Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Пояснения к Церковному календарю

Содержание

 

Календарь церковный – литургический календарь, систематический указатель дат переходящих и непереходящих церковных праздников и постов, исчисляемых на основе суточного круга, лунных месяцев, времен года и солнечного годичного цикла.

! Обратите внимание на значение слов неделя и седмица в церковном словоупотреблении.

В христианской Руси храм, богослужение стояли в центре жизни человека. Где бы ни селились русские, первым делом они возводили церковь. Поэтому вся жизнь и быт народа были ориентированы на богослужебный календарь. Дни, имевшие большое значение для крестьянина, связывались не с числом и месяцем, а с памятью того или иного святого. Скотину на пастбище впервые выгоняли на Георгия, ульи на летние пасеки выставляли на Зосиму. Человек мог не помнить числа, когда появился на свет, но знал, что это случилось, к примеру, на Николу зимнего. Церковный Устав определял не только порядок и содержание богослужений, но и организовывал весь строй бытия, и благодаря этому жизнь получала благодатное освящение.

Еще одной точкой отсчета календарных событий для верующих людей является система постов. Это однодневные и четыре многодневных поста – Великий, Апостольский, Успенский и Рождественский.

Церковные праздники, по важности воспоминаемых Церковью событий, разделяются на великие, средние и малые.

К великим праздникам относятся двунадесятые (в переводе с церковнославянского означает "двенадцать") и некоторые недвунадесятые, а также праздники в честь святых.

Праздник праздников – Пасха и некоторые двунадесятые праздники (Вход Господень в Иерусалим, или Сошествие Святого Духа на апостолов, Вознесение Господне) относятся к подвижным, или переходящим, праздникам. Расчёт этих дней производится на основании Пасхалии. Поскольку праздник Пасхи для каждого года имеет разную дату, то и все праздники с ним связанные также имеют подвижную – переходящую дату.

Храмовые (престольные) праздники – это местные праздники, отмечаемые в дни освящения храмов или в дни воспоминаний событий и святых, в честь которых устроены храмы.

Хотя в Православном церковном календаре началом года считается 1 (14) сентября, все православное литургическое благочестие связано с Пасхой и вытекает из нее.

 

Годовые богослужебные круги (подвижный и неподвижный)

Неподвижный годовой богослужебный круг зависит от солнечного календаря и состоит из 52 седмиц. Данный цикл определяет даты непереходящих (с постоянной датой) богослужений двунадесятых и великих праздников, богослужений в честь святых, а также икон Матери Божией.

Подвижный круг зависит от лунного календаря, начинается в день Светлого Христова Воскресения (Пасхи). Состоит этот круг из 50, 51, 54 или 55 седмиц (10 седмиц Постной Триоди + 7 седмиц Пятидесятницы + седмицы по Пятидесятнице).

Покаянный период, предшествующий Пасхе, состоит из 10 седмиц: 

  • 3-х подготовительных седмиц и 4-х Недель (воскресений) к Великому посту;
  • 40 дней Великого Поста (Святой Четыредесятницы), который завершается в пятницу, за 9 дней до Пасхи;
  • Страстно́й седмицы, которая длится 6 дней (с понедельника по субботу), непосредственно перед праздником Светлого Христова Воскресения.

Пасха празднуется после 14 числа нисана, первого месяца лунного календаря, в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Воскресенье это либо совпадает, либо непосредственно следует за весенним равноденствием (22 марта). Дата Пасхи бывает в пределах 35 дней, именуемых "пасхальными пределами": с 4 апреля – по 8 мая.

В богослужебной практике Русская Православная Церковь в настоящее время пользуется юлианским календарем, в просторечии – «старым стилем». Для удобства пользования календарем даты «старого стиля» пересчитываются на «новый стиль» принятый с 1918 года. Разница между «старым» и «новым» стилями – 13 дней.

