно ли тогда, перед собо­ро­ва­нием испо­ве­до­ваться?

Одно­значно на этот вопрос отве­тить сложно. Тра­ди­ци­онно люди обычно испо­ве­ду­ются, хотя никто не запре­щает собо­ро­ваться не поис­по­ве­до­вав­шись нака­нуне. Если вы чело­век цер­ков­ный, то вы и  так будете регу­лярно испо­ве­до­ваться, и у вас это полу­чится само собой. Если же вы еще не совсем воцер­ко­ви­лись, то можете испо­ве­до­ваться перед или сразу после собо­ро­ва­ния.

При­хо­дить надо нато­щак?

Совсем не обя­за­тельно. Довольно часто Таин­ство Еле­освя­ще­ния совер­ша­ется вече­ром. Поэтому смот­рите, чтобы вы не упали в обмо­рок от исто­ще­ния. Нато­щак при­нято при­сту­пать только к Таин­ству При­ча­стия. Даже испо­ве­до­ваться можно, пред­ва­ри­тельно позав­тра­кав. Только после такой испо­веди уже не идите при­ча­щаться.

Что с собой брать?

Брать с собой надо тер­пе­ние, потому само чино­по­сле­до­ва­ние длится как мини­мум час, а то и целых два. Можно, напри­мер, взять с собой текст чино­по­сле­до­ва­ния и сле­дить, чтобы глубже про­ник­нуться смыс­лом Таин­ства. В Интер­нете есть пере­воды на рус­ский язык, напри­мер, на сайте в раз­деле Пра­во­слав­ное Бого­слу­же­ние смо­жете найти все после­до­ва­ние. Неко­то­рые люди при­но­сят сосуды с рас­ти­тель­ным маслом (елеем). Жела­тельно с олив­ко­вым, потому что голубь во время все­мир­ного потопа принес Ною именно олив­ко­вую ветвь, и елей сим­во­ли­зи­рует собой при­ми­ре­ние с Богом. Но так как олив­ко­вое масло у нас не деше­вое, то можно исполь­зо­вать любое другое, напри­мер, под­сол­неч­ное. В освя­щен­ный елей свя­щен­ник вли­вает вино. В память о том, что мило­серд­ный сама­ря­нин возлил изра­нен­ному елей и вино (Лк. 10:34). Поэтому не стоит при­но­сить бутылки с жалю­зями. По окон­ча­нии можно забрать свое масло домой и пома­зы­вать им боль­ные места.

Чтобы не оста­лось жирных пятен на одежке, могут при­го­диться бумаж­ные сал­фетки или же можно вти­рать масло в кожу.

Свечку, кото­рую во время Таин­ства держат в руке, можно при­об­ре­сти в храме. Поэтому надо не только не опаз­ды­вать, но придти пораньше. Также необ­хо­димо еще запи­саться, так как во время молитвы поми­на­ются поименно все, кто собо­ру­ется.

Во что оде­ваться?

Оде­ваться нужно в удоб­ную одежду. Пома­зы­ва­ются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верх­няя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, нера­зумно будет надеть свитер с высо­ким ворот­ни­ком. Еще раз повторю, что пома­зы­ва­ется верх­няя часть груди, поэтому жен­щи­нам не нужно при­хо­дить с глу­бо­ким декольте. Кроме того платок сле­дует завя­зать таким обра­зом, чтобы он тоже не мешал пома­зы­ва­нию.

Можно ли собо­ро­ваться детям?

Если ребе­нок уже в созна­тель­ном воз­расте, готов выслу­шать объ­яс­не­ния и понять, для чего нужно собо­ро­ваться, тогда почему бы и нет. Только смот­рите сами, чтобы вам не при­шлось посто­янно отвле­каться от молитвы, и делать вашему малышу заме­ча­ние, что он плохо себя ведет. Не у всех детей хватит выдержки ровно про­сто­ять пол­тора-два часа.

А некре­ще­ный может собо­ро­ваться?

Во всех Таин­ствах и обря­дах Пра­во­слав­ной Церкви может участ­во­вать только тот, кто при­над­ле­жит Пра­во­слав­ной Церкви. Некре­ще­ный не под­па­дает под эту кате­го­рию, также как и като­лик или пред­ста­ви­тель любой другой веры.

Что самое глав­ное в собо­ро­ва­нии?

Нельзя в Таин­стве выде­лять что-то глав­ным, а что-то вто­ро­сте­пен­ным. Непра­вильно рас­суж­дают те, кто думает, что глав­ное «пома­заться» маслом. Елей сам по себе не обла­дает ника­кой маги­че­ской силой. Если чело­век не имеет веры, если во время собо­ро­ва­ния не молится, все чита­е­мое про­пус­кает мимо ушей, то тогда для него Таин­ство ста­но­вится бес­смыс­лен­ным. К Собо­ро­ва­нию, как и к любому Таин­ству, сле­дует при­сту­пать со стра­хом Божиим и верой.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки