Десять вопросов о патриархе

Оглав­ле­ние


Что обо­зна­чает слово «пат­ри­арх»?

Слово состоит из двух гре­че­ских корней: отец и гос­под­ство, начало, власть. В обще­ствен­ной жизни слово «пат­ри­арх» служит для обо­зна­че­ния выда­ю­ще­гося в какой-либо про­фес­си­о­наль­ной сфере чело­века и упо­треб­ля­ется в пере­нос­ном смысле. Однако в Церкви этот термин всегда имеет совер­шенно иное зна­че­ние.

Во-первых, так назы­вают неко­то­рых вет­хо­за­вет­ных святых, не только участ­во­вав­ших в исто­рии спа­се­ния, но и бывших пря­мыми пред­ками Спа­си­теля. Древ­них пат­ри­ар­хов назы­вают еще родо­на­чаль­ни­ками или пра­от­цами; среди них осо­бенно известны Авраам, Исаак и Иаков.

А во-вторых, пат­ри­ар­хами назы­вают глав неко­то­рых пра­во­слав­ных помест­ных Церк­вей. В этом зна­че­нии слово «пат­ри­арх» обо­зна­чает вовсе не отдель­ный, наи­выс­ший чин иерар­хии свя­щен­ства, а особый цер­ков­ный статус и титул. Он при­сва­и­ва­ется Цер­ко­вью наи­бо­лее авто­ри­тет­ному епи­скопу, воз­глав­ля­ю­щему, как пра­вило, глав­ную кафедру страны.

Кто был первым пат­ри­ар­хом?

Первым пат­ри­ар­хом при­нято счи­тать свя­того Иакова, апо­стола из числа семи­де­сяти уче­ни­ков Спа­си­теля и пер­вого епи­скопа первой по стар­шин­ству Иеру­са­лим­ской Церкви. По пре­да­нию, Иаков был сыном Иосифа Обруч­ника от пер­вого брака, поэтому в Еван­ге­лии он назы­ва­ется еще братом Гос­под­ним, хотя ника­кого род­ства по крови у Иисуса Христа с Иако­вом нет.

Новый Завет содер­жит одно посла­ние, при­над­ле­жа­щее перу апо­стола Иакова, а поскольку этот апо­стол воз­гла­вил самую первую хри­сти­ан­скую общину, посла­ние это стоит в Библии первым по списку, даже перед посла­ни­ями апо­стола Петра.

Авто­ри­тет Иакова как пер­вого пат­ри­арха был непре­ре­каем, что хорошо видно из опи­са­ния самого пер­вого цер­ков­ного Собора, состо­яв­ше­гося в Иеру­са­лиме (Деян.15). Именно апо­стол Иаков вынес реше­ние по вопросу, более всего вол­но­вав­шему в то время общину первых хри­стиан: сле­дует ли обра­тив­шимся в хри­сти­ан­ство из язы­че­ства испол­нять обряды, кото­рые запо­ве­даны евреям в Ветхом Завете? Пат­ри­арх Иаков посо­ве­то­вал не затруд­нять обра­ща­ю­щихся к Богу из языч­ни­ков (Деян.15:19), и с тех пор прак­ти­че­ски все обря­до­вые поста­нов­ле­ния Вет­хого Завета пере­стали быть для хри­стиан обя­за­тель­ными.

Чего не может пат­ри­арх?

Поскольку пат­ри­арх – это не сте­пень свя­щен­ства, а только почет­ный титул, то, по сути, у его носи­теля не больше прав, чем у любого дру­гого епи­скопа. Пат­ри­арху под­чи­ня­ются не потому, что он «выше» других, а потому, что он обла­дает авто­ри­те­том среди епи­ско­пов. Вся власть пат­ри­арха огра­ни­чена внут­рен­ними кано­нами Церкви и личным авто­ри­те­том пас­тыря. К при­меру, пат­ри­арх не может еди­но­лично постав­лять новых епи­ско­пов или при­ни­мать реше­ния, с кото­рыми не будут согласны другие авто­ри­тет­ные члены архи­ерей­ского собора.

