История календаря

Реформа календаря и пасхалии: история и современность иерей Вл. Хулап

О Церковном календаре

 

Содержание:

Что такое календарь?

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия

Этимология термина

Слово "календарь" приобретало в своей истории разные значения. Сам термин восходит к латинскому calendae, календы – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o – "провозглашать", "созывать", потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами. Затем возникло слово calendarium – так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение. Таким образом, календарь (calendarium) – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников – Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница. Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла; причем, главный из них – Рождество Христово – Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) – днем важного языческого солярного праздника – Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti. Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. (поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, – папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь). 


Необходимость календаря

Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.

Природа – или Господь Бог, как кому больше нравится – предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:

1) смену дня и ночи,

2) смену фаз луны и

3) смену времен года.

На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы – синодический месяц и тропический год – содержат дробные части суток.

Синодический месяц (от греч. "сближение"; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) – это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина – эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца – 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).

Тропический год (от греч. – поворот) – это промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается. Иными словами – это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток.

Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно – все эти три величины несоизмеримы. Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, – то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток. Именно в этом – вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.

Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам – интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди. Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем); реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г. папа Римский Григорий XIII (верховный христианский "жрец"), а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, сокращенно AD) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый. 


Три рода календарей

Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к появлению трех календарных систем:

1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год;

2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого – согласование суток и лунного месяца; наконец,

3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени.

Лунно-солнечные календарные системы намного сложнее, чем лунные и солнечные календари. Здесь необходимо, чтобы начала календарных месяцев возможно ближе располагались к новолунию, а сумма некоторого числа целых лунных месяцев возможно точнее соответствовала истинной продолжительности тропического года. Календарные месяцы имеют двадцать девять или тридцать дней. Основой почти всех действовавших лунно-солнечных календарей является так называемый цикл Метона, по имени древнегреческого астронома и математика Метона, установившего этот девятнадцатилетний цикл в 432 г. до н. э. Он служит для того, чтобы лучше всего согласовать изменения лунных фаз с движением Солнца. В этом цикле 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 лет – по 13 месяцев. Вставные месяцы получили название "эмболисмических" (от греч. – вставка). Год с 13-ю месяцами – високосный; древние евреи называли его иббур – "беременный". Они располагаются так: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.

Еврейский лунно-солнечный календарь лежит в основе христианской пасхалии (системы правил и поправок для вычисления даты празднования Пасхи на каждый год). Зависимые от Пасхи праздники и покаянные дни (это Пасхальный цикл) фиксируются у нас по календарю, который именуется подвижным (потому что его дни передвигаются каждый год по числам месяца), или триодным, потому что богослужебные тексты всех этих дней содержит книга с греческим названием Триодь1.

1 Триодь – это богослужебная книга, содержащая службы с изменяемыми молитвословиями для богослужений подвижного (пасхального) цикла, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая Неделей Всех святых. Название Триодь, греч. Триодион, букв. «Трипеснец», происходит от наличия в ней большого количества т. н. «неполных» канонов, состоящих из трех песней. В настоящее время в русской традиции делится на две книги:

1) Триодь Постная (от Недели мытаря и фарисея до Великой субботы включительно), и

2) Триодь Цветная (начиная с Пасхальной недели и заканчивая Неделей Всех святых).

