Пояснения к Церковному календарю

 

 

Ка­лен­дарь цер­ков­ный – ли­тур­ги­че­ский ка­лен­дарь, си­сте­ма­ти­че­ский ука­за­тель дат пе­ре­хо­дя­щих и непе­ре­хо­дя­щих цер­ков­ных празд­ни­ков и по­стов, ис­чис­ля­е­мых на ос­но­ве су­точ­но­го кру­га, лун­ных ме­ся­цев, вре­мен го­да и сол­неч­но­го го­дич­но­го цик­ла.

В хри­сти­ан­ской Ру­си храм, бо­го­слу­же­ние сто­я­ли в цен­тре жиз­ни че­ло­ве­ка. Где бы ни се­ли­лись рус­ские, пер­вым де­лом они воз­во­ди­ли цер­ковь. По­это­му вся жизнь и быт на­ро­да бы­ли ори­ен­ти­ро­ва­ны на бо­го­слу­жеб­ный ка­лен­дарь. Дни, имев­шие боль­шое зна­че­ние для кре­стья­ни­на, свя­зы­ва­лись не с чис­лом и ме­ся­цем, а с па­мя­тью то­го или ино­го свя­то­го. Ско­ти­ну на паст­би­ще впер­вые вы­го­ня­ли на Ге­ор­гия, ульи на лет­ние па­се­ки вы­став­ля­ли на Зо­си­му. Че­ло­век мог не пом­нить чис­ла, ко­гда по­явил­ся на свет, но знал, что это слу­чи­лось, к при­ме­ру, на Ни­ко­лу зим­не­го. Цер­ков­ный Устав опре­де­лял не толь­ко по­ря­док и со­дер­жа­ние бо­го­слу­же­ний, но и ор­га­ни­зо­вы­вал весь строй бы­тия, и бла­го­да­ря это­му жизнь по­лу­ча­ла бла­го­дат­ное освя­ще­ние.

Еще од­ной точ­кой от­сче­та ка­лен­дар­ных со­бы­тий для ве­ру­ю­щих лю­дей яв­ля­ет­ся си­сте­ма по­стов. Это од­но­днев­ные и че­ты­ре мно­го­днев­ных по­ста – Ве­ли­кий, Пет­ров, Успен­ский и Рож­де­ствен­ский.

Хри­сти­ан­ские празд­ни­ки, по важ­но­сти вос­по­ми­на­е­мых Цер­ко­вью со­бы­тий, раз­де­ля­ют­ся на ве­ли­кие, сред­ние и ма­лые.

К ве­ли­ким празд­ни­кам от­но­сят­ся дву­на­де­ся­тые (в пе­ре­во­де с цер­ков­но­сла­вян­ско­го озна­ча­ет "две­на­дцать") и неко­то­рые недву­на­де­ся­тые, а так­же празд­ни­ки в честь свя­тых.

Празд­ник празд­ни­ков – Пас­ха и неко­то­рые дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки (Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим, или Со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов, Воз­не­се­ние Гос­подне) от­но­сят­ся к по­движ­ным, или пе­ре­хо­дя­щим, празд­ни­кам. От­ме­ча­ют эти со­бы­тия в те дни, ко­то­рые ука­зы­ва­ют­ся в Пас­ха­лии.

Хра­мо­вые (пре­столь­ные) празд­ни­ки – это мест­ные празд­ни­ки, от­ме­ча­е­мые в дни освя­ще­ния хра­мов или в дни вос­по­ми­на­ний со­бы­тий и свя­тых, в честь ко­то­рых устро­е­ны хра­мы. А так­же празд­но­ва­ние в честь икон Бо­жи­ей Ма­те­ри Вла­ди­мир­ской, Тих­вин­ской, Ка­зан­ской, Смо­лен­ской.

Хо­тя в Пра­во­слав­ном цер­ков­ном ка­лен­да­ре на­ча­лом го­да счи­та­ет­ся 1 сен­тяб­ря, все пра­во­слав­ное ли­тур­ги­че­ское бла­го­че­стие свя­за­но с Пас­хой и вы­те­ка­ет из нее.

