Почему Новый год начинается 1 января, или Когда пить шампанское?

ukaz_petra

Стран­ный за­го­ло­вок, – хмыкнет про се­бя чи­та­тель. – Долж­но быть, ав­тор за­мет­ки уже за­го­дя празд­ну­ет Но­вый год и по­то­му пу­та­ет дни. Ко­неч­но же – се­го­дня но­чью (с 31 де­каб­ря на 1 ян­ва­ря), и это зна­ет каж­дый ре­бе­нок! По­сле празд­нич­но­го по­здрав­ле­ния Пре­зи­ден­та уда­ры кремлёв­ских ку­ран­тов воз­ве­стят на­ступ­ле­ние уже семнадцатого го­да тре­тье­го ты­ся­че­ле­тия от Рож­де­ства Хри­сто­ва. Вре­мя быст­ро ле­тит! Как го­во­ри­ли рим­ляне, tempus edax – «вре­мя про­жор­ли­во». Мы звон­ко «чок­нем­ся», по­здра­вим друг дру­га и по­же­ла­ем в но­вом го­ду вся­че­ско­го бла­го­по­лу­чия.

Нет, нет, я пре­бы­ваю в здра­вом рас­суд­ке, а ин­три­га за­го­лов­ка свя­за­на с мо­и­ми про­фес­сио­наль­ны­ми ин­те­ре­са­ми.

Дей­стви­тель­но, на­ча­ло но­во­го го­да у нас, се­ве­рян, проч­но ас­со­ци­и­ру­ет­ся с на­ряд­ной ёл­кой и ян­вар­ски­ми мо­ро­за­ми. Это так. Тем не ме­нее, празд­ну­е­мый на­ми Но­вый год по ян­вар­ско­му сти­лю во­шел в рос­сий­ский граж­дан­ский оби­ход срав­ни­тель­но недав­но – в 1699 го­ду. (Под «сти­лем» ле­то­счис­ле­ния в дан­ном слу­чае под­ра­зу­ме­ва­ет­ся опре­де­ле­ние на­ча­ла го­да.)

В древ­но­сти су­ще­ство­ва­ли раз­лич­ные спо­со­бы опре­де­ле­ния на­ча­ла Но­во­го го­да, и точ­ка от­счё­та бы­ла для всех зри­мой и по­нят­ной. В ос­нов­ном эти точ­ки от­счё­та рас­пре­де­ля­лись по двум важ­ней­шим сель­ско­хо­зяй­ствен­ным пе­ри­о­дам – ве­сен­не­му и осен­не­му. «На­ро­ды древ­но­сти ча­сто при­ни­ма­ли во вни­ма­ние толь­ко пе­ри­од зем­ле­дель­че­ских ра­бот и пре­не­бре­га­ли осталь­ным вре­ме­нем есте­ствен­но­го го­да», – спра­вед­ли­во за­ме­ча­ет ав­тор из­вест­ной ра­бо­ты (Би­кер­ман Эли­ас. Хро­но­ло­гия древ­не­го ми­ра. М., 1975, с. 40).

Для на­ших пред­ков наи­боль­шее зна­че­ние име­ли два ви­зан­тий­ских сти­ля: сен­тябрь­ский, с точ­кой от­сче­та эры («эпо­хой эры») 1 сен­тяб­ря 5509 го­да до Р. Х., и мар­тов­ский, с точ­кой от­счё­та 1 мар­та 5508 го­да до Р. Х. Эта по­пуляр­ная мар­тов­ская эра на­зы­ва­ет­ся «кон­стан­ти­но­поль­ской» и «древ­не­рус­ской». В свою оче­редь, мар­тов­ский год де­лит­ся на два ос­нов­ных ви­да: ес­ли мар­тов­ский год на­чи­на­ет­ся на пол­го­да поз­же «ви­зан­тий­ско­го» (1 сен­тяб­ря), его на­зы­ва­ют про­сто «мар­тов­ским», ес­ли же на­чи­на­ет­ся на пол­го­да рань­ше – «уль­тра­мар­тов­ским» (от лат. ultra – «по ту сто­ро­ну»). (Су­ще­ству­ют и иные ва­ри­ан­ты мар­тов­ско­го го­да, на­при­мер, на­чи­нать его со дня ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия, 21-го мар­та. Но не бу­дем боль­ше ло­мать го­ло­ву по­дроб­но­стя­ми!). До на­ча­ла XII ве­ка пре­об­ла­дал мар­тов­ский стиль, а в XII–XIII ве­ках ши­ро­ко ис­поль­зо­вать­ся уль­тра­мар­тов­ский. Мар­тов­ский стиль ис­поль­зо­вал­ся у нас до 1492 го­да, ко­гда в при­каз­ном по­ряд­ке пе­ре­шли толь­ко на сен­тябрь­ский стиль, по ко­то­ро­му Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь жи­вёт до сих пор. До это­го на­ши ле­то­пис­цы сво­бод­но ис­поль­зо­ва­ли все сти­ли, по­это­му пе­ре­вод их да­ти­ро­вок на совре­мен­ный «ка­лен­дар­ный язык» – за­ча­стую по­чти нераз­ре­ши­мая го­ло­во­лом­ка. На эту те­му на­пи­са­но нема­ло се­рьёз­ных ис­сле­до­ва­ний.