* * * 

Библейский календарь

Счет месяцев Древние и Ассиро-Вавилонские названия месяцев, число дней в месяце и особые дни месяца Современный календарь
свящ. гражд.
I 7 АВИВ, НИСАН. 30 дней
  14. Пасха (Исх.12; Лев.23:5; Числ.28:16).
  16. Принесение первого снопа жатвы ячменя (Лев.23:10-14).
март-апрель
II 8 ЗИФ, ИЯР. 29 дней
  14. Вторая пасха - для тех, кто не мог совершить первую (Числ.9:10-12).
апрель-май
III 9 СИВАН. 30 дней
  6. Пятидесятница (Лев.23:16) или праздник седмиц (Втор.16:9-10). Принесение начатков жатвы пшеницы (Лев.23:15-21) и начатков всех плодов земли (Числ.28:26; Втор.26:2, 10).
май-июнь
IV 10 ФАММУЗ. 29 дней
  17. пост. Взятие Иерусалима (Зах.8:19).
июнь-июль
V 11 АВ. 30 дней
  9. Пост. Разрушение храма иерусалимского (Зах.8:19).
июль-август
VI 12 ЭЛУЛ. 29 дней август-сентябрь
VII 1 АФАНИМ, ТИШРИ. 30 дней
  1. Праздник труб (Числ.29:1). Новый год.
  10. День очищения (Лев.16:29, 25:9).
  15-22. Праздник кущей (Лев.23:34-36; Числ.29:12-35).
сентябрь-октябрь
VIII 2 БУЛ, МАРХЕШВАН. 29 дней октябрь-ноябрь
IX 3 КИСЛЕВ. 30 дней
Праздник обновления (1Мак.4:52-59. Ин.10:22).
ноябрь-декабрь
X 4 ТЕБЕФ. 30 дней декабрь-январь
XI 5 ШЕВАТ. 30 дней январь-февраль
XII 6 АДАР. 29 дней
  11. Пост Есфири (Есф.4:16).
  14-15. Праздник Пурим (Есф.9:17-32).
февраль-март

В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса (Исх.13:4, 12:2). Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя (Лев.23:10-14). Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху (Исх.12). Другие месяцы названий не имели, о них говорили: второй месяц, десятый месяц ит.д. Лишь в рассказе о постройке храма Соломона при участии финикийцев три месяца названы особо: зиф (месяц цветения) - 3Цар.6:1, афаним (месяц бурных ветров) - 3Цар.8:2, и бул (месяц произрастания) - 3Цар.6:38; это финикийские названия. После плена вавилонского появились ассирийско-вавилонские названия месяцев: нисан (Неем.2:1), ияр, сиван (Есф.8:9), фаммуз или таммуз, ав, элул (Неем.6:15), тишри, мархешван, кислев или хаслев (Неем.1:1; Зах.7:1), тебеф (Есф.2:16), шеват (Зах.1:7) и адар (Есф.3:7). Те из них, которые не встречаются в Библии, известны по сочинениям Иосифа Флавия (I век по Р.Х.) и другим древним источникам.

Гражданский год начинался и кончался осенью (ср. Исх.23:16, 34:22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году.

Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (Числ.10:10, 28:11). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностью в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.

В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.

Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой - параскеви, что значит "приготовление" (к дню покоя - субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому "день первый" (после субботы, см. Мф.28:1) соответствует нашему воскресенью, "день второй" - понедельнику и т.д.

День (в смысле суток) начинался с захода солнца, т.е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи (Суд.7:19), а день - на утро, полдень и вечер (см. Пс.54:18). Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на четыре стражи (Лк.12:38; Мф.14:25) и вошло в употребление понятие "час" - двенадцатая часть дня или ночи (Мф.20:1-8; Деян.23:23).

Источник: Библия в русском переводе. РБО, Москва, 1999

Справка о календарях

1. Гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь («но­вый стиль») вве­ден в 1582 г. н. э. па­пой Гри­го­ри­ем XIII для то­го, чтобы день ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия со­от­вет­ство­вал опре­де­лен­но­му дню (21 мар­та).

2. Юли­ан­ский ка­лен­дарь («ста­рый стиль») был вве­ден в 46 г. до н. э. Юли­ем Це­за­рем и на­счи­ты­вал 365 дней; ви­со­кос­ным яв­лял­ся каж­дый тре­тий год. Эту ошиб­ку ис­пра­вил им­пе­ра­тор Ав­густ: с 8 г. до н. э. и до 8 г. н. э. до­пол­ни­тель­ные дни ви­со­кос­ных го­дов про­пус­ка­лись.

