Неделя сыропустная

Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Рим.13:11-14:4. – За­ча­ло 112)

[Бодр­ство­ва­ние. Снис­хож­де­ние к немощ­ным в ве­ре]

(Бра­тья,) <…> вы зна­е­те вре­мя, что уже [на­сту­пил] час про­бу­дить­ся вам [нам] от сна: ведь те­перь бли­же к нам спа­се­ние, чем ко­гда мы уве­ро­ва­ли.

Ночь на ис­хо­де. День бли­зок. Итак, от­ло­жим де­ла тьмы и об­ле­чем­ся в ору­жие све­та. Да­вай­те про­жи­вем этот день бла­го­об­раз­но, [не пре­да­ва­ясь] ни гу­лян­кам, ни пьян­ству, ни сла­до­стра­стию и рас­пут­ству, ни ссо­рам и рев­но­сти. [Для это­го] об­ле­ки­тесь в Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста[1], и преду­смот­ри­тель­ность (по­пе­че­ние) о пло­ти не пре­вра­щай­те в во­жде­ле­ния.

Сла­бо­го в ве­ре при­ни­май­те к се­бе без спо­ров о мне­ни­ях. Один ве­рит [что мож­но] есть всё, а сла­бый ест ово­щи[2]. Кто ест, не уни­чи­жай то­го, кто не ест; и кто не ест, не осуж­дай то­го, кто ест, по­то­му что Бог при­об­рёл[3] его. Кто ты, осуж­да­ю­щий чу­жо­го ра­ба? Для соб­ствен­но­го Гос­по­ди­на он сто­ит или па­да­ет. И он бу­дет по­став­лен, по­то­му что Гос­подь име­ет си­лу под­нять его.

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Мф.6:14-21. – За­ча­ло 17)

[Обя­за­тель­ные усло­вия бо­го­угод­но­го по­ста]

(Ска­зал Гос­подь:) ес­ли вы бу­де­те про­щать лю­дям их пре­гре­ше­ния (про­ступ­ки), то про­стит и вам Отец ваш Небес­ный; ес­ли же вы не про­сти­те лю­дям [их пре­гре­ше­ния], то и Отец ваш не про­стит вам пре­гре­ше­ний ва­ших.

Ко­гда же бу­де­те по­стить­ся, не на­пус­кай­те на се­бя, как ли­це­деи (ли­це­ме­ры), мрач­но­го ви­да; ведь они де­ла­ют се­бе уны­лые ли­ца, чтобы по­ка­зать лю­дям, как по­стят­ся. Во­ис­ти­ну го­во­рю вам, они [уже] спол­на по­лу­чи­ли свою на­гра­ду. Но ко­гда ты по­стишь­ся, го­ло­ву свою ума­сти и умой ли­цо свое, чтобы не лю­дям по­ка­зать, как по­стишь­ся, но От­цу тво­е­му Со­кро­вен­но­му; и Отец твой, ви­дя­щий со­кро­вен­ное, воз­на­гра­дит те­бя [яв­но].

Не ко­пи­те се­бе со­кро­вищ на зем­ле, где моль и ржав­чи­на разъ­еда­ют и где во­ры вла­мы­ва­ют­ся и по­хи­ща­ют; но ко­пи­те се­бе со­кро­ви­ща на небе­сах, где ни моль, ни ржав­чи­на не разъ­еда­ют, и где во­ры не вла­мы­ва­ют­ся и не по­хи­ща­ют: ведь где со­кро­ви­ще ва­ше, там бу­дет и серд­це ва­ше.

 


При­ме­ча­ния к Апо­столь­ско­му чте­нию

[1] «Об­лечь­ся во Хри­ста» – пы­тать­ся пред­ста­вить, как бы по­сту­пил в той или иной си­ту­а­ции Сам Хри­стос и под­ра­жать Ему в этом.

[2] Речь идет о но­во­об­ра­щён­ных из ев­ре­ев, бо­я­щих­ся от­ре­шить­ся от неко­то­рых обы­ча­ев вет­хо­за­вет­но­го бла­го­че­стия, усво­ен­ных до кре­ще­ния. Эти лю­ди «мни­тель­ной со­ве­сти» – сла­бы (немощ­ны) в ве­ре, по­то­му что не уве­ре­ны в до­ста­точ­но­сти од­них лишь хри­сти­ан­ских средств спа­се­ния. Они при­дер­жи­ва­ют­ся иудей­ских ка­зу­и­сти­че­ских пра­вил от­но­си­тель­но «чи­стой» (ко­шер­ной) и «нечи­стой» пи­щи и дру­гих по­ста­нов­ле­ний «вет­хо­го» и вре­мен­но­го Мо­и­се­е­ва За­ко­на, по­сколь­ку не ве­рят, что «не де­ла­ми За­ко­на по­лу­ча­ет оправ­да­ние че­ло­век, но толь­ко через ве­ру в Иису­са Хри­ста», – как пи­сал апо­стол Па­вел Га­ла­там (2:16). Он пред­ла­га­ет от­но­сить­ся к та­ким лю­дям с по­ни­ма­ни­ем и не спо­рить с ни­ми, но хра­нить мир. «Каж­дый из нас за се­бя даст от­чёт Бо­гу» (Рим.14:12). Эта си­ту­а­ция не име­ет к нам пря­мо­го от­но­ше­ния, но Цер­ковь не слу­чай­но пред­ла­га­ет нам за­ду­мать­ся над сло­ва­ми апо­сто­ла Пав­ла на­ка­нуне Ве­ли­ко­го по­ста. Мы долж­ны по­нять, что пост – преж­де все­го упраж­не­ние в доб­ро­де­те­ли, а не в ку­ли­нар­ных ре­цеп­тах. «Фа­ри­сей­скую за­квас­ку» мож­но пре­одо­леть.

[3] Здесь срав­не­ние с по­куп­кой ра­ба, пе­ре­хо­дя­ще­го в соб­ствен­ность дру­го­му че­ло­ве­ку. По­слуш­ный раб пол­но­стью при­над­ле­жит и под­чи­ня­ет­ся толь­ко сво­е­му гос­по­ди­ну и ему од­но­му да­ёт от­чёт в сво­их по­ступ­ках; у по­сто­рон­не­го че­ло­ве­ка нет пра­ва су­дить его.

День на­ка­нуне по­ста

За­кон­чи­лась по­след­няя под­го­то­ви­тель­ная неде­ля к Великому посту или, по-цер­ков­но­му, – сыр­ная седмица. Она на­зы­ва­ет­ся так по­то­му, что цер­ков­ный Устав поз­во­ля­ет есть толь­ко мо­лоч­ные про­дук­ты, яй­ца и ры­бу. Смысл это­го древ­не­го обы­чая (за­фик­си­ро­ван­но­го уже в V сто­ле­тии) в том, чтобы «ма­ло-по­ма­лу при­учать се­бя от­сту­пать от при­ят­ных яств и без пе­ча­ли пе­ре­хо­дить к ве­ли­ко­пост­но­му воз­дер­жа­нию». Со­глас­но пре­да­нию, обы­чай пре­вра­тил­ся в за­кон по­сле обе­та, дан­но­го ви­зан­тий­ским им­пе­ра­то­ром Иракли­ем (610–641), ко­то­рый во­е­вал с пер­сид­ским ца­рем Хо­сро­ем, за­хва­тив­шим Свя­тую зем­лю. В слу­чае по­бе­ды он обе­щал Бо­гу от­ка­зать­ся от мя­са ещё и в по­след­нюю неде­лю пе­ред по­стом. Со­от­вет­ствен­но, по­след­нее пе­ред по­стом вос­кре­се­нье име­ну­ет­ся сы­ропустным: в этот день про­ис­хо­дит «от­пуст» – то есть пре­кра­ще­ние вку­ше­ния – сы­ра и дру­гих мо­лоч­ных про­дук­тов, а так­же яиц и ры­бы.

В это вос­кре­се­нье в мо­лит­вах и пес­но­пе­ни­ях Цер­ковь вспо­ми­на­ет гре­хо­па­де­ние пра­ро­ди­те­лей, про­ис­шед­шее по при­чине недо­ве­рия к сло­вам Со­зда­те­ля и невоз­дер­жа­ния. Это – об­раз гор­ды­ни и тём­но­го бун­та свое­во­лия, при­вед­ше­го к раз­ру­ше­нию пер­во­на­чаль­ной гар­мо­нии («из­гна­нию из рая»). Все мы в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни за­ра­же­ны неду­гом лож­но­го са­мо­утвер­жде­ния, озна­ча­ю­ще­го на де­ле лишь пле­нён­ность че­ло­ве­ка низ­ши­ми ир­ра­цио­наль­ны­ми сти­хи­я­ми, неспо­соб­ность кри­ти­че­ски по­смот­реть на се­бя со сто­ро­ны. Че­ло­век на­чи­на­ет жить по при­род­но­му за­ко­ну по­жи­ра­ния силь­ны­ми сла­бых, от­ка­зы­ва­ясь от зва­ния homo sapiens. Мы с гру­стью на­блю­да­ем это во­круг се­бя. Воз­дер­жи­ва­ясь на вре­мя от жи­вот­ной пи­щи (ес­ли поз­во­ля­ет здо­ро­вье и род за­ня­тий: для нас нет де­ле­ния на «чи­стую» (ко­шер­ную) и «нечи­стую пи­щу»), хри­сти­а­нин со­зна­тель­но про­ти­вит­ся это­му страш­но­му за­ко­ну, утвер­ждая свою неза­ви­си­мость от физио­ло­ги­че­ских ин­стинк­тов и уде­ляя боль­ше вре­ме­ни нрав­ствен­но­му и ин­тел­лек­ту­аль­но­му со­вер­шен­ство­ва­нию. В этом – а не в «раз­гру­зоч­ном из­ме­не­нии зим­не­го ра­ци­о­на» – смысл Ве­ли­ко­го по­ста.

Дру­гое на­зва­ние это­го вос­кре­се­нья – про­щё­ное. За бо­го­слу­же­ни­ем чи­та­ет­ся еван­гель­ское по­уче­ние о бес­смыс­лен­но­сти на­чи­нать де­ло лич­но­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния, не при­ми­рив­шись ра­нее с ближ­ни­ми. Кро­ме то­го, у древ­них па­ле­стин­ских мо­на­хов из лав­ры Свя­то­го Сав­вы су­ще­ство­вал обы­чай рас­хо­дить­ся в этот день по Иудей­ской пу­стыне (и да­же ухо­дить за Иор­дан) и про­во­дить пост по­оди­ноч­ке, со­би­ра­ясь вме­сте в мо­на­сты­ре к празд­ни­ку Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим. Пе­ред рас­ста­ва­ни­ем они за­ра­нее ис­пра­ши­ва­ли друг у дру­га про­ще­ния, по­то­му что ни­кто не знал – вер­нет­ся ли он жи­вым (в то вре­мя там ещё во­ди­лись львы, под­сте­ре­га­ли их и дру­гие опас­но­сти).

В па­мять этой пси­хо­ло­ги­че­ски ге­ни­аль­ной тра­ди­ции в на­ших хра­мах ве­че­ром (ино­гда, ра­ди удоб­ства, сра­зу по­сле Ли­тур­гии) со­вер­ша­ет­ся тро­га­тель­ный и по­учи­тель­ный Чин про­ще­ния, ко­гда свя­щен­ник про­сит при­хо­жан про­стить ему при­чи­нен­ные им воль­ные или неволь­ные оби­ды, ста­но­вясь при этом на ко­ле­ни и де­лая зем­ной по­клон. Лю­ди сна­ча­ла про­сят у него от­вет­но­го про­ще­ния, а за­тем – друг у дру­га и це­лу­ют­ся в знак при­ми­ре­ния. Ска­зать дру­го­му че­ло­ве­ку "про­сти ме­ня!" мо­жет каж­дый и не обя­за­тель­но в церк­ви. Прав­да, для мно­гих это необык­но­вен­но труд­но, а для иных гор­де­цов, как пра­ви­ло, лю­дей огра­ни­чен­ных, – со­всем невоз­мож­но.

Пер­вый день Ве­ли­ко­го по­ста име­ну­ет­ся на Ру­си Чи­стым по­не­дель­ни­ком. Это на­зва­ние мо­жет быть свя­за­но од­новре­мен­но как с по­ня­ти­ем ду­хов­ной чи­сто­ты, к ко­то­рой при­зы­ва­ют ве­ли­ко­пост­ные бо­го­слу­же­ния (осо­бен­но "По­ка­ян­ный Ка­нон" пре­по­доб­но­го Ан­дрея Крит­ско­го), так и с на­род­ной тра­ди­ци­ей устра­и­вать в этот день ба­ню, физи­че­ски очи­щая се­бя от по­след­ствий бур­ных про­во­дов мас­ле­ни­цы.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Про­щё­ное вос­кре­се­нье

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Мень

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

При­бли­зи­лось вре­мя Ве­ли­ко­го по­ста, вре­мя об­нов­ле­ния, очи­ще­ния и – са­мое глав­ное – вре­мя под­го­тов­ки к при­ня­тию Бо­же­ствен­ной ис­це­ля­ю­щей бла­го­да­ти. Мы все при­хо­дим боль­ные ду­шой, неся на сво­их пле­чах тя­же­лые кам­ни немо­щей, гре­хов, соб­ствен­но­го несо­вер­шен­ства. Кто из нас не зна­ет, как тя­же­лы эти кам­ни, кто из нас не зна­ет, как слаб че­ло­век, кто из нас не зна­ет, что мы ты­ся­чу раз пы­та­лись осво­бо­дить­ся от гре­хов, отрях­нуть их с се­бя, но они вновь по­ви­са­ли на нас?! И вновь мы шли сог­бен­ные и вла­чи­ли этот мерз­кий груз, чёр­ный и гряз­ный.

По­это­му Гос­подь го­во­рит нам, что Он – един­ствен­ные вра­та в Цар­ство чи­сто­ты и све­та. Толь­ко об­ра­тив­шись к Нему, толь­ко в мо­лит­ве най­дя си­лу Его бла­го­да­ти, мы мо­жем с ва­ми ожить, пре­об­ра­зить­ся, стать ины­ми. Но к это­му нуж­но го­то­вить­ся. И Цер­ковь да­ёт нам для это­го за­ме­ча­тель­ное вре­мя Ве­ли­ко­го по­ста, пред­ва­ря­ю­щее ра­дость Вос­кре­се­ния.

Всё это не слу­чай­но, ибо мы долж­ны уме­реть и уме­реть два­жды. Во-пер­вых, уме­реть вме­сте с Гос­по­дом. По­ду­май­те, что это озна­ча­ет? Это зна­чит, что Он стра­дал для спа­се­ния дру­гих лю­дей. И мы то­же долж­ны нести свои труд­но­сти и жиз­нен­ные стра­да­ния, ра­зу­ме­ет­ся, не та­кие ве­ли­кие, но всё-та­ки нести их как крест, имен­но как свой крест, слов­но бы уми­рая с ним по­сто­ян­но. И ещё мы долж­ны уме­реть для гре­ха. А что это озна­ча­ет? Это зна­чит, что мы долж­ны так на­стро­ить со­весть, ду­шу, всю свою жизнь, чтобы грех был нам про­ти­вен. Ко­неч­но, он бу­дет нас ис­ку­шать, ко­неч­но, он бу­дет по­ка­зы­вать свою си­лу над на­ми, но всё-та­ки мы бу­дем ему вра­га­ми. Мы не бу­дем его при­вет­ство­вать, не бу­дем его пус­кать в свою жизнь с го­тов­но­стью, мы бу­дем со­про­тив­лять­ся до по­след­не­го, хо­тя си­лы на­ши неве­ли­ки.

Уми­рая так в по­ка­я­нии и несе­нии сво­е­го кре­ста, мы с ва­ми по­дой­дём к дням Свя­той Пас­хи. И кто из нас бу­дет го­тов, кто из нас по-на­сто­я­ще­му прой­дёт этот путь, тот встре­тит­ся с ис­тин­ной Хри­сто­вой бла­го­да­тью. Цер­ковь всё для это­го де­ла­ет.