 

Седмичный богослужебный круг

Православная Церковь каждый день недели посвящает какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

  • В воскресенье (первый день седмицы) Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.
  • В понедельник прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.
  • Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.
  • В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).
  • В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.
  • В пятницу воспоминаются Крестные Страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).
  • В субботу – день покоя – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

 

Материалы в календаре следуют в таком порядке:

  • В верхней части календаря расположены иконы праздников, святых, а также иконы Пресвятой Богородицы. Далее указывается текущие даты по «старому» и «новому» стилям.
  • После строки с датами расположена лента, на которой указывается текущий период подвижного круга. Сразу за лентой следует глас Октоиха и указание постного дня.
  • После этого следует несколько абзацев: один абзац праздника, три абзаца с именами святых, и один абзац с названиями икон Матери Божией, память которых совершается в этот день.
  • Великие, а также некоторые другие праздники указываются (при наличии в этот день) в праздничном абзаце. Великие праздники выделены крупным полужирным шрифтом красного цвета.
  • Более мелким полужирным шрифтом красного цвета даны дни памяти великих святых, которым совершается всенощное бдение. Остальные памяти великих или особо чтимых святых даны черным полужирным шрифтом (если память их приходится на воскресный день, то – красным цветом).
    В 1-м абзаце даны имена вселенских и русских святых, в том числе новомучеников и исповедников Российских, имеющих Службу в Минеях и Триодях, а также некоторых новопрославленных русских святых, независимо от того, есть или пока еще нет им Службы.
    Во 2-м абзаце приводятся имена всех остальных святых, память которых приходится в данный день, кроме новомучеников и исповедников Российских. Также, в 1-м и 2-м абзацах указываются некоторые праздники, например: пред- и постпразднство, навечерие, отдание праздника и др.
    В 3-м абзаце приводятся имена новомучеников и исповедников Российских, которым пока еще нет отдельных служб.
  • Арабские цифры после имени святого обозначают год кончины святого или обретения его мощей. Римские цифры указывают век, в котором жил святой.
  • В 4-м абзаце указываются праздники в честь икон Божией Матери. Некоторые праздники икон Матери Божией приводятся в праздничном и первом абзацах. Цифры после наименования иконы обозначают год или век прославления этой иконы.
  • Для великих, средних и некоторых малых праздников установлены «знаки праздников».
  • После этого следует раздел чтений Священного Писания, которые Святая Церковь установила на этот день.
  • Полный список сокращений, а также пояснения к ним можно посмотреть на странице «Лики святости».

     

Цвет ленты. Цвет ленты отображает установленный на текущий день цвет для облачений престола и духовенства. В зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, цвета бывают разного цвета – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного. Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.

 

Цвета облачений и пояснения к ним

Белый цвет В белых облачениях служат в Господские праздники: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницу, Преображения, Обрезания; в них служат в Лазареву и Великую Субботы, день памяти св. ап. и ев. Иоанна Богослова, Рождество св. Иоанна Предтечи, дни памяти бесплотных Ангельских сил, в них начинается Пасхальная утреня, в некоторых храмах также на Сретение, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), день памяти свв. первоверх. апп. Петра и Павла. Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – также белый (как это исторически было в России до 1917).
Символ Божественного нетварного света. Объединяет в себе все цвета радуги.
Красный цвет Основной Пасхальный цвет – красный с золотом. Вслед за белым, продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Красный (бордовый) цвет облачений принят также в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, дни памяти мучеников. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – белый (как это исторически было в России до 1917), а в красном (бордовом) служат в Великий пост.
Символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.
Золотой цвет или жёлтый Они усвоены воскресным дням (вне Великого поста) как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей; в большинство седмичных дней года.
Цвета славы, величия и достоинства.
Зелёный цвет Слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков служат в день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), Понедельник Святого Духа, а также в дни памяти юродивых.
Цвет вечной жизни.
Голубой или синий цвет Цвет на праздники Пресвятой Богородицы, а также зачастую на Сретение.
Цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Христа в Своей Пречистой утробе.
Фиолетовый цвет Принят в дни памяти Креста Господня – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Крестовоздвижение (до отдания включительно), в Крестопоклонную седмицу Великого поста (Средокрестную), в некоторых храмах – в подготовительные недели к Великому посту. В субботы и воскресенья Великого поста, Великий Четверг. На Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и в день Сорока мучеников Севастийских.
В нём соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Знаменует силу духа и крестный подвиг Спасителя.
Черный или темно-коричневый Используется в обычные дни Великого поста. Черные облачения официально появились в России только в 1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что впоследствии на панихидах «победили» белые облачения, а чёрные с конца XIX в. «ушли» в Великий пост). Богослужебный устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу положено служить не в траурных, а тёмных ризах багряного, фиолетового цвета.
Символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.

 

Об истории Церковного календаря:

Случайный тест