Годовые богослужебные круги (подвижный и неподвижный)

Непо­движ­ный го­до­вой бо­го­слу­жеб­ный круг за­ви­сит от сол­неч­но­го ка­лен­да­ря и со­сто­ит из 52 сед­миц (недель). Дан­ный цикл опре­де­ля­ет да­ты непе­ре­хо­дя­щих (с по­сто­ян­ной да­той) бо­го­слу­же­ний дву­на­де­ся­тых и ве­ли­ких празд­ни­ков, бо­го­слу­же­ний в честь свя­тых, а так­же икон Ма­те­ри Бо­жи­ей.

По­движ­ный круг за­ви­сит от лун­но­го ка­лен­да­ря, на­чи­на­ет­ся в день Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния (Пас­хи). Со­сто­ит этот круг из 50 сед­миц, ко­то­рые объ­еди­не­ны по сле­ду­ю­щим пе­ри­о­дам:

III. Три­одь пост­ная (10 сед­миц), по­ка­ян­ный пе­ри­од пред­ше­ству­ю­щий Па­схе, ко­то­рый со­сто­ит из:

1) трёх под­го­то­ви­тель­ных недель (сед­миц) к Ве­ли­ко­му по­сту;

2) 40 дней Ве­ли­ко­го По­ста (Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы), ко­то­рый за­вер­ша­ет­ся в пят­ни­цу, за 9 дней до Пас­хи;

3) Страст­но́й сед­ми­цы (Страст­ной неде­ли), ко­то­рая длит­ся 6 дней (с по­не­дель­ни­ка по суб­бо­ту), непо­сред­ствен­но пе­ред празд­ни­ком Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния.

По­сколь­ку празд­ник Пас­хи для каж­до­го го­да име­ет раз­ную да­ту, то и все празд­ни­ки с ним свя­зан­ные так­же име­ют по­движ­ную – пе­ре­хо­дя­щую да­ту.

Пас­ха празд­ну­ет­ся по­сле 14 чис­ла ни­са­на, пер­во­го ме­ся­ца лун­но­го ка­лен­да­ря, в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле пер­во­го ве­сен­не­го пол­но­лу­ния. Вос­кре­се­нье это ли­бо сов­па­да­ет, ли­бо непо­сред­ствен­но сле­ду­ет за ве­сен­ним рав­но­ден­стви­ем (22 мар­та). Да­та Пас­хи бы­ва­ет в пре­де­лах 35 дней, име­ну­е­мых "пас­халь­ны­ми пре­де­ла­ми": с 4 ап­ре­ля – по 8 мая.

В бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь в на­сто­я­щее вре­мя поль­зу­ет­ся юли­ан­ским ка­лен­да­рем, в про­сто­ре­чии – «ста­рым сти­лем». Для удоб­ства поль­зо­ва­ния ка­лен­да­рем да­ты «ста­ро­го сти­ля» пе­ре­счи­ты­ва­ют­ся на «но­вый стиль» при­ня­тый с 1918 го­да. Раз­ни­ца меж­ду «ста­рым» и «но­вым» сти­ля­ми – 13 дней.

Седмичный богослужебный круг

Пра­во­слав­ная Цер­ковь каж­дый день неде­ли по­свя­ща­ет ка­ко­му-ли­бо важ­но­му со­бы­тию или осо­бо по­чи­та­е­мо­му свя­то­му.

  • В вос­кре­се­нье (пер­вый день сед­ми­цы) Цер­ковь вос­по­ми­на­ет и про­слав­ля­ет Вос­кре­се­ние Хри­сто­во.
  • В по­не­дель­ник про­слав­ля­ют­ся бес­плот­ные си­лы – Ан­ге­лы, со­здан­ные преж­де че­ло­ве­ка, бли­жай­шие слу­ги Бо­жии.
  • Во втор­ник про­слав­ля­ет­ся свя­тый Иоанн Кре­сти­тель, как боль­ший из всех про­ро­ков и пра­вед­ных.
  • В сре­ду вос­по­ми­на­ет­ся пре­да­тель­ство Гос­по­да Иудою и, в свя­зи с этим, со­вер­ша­ет­ся служ­ба в па­мять Кре­ста Гос­под­ня (день пост­ный).
  • В чет­верг про­слав­ля­ют­ся свя­тые Апо­сто­лы и свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец.
  • В пят­ни­цу вос­по­ми­на­ют­ся Крест­ные Стра­да­ния и смерть Спа­си­те­ля и со­вер­ша­ет­ся служ­ба в честь Кре­ста Гос­под­ня (день пост­ный).
  • В суб­бо­ту – день по­коя – про­слав­ля­ют­ся Бо­жия Ма­терь, Ко­то­рая убла­жа­ет­ся и еже­днев­но, пра­от­цы, про­ро­ки, апо­сто­лы, му­че­ни­ки, пре­по­доб­ные, пра­вед­ные и все свя­тые, до­стиг­шие упо­ко­е­ния в Гос­по­де. Так­же по­ми­на­ют­ся все усоп­шие в ис­тин­ной ве­ре и на­деж­де на вос­кре­се­ние и жизнь веч­ную.