«Гре­хо­па­де­ние»,
фрес­ка Ми­ке­лан­дже­ло Бу­о­нар­ро­ти,
фраг­мент рос­пи­си Сикс­тин­ской ка­пел­лы

Се­го­дня нам на­по­ми­на­ют о па­де­нии Ада­мо­вом, о на­шей об­щей гре­хов­но­сти, ибо Адам – это все мы с ва­ми. Все мы от­па­ли от Бо­га, все мы по­шли сво­и­ми пу­тя­ми. Все мы на­хо­дим­ся в непо­слу­ша­нии, в са­мо­воль­ном блуж­да­нии, и все мы сто­им пе­ред ли­цом Бо­же­ствен­но­го ми­ло­сер­дия. Как бы ни был гре­шен и слаб че­ло­век, но, ес­ли он за­хо­чет из­ме­нить свою жизнь, – то Гос­подь по­шлёт ему для это­го си­лы.

И, на­ко­нец, бу­дем пом­нить очень важ­ные сло­ва Хри­ста, на­по­ми­на­ю­щие, что на­ша под­го­тов­ка – в на­ших ру­ках. Гос­подь Иисус го­во­рит: "Ес­ли вы хо­ти­те, чтобы вас про­стил Отец Небес­ный, то и вы долж­ны про­щать тем, кто ви­но­ват пе­ред ва­ми". В са­мом де­ле: как это по­нят­но, как это про­сто и ло­гич­но! Мо­жем ли мы го­во­рить: "Гос­по­ди! За­будь, из­гладь, вы­черк­ни", – ко­гда у нас в серд­це си­дит зло­ба и обе­ре­га­ет­ся зло­па­мят­ство? Нет, ко­неч­но. По­это­му се­го­дня Цер­ковь при­зы­ва­ет нас к про­ще­нию. Мы не мо­жем жить друг с дру­гом без про­ще­ния, ибо каж­дый че­ло­век все­гда ви­но­ват пе­ред дру­ги­ми: муж пе­ред же­ной, де­ти пе­ред ро­ди­те­ля­ми, ро­ди­те­ли пе­ред детьми, со­се­ди пе­ред со­се­дя­ми. Мы – лю­ди, жи­вые лю­ди, и, ес­ли бы не уме­ли про­щать друг дру­га, то весь мир пре­вра­тил­ся бы в ад, в ха­ос зло­бы.

И да­вай­те нач­нём се­го­дня. Да­вай­те вспом­ним всё то злое, что есть в на­шей жиз­ни, и оста­вим это за по­ро­гом Ве­ли­ко­го по­ста. Я знаю, что это труд­но, но ведь это – де­ло Бо­жие, это – при­зыв Хри­стов, ра­ди это­го сто­ит по­сту­пить­ся со­бой. "Се вре­мя бла­го­при­ят­ное", – го­во­рит нам Цер­ковь; а мы взы­ва­ем уста­ми псал­мо­пев­ца: "По­ка­я­ния от­вер­зи ми две­ри, Жиз­нодавче!" И на­учи ме­ня ка­ять­ся, на­учи ме­ня ви­деть свои гре­хи, и не оставь ме­ня то­гда, ко­гда я в от­ча­я­нии уви­жу, как ве­лик их сонм, как ве­ли­ка их си­ла, как неодо­ли­ма си­ла гре­ха. И то­гда в тот мо­мент, ко­гда я ска­жу се­бе, что нет мне спа­се­ния, нет мне про­ще­ния, нет мне ис­це­ле­ния, – я вдруг узнаю, что оно есть! Спа­се­ние да­ру­ет­ся нам Ду­хом Хри­сто­вым, Са­мим Хри­стом Спа­си­те­лем, неви­ди­мо при­сут­ству­ю­щим здесь, жи­ву­щим сре­ди нас. Он при­шел в этот мир для то­го, чтобы ни один че­ло­век не по­гиб, но имел жизнь веч­ную. Аминь.

Случайный тест