В стра­нах сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пы так­же ис­поль­зо­ва­лись раз­лич­ные ка­лен­дар­ные сти­ли, при­чём, как в раз­лич­ное, так и в од­но и то же вре­мя, что ста­вит пе­ред ис­сле­до­ва­те­ля­ми до­пол­ни­тель­ные про­бле­мы.

Так, счёт дней в го­ду от празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва (25 де­каб­ря) вёл­ся в Ри­ме с IV ве­ка (это ведь рим­ский по про­ис­хож­де­нию празд­ник, при­ня­тый Во­сто­ком да­ле­ко не сра­зу, о чём мне уже при­хо­ди­лось пи­сать). Во Фран­ции рож­де­ствен­ский стиль ис­поль­зо­вал­ся с VIII и до кон­ца X ве­ка, в Гер­ма­нии – с IX ве­ка, но в мас­шта­бах всей стра­ны на­ча­ло но­во­го го­да бы­ло пе­ре­не­се­но здесь на 25 де­каб­ря в 1310 го­ду.

На­ча­ло но­во­го го­да с 1 мар­та, ис­поль­зо­вав­ше­е­ся ещё с до­хри­сти­ан­ских вре­мён, по­сте­пен­но рас­про­стра­ни­лось на мно­гие стра­ны Ев­ро­пы: с VI ве­ка мар­тов­ский стиль упо­треб­ля­ли во Фран­ции, Ве­не­ции и в ря­де дру­гих го­су­дарств.

Очень по­пуля­рен был в Ев­ро­пе так на­зы­ва­е­мый «бла­го­ве­щен­ский стиль» (от «Во­пло­ще­ния Гос­по­да»), – то есть Но­вый год на­чи­нал­ся со дня это­го празд­ни­ка (с 25-го мар­та). В кон­сер­ва­тив­ной «доб­рой ста­рой» Ан­глии, на­при­мер, он ис­поль­зо­вал­ся вплоть до 1753 го­да. Его так­же упо­треб­ля­ли во Фло­рен­ции и Пи­зе, а так­же во Фран­ции в IX–X ве­ках, по­сле че­го за­ме­ни­ли «пас­халь­ным сти­лем»: на­ча­ло го­да в нём – с «пред­пас­халь­ной суб­бо­ты». В XIV ве­ке пас­халь­ный стиль ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся и во мно­гих го­ро­дах Гер­ма­нии. А вот в юж­ной ча­сти Ита­лии (на­при­мер, в Неа­по­ле) ещё с ви­зан­тий­ских вре­мён на­ча­ло го­да от­счи­ты­ва­ли от 1 сен­тяб­ря.

На­ча­ло го­да с 1 ян­ва­ря от­ме­ча­ет­ся в до­ку­мен­тах Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии с XIII–XIV ве­ков, в Ис­па­нии – с 1556 го­да, в Да­нии и Шве­ции – с 1559 го­да, во Фран­ции – с 1563 го­да, в Ни­дер­лан­дах – с 1575 го­да, в Шот­лан­дии – с 1600 го­да, в Гер­ма­нии – с 1691 го­да, в Ве­не­ции – с 1797 го­да. В до­ку­мен­тах Пап­ской кан­це­ля­рии на­ча­ло го­да сов­ме­ще­но с 1 ян­ва­ря на­чи­ная с 1691 го­да (ра­нее здесь ис­поль­зо­ва­ли как бла­го­ве­щен­ский, так и рож­де­ствен­ский сти­ли). Как ви­дим, и в Ев­ро­пе ян­вар­ский стиль утвер­дил­ся до­ста­точ­но позд­но.

Сори­ен­ти­ро­вать­ся ис­то­ри­ку в этом ха­о­се сти­лей бы­ло бы прак­ти­че­ски невоз­мож­но, ес­ли бы ав­то­ры до­ку­мен­тов не ука­зы­ва­ли до­пол­ни­тель­ных эле­мен­тов да­ти­ров­ки – ин­дик­тов, вру­це­лет, кру­гов Солн­ца и «зо­ло­тых чи­сел».

novii_god

Ко­гда-то в Древ­нем Ри­ме но­вый год встре­ча­ли в мар­те, на что ука­зы­ва­ет и са­мо на­зва­ние ухо­дя­ще­го ме­ся­ца: децембер (в пе­ре­во­де с ла­тин­ско­го – «де­ся­тый»!) – ар­ха­изм, дав­но уже не со­от­вет­ству­ю­щий его ре­аль­но­му ме­сту в ка­лен­да­ре. Но мы так при­вык­ли к по­доб­ным ис­то­ри­че­ским несу­раз­но­стям, что про­сто их не за­ме­ча­ем.  

Впро­чем, уже со 153 го­да до н. э. до­це­за­рев­ский рим­ский ка­лен­дар­ный год на­чи­нал­ся с 1 ян­ва­ря, по­сколь­ку с это­го дня всту­па­ли в долж­ность рим­ские кон­су­лы («ме­ня­лась власть»!). Так, в ка­лен­да­ре из го­ро­да Пре­не­сты 1 ян­ва­ря от­ме­ча­ет­ся: «Annus novus incipit quia eo die magistratus ineunt, Но­вый год на­чи­на­ет­ся (в этот день), по­то­му что в этот день ма­ги­стра­ты всту­па­ют в долж­ность». В 46 го­ду до н. э. зна­ме­ни­тый рим­ский пол­ко­во­дец, вер­хов­ный жрец и пи­са­тель Гай Юлий Це­зарь ввёл свой но­вый ка­лен­дарь («юли­ан­ский») и окон­ча­тель­но утвер­дил на­ча­ло го­да с 1 ян­ва­ря (ка­лен­дарь Це­за­ря «за­ра­бо­тал» с 1 ян­ва­ря 45 го­да до н. э.). Имен­но при Це­за­ре под вли­я­ни­ем аст­ро­ло­гии празд­ник Но­во­го го­да при­об­рёл са­мо­сто­я­тель­ное зна­че­ние вре­менной от­мет­ки на­ча­ла го­да и, та­ким об­ра­зом, по­ло­жил на­ча­ло на­ше­му граж­дан­ско­му го­ду и на­шим но­во­год­ним празд­ни­кам.

Но­вый год по это­му «по­ли­ти­че­ско­му» ян­вар­ско­му сти­лю (од­новре­мен­но с эрой от Рож­де­ства Хри­сто­ва) ввёл у нас в де­каб­ре 1699 го­да ре­фор­ма­тор Петр Ве­ли­кий. При этом он счи­тал, что «бу­ду­ще­го ген­ва­ря с 1 чис­ла на­ста­ет» не толь­ко «но­вый 1700 год», но «куп­но и но­вый сто­лет­ний век». (Эту ошиб­ку на на­ших гла­зах по­вто­ри­ли мно­гие 31 де­каб­ря 1999 го­да, на год рань­ше от­празд­но­вав «мил­ле­ни­ум».) К со­жа­ле­нию, ему не уда­лось од­новре­мен­но вве­сти и гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь[1], ко­то­рый был при­нят в Рос­сии лишь в 1918 го­ду, – но толь­ко для граж­дан­ско­го упо­треб­ле­ния. По­мест­ный Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 1917–1918 го­дов хо­тел, но, по при­чине пре­кра­ще­ния сво­ей ра­бо­ты в усло­ви­ях «крас­но­го тер­ро­ра», не успел утвер­дить аст­ро­но­ми­че­ски точ­ный гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь. По­это­му мы сих пор жи­вем по двум ка­лен­да­рям, при­чем, Рос­сий­ское го­су­дар­ство (и бо­лее 90% всех хри­сти­ан в ми­ре, в том чис­ле и пра­во­слав­ных!) – по «хри­сти­ан­ско­му» гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю, а Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь – всё ещё по «язы­че­ско­му» ка­лен­да­рю Юлия Це­за­ря (ко­то­рый мно­гие по­че­му-то счи­та­ют «су­гу­бо пра­во­слав­ным»), от­ста­ю­ще­му в XX и XXI ве­ках от аст­ро­но­ми­че­ско­го вре­ме­ни на 13 дней. (Ин­те­рес­но, что бы ска­зал на это сам Це­зарь?) По­это­му се­го­дня в цер­ков­ном ка­лен­да­ре ещё толь­ко 18 де­каб­ря, и «Ста­рый но­вый год» на­сту­пит лишь в ночь с 13/14 ян­ва­ря.