Материалы в календаре следуют в следующем порядке:

  • В верх­ней ча­сти ка­лен­да­ря рас­по­ло­же­ны ико­ны празд­ни­ков, свя­тых, а так­же ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Да­лее ука­зы­ва­ет­ся те­ку­щие да­ты по «ста­ро­му» и «но­во­му» сти­лям.
  • По­сле стро­ки с да­та­ми рас­по­ло­же­на лен­та, на ко­то­рой ука­зы­ва­ет­ся те­ку­щий пе­ри­од по­движ­но­го кру­га. Сра­зу за лен­той сле­ду­ет глас Ок­то­и­ха и ука­за­ние пост­но­го дня.
  • По­сле это­го сле­ду­ет несколь­ко аб­за­цев: один аб­зац празд­ни­ка, три аб­за­ца с име­на­ми свя­тых, и один аб­зац с на­зва­ни­я­ми икон Ма­те­ри Бо­жи­ей, па­мять ко­то­рых со­вер­ша­ет­ся в этот день.
  • Ве­ли­кие, а так­же неко­то­рые дру­гие празд­ни­ки ука­зы­ва­ют­ся (при на­ли­чии в этот день) в празд­нич­ном аб­за­це. Ве­ли­кие празд­ни­ки вы­де­ле­ны круп­ным по­лу­жир­ным шриф­том крас­но­го цве­та. Более мелким полужирным шрифтом красного цвета даны дни памяти великих святых, которым совершается всенощное бдение. Остальные памяти великих или особо чтимых святых даны черным полужирным шрифтом (если память их приходится на воскресный день, то – красным цветом).
  • В пер­вом аб­за­це да­ны име­на все­лен­ских и рус­ских свя­тых, в том чис­ле но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских, име­ю­щих Служ­бу в Ми­не­ях и Три­о­дях, а так­же неко­то­рых но­во­про­слав­лен­ных рус­ских свя­тых, неза­ви­си­мо от то­го, есть или по­ка еще нет им Служ­бы.
  • Во вто­ром аб­за­це при­во­дят­ся име­на всех осталь­ных свя­тых, па­мять ко­то­рых при­хо­дит­ся в дан­ный день, кро­ме но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских. Так­же, в пер­вом и вто­ром аб­за­цах ука­зы­ва­ют­ся неко­то­рые празд­ни­ки, на­при­мер: пред- и пост­праздн­ство, на­ве­че­рие, от­да­ние празд­ни­ка и др.
  • В тре­тьем аб­за­це при­во­дят­ся име­на но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских, ко­то­рым по­ка еще нет от­дель­ных служб.
  • Араб­ские циф­ры по­сле име­ни свя­то­го обо­зна­ча­ют год кон­чи­ны свя­то­го или об­ре­те­ния его мо­щей. Рим­ские циф­ры ука­зы­ва­ют век, в ко­то­ром жил свя­той.
  • В чет­вер­том аб­за­це ука­зы­ва­ют­ся празд­ни­ки в честь икон Бо­жи­ей Ма­те­ри. Неко­то­рые празд­ни­ки икон Ма­те­ри Бо­жи­ей при­во­дят­ся в празд­нич­ном и пер­вом аб­за­цах. Циф­ры по­сле на­име­но­ва­ния ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри обо­зна­ча­ют год или век про­слав­ле­ния этой ико­ны.
  • Для ве­ли­ких, сред­них и неко­то­рых ма­лых празд­ни­ков уста­нов­ле­ны зна­ки. По­яс­не­ния к зна­кам празд­ни­ков мож­но по­смот­реть на стра­ни­це «Зна­ки празд­ни­ков».
  • По­сле это­го сле­ду­ет раз­дел чте­ний Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ко­то­рые свя­тая Цер­ковь уста­но­ви­ла на этот день. Там же при­во­дят­ся бо­го­слу­жеб­ные ука­за­ния.
  • Пол­ный спи­сок со­кра­ще­ний, а так­же по­яс­не­ния к ним мож­но по­смот­реть на стра­ни­це «Ли­ки свя­то­сти».

     

Цвет лен­ты. Цвет лен­ты отоб­ра­жа­ет уста­нов­лен­ный на те­ку­щий день цвет для об­ла­че­ний пре­сто­ла и ду­хо­вен­ства. В за­ви­си­мо­сти от празд­но­ва­ний, ко­то­рые со­вер­ша­ют­ся во вре­мя бо­го­слу­же­ния, цве­та бы­ва­ют раз­но­го цве­та – бе­ло­го, крас­но­го, жел­то­го, зе­ле­но­го, си­не­го, фио­ле­то­во­го, чер­но­го. Все эти цве­та сим­во­ли­зи­ру­ют ду­хов­ное зна­че­ние празд­ни­ков в честь свя­тых и свя­щен­ных со­бы­тий.

 

Цвета облачений и пояснения к ним

Белый цвет Символ Божественного нетварного света. Объединяет в себе все цвета радуги. В белых облачениях служат в Господские праздники: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницу, Преображения, Обрезания; в них служат в Лазареву и Великую Субботы, день памяти св. ап. и ев. Иоанна Богослова, Рождество св. Иоанна Предтечи, дни памяти бесплотных Ангельских сил, в них начинается Пасхальная утреня, в некоторых храмах также на Сретение, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), день памяти свв. первоверх. апп. Петра и Павла. Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – также белый (как это исторически было в России до 1917).
Красный цвет Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников. Основной Пасхальный цвет – красный с золотом. Вслед за белым, продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Красный (бордовый) цвет облачений принят также в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, дни памяти мучеников. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – белый (как это исторически было в России до 1917), а в красном (бордовом) служат в Великий пост.
Золотой цвет или желтый всех оттенков Являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням (вне Великого поста) как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей; в большинство седмичных дней года.
Зеленый цвет Цвет вечной жизни. Слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков служат в день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), Понедельник Святого Духа, а также в дни памяти юродивых.
Голубой или синий цвет Это – цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Цвет на праздники Пресвятой Богородицы, а также зачастую на Сретение.
Фиолетовый цвет В нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Знаменует силу духа и крестный подвиг Спасителя. Принят в дни памяти Креста Господня – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Крестовоздвижение (до отдания включительно), в Крестопоклонную седмицу Великого поста (Средокрестную), в некоторых храмах – в подготовительные недели к Великому посту. В субботы и воскресенья Великого поста, Великий Четверг. На Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и в день Сорока мучеников Севастийских.
Черный или темно-коричневый цвет Символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния. Используется в обычные дни Великого поста. Черные облачения официально появились в России только в 1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что впоследствии на панихидах «победили» белые облачения, а чёрные с конца XIX в. «ушли» в Великий пост). Богослужебный устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу положено служить не в траурных, а тёмных ризах багряного, фиолетового цвета.

 

Составление календаря

Что та­кое пра­во­слав­ный цер­ков­ный ка­лен­дарь? Го­во­ря ко­рот­ко, это си­сте­ма, ко­то­рая объ­еди­ня­ет го­до­вой цикл пе­ре­хо­дя­щих празд­ни­ков (все они «при­вя­за­ны» к са­мо­му глав­но­му – Па­схе) с цик­лом непе­ре­хо­дя­щих празд­ни­ков и буд­ня­ми.

