Святитель Григорий Палама: спор о Свете в сумерках империи

Бег­лец от ми­ра и плен­ник у ту­рок, ари­сто­крат, ко­то­рый от­верг «стре­лы ум­ство­ва­ний», го­ни­мый ви­зан­тий­ской вла­стью и ви­зан­тий­ской ин­тел­ли­ген­ци­ей, ар­хи­ерей, твер­до пра­вив­ший сво­ей паст­вой. При­мер жиз­ни свт. Гри­го­рия Па­ла­мы не те­ря­ет ак­ту­аль­но­сти и в на­ши дни.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма – ве­ли­кий по­движ­ник и ми­стик, учи­тель пра­во­слав­ной Церк­ви, - яв­ля­ет­ся по­след­ним яр­ким пред­ста­ви­те­лем ви­зан­тий­ско­го бо­го­сло­вия пе­ред па­де­ни­ем Им­пе­рии. Его твор­че­ство в на­ши дни по пра­ву счи­та­ет­ся вер­ши­ной ми­сти­че­ско­го бо­го­сло­вия – бо­го­сло­вия мо­лит­вы и со­зер­ца­ния, бо­го­сло­вия обо­же­ния и стя­жа­ния бла­го­да­ти Свя­то­го Ду­ха.

Бо­го­сло­вие св. Гри­го­рия зи­ждет­ся на ду­хов­но-прак­ти­че­ском опы­те Ис­и­хаз­ма (от греч. hesychia – по­кой, — без­мол­вие, от­ре­шен­ность) — мо­на­ше­ско­го дви­же­ния, стре­мив­ше­го­ся по­сред­ством со­вер­ше­ния по­сто­ян­ной “ум­ной мо­лит­вы” до­стичь бес­стра­стия. Сво­ей выс­шей це­лью ис­их­а­сты ви­де­ли пре­об­ра­же­ние и обо­же­ние по об­ра­зу вос­крес­ше­го Иису­са Хри­ста, в чем и за­клю­ча­ет­ся смысл жиз­нен­но­го пу­ти по­движ­ни­ка.

Св. Гри­го­рий ро­дил­ся в Кон­ста­ни­но­по­ле, в ари­сто­кра­ти­че­ской се­мье, по­лу­чил бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние. Осо­бый ин­те­рес в юно­сти Гри­го­рий про­яв­лял к фило­со­фии. В 17 лет Гри­го­рий в при­сут­ствии им­пе­ра­то­ра Адро­ни­ка II и его при­бли­жен­ных бле­стя­ще про­чел лек­цию о сил­ло­ги­сти­че­ском ме­то­де Ари­сто­те­ля.

Од­на­ко око­ло 1316 г., в воз­расте 20 лет, св. Гри­го­рий по­ки­нул Кон­стан­ти­но­поль и на­пра­вил­ся на Свя­тую Го­ру Афон, где при­нял мо­на­ше­ство и под­ви­зал­ся под ру­ко­вод­ством свя­тых стар­цев - пре­по­доб­ных Ни­ко­ди­ма и Ни­ки­фо­ра.

В 1325 г. из-за ту­рец­ких на­бе­гов св. Гри­го­рий с дру­ги­ми мо­на­ха­ми по­ки­нул Афон и по­се­лил­ся в Фес­са­ло­ни­ках, где при­нял сан пре­сви­те­ра. Поз­же он ос­но­вал мо­на­ше­скую об­щи­ну в окрест­но­сти го­ро­да Ве­рии, Там св. Гри­го­рий все свое вре­мя, кро­ме со­вер­ше­ния об­щих бо­го­слу­же­ний, по­свя­щал непре­рыв­ной без­молв­ной мо­лит­ве.

В 1331 го­ду св. Гри­го­рий вер­нул­ся на Афон, где жил в пу­сты­ни свя­то­го Сав­вы непо­да­ле­ку от Ве­ли­кой Лав­ры. За­тем св. Гри­го­рий был из­бран игу­ме­ном мо­на­сты­ря Эс­фиг­мен.