Кто был первым пат­ри­ар­хом на Руси?

Свя­ти­тель Иов, первый пат­ри­арх Рус­ской Церкви, был постав­лен в 1589 году мос­ков­ским Собо­ром под пред­се­да­тель­ством Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха Иере­мии II. До этого вре­мени наша Цер­ковь воз­глав­ля­лась мит­ро­по­ли­тами, причем до сере­дины XV века Рус­ская Цер­ковь отно­си­лась к Кон­стан­ти­но­поль­скому Пат­ри­ар­хату и не имела само­сто­я­тель­ного управ­ле­ния.

Обя­зан­но­сти пат­ри­арха

Пат­ри­арх как пер­во­свя­щен­ник воз­глав­ляет молит­вен­ное слу­же­ние Церкви и прак­ти­че­ски всегда лично совер­шает наи­бо­лее тор­же­ствен­ные бого­слу­же­ния. Он также опре­де­ляет отно­ше­ния Церкви с госу­дар­ством и обще­ствен­ными орга­ни­за­ци­ями, а это озна­чает, что он непре­рывно, иногда бук­вально круг­лые сутки должен испол­нять пред­ста­ви­тель­ские и орга­ни­за­тор­ские функ­ции. Также пат­ри­арх обязан пред­се­да­тель­ство­вать в Свя­щен­ном Синоде, явля­ю­щемся высшей цер­ков­ной вла­стью в период между цер­ков­ными собо­рами. При его уча­стии про­ис­хо­дит назна­че­ние архи­ереев, поэтому он должен вни­кать в подроб­но­сти всех внут­ри­цер­ков­ных дел. Пат­ри­арх обязан брать на себя реше­ние всех основ­ных вопро­сов, как духов­ных, так и вполне земных – вроде финан­си­ро­ва­ния духов­ных ака­де­мий или назна­че­ний на важные посты в Пат­ри­ар­хии.

Кроме того, пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси явля­ется главой сто­лич­ной Мос­ков­ской епар­хии. А еще пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси управ­ляет пат­ри­ар­шими подво­рьями по всей стране, а также так назы­ва­е­мыми став­ро­пи­ги­аль­ными мона­сты­рями, под­чи­нен­ными не мест­ным архи­ереям, а напря­мую Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии.

Может ли Цер­ковь жить без пат­ри­арха?

Поскольку пат­ри­арх не явля­ется носи­те­лем какой-то особой сакраль­ной власти над Цер­ко­вью, а просто обла­дает наи­выс­шим авто­ри­те­том среди епи­ско­пов, то в исто­рии Церкви известны пери­оды, когда пат­ри­арха не изби­рали. Так, после смерти в 1700 году пат­ри­арха Адри­ана царь Петр I, желав­ший под­чи­нить Цер­ковь свет­ской власти, поме­шал про­ве­де­нию неза­ви­си­мых выбо­ров пред­сто­я­теля и назна­чил на место пат­ри­арха «место­блю­сти­теля пат­ри­ар­шего пре­стола». А в 1721 году учре­дил Свя­тей­ший Пра­ви­тель­ству­ю­щий Синод, кото­рый с тех пор являлся высшим госу­дар­ствен­ным орга­ном цер­ковно-адми­ни­стра­тив­ной власти Рос­сий­ской Импе­рии и заме­нял собой пат­ри­арха в части обще­цер­ков­ных функ­ций и внеш­них сно­ше­ний.

Как собра­ние кано­ни­че­ских епи­ско­пов, Синод в каче­стве вер­хов­ного органа цер­ков­ного управ­ле­ния был при­знан всеми Восточ­ными Пат­ри­ар­хами и про­чими авто­ке­фаль­ными Церк­вями. Однако Синод не мог при­ни­мать само­сто­я­тель­ных реше­ний, так как его члены назна­ча­лись лично импе­ра­то­ром, ведав­шим всеми кад­ро­выми вопро­сами. Импе­ра­тор также имел лич­ного пред­ста­ви­теля в Свя­тей­шем Синоде – обер-про­ку­рора, кото­рый фак­ти­че­ски обла­дал всей пол­но­той власти над цер­ков­ной жизнью страны. Номи­нально обер-про­ку­рор являлся госу­дар­ствен­ным чинов­ни­ком, и поэтому мог даже не быть пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном, как порой и слу­ча­лось.