Се­го­дня ве­ру­ю­щие обыч­но по­ку­па­ют пе­чат­ные ка­лен­да­ри или же поль­зу­ют­ся элек­трон­ны­ми. А ведь еще в кон­це XIX ве­ка мно­гие рус­ские ма­ло­гра­мот­ные кре­стьяне мог­ли в бук­валь­ном смыс­ле на паль­цах объ­яс­нить, как – не при­бе­гая к по­мо­щи книг – опре­де­лить да­ту Пас­хи (а зна­чит, и всех осталь­ных тор­жеств). Это важ­ное уме­ние пе­ре­да­ва­лось из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. По­дроб­ный ка­лен­дарь тра­ди­ци­он­но ни­кто не со­став­лял: в боль­шин­стве хра­мов устав­щи­ки об­хо­ди­лись Ти­пи­ко­ном (Бо­го­слу­жеб­ным уста­вом) и Ме­ся­це­сло­вом (пе­реч­нем дней па­мя­ти свя­тых), ко­то­рые из­да­ва­ла то­гда Ака­де­мия на­ук по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Си­но­да. Це­лост­ная кар­ти­на скла­ды­ва­лась в го­ло­вах свя­щен­но­слу­жи­те­лей и при­хо­жан, а не на бу­ма­ге. Впро­чем, несмот­ря на от­сут­ствие острой необ­хо­ди­мо­сти, в том же XIX ве­ке в Рос­сии уви­де­ли свет пер­вые пе­чат­ные ка­лен­да­ри. Их под­го­тов­кой по­на­ча­лу за­ни­ма­лись част­ные из­да­те­ли. Од­ним из тех, кто пре­успел на но­вом по­при­ще, был пуб­ли­цист, ар­хео­лог, пи­са­тель Алек­сей Гат­цук. На про­тя­же­нии пят­на­дца­ти лет он вы­пус­кал зна­ме­ни­тый «Крест­ный ка­лен­дарь» (чи­та­те­ли за­гля­ды­ва­ли в него глав­ным об­ра­зом при на­ре­че­нии мла­ден­цев – подыс­ки­ва­ли под­хо­дя­щие име­на). Пе­ре­ме­ны про­изо­шли толь­ко в XX ве­ке, точ­нее, по­сле боль­ше­вист­ско­го пе­ре­во­ро­та и вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства. Ка­лен­да­ри, ко­то­рые до са­мой сво­ей кон­чи­ны пе­ча­тал свя­ти­тель Ти­хон, уже име­ли при­выч­ный для нас вид. В 1931 го­ду из­да­тель­скую де­я­тель­ность воз­об­но­вил (про­дол­жа­лась до 1935 го­да) мит­ро­по­лит Сер­гий (Стра­го­род­ский). «На­вер­ху» за­яви­ли: ли­бо «Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», ли­бо ка­лен­дарь. Бу­ду­щий пат­ри­арх вы­брал пер­вое. При этом он в каж­дом но­ме­ре жур­на­ла по­ме­щал «сет­ку» буд­ней и празд­ни­ков на два ме­ся­ца впе­ред. За­тем был по­чти де­ся­ти­лет­ний пе­ре­рыв, за­вер­шив­ший­ся встре­чей Ста­ли­на с мит­ро­по­ли­та­ми. А с 1944 го­да до се­го­дняш­не­го дня цер­ков­ный ка­лен­дарь вы­пус­ка­ет­ся ре­гу­ляр­но.
Ин­те­рес­но, что со­став­лять ка­лен­дарь на оче­ред­ной год на­чи­на­ют за 17-18 ме­ся­цев до его на­ча­ла (ска­жем, на 2013 год – ран­ней осе­нью 2011 го­да). Это до­ста­точ­но тру­до­ем­кий про­цесс. О его осо­бен­но­стях и о том, по­че­му Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь жи­вет по ста­ро­му сти­лю, мы по­бе­се­до­ва­ли с за­ве­ду­ю­щим Ка­лен­дар­ным от­де­лом Из­да­тель­ства Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии Алек­сан­дром Шиш­ки­ным.

– Как про­хо­дит ра­бо­та? По­че­му она за­ни­ма­ет так мно­го вре­ме­ни?