Ти­хая жизнь в мо­на­ше­ском уеди­не­нии про­дол­жа­лась недол­го – с 1335 г. до 1347 г. св. Гри­го­рий был вы­нуж­ден всту­пить в на­пря­жен­ную бо­го­слов­ско-дог­ма­ти­че­скую по­ле­ми­ку, по­лу­чив­шую в цер­ков­ной ис­то­рии на­зва­ние “па­ла­мит­ских спо­ров”. На пер­вом эта­пе (1335-1341 гг.) про­тив­ни­ком св. Гри­го­рия был бле­стя­ще об­ра­зо­ван­ный, но гор­дый, са­мо­лю­би­вый и дерз­кий мо­нах Вар­ла­ам Ка­лаб­рий­ский.

Вар­ла­ам был ро­дом из Ита­лии, где изу­чал схо­ла­сти­че­ское бо­го­сло­вие и фило­со­фию в ла­тин­ских шко­лах. С од­ной сто­ро­ны Вар­ла­ам слиш­ком по­ла­гал­ся на ра­зум и зна­ние, счи­тал, что хри­сти­а­нам фило­со­фия так же необ­хо­ди­ма, как и Бо­же­ствен­ное от­кро­ве­ние. С дру­гой сто­ро­ны, Вар­ла­ам был скеп­ти­ком и счи­тал, что Бог непо­зна­ва­ем для че­ло­ве­ка, в зем­ной жиз­ни воз­мож­но лишь очень при­бли­зи­тель­ное, сим­во­ли­че­ское ви­де­ние Бо­га, Ко­то­ро­го че­ло­век уви­дит лишь по­сле смер­ти.

Вар­ла­ам на­пи­сал ряд со­чи­не­ний, в ко­то­рых под­верг ед­кой кри­ти­ке спе­ци­фи­че­скую, пси­хо­со­ма­ти­че­скую прак­ти­ку ум­ной мо­лит­вы ис­их­а­стов, а са­мих мо­на­хов – ис­их­а­стов объ­явил по­сле­до­ва­те­ля­ми древ­ней ере­си мес­са­ли­ан­ства.

В от­вет св. Гри­го­рий на­пи­сал в пе­ри­од 1338-1341 де­вять слов про­тив Вар­ла­а­ма, раз­де­лив их на три три­а­ды, а так­же со­ста­вил в 1340 г. “Свя­то­гор­ский То­мос в за­щи­ту свя­щен­но-без­мол­ству­ю­щих”. В спо­ре с Вар­ла­а­мом св. Гри­го­рия под­дер­жал Кон­ста­ни­но­поль­ский Пат­ри­арх Иоанн Ка­ле­ка, став­ший поз­же его злей­шим вра­гом, ца­ри­ца Ан­на и её сын Иоанн Па­лео­лог, ве­ли­кий до­ме­стик, бу­ду­щий им­пе­ра­тор, Иоанн Кан­та­ку­зин, а так­же ви­зан­тий­ские и афон­ские мо­на­хи.

Вар­ла­ам на­шел под­держ­ку в уче­ной сре­де – преж­де все­го в ли­це фило­со­фа и бо­го­сло­ва Гри­го­рия Акин­ди­на, быв­ше­го вна­ча­ле дру­гом и еди­но­мыш­лен­ни­ком св. Гри­го­рия Па­ла­мы и ис­то­ри­ка Ни­ки­фо­ра Гри­го­ры.