3. Дни неде­ли. Семь дней неде­ли ста­ли стан­дар­том при­мер­но в III ве­ке на­шей эры. Име­на дни неде­ли по­лу­чи­ли по небес­ным те­лам:

Day Roman Day в честь:
1 Monday dies Lunae The Moon
2 Tuesday dies Martis Mars
3 Wednesday dies Mercurii Mercury
4 Thursday dies Iovis Jupiter
5 Friday dies Veneris Venus
6 Saturday dies Saturni Saturn
7 Sunday dies Solis The Sun

Зачем ввели новый стиль?

Гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь да­ёт го­раз­до бо­лее точ­ное при­бли­же­ние к ре­аль­ной дли­тель­но­сти го­да. С те­че­ни­ем ве­ков по­сте­пен­но сме­ща­лись аст­ро­но­ми­че­ские дни, к ко­то­рым при­вя­зы­ва­лись сель­ско­хо­зяй­ствен­ные ра­бо­ты и ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки: ве­сен­нее и осен­нее рав­но­ден­ствие и т.п.

Глав­ным по­во­дом к вме­ша­тель­ству па­пы Рим­ско­го и при­ня­тию но­во­го ка­лен­да­ря ста­ло по­сте­пен­ное сме­ще­ние по от­но­ше­нию к юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю дня ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия, по ко­то­ро­му опре­де­ля­лась да­та Пас­хи. До па­пы Гри­го­рия XIII уточ­не­ние ка­лен­да­ря уже пы­та­лись осу­ще­ствить па­пы Па­вел III и Пий IV, но успе­ха не до­стиг­ли. Под­го­тов­ку ре­фор­мы по ука­за­нию Гри­го­рия XIII осу­ществ­ля­ли аст­ро­но­мы Хри­сто­фор Кла­вий и Ало­и­зий Ли­лий.

В 1583 го­ду Гри­го­рий XIII на­пра­вил Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху Иере­мии II по­соль­ство с пред­ло­же­ни­ем пе­рей­ти на но­вый ка­лен­дарь. В кон­це 1583 го­да на со­бо­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле пред­ло­же­ние бы­ло от­верг­ну­то, как не со­от­вет­ству­ю­щее ка­но­ни­че­ским пра­ви­лам празд­но­ва­ния Пас­хи.

Пе­ре­ход на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь по­влёк сле­ду­ю­щие из­ме­не­ния:

      • но­вый ка­лен­дарь сра­зу на мо­мент при­ня­тия сдви­гал на 10 дней те­ку­щую да­ту и ис­прав­лял на­ко­пив­ши­е­ся ошиб­ки;
      • в но­вом ка­лен­да­ре ста­ло дей­ство­вать но­вое, бо­лее точ­ное, пра­ви­ло о ви­со­кос­ном го­де — год ви­со­кос­ный, то есть со­дер­жит 366 дней, ес­ли:
        1. но­мер го­да кра­тен 400 (1600, 2000, 2400);
        2. осталь­ные го­ды — но­мер го­да кра­тен 4 и не кра­тен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …);
        3. мо­ди­фи­ци­ро­ва­лись пра­ви­ла рас­чё­та хри­сти­ан­ской Пас­хи.
      • С те­че­ни­ем вре­ме­ни юли­ан­ский и гри­го­ри­ан­ский ка­лен­да­ри рас­хо­дят­ся всё бо­лее, на трое су­ток каж­дые 400 лет.

Процесс перехода на григорианский календарь

В ря­де слу­ча­ев пе­ре­ход на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь со­про­вож­дал­ся се­рьёз­ны­ми бес­по­ряд­ка­ми. На­при­мер, ко­гда поль­ский ко­роль Сте­фан Ба­то­рий ввёл в Ри­ге но­вый ка­лен­дарь в 1584 го­ду, мест­ные куп­цы под­ня­ли мя­теж, за­явив, что сдвиг на 10 дней сры­ва­ет их сро­ки по­ста­вок и при­во­дит к зна­чи­тель­ным убыт­кам. Мя­теж­ни­ки раз­гро­ми­ли риж­скую цер­ковь и уби­ли несколь­ко му­ни­ци­паль­ных слу­жа­щих. Спра­вить­ся с «ка­лен­дар­ны­ми бес­по­ряд­ка­ми» уда­лось толь­ко ле­том 1589 го­да.

В неко­то­рых стра­нах, пе­ре­шед­ших на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, впо­след­ствии воз­об­нов­ля­лось юли­ан­ское ле­то­счис­ле­ние в ре­зуль­та­те их при­со­еди­не­ния к дру­гим го­су­дар­ствам.

В пе­ре­шед­шей по ре­ше­нию ко­ро­ля Ге­ор­га II на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь 2 сен­тяб­ря 1752 го­да Бри­та­нии при­шлось сдви­гать да­ту впе­рёд уже не на 10, а на 11 дней, по­сколь­ку с мо­мен­та вступ­ле­ния в си­лу но­во­го ка­лен­да­ря в кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пе ми­но­вал уже це­лый век и на­ко­пил­ся ещё один лиш­ний день. По­сле 2-го сра­зу на­сту­пи­ло 14 сен­тяб­ря. Под­дан­ные оста­лись недо­воль­ны ре­ше­ни­ем, сде­лав­шим их стар­ше. В стране бы­ли за­ме­че­ны про­те­сты под ло­зун­гом: «Вер­ни­те нам на­ши один­на­дцать дней!». Вре­ме­на­ми вспы­хи­ва­ли бун­ты, ино­гда при­во­див­шие к ги­бе­ли лю­дей, на­при­мер, в Бри­сто­ле.

В Шве­ции ре­ши­ли пе­ре­хо­дить на но­вый ка­лен­дарь по­сте­пен­но, от­ме­няя ви­со­кос­ные дни с 1700 по 1740 го­ды. В 1700 го­ду был от­ме­нён пер­вый ви­со­кос­ный день. По­том на­ча­лась вой­на и про пе­ре­вод за­бы­ли. Та­ким об­ра­зом, стра­на жи­ла по сво­е­му соб­ствен­но­му швед­ско­му ка­лен­да­рю. В 1711 го­ду Карл XII при­знал это непрак­тич­ным, ре­шил вер­нуть­ся к ста­ро­му сти­лю и до­ба­вить в фев­ра­ле 2 дня. По­это­му в Шве­ции бы­ло 30 фев­ра­ля 1712 го­да. Лишь в 1753 го­ду был вве­дён но­вый стиль. При этом по­сле 17 фев­ра­ля по­сле­до­ва­ло сра­зу 1 мар­та. Вве­де­ние но­во­го ка­лен­да­ря име­ло так­же и се­рьёз­ные финан­со­вые по­след­ствия. В 1753 го­ду — пер­вом пол­ном го­ду по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю, бан­ки­ры от­ка­за­лись пла­тить на­ло­ги, до­жи­да­ясь по­ло­жен­ных 11 дней по­сле при­выч­ной да­ты окон­ча­ния сбо­ров — 25 мар­та. В ре­зуль­та­те финан­со­вый год в Ве­ли­ко­бри­та­нии на­чал­ся лишь 6 ап­ре­ля. Эта да­та со­хра­ни­лась и до се­го­дняш­них дней, как сим­вол боль­ших пе­ре­мен, про­изо­шед­ших 250 лет на­зад.

Раз­ни­ца дат юли­ан­ско­го и гри­го­ри­ан­ско­го ка­лен­да­рей

Раз­ни­ца, дней Пе­ри­од (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю) Пе­ри­од (по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю)
10 5 ок­тяб­ря 1582 — 29 фев­ра­ля 1700 15 ок­тяб­ря 1582 — 11 мар­та 1700
11 1 мар­та 1700 — 29 фев­ра­ля 1800 12 мар­та 1700 — 12 мар­та 1800
12 1 мар­та 1800 — 29 фев­ра­ля 1900 13 мар­та 1800 — 13 мар­та 1900
13 1 мар­та 1900 — 29 фев­ра­ля 2100 14 мар­та 1900 — 14 мар­та 2100
14 1 мар­та 2100 — 29 фев­ра­ля 2200 15 мар­та 2100 — 15 мар­та 2200
15 1 мар­та 2200 — 29 фев­ра­ля 2300 16 мар­та 2200 — 16 мар­та 2300

Неко­то­рые стра­ны пе­ре­хо­ди­ли на но­вый стиль ча­стя­ми, на­при­мер раз­лич­ные кан­то­ны Швей­ца­рии при­ни­ма­ли ре­фор­му ка­лен­да­ря на про­тя­же­нии по­чти 120 лет!

Необыч­ным был пе­ре­ход на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь на Аляс­ке по­сле её про­да­жи Рос­си­ей, так как там он со­че­тал­ся с пе­ре­но­сом ли­нии пе­ре­ме­ны да­ты. По­это­му по­сле пят­ни­цы 5 ок­тяб­ря 1867 го­да по ста­ро­му сти­лю сле­до­ва­ла ещё од­на пят­ни­ца 18 ок­тяб­ря 1867 го­да по но­во­му сти­лю.

В 1872 го­ду ре­ше­ние о пе­ре­хо­де с тра­ди­ци­он­но­го (лун­но-сол­неч­но­го) ка­лен­да­ря на гри­го­ри­ан­ский при­ня­ла Япо­ния, так что сле­ду­ю­щим днём по­сле «вто­ро­го дня две­на­дца­то­го ме­ся­ца пя­то­го го­да Мэйд­зи» ста­ло 1 ян­ва­ря 1873 го­да, в ре­зуль­та­те че­го ка­лен­дарь Япо­нии был при­ве­дён в со­от­вет­ствие с ка­лен­да­рём ос­нов­ных за­пад­ных дер­жав (за ис­клю­че­ни­ем Рос­сии). Тем не ме­нее, в офи­ци­аль­ных до­ку­мен­тах од­новре­мен­но про­дол­жа­ет ис­поль­зо­вать­ся си­сте­ма нэн­го. На­при­мер, год 1868 мо­жет быть за­пи­сан как пер­вый год Мэйд­зи, 1912 — Тай­сё 1, 1926 — Сё­ва 1, 1989 — Хэй­с­эй 1, и так да­лее. В обыч­ной прак­ти­ке, од­на­ко, при­ме­ня­ет­ся ле­то­счис­ле­ние от Рож­де­ства Хри­сто­ва по «за­пад­но­му ка­лен­да­рю» (seireki), став­ший в те­че­ние XX ве­ка в Япо­нии ос­нов­ным.

Ко­рея при­ня­ла гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь 1 ян­ва­ря 1896 го­да. Хо­тя со­глас­но при­ня­то­му ка­лен­да­рю уста­но­ви­лась вер­ная ну­ме­ра­ция ме­ся­цев и дней, но ещё в про­дол­же­нии 1895–1897 го­дов про­дол­жи­лась ста­рая ну­ме­ра­ция лет по пер­во­му го­ду прав­ле­ния ди­на­стии Чо­сон, по ко­то­рой 1896 год гри­го­ри­ан­ско­го ка­лен­да­ря со­от­вет­ство­вал 1392 го­ду Чо­сон. За­тем при­ме­ня­лись от­сче­ты лет от раз­лич­ных ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, по­ка с 1962 го­да не уста­но­вил­ся от­счет лет, иден­тич­ный гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю. В Се­вер­ной Ко­рее с 8 июля 1997 го­да при­ня­то но­вое «ле­то­счис­ле­ние чучхе», на­ча­лом ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся 1912 год — год рож­де­ния Ким Ир Се­на.

Ки­тай­ская Рес­пуб­ли­ка офи­ци­аль­но при­ня­ла гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь при сво­ём про­воз­гла­ше­нии с 1 ян­ва­ря 1912 го­да. С объ­еди­не­ни­ем Ки­тая под вла­стью Го­минь­да­на в ок­тяб­ре 1928 го­да На­цио­наль­ное пра­ви­тель­ство по­ста­но­ви­ло, что с 1 ян­ва­ря 1929 го­да бу­дет ис­поль­зо­вать­ся гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь. Тем не ме­нее, Ки­тай со­хра­нил ки­тай­скую тра­ди­цию ну­ме­ра­ции ме­ся­цев, а на­ча­лом ле­то­счис­ле­ния был на­зна­чен пер­вый год про­воз­гла­ше­ния Ки­тай­ской Рес­пуб­ли­ки — 1912 год. Эта си­сте­ма всё ещё ис­поль­зу­ет­ся на Тай­ване, счи­та­ю­щий се­бя пре­ем­ни­ком Ки­тай­ской Рес­пуб­ли­ки. По­сле про­воз­гла­ше­ния в 1949 го­ду Ки­тай­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки, кон­ти­нен­таль­ный Ки­тай про­дол­жил ис­поль­зо­вать гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, но бы­ла от­ме­не­на ну­ме­ра­ция и ле­то­счис­ле­ние, вве­дён­ное преж­ним пра­ви­тель­ством, и уста­нов­ле­но со­от­вет­ствие с ле­то­счис­ле­ни­ем от Рож­де­ства Хри­сто­ва, при­ня­тым в СССР и на За­па­де.

В Рос­сии (на тер­ри­то­рии, на­хо­див­шей­ся под кон­тро­лем Со­ве­тов) гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь вве­дён де­кре­том от 26 ян­ва­ря 1918 го­да Сов­нар­ко­ма, со­глас­но ко­то­ро­му в 1918 го­ду по­сле 31 ян­ва­ря по­сле­ду­ет 14 фев­ра­ля. На тер­ри­то­ри­ях быв­шей Рос­сий­ской им­пе­рии, на­хо­див­ших­ся под кон­тро­лем дру­гих го­судар­ствен­ных об­ра­зо­ва­ний, воз­ник­ших по­сле па­де­ния Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства, да­ты офи­ци­аль­но­го вве­де­ния но­во­го сти­ля от­ли­ча­ют­ся. Так, Вре­мен­ное Си­бир­ское пра­ви­тель­ство вве­ло но­вый стиль де­кре­том от 31 ав­гу­ста 1918 го­да, по­ста­но­вив счи­тать день 1 ок­тяб­ря 1918 днём 14 ок­тяб­ря 1918 го­да.

Од­ни­ми из по­след­них на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь пе­ре­шли Гре­ция в 1924 го­ду, Тур­ция в 1926 го­ду и Еги­пет в 1928 го­ду. До сих пор не пе­ре­шли на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь лишь Эфи­о­пия и Та­и­ланд.

Смена календарей в Церкви

С 1923 го­да боль­шин­ство По­мест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, за ис­клю­че­ни­ем Рус­ской, Иеру­са­лим­ской, Гру­зин­ской и Серб­ской, при­ня­ло по­хо­жий на гри­го­ри­ан­ский «но­во­юли­ан­ский» ка­лен­дарь, бо­лее точ­ный и сов­па­да­ю­щий с гри­го­ри­ан­ским до 2800 го­да.

Так­же гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь был вве­дён пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном для упо­треб­ле­ния в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 15 ок­тяб­ря 1923 го­да. Од­на­ко это но­во­вве­де­ние, хо­тя и бы­ло при­ня­то прак­ти­че­ски все­ми при­хо­да­ми, вы­зва­ло смя­те­ние у мно­гих иерар­хов церк­ви, что бы­ло из­лишне в это слож­ное вре­мя, по­это­му уже 8 но­яб­ря 1923 го­да пат­ри­арх Ти­хон рас­по­ря­дил­ся «по­все­мест­ное и обя­за­тель­ное вве­де­ние но­во­го сти­ля в цер­ков­ное упо­треб­ле­ние вре­мен­но от­ло­жить». Та­ким об­ра­зом, но­вый стиль дей­ство­вал в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви толь­ко 24 дня.

В 1948 го­ду на Мос­ков­ском со­ве­ща­нии Пра­во­слав­ной Церк­ви по­ста­нов­ле­но, что Пас­ха, так же, как и все пе­ре­хо­дя­щие празд­ни­ки, долж­на рас­счи­ты­вать­ся по алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии (юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю), а непе­ре­хо­дя­щие — по то­му ка­лен­да­рю, по ко­то­ро­му жи­вёт По­мест­ная Цер­ковь.

Как пересчитывать прошлые даты?

Ес­ли бы ис­то­ри­ки все­го ми­ра не до­го­во­ри­лись о том, как и ка­кой ка­лен­дарь ис­поль­зо­вать для да­ти­ров­ки ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, это при­ве­ло бы к раз­но­бою и су­мя­ти­це в опре­де­ле­нии дат.

Ка­кие бы­ва­ют ошиб­ки пе­ре­сче­та дат?

      1. В свя­зи с раз­новре­мен­ным пе­ре­хо­дом стран на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь мо­гут воз­ни­кать фак­ти­че­ские ошиб­ки вос­при­я­тия: на­при­мер, ино­гда го­во­рит­ся, что Ин­ка Гар­си­ла­со де ла Ве­га, Ми­гель де Сер­ван­тес и Уи­льям Шекс­пир умер­ли в один день — 23 ап­ре­ля 1616 го­да. На са­мом де­ле Шекс­пир умер на 10 дней поз­же, чем Ин­ка Гар­си­ла­со, так как в ка­то­ли­че­ской Ис­па­нии но­вый стиль дей­ство­вал с са­мо­го вве­де­ния его па­пой, а Ве­ли­ко­бри­та­ния пе­ре­шла на но­вый ка­лен­дарь толь­ко в 1752 го­ду и на 11 дней поз­же чем Сер­ван­тес (ко­то­рый умер 22 ап­ре­ля, но был по­хо­ро­нен 23 ап­ре­ля).
      2. Есть и дру­го­го ро­да ошиб­ки, ко­гда для по­лу­че­ния да­ты ис­то­ри­че­ско­го со­бы­тия по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю за­чем-то до­бав­ля­ют чис­ло дней, со­став­ляв­ших раз­ни­цу меж­ду ка­лен­да­ря­ми на мо­мент пе­ре­хо­да стра­ны на но­вый стиль ка­лен­да­ря, то есть рас­про­стра­ня­ют раз­ни­цу чис­ла дней ка­лен­да­рей вглубь ве­ков. Та­кую ошиб­ку про­де­мон­стри­ро­ва­ла на­ша Гос­ду­ма, на­зна­чив го­судар­ствен­ный празд­ник на 4 но­яб­ря — де­пу­та­ты к да­те взя­тия Ки­тай-Го­ро­да 22 ок­тяб­ря 1612 го­да при­ба­ви­ли 13 дней, хо­тя раз­ни­ца меж­ду ка­лен­да­ря­ми то­гда со­став­ля­ла лишь 10 дней. Это уже не го­во­ря о том что соб­ствен­но Кремль, а вер­нее кремлев­ский гар­ни­зон поль­ских войск сдал­ся еще мно­го поз­же и этой да­ты.
        Кро­ме это­го Гос­ду­ма так­же бе­с­дум­но на­зна­чи­ла неко­то­рые па­мят­ные во­ин­ские да­ты:
        • Ле­до­вое по­бо­и­ще про­изо­шло 5 ап­ре­ля 1242 го­да, па­мят­ную да­ту на­зна­чи­ли на 28 ап­ре­ля (раз­ни­ца опять 13 дней);
        • День по­бе­ды рус­ских пол­ков во гла­ве с ве­ли­ким кня­зем Дмит­ри­ем Дон­ским над мон­го­ло-та­тар­ски­ми вой­ска­ми в Ку­ли­ков­ской бит­ве; про­изо­шло 8 сен­тяб­ря 1380 го­да, да­ту на­зна­чи­ли на на 21 сен­тяб­ря (13 дней);
        При­чем эти ошиб­ки вы­бо­роч­ные, боль­шая часть дат вер­но под­счи­та­ны, что осо­бен­но под­чер­ки­ва­ет небреж­ность пе­ре­сче­та ра­нее упо­мя­ну­тых дат:
        • День по­бе­ды рус­ской ар­мии под ко­ман­до­ва­ни­ем Пет­ра I над шве­да­ми в Пол­тав­ском сра­же­нии; про­изо­шло 27 июня 1709 го­да, да­ту спра­вед­ли­во на­зна­чи­ли на 8 июля (11 дней);
        • День Бо­ро­дин­ско­го сра­же­ния рус­ской ар­мии под ко­ман­до­ва­ни­ем М. И. Ку­ту­зо­ва с фран­цуз­ской ар­ми­ей про­изо­шло 26 ав­гу­ста 1812 го­да, да­ту пра­виль­но на­зна­чи­ли на 5–7 июля (12 дней);
      3. Ес­ли в ис­то­ри­че­ском со­бы­тии участ­во­ва­ли две стра­ны, в раз­ные ве­ка пе­ре­шед­шие на но­вый стиль, небреж­ные ис­то­ри­ки обо­их стран мо­гут вне­сти еще боль­шую су­мя­ти­цу, по незна­нию пе­ре­счи­ты­вая ста­рин­ную да­ту каж­дый по-сво­е­му. Те же шве­ды да­ту нев­ской бит­вы (15 июля 1240 по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю) мог­ли бы непра­виль­но пе­ре­счи­тать в 26 июля по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю (+ 11 дней), а та­кие же го­ре-ис­то­ри­ки пе­ре­счи­та­ли бы в 28 июля (+ 13 дней).