– В первую оче­редь нуж­но опре­де­лить да­ту Пас­хи. Для это­го об­ра­тим­ся к Ти­пи­ко­ну. Там есть гла­ва, по­свя­щен­ная 532-лет­не­му пас­халь­но­му цик­лу (ин­дик­ти­о­ну). На­хо­дим год, на ко­то­рый в дан­ный мо­мент со­став­ля­ет­ся ка­лен­дарь. Каж­до­му го­ду со­от­вет­ству­ет так на­зы­ва­е­мый «ключ гра­ниц» – он ука­зан ря­дом. Это од­на из 35 букв цер­ков­но­сла­вян­ско­го ал­фа­ви­та (Вос­кре­се­ние Хри­сто­во мо­жет вы­пасть на лю­бой из 35 дней – с 22 мар­та по 25 ап­ре­ля: я имею в ви­ду юли­ан­ский ка­лен­дарь). За­тем бе­рем Зря­чую пас­ха­лию, от­ра­жа­ю­щую вза­и­мо­связь Пас­хи и дру­гих празд­ни­ков. Все ста­но­вит­ся на свои ме­ста: мы ви­дим, ко­гда бу­дет Пас­ха, ко­гда нач­нет­ся Ве­ли­кий пост… Что даль­ше? Вво­дим по­лу­чен­ные дан­ные в спе­ци­аль­ную ком­пью­тер­ную про­грам­му, ко­то­рая сра­зу же вы­да­ет при­бли­зи­тель­ную схе­му. Но на этом, есте­ствен­но, про­цесс не за­кан­чи­ва­ет­ся. На­обо­рот, он толь­ко на­чи­на­ет­ся. Над со­здан­ной ком­пью­те­ром схе­мой нуж­но дол­го ра­бо­тать вруч­ную. Без че­ло­ве­ка тут не обой­тись, по­то­му что Ти­пи­кон пред­став­ля­ет со­бой свод не од­но­знач­ных за­ко­нов, а, ес­ли угод­но, об­раз­цов, нуж­да­ю­щих­ся в тол­ко­ва­нии. Со­став­ле­ние ка­лен­да­ря – это в из­вест­ном смыс­ле твор­че­ство. При тол­ко­ва­нии мы опи­ра­ем­ся на опыт на­ших пред­ше­ствен­ни­ков: су­ще­ству­ет ряд тру­дов на эту те­му, на­пи­сан­ных в XIX и XX ве­ках.

– В чем за­клю­ча­ет­ся ос­нов­ная про­бле­ма­ти­ка со­став­ле­ния ка­лен­да­ря?

– Неко­то­рые слож­но­сти, как пра­ви­ло, воз­ни­ка­ют с ря­до­вы­ми (не празд­нич­ны­ми) еван­гель­ски­ми чте­ни­я­ми. В чем тут де­ло? Вре­мен­ной от­ре­зок меж­ду Пас­хой од­но­го го­да и Пас­хой сле­ду­ю­ще­го го­да мо­жет иметь раз­ную про­тя­жен­ность. А «рас­пи­са­ние», по­ме­щен­ное в кон­це бо­го­слу­жеб­но­го Еван­ге­лия, «не учи­ты­ва­ет» этот факт. Ес­ли ве­рить ему, пас­халь­ный год все­гда де­лит­ся на 50 сед­миц. Ря­до­вые чте­ния от­кры­ва­ют­ся пер­вы­ми сти­ха­ми Еван­ге­лия от Иоан­на (на пас­халь­ной Ли­тур­гии), да­лее идет Еван­ге­лие от Мат­фея. По­том (осе­нью) – один из ру­бе­жей. В за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­кая бу­дет Пас­ха (бо­лее ран­няя или бо­лее позд­няя), до пят­ни­цы по Воз­дви­же­нии Кре­ста Гос­под­ня мы успе­ем про­чи­тать все за­ча­ла еван­ге­ли­ста Мат­фея (17 вос­крес­ных дней, 17 сед­миц) или не успе­ем. Но – в лю­бом слу­чае – с по­не­дель­ни­ка, сле­ду­ю­ще­го за Неде­лей по Воз­дви­же­нии, необ­хо­ди­мо на­чать чте­ние Еван­ге­лия от Лу­ки. По­че­му? Здесь за­клю­чен бо­го­слов­ский смысл, свя­зан­ный с за­ча­ти­ем Иоан­на Пред­те­чи, ко­то­рое празд­ну­ет­ся 23 сен­тяб­ря по ста­ро­му сти­лю. Оно яв­ля­ет­ся пер­вым «зво­ноч­ком», пред­воз­ве­ща­ю­щим Рож­де­ство Хри­сто­во. О за­ча­тии Пред­те­чи по­вест­ву­ет как раз Еван­ге­лие от Лу­ки. Так вот… Ча­ще все­го ка­кая-то часть Мат­фе­е­ва ря­да оста­ет­ся непро­чи­тан­ной. Воз­ни­ка­ет воз­дви­жен­ская «пре­ступ­ка»: мы от­се­ка­ем оста­ток и как бы пе­ре­сту­па­ем через него. В го­до­вом цик­ле есть еще один по­доб­ный ру­беж – кре­щен­ская «от­ступ­ка». Неде­ля по Бо­го­яв­ле­нии и Неде­ля о мы­та­ре и фа­ри­сее ред­ко сов­па­да­ют, ча­ще меж­ду ни­ми оста­ет­ся про­ме­жу­ток. По­лу­ча­ет­ся, что мы уже про­чли весь ряд еван­ге­ли­ста Лу­ки, а Неде­ля о мы­та­ре и фа­ри­сее еще не на­сту­пи­ла. Что де­лать? Мы идем вспять и еще раз чи­та­ем уже про­чи­тан­ные за­ча­ла. Ес­ли «пре­ступ­ка» – это от­се­че­ние, то «от­ступ­ка» – это по­втор. Кто-то счи­та­ет, что воз­дви­жен­ская «пре­ступ­ка» не нуж­на, кто-то воз­ра­жа­ет (уже сло­ма­но мно­го ко­пий). В пол­ной ме­ре тра­ди­ция «пре­ступ­ки» и «от­ступ­ки» бы­ла вос­ста­нов­ле­на толь­ко в кон­це XIX ве­ка. Ее «сле­ды» мы ви­дим в ка­лен­да­рях мит­ро­по­ли­та Сер­гия. Кста­ти, свя­ти­тель Афа­на­сий (Са­ха­ров), воз­глав­ляв­ший в 1950-е го­ды Бо­го­слу­жеб­но-ка­лен­дар­ную ко­мис­сию при Свя­щен­ном Си­но­де, то­же при­дер­жи­вал­ся этой тра­ди­ции. Его при­мер це­нен для нас.

– Зна­чит, со­труд­ни­ку Ка­лен­дар­но­го от­де­ла до­ста­точ­но знать Устав?

– Необ­хо­ди­мо… Но это­го недо­ста­точ­но, чтобы со­ста­вить ка­лен­дарь. Неко­то­рые во­про­сы нель­зя раз­ре­шить на ос­но­ва­нии од­но­го Уста­ва. Они свя­за­ны с бла­го­сло­ве­ни­ем свя­щен­но­на­ча­лия. К при­ме­ру, опре­де­ле­ние крас­ных дней ка­лен­да­ря. Возь­мем 2012 год. Цер­ковь празд­но­ва­ла Воз­не­се­ние Гос­подне од­новре­мен­но с те­зо­име­нит­ством Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха. Устав го­во­рит, что со­вер­ше­ние служ­бы рав­ноап­о­столь­ным Ки­рил­лу и Ме­фо­дию в день Воз­не­се­ния воз­мож­но толь­ко в тех хра­мах, в ко­то­рых пре­стол освя­щен в честь Ки­рил­ла и Ме­фо­дия. Мы же (по пат­ри­ар­ше­му бла­го­сло­ве­нию) объ­еди­не­ние двух упо­мя­ну­тых тор­жеств ука­за­ли в ка­че­стве ос­нов­но­го ва­ри­ан­та для всех хра­мов Рус­ской Церк­ви. Впро­чем, ос­но­ва­ния для это­го бы­ли: в Уста­ве на­хо­дим пре­це­дент – день па­мя­ти апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. Мы все­гда ста­ра­ем­ся опи­рать­ся на пре­це­ден­ты. Или дру­гой при­мер. 2013 год. 9 мая при­хо­дит­ся на Свет­лую сед­ми­цу. Со­вер­шать по­ми­но­ве­ние усоп­ших во­и­нов нель­зя – оно пе­ре­не­се­но на Ра­до­ни­цу. В сам День По­бе­ды от­слу­жат лишь бла­годар­ствен­ный мо­ле­бен. Раз­ные бы­ва­ют слу­чаи. Дол­жен за­ме­тить, что в ка­лен­да­ре на­пи­са­но: «По бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ки­рил­ла». Это не зна­чит, что Пер­во­свя­ти­тель нас од­на­жды бла­го­сло­вил – и все. Мы дей­стви­тель­но пред­ла­га­ем ему раз­ные ва­ри­ан­ты, он дей­стви­тель­но про­смат­ри­ва­ет их, вы­би­ра­ет, то есть непо­сред­ствен­но участ­ву­ет в под­го­тов­ке ка­лен­да­ря. Так же по­сту­пал и Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II.

– Кто тру­дит­ся в Ка­ле­дар­ном от­де­ле Из­да­тель­ства Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии?

– Наш кол­лек­тив со­сто­ит из ли­тур­ги­стов. Неко­то­рые из них пре­по­да­ют, неко­то­рые – пре­по­да­ва­те­ли в про­шлом. Так или ина­че, это их ос­нов­ная спе­ци­аль­ность. Ка­лен­дар­ным во­про­сом нуж­но от­дель­но за­ни­мать­ся, а в ны­неш­них учеб­ных про­грам­мах, к со­жа­ле­нию, на та­кие ве­щи не все­гда вы­де­ля­ют­ся ча­сы. К то­му же совре­мен­ные сту­ден­ты в ду­хов­ных шко­лах не очень-то жа­лу­ют ли­тур­ги­ку. Увы, ин­те­рес к Уста­ву утра­чен да­же в свя­щен­ни­че­ской сре­де. Взял ка­лен­дарь, взял ука­за­ния – и по­шел. Прав­да, есть лю­ди вни­ма­тель­ные, но их до­воль­но ма­ло. Глав­ный ныне здрав­ству­ю­щий «ка­лен­дар­ный» спе­ци­а­лист – это, без вся­ко­го со­мне­ния, Па­вел Ва­си­лье­вич Ур­жум­цев. Он ро­дил­ся в 1925 го­ду. В це­лом здо­ро­вье у него сла­бое, но го­ло­ва, сла­ва Бо­гу, по сей день свет­лая. Я ста­ра­юсь с ним ре­гу­ляр­но со­зва­ни­вать­ся, неред­ко об­ра­ща­юсь за со­ве­та­ми. Уди­ви­тель­но, но факт: Па­вел Ва­си­лье­вич при­шел ра­бо­тать в Из­да­тель­ский от­дел рань­ше мит­ро­по­ли­та Пи­ти­ри­ма. Он за­ни­мал­ся со­став­ле­ни­ем ка­лен­да­ря око­ло 50 лет. Та­кие лю­ди вы­зы­ва­ют ува­же­ние и вос­хи­ще­ние.

– Чем ка­лен­дарь, ко­то­рый пе­ча­та­е­те вы, от­ли­ча­ет­ся от ка­лен­да­рей дру­гих пра­во­слав­ных по­мест­ных Церк­вей?

– Глав­ное от­ли­чие – это, по­жа­луй, его пол­но­та. Ведь толь­ко у Рус­ской Церк­ви есть та­кой по­дроб­ный ка­лен­дарь. Мы по­ми­на­ем боль­шое ко­ли­че­ство свя­тых, в том чис­ле мно­гих по­движ­ни­ков, про­слав­лен­ных дру­ги­ми Церк­ва­ми. Не всех, ко­неч­но. Но, ес­ли ка­ко­го-то свя­то­го нет в спис­ках, это не зна­чит, что он не яв­ля­ет­ся свя­тым. Мо­жет быть, гре­ки, сер­бы, ру­мы­ны, бол­га­ры и не хра­нят за се­мью пе­ча­тя­ми тол­стую кни­гу, в ко­то­рой пе­ре­чис­ле­ны все по­движ­ни­ки. Но еже­год­но она не пуб­ли­ку­ет­ся. Есть еще од­но от­ли­чие. Из­на­чаль­но в Рос­сии ка­лен­дарь ис­поль­зо­вал­ся глав­ным об­ра­зом для на­ре­че­ния де­тей. Свя­щен­ни­ки не кре­сти­ли с име­нем, ко­то­ро­го нет в свят­цах. Это су­гу­бо на­ша тра­ди­ция.

Ис­точ­ник: Жур­нал "Пра­во­слав­ное книж­ное обо­зре­ние". Ав­тор: Рус­лан Под­дуб­цев

Случайный тест