В этих спо­рах дис­ку­ти­ро­ва­лись не толь­ко во­про­сы, свя­зан­ные с прак­ти­кой ис­и­хаз­ма. Глав­ной те­мой спо­ров бы­ло уче­ние св. Гри­го­рия о “нетвар­ных энер­ги­ях”, по­сред­ством ко­то­рых Бог дей­ству­ет в зем­ном ми­ре. Бог в Сво­ей сущ­но­сти оби­та­ет в “непри­ступ­ном све­те”, Его сущ­ность непо­сти­жи­ма че­ло­ве­че­ским ве­де­ни­ем и не со­об­ща­ет­ся твар­но­му ми­ру. Од­на­ко Бог со­об­ща­ет Се­бя ми­ру и че­ло­ве­ку через Свои дей­ство­ва­ния, или энер­гии. “Ибо со­глас­но от­цам, как солн­це сво­им лу­чом и осве­ща­ет, и со­гре­ва­ет, и про­буж­да­ет, и взра­щи­ва­ет, и ожи­во­тво­ря­ет, так и Бог по­сред­ством еди­ной энер­гии со­вер­ша­ет (ενεργει) все”.

Этой нетвар­ной энер­ги­ей был Фа­вор­ский свет, ко­то­рым был оси­ян Спа­си­тель во вре­мя Пре­об­ра­же­ния и ко­то­рый ви­де­ли апо­сто­лы. Этим же све­том мо­жет быть оси­ян по­движ­ник, до­стиг­ший бла­жен­но­го со­сто­я­ния обо­же­ния.

“Так же вос­си­я­ют пра­вед­ни­ки, как Гос­подь вос­си­ял на го­ре, и цар­ство их бу­дет не твар­ное и не со­вер­шен­но иное, а то же са­мое, что и Его…О, кто вос­по­ет до­стой­но, еди­но­род­ное Сло­во Бо­жие, си­лу Тво­е­го при­ше­ствия на зем­лю? Ведь на Бо­же­ствен­ном тво­ем жерт­вен­ни­ке воз­жи­га­ет­ся не чуж­дый, зем­ной огонь, а в дру­гом смыс­ле чуж­дый — небес­ный, пе­ре­да­ва­ни­ем хра­ни­мый неуга­си­мо, ко­то­рый Ты при­шел за­ро­нить на зем­лю по несрав­нен­ной без­дне че­ло­ве­ко­лю­бия, ко­то­ро­го при­ча­ща­ют­ся слу­жа­щие ду­хи и от ко­то­ро­го бе­гут де­мо­ны, ко­то­рый Мо­и­сей уви­дел на тер­нов­ни­ке и ко­то­рым Илия был вос­хи­щен от зем­ли, ко­то­рый сонм апо­сто­лов Тво­их ви­дел из­ли­ва­ю­щим­ся от Тво­е­го те­ла и ко­то­рым был оза­рен Па­вел, из го­ни­те­ля об­ра­тив­ший­ся в уче­ни­ка, ко­то­рый есть си­ла вос­кре­ше­ния и дей­ствие бес­смер­тия, си­я­ние свя­тых душ и со­еди­не­ние всех сло­вес­ных сил”.

В 1341, 1347, 1351, 1352, и 1368 го­дах в Кон­ста­ни­но­по­ле про­во­ди­лись цер­ков­ные со­бо­ры, на ко­то­рых уче­ние Па­ла­мы и его сто­рон­ни­ков бы­ло при­зна­но со­глас­ным с уче­ни­ем Церк­ви, а Вар­ла­ам и его сто­рон­ни­ки ана­фе­мат­ство­ва­ны. Сам Вар­ла­ам впо­след­ствии пе­ре­шел в ка­то­ли­цизм и стал ла­тин­ским епи­ско­пом.

В 1341 – 1347 Ви­зан­тия бы­ла охва­че­на меж­до­усо­би­цей. В 1341 г. умер им­пе­ра­тор Ан­д­ро­ник III. В борь­бе за власть схва­ти­лись Иоанн Кан­та­ку­зин и ве­ли­кий ду­ка Алек­сий Апо­кавк. Алек­сия под­дер­жи­вал пат­ри­арх Иоанн Ка­ле­ка, Кан­та­ку­зи­на под­дер­жи­вал Па­ла­ма.