В ка­нун но­во­год­них празд­ни­ков лю­ди ча­сто спра­ши­ва­ют: по­че­му во всем ми­ре (и у нас так бы­ло рань­ше) Рож­де­ство пред­ше­ству­ет Но­во­му го­ду, а у нас – на­обо­рот, и празд­нич­ные транс­па­ран­ты по­здрав­ля­ют рос­си­ян «С НОВЫМ ГОДОМ» (круп­ным шриф­том) и «Рож­де­ством» (бо­лее мел­ким). По­лу­ча­ет­ся, что Рож­де­ство у нас од­но – 7 ян­ва­ря (хо­тя ста­рые и совре­мен­ные бо­го­слу­жеб­ные кни­ги зна­ют лишь Рож­де­ство 25 де­каб­ря, а «Рус­ско­го Рож­де­ства 7 ян­ва­ря» в них во­все нет!), а вот «Но­во­му го­ду» яв­но по­вез­ло – он празд­ну­ет­ся два­жды. Но при этом в на­ших хра­мах «все­рьез» (а не ли­це­мер­но) слу­жат но­во­год­ний мо­ле­бен ве­че­ром 31 де­каб­ря! По­че­му же то­гда иг­но­ри­ру­ет­ся пред­ше­ству­ю­щее ему Рож­де­ство в его за­кон­ную да­ту, 25 де­каб­ря, уста­нов­лен­ную Хри­сти­ан­ской Цер­ко­вью обя­за­тель­ной для всех ещё в IV ве­ке? Нор­маль­ные лю­ди стра­да­ют от этой раз­дво­ен­но­сти.

Впро­чем, о ка­лен­дар­ных гри­ма­сах мы ещё бу­дем го­во­рить. А сей­час хо­чу по­же­лать всем счаст­ли­во­го Но­во­го го­да. Бу­дем на­де­ять­ся, что он станет «ме­нее ин­те­рес­ным» для ис­то­ри­ков в от­ри­ца­тель­ном смыс­ле (го­тов по­сту­пить­ся про­фес­сио­наль­ны­ми ин­те­ре­са­ми!) – пусть про­изой­дёт в нём мень­ше тра­ге­дий и по­тря­се­ний!

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


При­ме­ча­ния

[1] Мож­но пред­по­ло­жить, что Пётр I со­хра­нил юли­ан­ский ка­лен­дарь и не ввёл гри­го­ри­ан­ский, вос­при­ни­ма­е­мый на­род­ным со­зна­ни­ем как «ка­то­ли­че­ский», в ка­че­стве уступ­ки Рус­ской Церк­ви, ко­то­рую он и так кар­ди­наль­но ре­фор­ми­ро­вал – фак­ти­че­ски «обез­гла­вил». По­сколь­ку до 1 мар­та 1700 го­да раз­ни­ца меж­ду дву­мя ка­лен­дар­ны­ми си­сте­ма­ми со­став­ля­ла 10 дней, то этот пер­вый в Рос­сии ян­вар­ский Но­вый год по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю при­шёл­ся на 11 ян­ва­ря по гри­го­ри­ан­ско­му. В XX–XXI ве­ках этот «Ста­рый но­вый год» (ка­жет­ся, толь­ко у нас есть празд­ник с та­ким «про­ти­во­ре­чи­вым» на­зва­ни­ем и смыс­лом) при­хо­дит­ся на 14 ян­ва­ря; в XXII ве­ке бу­дет при­хо­дить­ся уже на 15 ян­ва­ря (Рож­де­ство – на 8 ян­ва­ря), и т. д.

Ли­те­ра­ту­ра

Бо­ло­тов В. В. Лек­ции по ис­то­рии Древ­ней Церк­ви. Т. I. Вве­де­ние в цер­ков­ную ис­то­рию. СПб., 1907; Кли­ми­шин И. А. Ка­лен­дарь и хро­но­ло­гия. М., 1985; Ку­ли­ков С. Ка­лен­дар­ная шпар­гал­ка для ве­ру­ю­щих и неве­ру­ю­щих, лю­би­те­лей ис­то­рии, жур­на­ли­стов и пре­зи­ден­тов. М., 1996; Ру­бан Ю. От Рож­де­ства до Сре­те­ния. Празд­ни­ки рож­де­ствен­ско­го цик­ла / На­уч­ный ред. проф. ар­хим. Иан­ну­а­рий (Ив­ли­ев). СПб.: Ко­ло, 2015.

Случайный тест