Соборование (Елеосвящение)

***

Елеосвяще́ние, или Собо́рование – Цер­ков­ное Таин­ство, совер­ша­е­мое над боль­ным чело­ве­ком собо­ром свя­щен­ни­ков (в край­нем случае — одним свя­щен­ни­ком), состо­я­щее в при­зва­нии на боля­щего, посред­ством молитв и пома­за­ния его освя­щен­ным елеем, исце­ля­ю­щей, очи­ща­ю­щей бла­го­дати, вра­чу­ю­щей телес­ные и душев­ные немощи.

soborovanie eleosvjashhenie 1 - Соборование (Елеосвящение)

soborovanie - Соборование (Елеосвящение)

Елей (олив­ко­вое масло) в таин­стве зна­ме­нует милость Божию, а добав­ля­е­мое в него в неболь­шом коли­че­стве вино – иску­пи­тель­ную Кровь Спа­си­теля.

Таин­ство Еле­освя­ще­ния уста­нов­лено Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом и совер­ша­лось уже в апо­столь­ские вре­мена (Мк.6:13; Иак.5:14-15). Оно служит бла­го­дат­ным вра­че­ва­нием телес­ных неду­гов.

Свя­щен­ника обычно при­гла­шают к боль­ному домой или в боль­ницу. Пома­зу­ются кре­сто­об­разно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внеш­няя и тыль­ная сто­рона ладо­ней.

Остав­ше­еся после Таин­ства освя­щен­ное масло, назы­ва­е­мое собор­ным, можно при неду­гах душев­ных и телес­ных с верой и молит­вой при­ни­мать внутрь или кре­сто­об­разно пома­зы­вать боль­ные места.

Не могут участ­во­вать в таин­стве еле­освя­ще­ния ино­верцы, ере­тики и некре­щен­ные; не совер­ша­ется оно также над нерас­ка­ян­ными греш­ни­ками и над боль­ными, нахо­дя­щи­мися в буйном умо­по­ме­ша­тель­стве и бес­но­ва­нии.

***

Верно ли утвер­жде­ние, что поскольку все веру­ю­щие нрав­ственно больны, постольку все нуж­да­ются в пери­о­ди­че­ском уча­стии в Таин­стве Собо­ро­ва­ния?

В том, что все люди, живу­щие ныне земной жизнью, грешат, нет и не может быть ни малей­ших сомне­ний (1Ин.1:8). В этом смысле гово­рится, что все, вклю­чая хри­стиан, нрав­ственно больны. Кроме того иногда утвер­жда­ется, что люди не иде­альны и в отно­ше­нии физи­че­ского здо­ро­вья: у любого нет-нет да и най­дётся хотя бы малый изъян. На этой почве и сло­жи­лось убеж­де­ние, что всем хри­сти­а­нам необ­хо­димо время от вре­мени собо­ро­ваться, а осо­бенно — в дни, спе­ци­ально назна­чен­ные духо­вен­ством.

Дог­ма­ти­че­ское обос­но­ва­ние Таин­ства Еле­освя­ще­ния или Собо­ро­ва­ния нахо­дим в Посла­нии апо­стола Иакова, где читаем: «Болен ли кто из вас, пусть при­зо­вет пре­сви­те­ров Церкви, и пусть помо­лятся над ним, пома­зав его елеем во имя Гос­подне…» (Иак.5:14). Как видно из содер­жа­ния фраг­мента, Таин­ство Еле­освя­ще­ние пред­на­зна­чено именно для боль­ных, причём под боль­ными здесь под­ра­зу­ме­ва­ются не все люди вообще, но боль­ные в стро­гом зна­че­нии слова: те, кто лежит. См. подроб­нее: Допу­стимо ли Таин­ство Собо­ро­ва­ния для здо­ро­вых людей?

Таин­ство Еле­освя­ще­ния также не должно вос­при­ни­мать как замена Таин­ству Пока­я­ния. В Таин­стве Пока­я­ния чело­век очи­ща­ется от грехов, а значит и исце­ля­ется от нрав­ствен­ных неду­гов. В данном отно­ше­нии Пока­я­ние явля­ется само­сто­я­тель­ным Таин­ством и не тре­бует непре­мен­ного уча­стия веру­ю­щего в Таин­стве Еле­освя­ще­ния.

Кроме того, нрав­ствен­ному оздо­ров­ле­нию спо­соб­ствует и уча­стие в Таин­стве Евха­ри­стии. Здо­ро­вому (в смысле, выте­ка­ю­щем из посла­ния апо­стола Иакова) чело­веку нет нужды стре­миться уси­ли­вать дей­ствен­ность этого Таин­ства (как якобы недо­ста­точ­ную) номи­наль­ным уча­стием в допол­ни­тель­ном Таин­стве — Таин­стве Собо­ро­ва­ния.

***

См. также: МИРО­ПО­МА­ЗА­НИЕ, ЕЛЕО­ПО­МА­ЗА­НИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки