«Неудобный» праздник. Размышления в день Святого Духа

От­празд­ну­ем, вер­ные, ра­дост­но / по­след­ний и за­клю­чи­тель­ный празд­ник; / это — Пя­ти­де­сят­ни­ца, ис­пол­не­ние обе­ща­ния / и все­го, пред­ре­шен­но­го о нас; / ибо в этот день огонь Уте­ши­те­ля / вне­зап­но со­шел на зем­лю как бы в ви­де язы­ков, / и про­све­тил уче­ни­ков, / и явил их по­свя­щен­ны­ми в тай­ны неба. / Свет Уте­ши­те­ля при­шел и мир про­све­тил!
(По­сле 1 сти­хо­сло­вия се­да­лен, глас 4)

В хра­ме свет­ло. Бла­го­уха­ет све­же­ско­шен­ной тра­вой, ла­да­ном и бе­ре­за­ми. Лу­чи солн­ца иг­ра­ют на стра­ни­цах Три­о­ди, ве­се­ля ста­рин­ные бук­вы.

Вче­ра празд­но­ва­ли Тро­и­цу, и по всем за­ко­нам «по­се­ща­е­мо­сти хра­ма» се­го­дня на­ро­да быть не долж­но. Но уди­ви­тель­но! И вче­ра и се­го­дня лю­ди при­шли в храм по­чтить празд­ник Свя­то­го Ду­ха.

Вро­де и по­не­дель­ник, день ра­бо­чий. Не все мо­гут с утра прид­ти в храм, да и теп­лый вос­крес­ный ве­чер так хо­чет­ся про­ве­сти где-то на при­ро­де, осо­бен­но по­сле та­ко­го длин­но­го и на­пол­нен­но­го глу­бо­ким смыс­лом утрен­не­го бо­го­слу­же­ния.

Да и празд­ник се­го­дня ка­кой-то «неудоб­ный». В дру­гие празд­ни­ки мы при­вык­ли ли­бо что-то освя­щать, ли­бо о чем-то осо­бен­но про­сить. На Кре­ще­ние и на во­до­свят­ных мо­леб­нах «да­ют» во­ду, на Пас­ху освя­ща­ют пас­халь­ную снедь, на Верб­ное и Тро­и­цу — освя­щен­ные вет­ки де­ре­вьев и цве­ты, на все­нощ­ных еле­ем по­ма­зы­ва­ют и так да­лее.

В дни «важ­ных» и «гроз­ных» свя­тых, свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, про­ро­ка Илии, ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла, на­до обя­за­тель­но прид­ти по­мо­лить­ся, они то нас точ­но услы­шат, и по­мо­гут нам в том, о чем мы по­сто­ян­но про­сим.

А что та­кое день Свя­то­го Ду­ха? Вро­де и празд­ник, а ни­че­го «не да­ют» и да­же не по­ма­зы­ва­ют. Мо­жет на­до о чем-то осо­бом по­про­сить?

* * *

Все мы, на ко­го дох­ну­ла бла­го­дать Бо­го­из­ли­ян­ная, / све­тясь, бли­стая, из­ме­ня­ясь / необы­чай­ным бла­го­леп­ней­шим из­ме­не­ни­ем, / по­знав рав­но­силь­ное, нераз­дель­ное, пре­муд­рое, / три­свет­лое Су­ще­ство, Его про­слав­ля­ем.
Тро­парь 9-й пес­ни ка­но­на Пя­ти­де­сят­ни­цы

К со­жа­ле­нию, очень ча­сто по­ве­де­ние пра­во­слав­ных хри­сти­ан, осо­бен­но но­во­на­чаль­ных, нео­фи­тов, на­по­ми­на­ет ка­при­зы ма­лень­ко­го ре­бен­ка, ко­то­рый по­сто­ян­но что-то про­сит у ро­ди­те­лей. Он не раз­би­ра­ет сам, на­сколь­ко по­лез­но ему про­си­мое. Он и мыс­ли не до­пус­ка­ет, что ему са­мо­му в чем-то на­до се­бя огра­ни­чить или пре­об­ра­зить. Нет. Дай, и всё!