Сино­даль­ный период в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви длился почти двести лет, и только в начале XX века Цер­ковь смогла вновь избрать себе пред­сто­я­теля.

Выхо­дит ли пат­ри­арх на пенсию?

Право реше­ния вопроса об уходе пат­ри­арха на покой, при­над­ле­жит Архи­ерей­скому Собору. Устав РПЦ, гл. IV: «13. В случае кон­чины Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси, его ухода на покой, нахож­де­ния под цер­ков­ным судом или иной при­чины, дела­ю­щей невоз­мож­ным испол­не­ние им пат­ри­ар­шей долж­но­сти, Свя­щен­ный Синод под пред­се­да­тель­ством ста­рей­шего по хиро­то­нии посто­ян­ного члена Свя­щен­ного Синода немед­ленно изби­рает из числа своих посто­ян­ных членов Место­блю­сти­теля Пат­ри­ар­шего Пре­стола».

Богат ли пат­ри­арх?

Уже много веков в пат­ри­архи, как и вообще в епи­скопы, по тра­ди­ции постав­ляют только мона­хов. А монах при постриге дает не только обеты цело­муд­рия и послу­ша­ния, но и обет нес­тя­жа­ния, так что фак­ти­че­ски пат­ри­арху не при­над­ле­жит ничего из того, что его окру­жает. Абсо­лютно все, от рези­ден­ции и пред­ста­ви­тель­ского авто­мо­биля до бого­слу­жеб­ных обла­че­ний, при­над­ле­жит Церкви и всего лишь нахо­дится у него в поль­зо­ва­нии. Един­ствен­ный источ­ник лич­ного дохода Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия – это обыч­ная граж­дан­ская пенсия, кото­рую госу­дар­ство выпла­чи­вает ему по ста­ро­сти, а доро­гие подарки, кото­рые порой ему дарят, как пра­вило, ока­зы­ва­ются в музей­ных кол­лек­циях или пере­да­ются на нужды Церкви. При испол­не­нии пред­ста­ви­тель­ских функ­ций пред­сто­я­тель Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви должен выгля­деть соот­вет­ственно своему сану, а личный быт его устроен гораздо проще.

Испо­ве­ду­ется ли пат­ри­арх, и кому?

Его Свя­тей­ше­ство пат­ри­арх Алек­сий II лично отве­тил на этот вопрос в интер­вью жур­налу «Фома» №7 за 2005 год: «Да, как и любой пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин».

И точно так же, как и любой другой чело­век, пат­ри­арх вправе сове­то­ваться со своим духов­ни­ком. Гово­рить же о том, кто именно явля­ется духов­ни­ком того или иного чело­века, вряд ли уместно, поскольку это – глу­боко личное дело.

Сколько сейчас пат­ри­ар­хов?

До рас­кола 1054 года и отде­ле­ния Рим­ской Церкви титул пат­ри­арха при­сва­и­вался пяти епи­ско­пам Все­лен­ской Церкви: Рим­скому, Кон­стан­ти­но­поль­скому, Алек­сан­дрий­скому, Антио­хий­скому и Иеру­са­лим­скому. В совре­мен­ной Церкви титул пат­ри­арха имеют пред­сто­я­тели

Кон­стан­ти­но­поль­ской,
Алек­сан­дрий­ской,
Антио­хий­ской,
Иеру­са­лим­ской,
Рус­ской,
Гру­зин­ской (като­ли­кос-Пат­ри­арх),
Серб­ской,
Бол­гар­ской и
Румын­ской Церк­вей.

Пат­ри­ар­хами при­нято назы­вать и глав неко­то­рых иных хри­сти­ан­ских непра­во­слав­ных Церк­вей, а также неко­то­рых като­ли­че­ских епи­ско­пов – как пра­вило, глав уни­ат­ских Церк­вей.

Журнал «Фома»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки