Христос Воскресе! Дерзайте!

Все­лен­ская ро­ди­тель­ская (мя­со­пуст­ная) суб­бо­та – один из ос­нов­ных по­ми­наль­ных дней пра­во­слав­но­го ка­лен­да­ря.

Во­об­ще же каж­дая суб­бо­та – осо­бый день для хри­сти­ан. К суб­бо­те, по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию, за­вер­ши­лось тво­ре­ние ми­ра, и она ста­ла «днём по­коя», – по­это­му мы на­зы­ва­ем этот – по­след­ний день неде­ли (под­чёр­ки­ваю – по­след­ний!) несколь­ко из­ме­нён­ным ев­рей­ским сло­вом шаб­бат). Но в этот же день уснув­ший пло­тью Хри­стос за­вер­шил вос­со­зда­ние это­го об­вет­шав­ше­го – то есть вет­хо­за­вет­но­го – ми­ра и, сой­дя во ад, воз­ве­стил на­ча­ло но­вой жиз­ни. Помни­те тро­парь из Пас­халь­ных Ча­сов? «Во гро­бе плотски (пло­тью), во аде же с душею, яко Бог, в раи (раю) же с раз­бой­ни­ком, и на пре­сто­ле был еси, Христе, со От­цем и Ду­хом, вся ис­полняя неописан­ный».

По­это­му в каж­дую суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся по­ми­но­ве­ние усоп­ших, – не по­ки­нув­ших нас на­все­гда, но тер­пе­ли­во жду­щих по­след­не­го дня все­об­ще­го Вос­кре­се­ния. Сре­ди этих дней вы­де­ля­ют­ся осо­бые еже­год­ные – «ро­ди­тель­ские суб­бо­ты», на­зван­ные так по­то­му, что каж­дый хри­сти­а­нин мо­лит­ся преж­де все­го за сво­их ро­ди­те­лей.

Почему выбрана именно эта суббота?

Пе­ред Неде­лей о Страш­ном су­де Свя­тая Цер­ковь мо­лит­ся об усоп­ших, чтобы и они вме­сте с на­ми ста­ли одесную (по пра­вую сто­ро­ну) от Су­дии. Осо­бен­но же мо­лит­ся о тех, кто, как го­во­рит триодное на­зи­да­тель­ное чте­ние (Си­нак­сарь), бы­ли по­хи­ще­ны вне­зап­ной смер­тью на чуж­бине, в мо­ре и непро­хо­ди­мых го­рах, на уте­сах, в про­па­стях; по­гиб­ли от мо­ра и го­ло­да, на войне, в по­жа­рах, от сту­жи, а так­же о бед­ных и немощ­ных и всех тех, ко­то­рые «уза­ко­нен­ных псал­мов и пес­ней па­мя­ти не по­лучиша (не по­лу­чи­ли)». Кро­ме то­го, се­го­дняш­ним мо­ле­ни­ем об усоп­ших Цер­ковь на­по­ми­на­ет нам о неиз­беж­ной для всех нас кон­чине и пред­сто­я­щем су­ро­вом ис­пы­та­нии – Страш­ном Су­де.

Бо­го­слу­жеб­ные тек­сты по­дроб­но рас­кры­ва­ют нам «бо­го­сло­вие смер­ти и вос­кре­се­ния». «Осо­бен­но вы­ра­зи­тель­на чет­вёр­тая хвалитная сти­хи­ра в суб­бо­ту мя­со­пуст­ную. Она на­чи­на­ет­ся пас­халь­ным вос­кли­ца­ни­ем Хри­стос вос­кре­се! Как зна­ме­на­тель­но это ра­дост­ное вос­кли­ца­ние за­дол­го до Пас­хи в пер­вый раз услы­шать имен­но в день по­ми­но­ве­ния усоп­ших! Это – как обос­но­ва­ние са­мой мо­лит­вы на­шей об усоп­ших. И вме­сте – это ра­дост­ное бла­го­ве­стие по­ми­на­е­мым, с ко­то­рым Свя­тая Цер­ковь спе­шит (та­ко­ва её лю­бовь!) об­ра­тить­ся к усоп­шим рань­ше, чем к жи­вым: Хри­стос вос­кре­се… Дер­зай­те вси мерт­вии. <…> Вви­ду пред­сто­я­ще­го вос­по­ми­на­ния Страш­но­го Су­да, Цер­ковь хо­чет несколь­ко осла­бить страх это­го гроз­но­го Дня, хо­чет при­обод­рить усоп­ших, а вме­сте и жи­вых. Хри­стос вос­кре­се… Дер­зай­те!»[*]

Ве­ро­ят­но, да­ле­ко не все об­ра­ти­ли вни­ма­ние на это «несвоевре­мен­ное» пас­халь­ное при­вет­ствие в ми­нор­ном бо­го­слу­жеб­ном тек­сте мя­со­пуст­ной суб­бо­ты. Тем бо­лее ин­те­рес­но по­раз­мыш­лять над этим тон­ким на­блю­де­ни­ем из­вест­но­го пра­во­слав­но­го бо­го­сло­ва в ка­нун Неде­ли о Страш­ном Су­де, ко­то­ро­го мы так бо­им­ся (?).

Вполне ло­гич­но, что за этим пред­по­след­ним пе­ред по­стом вос­кре­се­ньем сле­ду­ет че­ре­да осо­бых «по­лу­пост­ных» дней (сед­ми­ца сыр­ная), зна­ме­ну­ю­щих по­сте­пен­ный пе­ре­ход от обы­ден­ной жиз­ни к ве­ли­ко­пост­ным по­ка­ян­ным «по­дви­гам». Что же нам пред­ла­га­ет Цер­ковь, и как мы от­ве­ча­ем на её при­зыв? Об этом – в сле­ду­ю­щей ста­тье.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


При­ме­ча­ния

[*] Афа­на­сий (Са­ха­ров), еп. Ков­ров­ский. О по­ми­но­ве­нии усоп­ших по уста­ву Пра­во­слав­ной Церк­ви. СПб., 1999. С. 38.

Случайный тест