Во из­бе­жа­ние по­доб­ной пу­та­ни­цы при­ня­ты пра­ви­ла пе­ре­во­да дат:

      • Для обо­зна­че­ния всех дат до 1582 г. н. э. ча­ще все­го ис­поль­зу­ет­ся юли­ан­ский ка­лен­дарь, вве­дён­ный толь­ко с 1 ян­ва­ря 45 го­да до н. э.
      • Да­ты до вве­де­ния юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря 1 ян­ва­ря 45 го­да до н. э. обо­зна­ча­ют­ся по т.н. про­леп­ти­че­ско­му юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю. Про­леп­ти­че­ский (от греч. «пред­вос­хи­ща­ю­щий») ка­лен­дарь — ка­лен­дарь, рас­ши­рен­ный на пе­ри­од до его вве­де­ния. Про­ще го­во­ря, да­ты счи­та­ют по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю, несмот­ря на то что ка­лен­дарь еще не был да­же при­ду­ман.
      • Для пе­ре­сче­та дат по­сле 1582 г. в тех стра­нах, где на мо­мент ис­то­ри­че­ско­го со­бы­тия про­дол­жал дей­ство­вать юли­ан­ский ка­лен­дарь, да­ту пе­ре­счи­ты­ва­ют в гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, до­бав­ляя то чис­ло дней, на ко­то­рое от­ли­ча­лись ка­лен­да­ри на мо­мент со­вер­ше­ния со­бы­тия.
      • В ре­ги­о­нах, где не ис­поль­зо­вал­ся юли­ан­ский ка­лен­дарь, да­ти­ров­ка всех со­бы­тий про­из­во­дит­ся по про­леп­ти­че­ско­му гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю (опре­де­ля­ю­ще­му да­ти­ров­ку со­бы­тий по пра­ви­лам гри­го­ри­ан­ско­го ка­лен­да­ря до его по­яв­ле­ния 15 ок­тяб­ря 1582 го­да).

Источник: Всемирная история и история России

Случайный тест

(4 голоса: 5 из 5)