Вот и мы под­час по­доб­но нера­зум­но­му ре­бен­ку при­хо­дим в храм, толь­ко для то­го, чтобы по­про­сить о сво­их нуж­дах, что-то «вы­мо­лить», о чем-то по­про­сить. Толь­ко од­но «По­дай Гос­по­ди» и за­жи­га­ет на­ше серд­це во вре­мя хра­мо­во­го бо­го­слу­же­ния.

А ес­ли жизнь на­ша непре­стан­ны­ми тру­да­ми по взра­щи­ва­нию в сво­ей ду­ше бу­ке­та гре­хов окон­ча­тель­но за­шла в ту­пик, то идем к свя­щен­ни­ку и ждём чу­да: «Ба­тюш­ка, дай­те мне осо­бен­ную мо­ли­тов­ку, чтобы всё у ме­ня са­мо со­бой на­ла­ди­лось». И все уго­во­ры ве­сти цер­ков­ный об­раз жиз­ни, при­зы­вы к по­ка­я­нию упи­ра­ют­ся в недо­вер­чи­вый взгляд: «не мо­жешь чу­до­тво­рить, зна­чит не на­сто­я­щий свя­щен­ник. Бу­дем ис­кать на­сто­я­щих…»

Но про­хо­дят го­ды, и за на­шим цер­ков­ным «дет­ством» всё же долж­но на­сту­пать взрос­ле­ние. Взрос­лея, мы уже долж­ны по­ни­мать, что Цер­ковь — это не кла­до­вая чу­дес, что хо­дить в храм толь­ко для то­го, чтобы что-то у Бо­га по­про­сить — это недо­стой­но вы­со­ко­го име­ни хри­сти­а­ни­на, ко­то­рое мы по­ка еще дер­за­ем но­сить. Что мож­но ра­до­вать­ся Бо­гу не толь­ко по­то­му, что Он нам что-то да­ёт, а про­сто по­то­му, что Он есть.

К это­му взрос­ле­нию и при­зы­ва­ет нас Цер­ковь в день Свя­та­го Ду­ха. Она снис­хо­ди­тель­но к на­шим немо­щам пред­ла­га­ет и сред­ства ис­це­ле­ний от на­ших бо­лез­ней, и уте­ше­ние в на­ших скор­бях, и изобиль­но по­да­ёт про­си­мое на­ми к спа­се­нию ду­ши, а ино­гда и к удоб­ству те­лес­ной жиз­ни.
Но при этом она осо­бен­но на­по­ми­на­ет нам, что нель­зя поль­зо­вать­ся да­ра­ми Бо­жи­и­ми, пре­не­бре­гая их По­да­те­лем.

Глав­ное в на­шей жиз­ни, как в свет­ской, так и в цер­ков­ной, это во­вре­мя по­взрос­леть. Не оста­вать­ся до кон­ца сво­их дней веч­но что-то клян­ча­щим «мла­ден­цем», а вы­рас­ти в «ме­ру воз­рас­та Хри­сто­ва». На­учить­ся ви­деть в хра­ме не толь­ко ме­сто, где на­ши прось­бы услы­шат и ис­пол­нят, но и ме­сто бо­го­об­ще­ния, ме­сто пре­об­ра­же­ния, ме­сто сла­во­сло­вия.

* * *

Дух Свя­той — свет и жизнь, / и жи­вой ра­зум­ный ис­точ­ник. / Дух пре­муд­ро­сти, Дух ра­зу­ма, / бла­гой, пра­вый, мыс­ля­щий, вла­ды­че­ству­ю­щий, / очи­ща­ю­щий со­гре­ше­ния; / Бог и бо­го­тво­ря­щий; / Огонь от Ог­ня ис­хо­дя­щий; / го­во­ря­щий, дей­ству­ю­щий, рас­пре­де­ля­ю­щий да­ро­ва­ния. / Чрез Него увен­ча­лись все про­ро­ки / и Бо­жии Апо­сто­лы с му­че­ни­ка­ми. / Это — нечто, необы­чай­ное для слу­ха, / необы­чай­ное для со­зер­ца­ния: / Огонь, раз­де­ля­ю­щий­ся для со­об­ще­ния да­ро­ва­ний!
Сти­хи­ры на хва­ли­тех

Как уди­ви­тель­но кра­сив ка­нон на празд­ник Свя­то­го Ду­ха!
Это гимн на­деж­ды, гимн ра­до­сти, гимн ис­пол­не­ния бо­же­ствен­ных обе­ща­ний. Мно­же­ство кра­си­вых па­рал­ле­лей как жи­во и об­раз­но опи­сы­ва­ют нам схож­де­ние ог­нен­ных язы­ков на апо­сто­лов в Си­он­ской Гор­ни­це, так и на­по­ми­на­ют нам о ду­хов­ном смыс­ле про­ти­во­по­лож­но­го со­бы­тия — тра­ге­дии, быв­шей при стро­и­тель­стве ва­ви­лон­ской баш­ни.

То­гда лю­ди, одер­жи­мые гор­до­стью, по­те­ря­ли воз­мож­ность бес­пре­пят­ствен­но об­щать­ся друг с дру­гом. Но пре­гра­да на пу­ти об­ще­ния лю­дей друг с дру­гом и Бо­гом те­перь раз­ру­ша­ет­ся в хри­сти­а­нах, доб­ро­воль­но при­ни­ма­ю­щих ве­ли­кие Да­ры Свя­то­го Ду­ха, ко­то­рым «вся­кая ду­ша ожи­во­тво­ря­ет­ся».

При этом по уди­ви­тель­но­му сми­ре­нию Бо­жию, Дух Свя­той как Ипо­стась всё вре­мя на­хо­дит­ся как бы в те­ни. Это об­раз и сим­вол скром­но­сти Бо­га, неже­ла­ю­ще­го на­силь­но вхо­дить в на­шу жизнь.

* * *

Да, се­го­дня «неудоб­ный» празд­ник, непо­нят­ный для по­тре­би­тель­ско­го со­зна­ния. Но в нём суть и смысл все­го то­го, чем мы жи­вем и для че­го хо­дим в храм.

Ведь всё по­даст нам Дух Свя­той, ес­ли мы при­зо­вём Его. Он «ис­то­ча­ет про­ро­че­ства, свя­щен­ни­ков по­став­ля­ет, / про­сте­цов муд­ро­сти на­учил, / ры­ба­ков бо­го­сло­ва­ми явил, / со­став­ля­ет весь устав Цер­ков­ный».

По­это­му, ко­гда мы в оче­ред­ной раз пой­мем, на­сколь­ко на­ше ны­неш­нее со­сто­я­ние да­ле­ко от иде­а­ла, на­сколь­ко оно не со­от­вет­ству­ет на­ше­му име­ни и при­зва­нию, не бу­дем уны­вать, а при­зо­вем в мо­лит­ве Гос­по­да — на­ше­го под­лин­но­го Уте­ши­те­ля:

«Ско­рое и на­деж­ное уте­ше­ние / по­да­вай ра­бам Тво­им, Иису­се, / ко­гда мы уны­ва­ем ду­хом на­шим. / Не от­лу­чай­ся от душ на­ших в скор­бях, / не от­да­ляй­ся от мыс­лей на­ших в на­па­стях, / но все­гда при­хо­ди на по­мощь нам. / При­близь­ся к нам, при­близь­ся, Вез­де­су­щий, / как и с Апо­сто­ла­ми Тво­и­ми был все­гда, / так и с лю­бя­щи­ми Те­бя со­еди­нись, Ми­ло­сти­вый, / дабы мы, с То­бою со­че­тав­шись, / вос­пе­ва­ли и сла­во­сло­ви­ли все­свя­то­го Ду­ха Тво­е­го!»
(Икос празд­ни­ка).

игу­мен Си­лу­ан (Ту­ма­нов)

Источник: Блог игумена Силуана

Случайный тест