Пат­ри­арх Иоанн лю­то воз­не­на­ви­дел св. Гри­го­рия и хо­тел до­бить­ся его от­лу­че­ния от Церк­ви. В мае-июне 1342 г. со­сто­я­лось два со­бо­ра для осуж­де­ния Па­ла­мы, од­на­ко пат­ри­арх не смог до­бить­ся же­ла­е­мо­го. В но­яб­ре 1344 г. на оче­ред­ном со­бо­ре свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­му все же осу­ди­ли и от­лу­чи­ли от Церк­ви, а Акин­дин, в тот мо­мент глав­ный про­тив­ник Па­ла­мы, в кон­це то­го же го­да был воз­ве­ден в сан пре­сви­те­ра.

В 1347 г. по­сле по­бе­ды и вос­ше­ствия на им­пе­ра­тор­ский трон Иоан­на Кан­та­ку­зи­на, пат­ри­ар­шую ка­фед­ру за­нял Ис­и­дор Ву­хир, бла­го­во­лив­ший ис­их­астам. На со­бо­ре 2 фев­ра­ля 1347 г. св. Гри­го­рий Па­ла­ма был оправ­дан, а его про­тив­ни­ки осуж­де­ны. Вско­ре Св. Гри­го­рий был из­бран ар­хи­епи­ско­пом Фес­са­ло­ни­кий­ским. Од­на­ко за­нял ка­фед­ру он толь­ко в 1350 г., ко­гда им­пе­ра­тор Кан­та­ку­зин сло­мил со­про­тив­ле­ние зи­ло­тов -сто­рон­ни­ков Па­лео­ло­га и за­хва­тил Фес­са­ло­ни­ки. Св. Гри­го­рий кро­то­стью и ми­ро­лю­би­ем успо­ко­ил жи­те­лей го­ро­да и во­дво­рил граж­дан­ский по­ря­док.

В 1354 г. св. Гри­го­рий от­пра­вил­ся по мо­рю в Кон­стан­ти­но­поль с це­лью при­ми­рить Кан­та­ку­зи­на и Па­лео­ло­га. Но его ко­рабль под­верг­ся на­па­де­нию ту­рец­ких пи­ра­тов, и св. Гри­го­рий на год ока­зал­ся в ту­рец­ком пле­ну. Он со сми­ре­ни­ем пе­ре­нес ис­пы­та­ние, и счи­тал, что Сам Бог на­пра­вил его к тур­кам, чтобы воз­ве­стить им ве­ру Хри­сто­ву.

В “По­сла­нии сво­ей Церк­ви”, а так­же в двух со­хра­нив­ших­ся текстах “Со­бе­се­до­ва­ний” св. Гри­го­рий по­вест­ву­ет об об­сто­я­тель­ствах сво­е­го пле­не­ния и спо­рах о ве­ре, ко­то­рые он вел с му­суль­ма­на­ми, рискуя по­те­рять жизнь. Эти тек­сты яв­ля­ют нам об­ра­зец твер­дой и прин­ци­пи­аль­ной по­зи­ции хри­сти­а­ни­на в вер­но­сти еван­гель­ско­му бла­го­ве­стию, од­новре­мен­но муд­ро­му и ува­жи­тель­но­му от­но­ше­нию к лю­дям, ис­по­ве­ду­ю­щим иную ре­ли­гию.

“Один из них (ту­рок), – по­вест­ву­ет св. Гри­го­рий - ска­зал: «На­станет ко­гда-ни­будь вре­мя, ко­гда мы при­дем к со­гла­сию друг с дру­гом». И я со­гла­сил­ся с этим и вы­ска­зал по­же­ла­ние, чтобы та­кое вре­мя при­шло как мож­но ско­рее. Но по­че­му я ска­зал это лю­дям, ко­то­рые с точ­ки зре­ния ве­ры жи­вут сей­час ина­че, чем бу­дут жить, ко­гда та­кое вре­мя на­сту­пит? Я со­гла­сил­ся, по­то­му что вспом­нил сло­ва апо­сто­ла о том, что «пе­ред име­нем Иису­са Хри­ста пре­кло­нит­ся вся­кое ко­ле­но и вся­кий язык бу­дет ис­по­ве­до­вать, что Гос­подь Иисус Хри­стос в сла­ву Бо­га От­ца» (Рим.14:11; Флп.2:10-11); это бу­дет, во вся­ком слу­чае, во вре­мя вто­ро­го при­ше­ствия Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста”.

По­сле осво­бож­де­ния от ту­рок и воз­вра­ще­ния к сво­ей пастве свт. Гри­го­рий мир­но пра­вил сво­ей епар­хи­ей до 1359 г. ( или 1357 г.). К это­му вре­ме­ни от­но­сят­ся его “Оми­лии” или По­уче­ния, по пра­ву счи­та­ю­щи­е­ся ше­дев­ра­ми цер­ков­но­го крас­но­ре­чия. Скон­чал­ся св. Гри­го­рий 14 но­яб­ря 1364 г. в воз­расте 63 лет.

Непо­сред­ствен­но по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны св. Гри­го­рия ста­ли по­чи­тать в Фес­са­ло­ни­ках как мест­но­чти­мо­го свя­то­го. В 1368 г. Си­нод Кон­ста­ни­но­поль­ской Церк­ви во гла­ве с пат­ри­ар­хом Фило­фе­ем Кок­ки­ном про­сла­вил его в ли­ке свя­тых и вклю­чил имя св. Гри­го­рия в цер­ков­ный ка­лен­дарь.
Пат­ри­арх Фило­фей так­же со­ста­вил жи­тие и служ­бу св. Гри­го­рию. Чест­ные мо­щи св Гри­го­рия бы­ли по­ло­же­ны в ка­фед­раль­ном со­бо­ре св.Со­фии в Фес­са­ло­ни­ках. По­сле за­хва­та го­ро­да тур­ка­ми и об­ра­ще­нии хра­ма в ме­четь мо­щи Гри­го­рия Па­ла­мы бы­ли вна­ча­ле пе­ре­не­се­ны в мо­на­стырь Вла­та­дон, а за­тем в мит­ро­по­ли­чий со­бор го­ро­да. С 1890 они хра­нят­ся в но­вом ка­фед­раль­ном со­бо­ре. го­ро­да, освя­щён­ном в 1914 г. в честь св. Гри­го­рия.
С XX в. к изу­че­нию бо­го­слов­ско­му твор­че­ству св. Гри­го­рия, и, в це­лом, к ис­и­хаз­му и пра­во­слав­но­му ми­сти­циз­му, про­яв­ля­ет­ся боль­шое вни­ма­ние и ин­те­рес, как сре­ди пра­во­слав­ных, так и ино­слав­ных хри­сти­ан. Бы­ло опуб­ли­ко­ва­но мно­же­ство пе­ре­во­дов, книг и мо­но­гра­фий о св. Гри­го­рии и тра­ди­ци­ях ис­и­хаз­ма. Наи­бо­лее из­вест­ной фун­да­мен­таль­ным ис­сле­до­ва­ни­ем о па­ла­миз­ме яв­ля­ет­ся ра­бо­та про­топр. Иоан­на Мей­ен­дор­фа. “Жизнь и тру­ды св. Гри­го­рия Па­ла­мы: Вве­де­ние в изу­че­ние”.

Жиз­нен­ный при­мер и уче­ние св. Гри­го­рия Па­ла­мы не те­ря­ет сво­ей ак­ту­аль­но­сти для совре­мен­ных хри­сти­ан, по­сколь­ку яв­ля­ет со­бой жи­вой опыт непо­сред­ствен­но­го об­ще­ния с Бо­гом в мо­лит­ве и ас­ке­ти­че­ско­го по­дви­га, на­прав­лен­но­го на пре­об­ра­же­ние сво­е­го внут­рен­не­го ду­хов­но­го ми­ра при по­мо­щи дей­ствия Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти, нис­по­сы­ла­е­мой че­ло­ве­ку Бо­гом как ве­ли­чай­ший дар Его люб­ви.

Про­то­ди­а­кон Кон­стан­тин Мар­ко­вич

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

Случайный тест